Понятие и научные основы судебного почерковедения. Понятие и формирование почерка. Идентификационные признаки почерка, их классификация. Способы изменения почерка и их признаки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование рукописных текстов или подписей с целью установления их исполнителей является наиболее распространенным видом исследования письменных документов. Рукописные тексты в обыденной жизни обычно называют письмом. Письмо — это исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении. Под письмом понимают способ фиксации мысли с помощью специально созданных условных графических знаков (обозначений).

Оно прошло длительный путь развития от примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и ус­тной речью. В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий письменную речь и почерк.

Письмо – объект исследования, включающий в себя письменную речь и почерк.

Почерк – фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке, система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Почерк характеризуется двумя существенными свойствами:

1) индивидуальность и

2) относительная устойчивость,

 которые формируются одновременно и независимо один от другого.

И.П. Павлов. Ключом к раскрытию сущности письма и закономерностей его развития является учение Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего разработанное им учение об условиях рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе.

Процесс обучения письму состоит из трёх самостоятельных стадий:

1) технической,

2)  графической и

3)  орфографической.

Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практик, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей. Подобная устойчивая система нервных связей носит название динамического стереотипа.

Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека сформированная на основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.

Относительная устойчивость письма понимается как ни один раз оформившаяся и на протяжении жизни претерпевающая какие-либо изменения (естественные, искусственные и патологические).

Под признаком почерка понимается – зафиксированные с помощью системы движений в рукописи свойства индивидуального, динамического и устойчивого зрительно-двигательного образа графической техники письма.

Признаки: общие и частные.

1) Общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию движений (топографические признаки):

· Наличие (отсутствие) красной строки

· Наличие (отсутствие) полей

· Положении линии письма (направление строк)

· Наличие и размещение заголовков

· Подписей и дат

· Привычные способы исправления ошибок

Размер поля: малый – меньше двух элементных знаков; средний 2-4, большой – 5.

Форма линии левого поля мб – прямолинейная, т.е. строки находятся на одинаковом расстоянии от левого среза. Криволинейная, извилистая. Криволинейная угловатая, криволинейная дуговая выпуклая или вогнутая.

Форма линии строки – прямолинейная, криволинейная дуговая, криволинейная извилистая, криволинейная угловатая.

Направление линии строки: поднимающееся, опускающаяся, горизонтальная.

Частные признаки – особенности выполнения отдельных письменных знаков с точки зрения отклонения их от норм школьных типовых подписей и общих зарактеристик почерка. Частные признаки можно квалифицировать по:

1 – особенности направления движения при выполнении письменных знаков и их элементов,

2 - особенности связывания письменных знаков и их элементов,

3 – положение точек начала и окончания, штрихов, письменных знаков,

4 – способ выполнения начала и окончания штрихов письменных знаков.

Все изменения почерка можно разделить на две большие группы: естественные и умышленные.

Естественные – изменения, которые происходят в почерка без участия сознания человека. Они возникают в почерке под воздействием трех групп факторов:

1) Изменение внешней обстановки письма (необычная поза заполнения, необычный материал письма, необычный пишущий прибор, недостаточно освещения, на коленках, в транспорте)

2) Изменение внутреннего состояния пишущего (возрастные изменения, заболевания, состояние аффекта, опьянения, возбуждения)

3) Неприятная установка идущего на письмо, не связанная с желанием изменить свой почерк.

 

Умышленные изменения почерка – это изменения, сознательно внесённые в почерк самим исполнителем рукописи.

1) Скоростная маскировка почерка

2) Изменения наклона букв

3) Перемена привычной пишущей руки

4) Подражания буквам печатной формы

5) Подражание почерку другого лица

6) Другие изменения почерка (например, выполнение рукописей с помощью прямоугольных ячеек трафаретов).

 

Скорописная маскировка почерка. При ней подвергаются изменениям общие и некоторые частные признаки:

1) Наклон

2) Степень выработанности

3) Общее строение почерка (сложность формы и направления движения)

4) Протяженность движений по вертикали

5) Протяженность движения по горизонтали

6) Степень связности движений

7) Отдельные частные признаки

 

Изменение почерка путем изменения наклона букв 50% случаев

1) Ступенчатая форма письма

2) Увеличение протяженности движений по вертикали и уменьшение по горизонтали

3) Уменьшение связности движений

4) Частные признаки почерка обычно существенным модификациям не подвергаются

 

Перемена пишущей руки.

1) Зеркальность: при выполнении буквы в целом, при выполнении элемента буквы, при выполнении части элемента буквы.

2) Увеличение протяженности движений при выполнении заключительных элементов

3) При выполнении одноименных букв наблюдается различное строение этих букв как в сторону усложнения, так и упрощения

4) Наличие букв, выполненных по типу печатных знаков

5) Выполнение букв г , ч по типу латинской зед

6) Выполнение точек в форме запятых

7) Опускающаяся направление движения при выполнении надстрочно-покрывающих элементов

 

Подражание почерку другого лица

1) Путем срисовывания на глаз

2) По памяти

 

На глаз:

1) Происходит резкое деавтоматизация письма (снижение темпа и нарушение координации движения

2) Снижение стройности и связности почерка

3) Увеличением протяженности движений по вертикали и горизонтали

4) Воспроизведением общего строения письменных знаков, особенно вычурных, имитируемого почерка

5) Повторением некоторых частных признаков например формы и направления движения при выполнении подражаемых букв

На глаз с предварительной подготовкой:

1) Отсутствие редкой деавтоматизации движений, т.е. проявляется значительно меньше признаков снижения координации и темпа движений

2) Совпадение большинства общих признаков почерка подделываются и лица, которому он подражает

3) Совмещение наиболее ярких и броских частных признаков

 

Подделывателю не удается воспроизвести:

1) Форму движений при выполнении начальных и заключительных элементов букв

2) Степень связности имитируемого почерка

 

Почерковедческая экспертиза. Возможности экспертного исследования. Подготовка материалов для экспертизы.

Предметом почерковедческой экспертизы служат факты, связанные с исполнением рукописных текстов, подписей, цифровых записей. До ее назначения следователь (суд) тщательно подготавливает подлежащие исследованию документы (установление явных следов подчисток, исправлений, дописок, изъятие свободных и отбор экспериментальных образцов и т. п.), определяет объем экспертизы, вопросы, необходимые для установления фактических данных по делу, выясняет обстоятельства, существенные для экспертизы.

Свободные образцы, почерка и подписи — наиболее ценный материал, поскольку в них — естественный, преднамеренно не измененный; это рукописи (тексты и подписи), выполненные до возбуждения уголовного дела. Основное требование, предъявляемое к свободным образцам, — несомненность их происхождения, что выявляется путем допроса предполагаемого исполнителя или свидетеля. Если допрашиваемый утверждает, что подпись в документе — его, ему предлагается выполнить образцы подписи без предъявления документа. Другие требования, предъявляемые к свободным образцам: минимальность временного разрыва между ним и исследуемой рукописью (подписью);

выполнение на одном языке с исследуемым документом (подписью);

одинаковость характера, целевого назначения; однотипность пишущего прибора и материала, на котором выполнен свободный образец и исследуемый документ; достаточность образцов (рукописи в количестве не менее 5 листов писчей бумаги, подписей — не менее 15—20; при подозрении в намеренном изменении почерка — не менее 30).

В том случае, когда нет или недостаточно свободных образцов для проведения экспертного исследования, отбираются экспериментальные образцы — рукописи (тексты и подписи), выполненные по предложению следователя (суда). К ним предъявляются те же требования, что и к свободным. Экспериментальные образцы отбираются либо под диктовку без выделения знаков препинания, либо (по тактическим соображениям) текст не диктуется, а составляется специальный текст с включением фрагментов исследуемого. Такие рукописи не гарантированы от умышленного искажения. Экспериментальные образцы почерка представляются на 5—10 листах, а подписи — в количестве 15—20, каждая — на отдельном листе бумаги.

Рукописи (жалобы, объяснения, заявления и т. п.), выполненные после возбуждения уголовного дела, но не для целей экспертного исследования, называются условно-свободными образцами. Они играют роль либо дополнительных, либо, при отсутствии свободных и экспериментальных, признаются достаточными для идентификации, и по ним проводится экспертиза.

Экспертиза назначается по постановлению (определению), где обязательно указывается конкретный текст (фраза документа), подлежащий исследованию, какие записи и в каких документах являются образцами для сравнительного исследования. При большом количестве исследуемых текстов и подписей целесообразно разбить их на отдельные группы и по каждой вынести постановление (определение).

Методика судебно-почерковедческой экспертизы предусматривает четыре стадии исследования:

· предварительную;

· раздельную;

· сравнительную;

· оценки результатов и формулирования выводов.

На первой стадии происходит знакомство эксперта с вещественными доказательствами и вопросами, которые перед ним поставлены, определяется достаточность представленных образцов, выявляется наличие изменений, внесенных в исследуемый документ (подчисток, дописок и т. п.) в целях дальнейшего использования данного документа для проведения технико-криминалистического исследования.

Вторая стадия предусматривает раздельное изучение документа — вещественного доказательства и образцов для сравнительного исследования, выявление общих и частных признаков, как письменной речи, так и почерка. Встретившиеся в рукописи варианты письменных знаков и их сочетаний с разметкой установленных особенностей частных признаков почерка заносятся в специальные таблицы-разработки.

На стадии сравнительного исследования выявленные признаки сопоставляются; результаты сравнения (совпадения или различия) заносятся в таблицы и разработки.

Четвертая стадия сводится к оценке индивидуальной совокупности выявленных признаков, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии индивидуального тождества.

В том случае, если исследуемая рукопись выполнена с преднамеренным искажением почерка, работа эксперта усложняется.

В случае намеренного изменения почерка искажению подвергаются главным образом общие и тесно связанные с ними частные признаки. Тем не менее, полностью изменить свой почерк пишущему не удается, в нем в достаточной для идентификации степени отображаются частные признаки почерка.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 244.