Избирательная кампания в Российской Федерации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.

Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.

Избирательный процесс является практически-организационным компонентом избирательной системы, базирующимся на избирательном праве и включающим несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).

Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. «campagne» - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И. к. участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И. к. являются: проведение предвыборных собраний и митингов, публикация статей и памфлетов в газетах, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы, как правило, весьма подробно регламентируют проведение И. к. Во-первых, четко устанавливаются сроки (а иногда и территория) проведения И. к. Обычно И. к. официально начинается с момента объявления о назначении выборов либо регистрации кандидата (партийного списка) и прекращается за 1 -2 суток до начала голосования. Во-вторых, разрабатывается порядок предоставления кандидатам и партиям для предвыборной агитации государственный средств массовой информации. В-третьих, определяются условия и порядок финансирования И. к. Так, в ряде государств (США, Япония, Великобритания) закон устанавливает максимум допустимых расходов на проведение И. к. Закон т.ж. устанавливает в большинстве стран максимальный размер пожертвований от частных лиц в пользу кандидатов и партий, определяет размер и условия возможного государственного субсидирования И. к. Финансирование И.к. из анонимных и иностранных источников, как правило, строго запрещается.

В РФ избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

· — регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;

· — выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);

· — начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога;

· — представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;

· — образование избирательных участков;

· — начало предвыборной агитации;

· — решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

· — собственно, сами выборы.


 


Политический процесс.

В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов или микропроцессов. Именно в последнем измерении это понятие определяется в авторитетной «Международной энциклопедии социальных наук», где «политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов».

Подход, набирающий все большую популярность в современной политической теории, исходит не из существования незыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динами­ческого движения, текучего социально-политического поля (П. Бурдье) и постоянно распадающихся инвариантов политических структур (А. Гидденс). Именно в таком духе интерпретирует социальный процесс П. Сорокин в своем классическом труде «Социальная и культурная мобильность» (1937), понимая под последним вид движения изучаемого объекта в течение определенного времени, связанный с изменением его места в пространстве или модификацией его характеристик.

Особенности политического процесса в России:

1.нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений;

2. отсутствие консенсуса между участниками политической жизни;

3. неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;

4. отсутствие интеграции участников политического процесса вследствие отсутсвия в обществе единой коммуникационной системы;

5. в основе политического процесса лежит активный стиль навязывания нововведений со стороны правительства;

6. высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов;

7. тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых стран.


 


Политическое участие.

Политическое участие – действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности.

Объективные характеристики политической деятельности и субъективные восприятия политики человеком, его понимание собственной роли в ней служат основанием выделения следующих уровней и типов участия:

1.             Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

2.             Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.

3.             Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.

4.             Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

5.             Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

6.             Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

 

Участвовать в политике — значит оказывать влияние на формирование состава политических элит и проводимую ими политику, поддерживать существующий режим или, напротив, быть к нему в оппозиции, используя для этого законные средства. Согласно другому определению, участие — это, прежде всего, инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.

Об уровне политического участия нередко судят по косвенным показателям — по состоянию политической системы, ее демократичности. Многие западные политологи считают, что политическая система основана на участии, если при этом обнаруживается:

· а)    прочная легитимность элиты;

· б)    влияние масс на ее формирование;

· в)    прямое или косвенное вмешательство масс в формулирование основных направлений политики;

· г)    контроль за элитой со стороны масс;

· д)    влиятельное местное самоуправление.

Однако границы политического участия весьма подвижны и обусловлены различными причинами.


 


Политическое лидерство.

Политическое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Виды политического лидерства:

1. традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),

2. рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),

3. харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).

Виды лидеров согласно прочим классификациям:

1. правящий и оппозиционный;

2. революционеры,

3. консерваторы и реформаторы;

4. формальные и неформальные;

5. кризисные и рутинные;

6. большие и малые;

7. пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные;

8. общенациональные и региональные;

9. диктаторские и демократические.

В настоящее время в России все чаще встречаются лидеры кризисные, а не рутинные. Рутинный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Кризисный лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.

Различают также стили политического лидерства, которые могут классифицироваться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются диктаторский стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.

Функции лидеров различны в зависимости от особенностей и характера развития конкретного общества, его политической, экономической, социальной и культурной сфер, а также от индивидуальных качеств самого лидера. В современное время в России сокращается возможность доступа к позициям лидера непрофессиональным политикам, что является характерным для традиционных и переходных обществ.

Среди функций лидеров в современной России выделяются следующие:

1. интегративная - объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

2. ориентационная - выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

3. инструментальная - определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;

4. мобилизационная - инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

5. коммуникативная - обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.


 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 180.