Восточная мудрость гласит: «Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь».
· Деловой партнер чрезмерно подчеркивает свою честность;
· жалуется на плохую память;
· демонстрирует необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, явно провоцирующий ответную грубость;
· пытается вызвать вашу симпатию, доверие, чувство жалости;
· использует уклончивые ответы на вопросы;
· отвечает вопросом на вопрос.
Искренний человек отстаивает свою искренность при выражении вами сомнений в ней, а уклончивые ответы на прямые вопросы не вписываются в понятие нормального поведения.
Симптомы лжи, неискренности можно выявить. С этой целью проделайте следующее:
1) задавайте прямые вопросы, глядя прямо в глаза собеседнику, и следите за его реакцией;
2) глядите на партнера в упор, с явным выражением сомнения в достоверности его утверждений;
3) используйте речевые, мимические и прочие приемы, направленные на активизацию реакций собеседника;
4) ведите разговор с нарушением интимной зоны собеседника, подходите к нему сзади, сбоку и спереди;
5) посадите вашего собеседника спиной к открытому пространству (двери, проходу, окну);
6) ладони поверните вниз, к полу;
7) используйте вопросы-ярлыки («не так ли?»), прием «выбор без выбора» («сейчас или позже?»);
8) уловив ложь, спросите доброжелательно: «Повторите, пожалуйста, что вы сказали!».
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы физиологические симптомы лжи собеседника?
• сухость во рту вызывает у человека желание пить;
• сухость губ ведет к их периодическому облизыванию;
• зрачки сужаются;
• дыхание становится тяжелым;
• изменяется свет лица;
• рот кривится, губы напрягаются, человек их покусывает или жует;
• учащается моргание (мигание);
• начинается зевота;
• появляется нервный кашель, покашливание;
• теряется контроль над тембром голоса, его тоном;
• происходит часто (или сильное) сглатывание слюны.
2. Чем отличается мимика и жестикуляция при неискренности?
Человек, который лжет, обычно:
• не может спокойно усидеть на месте;
• теребит края своей одежды, стряхивает с нее пыль, снимает соринки (реаль-ные, а порой и мнимые);
• потирает руки, интенсивно курит;
• трогает голову, поправляет волосы, касается различных частей лица;
• играет с какими-либо предметами;
• не может сдержать появляющуюся дрожь в коленях;
• стремится как бы спрятать свое тело, вывести его из вашего поля зрения обло-качивается на шкаф; разваливается на стуле, съезжая с него под стол и т.п.);
• покусывает губы или ногти, почесывает разные части тела;
• оттягивает воротник рубашки и интенсивно трет шею под ним;
• отводя взгляд вниз, сильно трет один глаз;
• избегает взгляда собеседника или, наоборот, постоянно смотрит ему прямо в глаза, явно при этом переигрывая;
• покачивает ногой или направляет ноги к выходу;
• рассогласование между словами и жестами (например, кивает головой при отрицательных ответах);
• тело повернуто в сторону от собеседника, голова опущена;
• брови хмурятся или поднимаются;
• руки прячутся, беспокойно движутся, ладони неосознанно скрываются;
• человек держится за какой-нибудь предмет или облокачивается на него;
• периодически почесывает или потирает нос, особенно в процессе разговора;
• улыбается чаще, чем требует ситуация;
• прикрывает рот рукой в процессе разговора, руки держит близко ко рту или горлу
3. Какие вербальные сигналы выдают ложь?
Восточная мудрость гласит: «Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь».
• Деловой партнер чрезмерно подчеркивает свою честность;
• жалуется на плохую память;
• демонстрирует необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враж-дебный тон, явно провоцирующий ответную грубость;
• пытается вызвать вашу симпатию, доверие, чувство жалости;
• использует уклончивые ответы на вопросы;
• отвечает вопросом на вопрос.
Искренний человек отстаивает свою искренность при выражении вами сомнений в ней, а уклончивые ответы на прямые вопросы не вписываются в понятие нормального пове-дения.
Симптомы лжи, неискренности можно выявить. С этой целью проделайте следующее:
1) задавайте прямые вопросы, глядя прямо в глаза собеседнику, и следите за его реакцией;
2) глядите на партнера в упор, с явным выражением сомнения в достоверности его утверждений;
3) используйте речевые, мимические и прочие приемы, направленные на акти-визацию реакций собеседника;
4) ведите разговор с нарушением интимной зоны собеседника, подходите к нему сзади, сбоку и спереди;
5) посадите вашего собеседника спиной к открытому пространству (двери, про-ходу, окну);
6) ладони поверните вниз, к полу;
7) используйте вопросы-ярлыки («не так ли?»), прием «выбор без выбора» («сейчас или позже?»);
8) уловив ложь, спросите доброжелательно: «Повторите, пожалуйста, что вы сказали!».
4. Что нужно предпринять деловому человеку, чтобы выявить симптомы лжи и неискренности?
В отличие от анализа вербального поведения и физиологических реакций анализ невербального поведения не требует никакого оборудования. Все, что нужно делать дознавателю, — это внимательно наблюдать и тщательно вслушиваться. При анализе вербального поведения необходимо записывать утверждения, а физиологические реакции удается зафиксировать лишь с помощью технического оборудования. Из этого следует, что анализ физиологических реакций и вербального поведения невозможно произвести в условиях, где нужно производить непосредственные наблюдения, — как это бывает в большинстве таких ситуаций. Понятно, что родители не подвергнут сына тестированию на детекторе лжи, чтобы выяснить, не покуривает ли он тайком, а таможенники не станут записывать содержание своих разговоров с владельцами багажа, чтобы позже, на основании анализа расшифровок, решать, стоит или не стоит досматривать багаж. Более того, при анализе вербального поведения и физиологических реакций необходимо, чтобы предполагаемый лжец вообще хоть что-то сказал, а анализ невербального поведения может состояться даже в случае, когда индивид сохраняет молчание. Короче говоря, во многих ситуациях наблюдатели зависят от анализа невербального поведения, чтобы выявить лживость подозреваемого.
5. Можно ли научиться лгать, глядя невозмутимо в глаза партнеру?
6. Какие невербальные средства коммуникации используются нечестными партнерами для того, чтобы «вводить в заблуждение» доверчивых партнеров?
Занятие 2. Самопрезентация
Всего четыре секунды нужно для того, чтобы произвести на партнера первое впечатление, а сколько времени понадобится, чтобы изменить его?!
Положительный имидж
Если участнику деловой коммуникации не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.
Составляющие имиджа делового человека – это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.
Анализ своих целей
Преуспевающий деловой человек должен выглядеть как преуспевающий деловой человек. В бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого раза.
Вспомните фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношения к нам.
Приемы установления контакта:
· улыбка, доброжелательный взгляд;
· приветствие, включающее рукопожатие и слова;
· обращение к партнеру по имени-отчеству, с этой целью – представление, знакомство, обмен визитными карточками;
· проявление дружеского расположения, использование для этого шутки, юмора, комплиментов, видимого участия;
· подчеркивание значимости партнера, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;
· открытое признание достоинств вашего партнера.
Уверенность в себе
Уверенность в себе несомненно способствует успеху самопрезентации, ибо неуверенный в себе человек, все подвергает сомнению, прежде чем что-то сказать, сомневается в своих возможностях, долго думает. Для развития уверенности в себе делайте следующее:
1. Перестаньте критиковать самого себя.
2. Перестаньте жаловаться.
3. Займитесь своей физической формой.
4. Обретите независимость.
5. Смотрите на мир позитивно.
Типичные признаки человека, который «закрыт» для других:
· он испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;
· он пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое;
· он редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;
· он часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»;
· о себе он говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени;
· он ругается, брюзжит, выказывает себя умником;
· он слишком много говорит о себе и слишком мало слушает;
· он часто действует суетливо, нервозно, с раздражением;
· он распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку, он действует «против».
Человек «открыт», если:
· он уверен в себе, знает свои цели и знает, чего хочет;
· он оптимист, он ищет и видит в других прежде всего хорошее;
· он сначала думает о клиенте, потом о фирме, потом о себе;
· он – жизнерадостный, веселый человек;
· он с пониманием относится к другим, чаще говорит «да», чем «нет»;
· он не предъявляет чрезмерных требований к себе и не позволяет это делать другим, у него хватает времени на все его проекты и замыслы;
· он не брюзжит, внимательно слушает собеседника, старается как можно большему научиться у других людей;
· от него исходит доброта и внутреннее спокойствие.
Вопросы для самоконтроля
1. Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки «По одежке встречают, по уму провожают»?
Если участнику деловой коммуникации не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружа-ющим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.
Составляющие имиджа делового человека – это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.
2. Кто из ваших знакомых имеет имидж, соответствующий его профессии и должности? Кто не имеет? А вы сами?
Задание 1
Попросите друг друга ответить на вопросы об особенностях вашего внешнего вида: манеры одеваться, походки, излюбленных поз, жестов, звучания голоса, выражения лица, взгляда, улыбки. Интересно было бы узнать, вызывает ли какие-нибудь ассоциации ваш образ с цветом, запахом, формой, движением, растением, животным, предметом. Какого литературного или киногероя вы ему напоминаете?
Задание 2
Группа помогает каждому найти ответы на следующие вопросы:
1. В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире?
2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в деловом мире:
а) как улучшить внешнее впечатление;
б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от каких недостатков характера необходимо избавиться.
Задание 3
Дата: 2019-07-24, просмотров: 454.