Понятие о власти.
Власть – 1) это способность, право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо: 2) оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения.
Объект власти – лица, группы или организации, которым адресованы команда, приказ или распоряжение.
Основания власти – база, источники, на которые опирается властная воля субъекта.
Ресурсы власти – совокупность способов, средств и приёмов, с помощью которых устанавливается и реализуется власть.
Виды ресурсов: 1) экономические; 2) силовые; 3) информационные; 4) демографические (люди, представляющие универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы, количество и качество населения); 5) социальные; 6) правовые.
Основными источниками власти в человеческом обществе всегда были 1) насилие, 2) капитал (богатство), 3) знания. В настоящее время решающим ресурсом власти становится знание.
Виды власти (по объекту власти):
1) экономическая (контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми);
2) социальная (возможность влиять на положение различных слоёв населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп);
3) культурно-информационная власть (власть над людьми с помощью научных знаний, информации);
4) политическая;
5) принудительная (опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру).
Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
1.5.1. Признаки политической власти:
1) верховенство, обязательность её решений для всех других видов власти, распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства;
2) публичность (действует на основе права от имени всего общества);
3) легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны);
4) моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений);
5) многообразие ресурсов (возможность использования самых разнообразных средств, принудительных, экономических, социальных, культурно-информационных).
1.5.2. Функции политической власти:
1) поддержание общественного порядка и стабильности;
2) выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
3) достижение общественного согласия (консенсуса);
4) принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;
5) управление делами общества.
Виды политической власти:
1. По предназначению, функциям: 1) законодательная, 2) исполнительная, 3) судебная.
2. По месту в структуре власти: 1) центральная, 2) региональная, 3) местная.
3. По основному субъекту: 1) монархическая, 2) республиканская, 3) олигархическая (???).
4. По отношению к государству: 1) государственная, 2) общественная.
Политическая власть в наиболее полном виде существует как государственная власть, а также может проявляться как влияние и управление в любых политических организациях. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми СМИ, общественным мнением.
Политическая власть может основываться на 1) личных качествах, 2) традиции и обычаях, 3) формальном законе.
Легитимная (законная) власть опирается на 1) авторитет, 2) поддержку ею идеалов и ценностей, разделяемых гражданами, 3) согласие власти и населения по основополагающим политическим принципам.
Чем легитимность отличается от легальности?
Легитимность и легальность (законность) власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, закреплённая в основном законе государства и обеспечивающая его выполнение, легальна. В то же время она может быть нелегитимна, т.е. не приниматься народом. Т. о. юридическая законность (легальность) может быть присуща и нелегитимной власти.
Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Она проявляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиции или закона.
Харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».
Традиционная власть держится на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков (абсолютная монархия).
Легальная власть может называться разумно узаконенной, поскольку связана с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.
В чистом виде указанные типы власти встречаются крайне редко.
Исторические типы распределения власти между социальными и профессиональными группами.
XIX век: 1) аристократия (власть привилегированной знати), 2) плутократия (власть богатства), 3) бюрократия (власть чиновников), 4) демократия (власть широких народных масс), 5) теократия (власть религии), 6) автократия (власть личности).
Плутократия (от греч. plutos - богатство и kratos - сила, власть) - государственный строй, при котором власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества; отсюда - плутократы.
Теократия (от греч. theos - бог и kratos - власть) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви. Папа - высший руководитель Римско-католической церкви - является одновременно и главой государства Ватикан. Исламская революция в Иране в конце 70-х гг. XX в. продемонстрировала переход фактической власти в государстве к руководителям шиитского духовенства во главе с аятоллой Хомейни.
XX век: 1) плутократия, 2) бюрократия, 3) демократия, 4) автократия, 5) партократия (власть партийных структур), теократия.
XXI век: 1) райтократия (власть средств массовой информации), 2) технократия (власть технических специалистов).
В современном обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу своего особого положения являются своеобразными центрами притяжения власти. С течением времени соотношение между этими центрами власти меняется.
Власть в XXI веке.
«Мягкая сила» - новый исторический тип власти, основанный не на прямом насилии или экономическом порабощении, а на убеждении и информационном манипулировании.
Манипулирование (франц. manipulation – махинация) – 1) скрытое действие, цель которого принудить кого-либо к действиям (бездействию) вопреки его собственным интересам; 2) действия, которые преследуют цели, расходящиеся с официально провозглашенными целями.
«Мягкая сила» превращается в основное орудие власти в информационную эпоху, когда прежние методы господства теряют свою эффективность и возникает потребность в скрытом и ненавязчивом подчинении людей чужим интересам.
Материальную основу «мягкой власти» образует триумвират «1) создатели смыслов – 2) неправительственные организации – 3) средства массовой информации».
Создатели смыслов – творческий слой информационного общества, «креативный класс», формирующий стереотипы поведения, схемы восприятия и действия средств массовой информации и через них влияющий на мировоззрение и поведение широких слоёв граждан.
Реальная власть всё чаще уходит в тень, к разнообразным неправительственным группам влияния, часто международным или просто иностранным. Официальное же правительство лишь оформляет и проводит в жизнь разработанную этих кругах политику. Жёсткая власть, опирающаяся на насилие, уступила место «мягкой силе», основанной на убеждении людей, идеологической работе, тонким манипулировании общественным сознанием.
Теневая власть – не имеет публичного характера, скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определённым лицам или группам, не имеющим прав для её осуществления; власть семьи, партии, секты, семейного клана, касты, секретной службы, мафии, дружеского кружка.
Нетократия (net сеть и cratio править) – форма социальной организации информационного общества, сообщество сетей, реальных или виртуальных, тесно связанных между собой и обладающими равными социальными правами.
Государство и его функции
Государство — самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, монополией на применение оружия, специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.
С этой целью государство выполняет ряд задач:
1. решение экономических и социальных проблем;
2. обеспечение целостности государства;
3. управление хозяйством и обществом;
4. оборона собственной территории.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства. Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
1. Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
2. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
3. Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
4. Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
5. Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
6. Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
7. Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
8. Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции государства:
1. Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
2. Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
3. Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
4. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Политическая система.
Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.
Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.
Политическая система характеризуется:
1. политической идеологией;
2. политической культурой;
3. политическими нормами, традициями и обычаями.
Политическая система осуществляет следующие функции:
1. конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
2. адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
3. мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
4. охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
5. внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
6. консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
7. распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;
Классификация политических систем. Существуют различные классификации политических систем.
Политический режим - это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.
Принципами, по которым разделяется функционирование политических систем, являются:
1. способ принятия властных решений;
2. пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.
По способу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы.
Другой признак деления политических систем - пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. Поданному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.
По социально-экономической основе их делят на следующие виды.
1. Тоталитарно-распределительные. В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе — тоталитарный.
2. Либерально-демократические. Их основа — рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом.
3. Конвергенционные и мобилизационные. В их основе — сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности.
Политическая элита.
Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховной политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.
Характерные черты политических элит:
1. Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
2. Высокий социальный статус
3. Значительный объём государственной и информационной власти
4. Непосредственное участие в осуществлении власти
5. Организаторские способности и талант
Группы политической элиты современной России.
В первую группу политиков входят Президент РФ, его помощники, советники, полномочные представители в федеральных округах, руководители Совета Безопасности и других органов, образованных при Президенте РФ. В 1993 г. удельный вес первой группы составил 18,4 % к общему объему политического влияния. В 1994 г. наблюдался рост влияния первой группы (20,4 %). Это было обусловлено, во-первых, расстрелом Белого Дома и разгоном первого российского парламента в октябре 1993 г.; во-вторых, принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ наделен почти неограниченными полномочиями. В последующем вплоть до 2000 г. наблюдался спад влияния первой группы политиков, которое в 1999 г. составило всего 12,2 %. Причины такого значительного падения заключаются в следующем: а) неэффективная внешняя и внутренняя политика президента и его окружения; б) поражение в первой чеченской войне (1994-1996 гг.); общее падение рейтинга Президента РФ Б. Н. Ельцина (к концу 1999 г. он составлял примерно 5 %). С выборами в 2000 г. на пост Президента РФ В. В. Путина начинается последовательный рост политического влияния первой группы политиков, который связан прежде всего с общим укреплением вертикали власти: введение института полномочных представителей Президента РФ в административных округах (2000 г.); отмена прямых выборов глав субъектов РФ (губернаторов, президентов) и введение порядка их представления (назначения) Президентом РФ с последующим утверждением предложенной кандидатуры местным представительным органом власти (2004 г.); ограничение политического влияния других политических групп и институтов (парламента, средств массовой информации, «олигархов», глав регионов).
Вторая группа политиков — руководители Правительства РФ и основных министерств (кроме «силовиков») традиционно имеют в России значительное политическое влияние. Усиление влияния второй группы политиков, как правило, происходило в периоды ослабления политического влияния первой группы (1996 и 1999 гг.). В целом же в 2002 г. политическое влияние элит, возглавляющих основные исполнительные институты власти (группы 1, 2, 3), составило 54,1 %. В последующие годы их влияние продолжало усиливаться. Особенно заметное усиление всех трех указанных групп политиков произошло в ноябре 2005 г. после проведенных Президентом РФ В. В. Путиным значительных кадровых перестановок и назначений. Тогда Правительство РФ было усилено двумя дополнительными вице-премьерами.
К третьей группе политиков - «сиповиков» относятся руководители Минобороны России, Генштаба, МВД России, МЧС России, Минюста России, ГТК, Генпрокуратуры РФ, различных спецслужб, а также командующие военными округами. Удельный вес политического влияния третей группы колебался от 8 % в 1999 г. до 13,8 % в 2000 г. Значительный рост влияния «силовиков» в 1994-1995 гг. объясняется началом первой чеченской войны. Затем наблюдается значительный период (1996-1999 гг.) спада политического влияния «силовиков», который в значительной мере был обусловлен поражением федеральных войск в Чечне и последовавшими структурными изменениями и кадровыми перестановками в силовых органах. Начало второй чеченской войны (август 1999 г.) и определенные успехи федеральных войск, а также избрание В. В. Путина Президентом РФ в 2000 г. — выходца из силовых структур значительно повысили удельный вес политического влияния «силовиков». В последующие годы удельный вес политического влияния «силовиков» немного снизился (2002 г. — 11,8 %), но в целом оставался на достаточно высоком уровне; в 2004-2007 гг. наблюдалась тенденция его увеличения. В эти годы было значительно увеличено финансирование силовых структур, повысилось внимание со стороны государства к проблемам «силовиков». Причины усиления влияния третей группы политиков видятся в следующем: необходимость борьбы с терроризмом; страх правящей элиты перед угрозой «цветной революции»; общая военная угроза со стороны различных внешних сил и назревшая необходимость укрепления обороноспособности страны.
Политический процесс.
В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов или микропроцессов. Именно в последнем измерении это понятие определяется в авторитетной «Международной энциклопедии социальных наук», где «политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов».
Подход, набирающий все большую популярность в современной политической теории, исходит не из существования незыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динамического движения, текучего социально-политического поля (П. Бурдье) и постоянно распадающихся инвариантов политических структур (А. Гидденс). Именно в таком духе интерпретирует социальный процесс П. Сорокин в своем классическом труде «Социальная и культурная мобильность» (1937), понимая под последним вид движения изучаемого объекта в течение определенного времени, связанный с изменением его места в пространстве или модификацией его характеристик.
Особенности политического процесса в России:
1.нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений;
2. отсутствие консенсуса между участниками политической жизни;
3. неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;
4. отсутствие интеграции участников политического процесса вследствие отсутсвия в обществе единой коммуникационной системы;
5. в основе политического процесса лежит активный стиль навязывания нововведений со стороны правительства;
6. высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов;
7. тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых стран.
Политическое участие.
Политическое участие – действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности.
Объективные характеристики политической деятельности и субъективные восприятия политики человеком, его понимание собственной роли в ней служат основанием выделения следующих уровней и типов участия:
1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.
2. Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.
3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.
4. Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.
5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.
6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.
Участвовать в политике — значит оказывать влияние на формирование состава политических элит и проводимую ими политику, поддерживать существующий режим или, напротив, быть к нему в оппозиции, используя для этого законные средства. Согласно другому определению, участие — это, прежде всего, инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.
Об уровне политического участия нередко судят по косвенным показателям — по состоянию политической системы, ее демократичности. Многие западные политологи считают, что политическая система основана на участии, если при этом обнаруживается:
· а) прочная легитимность элиты;
· б) влияние масс на ее формирование;
· в) прямое или косвенное вмешательство масс в формулирование основных направлений политики;
· г) контроль за элитой со стороны масс;
· д) влиятельное местное самоуправление.
Однако границы политического участия весьма подвижны и обусловлены различными причинами.
Политическое лидерство.
Политическое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.
Виды политического лидерства:
1. традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),
2. рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),
3. харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).
Виды лидеров согласно прочим классификациям:
1. правящий и оппозиционный;
2. революционеры,
3. консерваторы и реформаторы;
4. формальные и неформальные;
5. кризисные и рутинные;
6. большие и малые;
7. пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные;
8. общенациональные и региональные;
9. диктаторские и демократические.
В настоящее время в России все чаще встречаются лидеры кризисные, а не рутинные. Рутинный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Кризисный лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.
Различают также стили политического лидерства, которые могут классифицироваться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются диктаторский стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.
Функции лидеров различны в зависимости от особенностей и характера развития конкретного общества, его политической, экономической, социальной и культурной сфер, а также от индивидуальных качеств самого лидера. В современное время в России сокращается возможность доступа к позициям лидера непрофессиональным политикам, что является характерным для традиционных и переходных обществ.
Среди функций лидеров в современной России выделяются следующие:
1. интегративная - объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
2. ориентационная - выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
3. инструментальная - определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;
4. мобилизационная - инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
5. коммуникативная - обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.
Понятие о власти.
Власть – 1) это способность, право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо: 2) оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения.
Объект власти – лица, группы или организации, которым адресованы команда, приказ или распоряжение.
Основания власти – база, источники, на которые опирается властная воля субъекта.
Ресурсы власти – совокупность способов, средств и приёмов, с помощью которых устанавливается и реализуется власть.
Виды ресурсов: 1) экономические; 2) силовые; 3) информационные; 4) демографические (люди, представляющие универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы, количество и качество населения); 5) социальные; 6) правовые.
Основными источниками власти в человеческом обществе всегда были 1) насилие, 2) капитал (богатство), 3) знания. В настоящее время решающим ресурсом власти становится знание.
Виды власти (по объекту власти):
1) экономическая (контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми);
2) социальная (возможность влиять на положение различных слоёв населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп);
3) культурно-информационная власть (власть над людьми с помощью научных знаний, информации);
4) политическая;
5) принудительная (опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру).
Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
1.5.1. Признаки политической власти:
1) верховенство, обязательность её решений для всех других видов власти, распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства;
2) публичность (действует на основе права от имени всего общества);
3) легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны);
4) моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений);
5) многообразие ресурсов (возможность использования самых разнообразных средств, принудительных, экономических, социальных, культурно-информационных).
1.5.2. Функции политической власти:
1) поддержание общественного порядка и стабильности;
2) выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
3) достижение общественного согласия (консенсуса);
4) принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;
5) управление делами общества.
Виды политической власти:
1. По предназначению, функциям: 1) законодательная, 2) исполнительная, 3) судебная.
2. По месту в структуре власти: 1) центральная, 2) региональная, 3) местная.
3. По основному субъекту: 1) монархическая, 2) республиканская, 3) олигархическая (???).
4. По отношению к государству: 1) государственная, 2) общественная.
Политическая власть в наиболее полном виде существует как государственная власть, а также может проявляться как влияние и управление в любых политических организациях. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми СМИ, общественным мнением.
Политическая власть может основываться на 1) личных качествах, 2) традиции и обычаях, 3) формальном законе.
Легитимная (законная) власть опирается на 1) авторитет, 2) поддержку ею идеалов и ценностей, разделяемых гражданами, 3) согласие власти и населения по основополагающим политическим принципам.
Чем легитимность отличается от легальности?
Легитимность и легальность (законность) власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, закреплённая в основном законе государства и обеспечивающая его выполнение, легальна. В то же время она может быть нелегитимна, т.е. не приниматься народом. Т. о. юридическая законность (легальность) может быть присуща и нелегитимной власти.
Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Она проявляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиции или закона.
Харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».
Традиционная власть держится на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков (абсолютная монархия).
Легальная власть может называться разумно узаконенной, поскольку связана с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.
В чистом виде указанные типы власти встречаются крайне редко.
Исторические типы распределения власти между социальными и профессиональными группами.
XIX век: 1) аристократия (власть привилегированной знати), 2) плутократия (власть богатства), 3) бюрократия (власть чиновников), 4) демократия (власть широких народных масс), 5) теократия (власть религии), 6) автократия (власть личности).
Плутократия (от греч. plutos - богатство и kratos - сила, власть) - государственный строй, при котором власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества; отсюда - плутократы.
Теократия (от греч. theos - бог и kratos - власть) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви. Папа - высший руководитель Римско-католической церкви - является одновременно и главой государства Ватикан. Исламская революция в Иране в конце 70-х гг. XX в. продемонстрировала переход фактической власти в государстве к руководителям шиитского духовенства во главе с аятоллой Хомейни.
XX век: 1) плутократия, 2) бюрократия, 3) демократия, 4) автократия, 5) партократия (власть партийных структур), теократия.
XXI век: 1) райтократия (власть средств массовой информации), 2) технократия (власть технических специалистов).
В современном обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу своего особого положения являются своеобразными центрами притяжения власти. С течением времени соотношение между этими центрами власти меняется.
Власть в XXI веке.
«Мягкая сила» - новый исторический тип власти, основанный не на прямом насилии или экономическом порабощении, а на убеждении и информационном манипулировании.
Манипулирование (франц. manipulation – махинация) – 1) скрытое действие, цель которого принудить кого-либо к действиям (бездействию) вопреки его собственным интересам; 2) действия, которые преследуют цели, расходящиеся с официально провозглашенными целями.
«Мягкая сила» превращается в основное орудие власти в информационную эпоху, когда прежние методы господства теряют свою эффективность и возникает потребность в скрытом и ненавязчивом подчинении людей чужим интересам.
Материальную основу «мягкой власти» образует триумвират «1) создатели смыслов – 2) неправительственные организации – 3) средства массовой информации».
Создатели смыслов – творческий слой информационного общества, «креативный класс», формирующий стереотипы поведения, схемы восприятия и действия средств массовой информации и через них влияющий на мировоззрение и поведение широких слоёв граждан.
Реальная власть всё чаще уходит в тень, к разнообразным неправительственным группам влияния, часто международным или просто иностранным. Официальное же правительство лишь оформляет и проводит в жизнь разработанную этих кругах политику. Жёсткая власть, опирающаяся на насилие, уступила место «мягкой силе», основанной на убеждении людей, идеологической работе, тонким манипулировании общественным сознанием.
Теневая власть – не имеет публичного характера, скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определённым лицам или группам, не имеющим прав для её осуществления; власть семьи, партии, секты, семейного клана, касты, секретной службы, мафии, дружеского кружка.
Нетократия (net сеть и cratio править) – форма социальной организации информационного общества, сообщество сетей, реальных или виртуальных, тесно связанных между собой и обладающими равными социальными правами.
Государство и его функции
Государство — самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, монополией на применение оружия, специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.
С этой целью государство выполняет ряд задач:
1. решение экономических и социальных проблем;
2. обеспечение целостности государства;
3. управление хозяйством и обществом;
4. оборона собственной территории.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства. Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
1. Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
2. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
3. Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
4. Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
5. Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
6. Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
7. Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
8. Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции государства:
1. Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
2. Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
3. Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
4. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Политическая система.
Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.
Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.
Политическая система характеризуется:
1. политической идеологией;
2. политической культурой;
3. политическими нормами, традициями и обычаями.
Политическая система осуществляет следующие функции:
1. конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
2. адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
3. мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
4. охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
5. внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
6. консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
7. распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;
Классификация политических систем. Существуют различные классификации политических систем.
Политический режим - это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.
Принципами, по которым разделяется функционирование политических систем, являются:
1. способ принятия властных решений;
2. пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.
По способу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы.
Другой признак деления политических систем - пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. Поданному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.
По социально-экономической основе их делят на следующие виды.
1. Тоталитарно-распределительные. В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе — тоталитарный.
2. Либерально-демократические. Их основа — рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом.
3. Конвергенционные и мобилизационные. В их основе — сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности.
Типология политических режимов.
На основе приведенных характеристик выделяют несколько типов политических режимов. Традиционным и общепризнанным критерием является различение политических режимов по степени и уровню развития их демократических основ. И здесь выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические режимы, каждый из которых можно дифференцировать еще на несколько разновидностей. Остановимся на их конкретной характеристике.
Тоталитарный политический режим. Тоталитарный политический режим (или тоталитаризм) — это такое государственно-политическое устройство, которое характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизнедеятельности общества. Это своеобразное закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — контролируется одним центром (X. Арендт).
Основными чертами тоталитарного политического режима можно назвать следующие:
1. строгая иерархическая вертикальная система управления обществом;
2. огосударствление и жесткая регламентация всех сторон жизни общества: экономики, образования, средств массовой информации, личной жизни граждан;
3. монополизация власти в руках одной партии, сращивание партии с государственным аппаратом (партия стоит над государством);
4. жесткий политический контроль, не допускающий инакомыслия и инакодействия, массовый непрерывный террор как элемент управления;
5. милитаризация общества (или ориентация на милитаризацию);
6. подавление личности, обезличивание человек, его безоговорочное послушание и лояльность по отношению к государству, полное отчуждение личности от политики;
7. отсутствие всех институтов гражданского общества: политических партий, массовых общественных организаций;
8. доминирование одной всесильной идеологии, поддерживающей у населения убежденность в оправданности такой системы;
9. идеология ориентирована на будущее, а не на настоящее, исторический нигилизм, стремление к тотальному переустройству общества, создание новой системы ценностей и формирование нового человек.
Эти общие черты тоталитарного режима имеют конкретное воплощение па практике. Тоталитарный режим может иметь различные формы своего проявления:
1) фашистский (полуфашистский) — Германия, Италия в 30—40-е гг. XX в.,
2) военно-диктаторский политический режим — Чили в начале 70-х гг. XX в. В современных условиях эта форма существует в ряде слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Они различаются по уровню тотального контроля и по сущности основного носителя власти. Кроме того, военно-диктаторский режим предполагает власть военных.
Изменение сущности тоталитарного режима может осуществляться двумя путями: путем уничтожения основ его существования (Германия, Италия) или в результате его эволюции в сторону демократического политического режима (Чили),
Современные западне политологи вводят даже понятие пост-тоталитарные режимы, т. е. размывание и ослабление основных его элементов.
Авторитарный политический режим. Авторитарный политический режим (авторитаризм) — это такое государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личная диктатура, Можно говорить, что это своеобразная ступень к демократическому режиму. В развитии общества
этот режим получил довольно широкое распространение. Большинство стран в мире прошло в своем развитии через ту или иную форму авторитаризма. А некоторые страны в своей истории сменили несколько форм этого режима.
Сущность авторитарного режима может быть раскрыта через выяснение его основных черт, к которым можно отнести следующие:
1. исключительная концентрация власти а руках главы государства;
2. широкое использование в политике методов насилия;
3. отсутствие тотального контроля над жизнью общества, власть не вмешивается в сферы, далекие от политики (социальную, семейнобытовую и т. д.);
4. политическая власть широко использует социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает определенный политический плюрализм;
5. допускается возможность существования и деятельности институтов гражданского общества: политических партий и общественных организаций, лояльно относящихся к власти и поддерживающих ее;
6. формально функционируют представительные органы власти, которые строятся в соответствии с принципом разделения властей, фактически вертикально-иерархическое построение властных структур;
7. формальное участие народа в политике путем провозглашения его неограниченных прав и свобод и фактическое устранение народа от власти в результате концентрации ее в руках одного лидера;
8. государственный контроль над средствами массовой информации и осуществление идеологического воспитания масс в духе господствующей (авторитарной) идеологии.
Авторитарные политические режимы имеют многообразие форм своего конкретного проявления:
1) однопартийный политический режим, который во многом похож на тоталитарный, но в отличие от него предполагает выборность (хотя и формально) представительных органов власти, допускает деятельность общественных организаций, предоставляет определенные права и свободы гражданам. Примером такого режима можно считать СССР в период власти Сталина;
2) многопартийный политический режим, допускающий деятельность нескольких политических партий, но фактически сводящий их активность к поддержке и оправданию политического курса государства. Наблюдается слияние этих партий или образование Народных (Национальных) фронтов — в поддержку правительства. Примером являются социалистические страны Восточной и Дентальной Европы до конца 80-х гг.;
3) монархические политические режимы, когда сильная единоличная власть опирается на полуфеодальные отношения и институты. Это европейские монархии в эпоху средневековья и современные монархии слаборазвитых стран (Саудовская Аравия, Оман, Марокко);
4) клерикалъныйо политический режим, который характеризуется значительной ролью церкви в государственном управлении. Нередко церковь стоит над государством (Пакистан);
5) популистские политические режимы, отличающиеся стремлением лидера стать выразителем интересов своего народа, опираясь в определенной степени на поддержку наиболее влиятельных слоев в каждой социальной группе. Классический пример: режим Варгаса в Бразилии. В современных условиях многие постсоветские государства.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных большей устойчивостью. Решающее различие этих двух режимов заключается в том, что авторитарный режим предполагает определенную дифференциацию отношений государства и общества, не претендует на всеобщность контроля, допускает некоторые элементы демократии.
Главная привлекательность этого режима — устойчивость. Пожалуй, это главное, что обусловило столь широкое распространение авторитаризма в мире. Иногда он характеризуется успешным сочетанием экономического процветания с политической стабильностью (Таиланд, Южная Корея, Сингапур).
Демократический политический режим. Демократический политический режим представляет собой такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве основного социального носителя власти.
Демократия означает власть народа, народовластие. Историю своего развития ведет с Древней Греции. В современном обществе это наиболее распространенный тип политического режима, обусловленный тем, что движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества.
Демократический политический режим существенно отличается от авторитарного и тоталитарного. Эти различия проявляются в его основных чертах, среди которых следует отметить следующие:
1. реальное функционирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых самостоятельна, независима и выполняет свои специфические функции;
2. наличие политико-правового порядка, при котором допускается легальная деятельность различных политических партий и массовых общественных движений;
3. формирование представительных органов власти на основе всеобщих выборов, обладающих широким кругом полномочий;
4. экономической основой данного режима является многообразие форм собственности;
5. значительное развитие разнообразных институтов гражданского общества, имеющих широкое поле деятельности и регулирующих свои взаимоотношения с государством на основе сотрудничества и взаимодополнения;
6. многообразие политической деятельности индивидов и социальных групп, развитие плюрализма и гласности;
7. осуществление контроля за деятельностью государства и его органов со стороны общества (народа), реальное участие народа в политике;
8. свободные, всеобщие, периодичные выборы властных органов, процедура которых законодательно закреплена в конституции;
9. решение основных вопросов общественной жизни в интересах большинства, при твердых гарантиях прав меньшинства;
10. равноправное функционирование форм непосредственной и представительной демократии;
11. существование государственных и негосударственных средств массовой информации, коммуникации, реальное обеспечение свободы слова, печати;
12. отсутствие государственного контроля над функционированием гражданского общества;
13. преимущественное использование демократических методов правления (голосование, референдум, плебисцит, переговоры), отказ от применения насилия;
14. наличие правового государства;
15. реальное обеспечение основных прав и свобод граждан, гарантия их реализации.
По подсчетам современных западных политологов, сегодня около 60 стран могут считаться демократическими. Из них около 20 — так называемые «старые демократии», которые сформировались более тридцати лет назад, а остальные — «новые демократии», которые вступили на этот путь в 70—80-е гг.
Демократический политический режим традиционно существует в следующих формах:
1. Парламентская республика — форма государственного правления, когда высшим органом политической власти является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, обладающий реальными возможностями воздействовать на политику, законодательство и осуществлять контроль над правительством. Правительство во главе с премьер-министром несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее яркими примерами парламентского режима могут служить Великобритания, Испания, Италия, Германия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Дания и т. д. Глава государства (президент) избирается парламентским путем. Имея формально ряд полномочий, практически президент безвластен, поскольку его деятельность возможна только с согласия правительства. Правительство формируется парламентским путем из числа представителей той или иной политической партии, которая получила большинство в нижней палате парламента. Правительство (исполнительная власть) находится у власти до тех пор, пока оно имеет поддержку большинства в парламенте.
Так называемые «старые демократии» сохраняют монархию. И здесь монарх формально обладает определенными властными функциями: одобрение законов, роспуск парламента, назначение премьер - министра и т. д. Но практически все эти функции осуществляются чисто символически, поскольку монархия выступает здесь как резервный институт власти, лишь в определенной степени способный сохранить стабильность общества в условиях возможного политического кризиса.
Важное значение для понимания сущности парламентского режима имеет следующий момент. Контроль за деятельностью правительства осуществляется внутри самого парламента со стороны депутатов оппозиционных партий. И смена правительства осуществляется при выражении ему вотума недоверия со стороны парламента.
2. Президентская республика — форма государственного правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента.
Здесь речь идет о внепарламентском методе формирования правительства. Парламенту принадлежит законодательная власть, а президенту и назначенному им правительству — исполнительно-распорядительная власть.
Президент и парламент независимо избираются на всеобщих выборах всеми гражданами, что дает им независимый и равный по силе источник легитимации. Президент не имеет права роспуска парламента, что дает парламенту большие реальные полномочия. Правительство является более стабильным. В данном случае разделения властей наиболее эффективен созданный механизм сдержек и противовесов. А это создает определенные гарантии против узурпации власти со стороны каких-либо политических сил. Наибольшее распространение данный режим получил в США, Франции, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Аргентине и т. д.
3. Смешанная республика — форма правления, которая стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.
Сущность демократического политического режима и определяет его главное отличие от авторитарного и тоталитарного. Выражается это в равноправии и одинаковой значимости всех властей в обществе (одни элементы власти уравновешиваются другими) и динамичном развитии политического процесса.
Объективная закономерность развития общества, подчеркивающая повышение роли народных масс в политике, определяет неизбежность перехода к демократическому политическому устройству.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.