Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контроль и запись переговоров - это следственное действие, проводимое с целью прослушивания и записи переговоров путем использования средств коммуникации, а также осмотра и прослушивания при этом фонограмм (ст. 186 УПК РФ).

В тексте ст. 186 УПК РФ, как и ранее в ст. 174 УПК РСФСР (о контроле и записи переговоров), контроль и запись телефонных и иных переговоров называются следственным действием. При этом следует отметить, что мнения ученых о природе и характеристике данного действия разделились.

По поводу высказываемого в литературе мнения о том, что контроль и запись переговоров не являются следственными действиями, необходимо отметить следующее. В системе следственных действий невозможно отыскать абсолютно "чистые" действия. Все они содержат элементы разных следственных действий, т.е. по существу носят комплексный характер. При этом объем посторонних элементов различен. Когда он относительно значителен, это вызывает дискуссии о сущности следственного действия. Совокупность элементов, привнесенных из других следственных действий, такова, что они образуют самостоятельные действия, отличные от всех других. Наглядный пример тому - проверка показаний на месте, правовая регламентация которой лишь подтвердила ее автономность.

В последнее время появился ряд работ, рассматривающих специфику данного действия. Это работы Ю.В. Гаврилина и Е.С. Дубоносова, Л.И. Ивченко, Л.Г. Юриной и В.М. Юрина.

Контроль и запись телефонных и иных переговоров представляют собой подключение с помощью технических средств к переговорному устройству и конспиративный слуховой контроль переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи или односторонних сообщений, а также фиксацию в целях получения речевой информации и обнаружения сведений, могущих иметь значение для дела.

Целями производства данного следственного действия являются: отслеживание информации, выявляемой в процессе контроля переговоров; запись выявленной информации; осмотр и прослушивание получаемых фонограмм, определение в них данных, имеющих значение для дела; проверка доказательств и получение новых доказательств (в том числе установление лиц, участвующих в совершении преступления; мест, где скрываются преступники либо похищенное, и орудия преступления); немедленное использование полученных сведений для обеспечения безопасности граждан и интересов государства.

В соответствии с положениями УПК РФ контроль и запись переговоров осуществляются при наличии определенных обстоятельств: 1) прежде всего, как для большинства следственных действий, это факт возбуждения уголовного дела; 2) наличие письменного заявления лица, у которого будет проводиться контроль (в рамках уголовного дела это потерпевший, свидетель, их близкие), либо судебного решения, которое принимается по ходатайству следователя; 3) наличие достаточных оснований полагать, что переговоры могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела; 4) наличие угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников или близких лиц; 5) при расследовании по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях.

Длительность производства данного следственного действия не может превышать 6 месяцев и прерывается в случае, если предварительное следствие по делу закончено. Основанием прекращения является постановление о прекращении контроля и записи телефонных и иных переговоров (приложение 90 к ст. 476 УПК РФ).

Контроль и запись телефонных и иных переговоров осуществляются с помощью разнообразных технических устройств в зависимости от вида используемых подозреваемым, обвиняемым и другими лицами средств электросвязи.

Возможности современного уровня развития техники позволяют: осуществлять одновременное обслуживание нескольких каналов связи; фиксировать в базе данных не только речевую, но и другую информацию о переговорах (дату, время, длительность, входящие и исходящие номера); автоматически определять номер, а также применять импульсный и тональный способы набора номера; поддерживать режим сетевой работы, позволяющий производить обработку накопленной информации на удаленном компьютере; осуществлять автоматическую архивацию фиксированной информации на внешние цифровые носители; производить разграничение доступа; запрещать выполнение определенных операций для конкретных лиц; вести протокол работы системы записи и журнал действий оператора.

Поскольку рассматриваемое следственное действие представляет собой целый комплекс действий следователя и оперативно-технических работников по производству контроля, записи, осмотра и прослушивания фонограммы, то указанные возможности необходимо знать следователю для их учета при разработке тактики производства этого следственного действия.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 236.