Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.
Избирательный процесс является практически-организационным компонентом избирательной системы, базирующимся на избирательном праве и включающим несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).
Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. «campagne» - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И. к. участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И. к. являются: проведение предвыборных собраний и митингов, публикация статей и памфлетов в газетах, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы, как правило, весьма подробно регламентируют проведение И. к. Во-первых, четко устанавливаются сроки (а иногда и территория) проведения И. к. Обычно И. к. официально начинается с момента объявления о назначении выборов либо регистрации кандидата (партийного списка) и прекращается за 1 -2 суток до начала голосования. Во-вторых, разрабатывается порядок предоставления кандидатам и партиям для предвыборной агитации государственный средств массовой информации. В-третьих, определяются условия и порядок финансирования И. к. Так, в ряде государств (США, Япония, Великобритания) закон устанавливает максимум допустимых расходов на проведение И. к. Закон т.ж. устанавливает в большинстве стран максимальный размер пожертвований от частных лиц в пользу кандидатов и партий, определяет размер и условия возможного государственного субсидирования И. к. Финансирование И.к. из анонимных и иностранных источников, как правило, строго запрещается.
В РФ избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:
· — регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;
· — выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);
· — начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога;
· — представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;
· — образование избирательных участков;
· — начало предвыборной агитации;
· — решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;
· — собственно, сами выборы.
Политический процесс.
В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов или микропроцессов. Именно в последнем измерении это понятие определяется в авторитетной «Международной энциклопедии социальных наук», где «политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов».
Подход, набирающий все большую популярность в современной политической теории, исходит не из существования незыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динамического движения, текучего социально-политического поля (П. Бурдье) и постоянно распадающихся инвариантов политических структур (А. Гидденс). Именно в таком духе интерпретирует социальный процесс П. Сорокин в своем классическом труде «Социальная и культурная мобильность» (1937), понимая под последним вид движения изучаемого объекта в течение определенного времени, связанный с изменением его места в пространстве или модификацией его характеристик.
Особенности политического процесса в России:
1.нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений;
2. отсутствие консенсуса между участниками политической жизни;
3. неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;
4. отсутствие интеграции участников политического процесса вследствие отсутсвия в обществе единой коммуникационной системы;
5. в основе политического процесса лежит активный стиль навязывания нововведений со стороны правительства;
6. высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов;
7. тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых стран.
Политическое участие.
Политическое участие – действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности.
Объективные характеристики политической деятельности и субъективные восприятия политики человеком, его понимание собственной роли в ней служат основанием выделения следующих уровней и типов участия:
1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.
2. Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.
3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.
4. Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.
5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.
6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.
Участвовать в политике — значит оказывать влияние на формирование состава политических элит и проводимую ими политику, поддерживать существующий режим или, напротив, быть к нему в оппозиции, используя для этого законные средства. Согласно другому определению, участие — это, прежде всего, инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.
Об уровне политического участия нередко судят по косвенным показателям — по состоянию политической системы, ее демократичности. Многие западные политологи считают, что политическая система основана на участии, если при этом обнаруживается:
· а) прочная легитимность элиты;
· б) влияние масс на ее формирование;
· в) прямое или косвенное вмешательство масс в формулирование основных направлений политики;
· г) контроль за элитой со стороны масс;
· д) влиятельное местное самоуправление.
Однако границы политического участия весьма подвижны и обусловлены различными причинами.
Политическое лидерство.
Политическое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.
Виды политического лидерства:
1. традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),
2. рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),
3. харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).
Виды лидеров согласно прочим классификациям:
1. правящий и оппозиционный;
2. революционеры,
3. консерваторы и реформаторы;
4. формальные и неформальные;
5. кризисные и рутинные;
6. большие и малые;
7. пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные;
8. общенациональные и региональные;
9. диктаторские и демократические.
В настоящее время в России все чаще встречаются лидеры кризисные, а не рутинные. Рутинный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Кризисный лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.
Различают также стили политического лидерства, которые могут классифицироваться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются диктаторский стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.
Функции лидеров различны в зависимости от особенностей и характера развития конкретного общества, его политической, экономической, социальной и культурной сфер, а также от индивидуальных качеств самого лидера. В современное время в России сокращается возможность доступа к позициям лидера непрофессиональным политикам, что является характерным для традиционных и переходных обществ.
Среди функций лидеров в современной России выделяются следующие:
1. интегративная - объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
2. ориентационная - выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
3. инструментальная - определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;
4. мобилизационная - инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
5. коммуникативная - обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 180.