В тактике производства данного следственного действия традиционно можно выделить три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный. Общими тактическими приемами производства являются законность, этичность, применение научно-технических средств, использование помощи специалистов.
После того как следователь придет к выводу о том, что для решения возникшего в ходе расследования вопроса требуется назначение экспертизы и для ее производства необходимы образцы для сравнительного исследования, начинается подготовка к проведению данного следственного действия.
Подготовка к получению образцов для сравнительного исследования включает в себя ряд необходимых мероприятий, которые осуществляет следователь:
1. принимает решение о том, какие образцы должны быть получены и в каком количестве. Это решение вытекает из рассмотрения вопроса о назначении экспертизы. Для этого он анализирует материалы дела, консультируется со специалистами;
2. выносит постановление, бланк которого предусмотрен приложением 121 к ст. 476 УПК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 202 УПК РФ о получении образцов для сравнительного исследования следователь выносит постановление, которое объявляется лицу, у которого должны быть получены образцы;
3. определяет круг участников с учетом выделения обязательных и факультативных. Обязательные участники - следователь и лицо, от которого получаются образцы. К числу факультативных относятся специалист, понятые и др.;
4. решает вопрос о времени проведения. При этом учитывает выбор момента проведения следственного действия и его продолжительность, а также соотношение с моментом назначения экспертизы, для обеспечения производства которой изымаются образцы;
5. определяет место производства, которое обусловливается спецификой следственного действия. В одних случаях образцы могут быть получены в кабинете следователя (например, образцы почерка), некоторые виды образцов возможно получить только в специализированных учреждениях, где имеются необходимые условия, аппаратура и т.д. Например, образцы крови целесообразно получать в условиях медицинского учреждения, поскольку там может быть обеспечена необходимая стерильность;
6. подготавливает необходимые технические средства: средства изготовления образцов (дактилоскопические карты, гипс, пластилин), средства фиксации, средства упаковки (конверты, пробирки, пакеты, вату).
Рабочий этап заключается в непосредственном получении нужных образцов в необходимых количествах. При изъятии образцов у лица рабочий этап следственного действия начинается с установления личности(проверки документов) и ознакомления данного лица с постановлением о получении образцов для сравнительного исследования. Проверка документов лица, у которого получают образцы для сравнительного исследования, обеспечит законность следственного действия и достоверность происхождения образцов.
В процессе получения должны строго соблюдаться требования законности, а также морально-этические нормы. При получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья или унижающие честь и достоинство.
Перед непосредственным началом следуют инструктаж участников, разъяснение их прав и обязанностей.
Этап непосредственного изъятия образцов в зависимости от следственной ситуации может происходить в конфликтной либо бесконфликтной ситуации.
Бесконфликтная ситуация связна с добровольным характером получения образцов для сравнительного исследования. В данной ситуации в ходе рабочего этапа важно сосредоточиться на соблюдении требований, предъявляемых к образцам для сравнительного исследования.
Конфликтная ситуация обусловлена принудительным получением образцов для сравнительного исследования. В этом случае необходимо направить усилия на установление психологического контакта, использовать тактические приемы убеждения, примера, разъяснить цель получения образцов и обратить внимание на то, что отказ от предоставления образцов может быть соответственно оценен судом и что образцы могут подтверждать не только причастность к совершенному преступлению, но и невиновность лица.
В противном случае образцы могут быть изъяты в принудительном порядке.
При этом необходимо иметь в виду, что некоторые образцы получить принудительно невозможно (например, образцы почерка).
Поэтому в случае отказа в предоставлении образцов необходимо отразить данный факт в протоколе, а для обеспечения возможности производства экспертизы использовать другие пути, например попытаться обнаружить и изъять свободные и условно-свободные образцы (если они смогут заменить экспериментальные).
Надлежащее процессуальное оформление данных образцов при их изъятии в ходе обыска, например, или выемки в совокупности с протоколом получения образцов для сравнительного исследования, в котором запечатлен отказ от дачи образцов для сравнительного исследования, послужит обоснованием правомерности использования в ходе экспертизы иных объектов для сравнения при условии того, что они отвечают необходимым требованиям.
Заключительный этап сводится к фиксации хода и результатов данного следственного действия. Составляется протокол получения образцов для сравнительного исследования, бланк которого предусмотрен приложением 122 к ст. 476 УПК РФ. Возможно использовать и иные средства фиксации.
84. Тактика назначения судебных экспертиз. Экспертные учреждения в Российской Федерации.
В настоящее время при раскрытии и расследовании преступлений все более широко и эффективно применяются специальные знания. Формы использования специальных знаний могут быть различными – проведение судебных экспертиз; помощь специалистов следователю в осуществлении следственных действий; производство ревизий и т.д. Основной формой использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве является назначение и производство судебных экспертиз.
Судебная экспертиза – это следственное действие, состоящее в производстве в установленном законом порядке исследований тех или иных объектов специалистами в науке, технике, искусстве или ремесле и даче ими заключений по вопросам, возникающим в ходе расследования по уголовным делам.
Результат экспертизы – это вывод (заключение) эксперта о фактах, не являющихся очевидными, т.е. таких, которые не могут быть установлены в ходе непосредственного восприятия работником дознания, следователем или судом.
Классификация судебных экспертиз:
1. по характеру специальных знаний, используемых в судебных экспертизах;;
2. по объему исследования - основные и дополнительные;
3. по последовательности проведения - первичные и повторные;
4. по численности и составу исполнителей - единоличные, коллегиальные;
5. по месту производства - производимые в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения;
6. по принципу обязательности проведения - обязательные (круг случаев предусмотрен в ст. 196 УПК РФ); необязательные, назначаемые по усмотрению следователя;
7. в зависимости от состава участников - с участием следователя; с участием следователя, обвиняемого (подозреваемого), защитника; без участия названных лиц.
В рамках подготовки к производству экспертизы следователь прежде всего решает вопрос о целесообразности ее назначения. Данное решение должно приниматься с учетом того, что если при расследовании можно применять помощь специалистов, то она должна быть использована максимально.
После этого следователь должен решить ряд других организационных вопросов:
1) определить вид необходимой экспертизы. Решение этого вопроса предопределяется задачами расследования и в определенной степени конкретной следственной ситуацией. Но при этом должно учитываться и высказанное в литературе положение о том, что следователь не должен во всех ситуациях предварительного расследования ограничиваться назначением традиционных, всем известных экспертиз. Знание возможностей современной науки, техники, творческий подход позволяют следователю использовать разнообразные и новые области специальных познаний.
Все судебные экспертизы, к помощи которых обращаются следователи (суды), делятся на несколько классов, которые в свою очередь подразделяются на виды и подвиды.
Наиболее распространены следующие классы экспертиз:
• криминалистические (трасологическая, баллистическая, почерковедческая и др.);
• медицинские и психофизиологические (судебно-психиатрическая и др.);
• инженерно-транспортные (автотехническая, авиационнотехническая и др.);
• инженерно-технические (пожарно-техническая, строительнотехническая и др.);
• инженерно-технологические (взрыво-технологическая, товароведческая);
• экономические (судебно-бухгалтерская, планово-экономическая и др.);
• биологические (судебно-ботаническая, судебно-зоологическая и др.);
• сельскохозяйственные (агробиологическая, агротехническая и др.);
• экологические;
• искусствоведческие
Дата: 2019-07-24, просмотров: 261.