Вербальные сигналы, выдающие ложь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восточная мудрость гласит: «Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь».

· Деловой партнер чрезмерно подчеркивает свою честность;

· жалуется на плохую память;

· демонстрирует необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, явно провоцирующий ответную грубость;

· пытается вызвать вашу симпатию, доверие, чувство жалости;

· использует уклончивые ответы на вопросы;

· отвечает вопросом на вопрос.

Искренний человек отстаивает свою искренность при выражении вами сомнений в ней, а уклончивые ответы на прямые вопросы не вписываются в понятие нормального поведения.

Симптомы лжи, неискренности можно выявить. С этой целью проделайте следующее:

1) задавайте прямые вопросы, глядя прямо в глаза собеседнику, и следите за его реакцией;

2) глядите на партнера в упор, с явным выражением сомнения в достоверности его утверждений;

3) используйте речевые, мимические и прочие приемы, направленные на активизацию реакций собеседника;

4) ведите разговор с нарушением интимной зоны собеседника, подходите к нему сзади, сбоку и спереди;

5) посадите вашего собеседника спиной к открытому пространству (двери, проходу, окну);

6) ладони поверните вниз, к полу;

7) используйте вопросы-ярлыки («не так ли?»), прием «выбор без выбора» («сейчас или позже?»);

8) уловив ложь, спросите доброжелательно: «Повторите, пожалуйста, что вы сказали!».

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы физиологические симптомы лжи собеседника?

•     сухость во рту вызывает у человека желание пить;

•     сухость губ ведет к их периодическому облизыванию;

•     зрачки сужаются;

•     дыхание становится тяжелым;

•     изменяется свет лица;

•     рот кривится, губы напрягаются, человек их покусывает или жует;

•     учащается моргание (мигание);

•     начинается зевота;

•     появляется нервный кашель, покашливание;

•     теряется контроль над тембром голоса, его тоном;

•     происходит часто (или сильное) сглатывание слюны.

2. Чем отличается мимика и жестикуляция при неискренности?

Человек, который лжет, обычно:

•     не может спокойно усидеть на месте;

•     теребит края своей одежды, стряхивает с нее пыль, снимает соринки (реаль-ные, а порой и мнимые);

•     потирает руки, интенсивно курит;

•     трогает голову, поправляет волосы, касается различных частей лица;

•     играет с какими-либо предметами;

•     не может сдержать появляющуюся дрожь в коленях;

•     стремится как бы спрятать свое тело, вывести его из вашего поля зрения обло-качивается на шкаф; разваливается на стуле, съезжая с него под стол и т.п.);

•     покусывает губы или ногти, почесывает разные части тела;

•     оттягивает воротник рубашки и интенсивно трет шею под ним;

•     отводя взгляд вниз, сильно трет один глаз;

•     избегает взгляда собеседника или, наоборот, постоянно смотрит ему прямо в глаза, явно при этом переигрывая;

•     покачивает ногой или направляет ноги к выходу;

•     рассогласование между словами и жестами (например, кивает головой при отрицательных ответах);

•     тело повернуто в сторону от собеседника, голова опущена;

•     брови хмурятся или поднимаются;

•     руки прячутся, беспокойно движутся, ладони неосознанно скрываются;

•     человек держится за какой-нибудь предмет или облокачивается на него;

•     периодически почесывает или потирает нос, особенно в процессе разговора;

•     улыбается чаще, чем требует ситуация;

•     прикрывает рот рукой в процессе разговора, руки держит близко ко рту или горлу

3. Какие вербальные сигналы выдают ложь?

Восточная мудрость гласит: «Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь».

•     Деловой партнер чрезмерно подчеркивает свою честность;

•     жалуется на плохую память;

•     демонстрирует необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враж-дебный тон, явно провоцирующий ответную грубость;

•     пытается вызвать вашу симпатию, доверие, чувство жалости;

•     использует уклончивые ответы на вопросы;

•     отвечает вопросом на вопрос.

Искренний человек отстаивает свою искренность при выражении вами сомнений в ней, а уклончивые ответы на прямые вопросы не вписываются в понятие нормального пове-дения.

Симптомы лжи, неискренности можно выявить. С этой целью проделайте следующее:

1)    задавайте прямые вопросы, глядя прямо в глаза собеседнику, и следите за его реакцией;

2)    глядите на партнера в упор, с явным выражением сомнения в достоверности его утверждений;

3)    используйте речевые, мимические и прочие приемы, направленные на акти-визацию реакций собеседника;

4)    ведите разговор с нарушением интимной зоны собеседника, подходите к нему сзади, сбоку и спереди;

5)    посадите вашего собеседника спиной к открытому пространству (двери, про-ходу, окну);

6)    ладони поверните вниз, к полу;

7)    используйте вопросы-ярлыки («не так ли?»), прием «выбор без выбора» («сейчас или позже?»);

8)    уловив ложь, спросите доброжелательно: «Повторите, пожалуйста, что вы сказали!».

4. Что нужно предпринять деловому человеку, чтобы выявить симптомы лжи и неискренности?

В отличие от анализа вербального поведения и физиологических реакций анализ невербального поведения не требует никакого оборудования. Все, что нужно делать дознавателю, — это внимательно наблюдать и тщательно вслушиваться. При анализе вербального поведения необходимо записывать утверждения, а физиологические реакции удается зафиксировать лишь с помощью технического оборудования. Из этого следует, что анализ физиологических реакций и вербального поведения невозможно произвести в условиях, где нужно производить непосредственные наблюдения, — как это бывает в большинстве таких ситуаций. Понятно, что родители не подвергнут сына тестированию на детекторе лжи, чтобы выяснить, не покуривает ли он тайком, а таможенники не станут записывать содержание своих разговоров с владельцами багажа, чтобы позже, на основании анализа расшифровок, решать, стоит или не стоит досматривать багаж. Более того, при анализе вербального поведения и физиологических реакций необходимо, чтобы предполагаемый лжец вообще хоть что-то сказал, а анализ невербального поведения может состояться даже в случае, когда индивид сохраняет молчание. Короче говоря, во многих ситуациях наблюдатели зависят от анализа невербального поведения, чтобы выявить лживость подозреваемого.

5. Можно ли научиться лгать, глядя невозмутимо в глаза партнеру?

6. Какие невербальные средства коммуникации используются нечестными партнерами для того, чтобы «вводить в заблуждение» доверчивых партнеров?

 

Занятие 2. Самопрезентация

Всего четыре секунды нужно для того, чтобы произвести на партнера первое впечатление, а сколько времени понадобится, чтобы изменить его?!

Положительный имидж

Если участнику деловой коммуникации не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.

Составляющие имиджа делового человека – это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.

Анализ своих целей

Преуспевающий деловой человек должен выглядеть как преуспевающий деловой человек. В бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого раза.

Вспомните фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношения к нам.

Приемы установления контакта:

· улыбка, доброжелательный взгляд;

· приветствие, включающее рукопожатие и слова;

· обращение к партнеру по имени-отчеству, с этой целью – представление, знакомство, обмен визитными карточками;

· проявление дружеского расположения, использование для этого шутки, юмора, комплиментов, видимого участия;

· подчеркивание значимости партнера, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;

· открытое признание достоинств вашего партнера.

Уверенность в себе

Уверенность в себе несомненно способствует успеху самопрезентации, ибо неуверенный в себе человек, все подвергает сомнению, прежде чем что-то сказать, сомневается в своих возможностях, долго думает. Для развития уверенности в себе делайте следующее:

1. Перестаньте критиковать самого себя.

2. Перестаньте жаловаться.

3. Займитесь своей физической формой.

4. Обретите независимость.

5. Смотрите на мир позитивно.

 

Типичные признаки человека, который «закрыт» для других:

· он испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;

· он пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое;

· он редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;

· он часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»;

· о себе он говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени;

· он ругается, брюзжит, выказывает себя умником;

· он слишком много говорит о себе и слишком мало слушает;

· он часто действует суетливо, нервозно, с раздражением;

· он распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку, он действует «против».

Человек «открыт», если:

· он уверен в себе, знает свои цели и знает, чего хочет;

· он оптимист, он ищет и видит в других прежде всего хорошее;

· он сначала думает о клиенте, потом о фирме, потом о себе;

· он – жизнерадостный, веселый человек;

· он с пониманием относится к другим, чаще говорит «да», чем «нет»;

· он не предъявляет чрезмерных требований к себе и не позволяет это делать другим, у него хватает времени на все его проекты и замыслы;

· он не брюзжит, внимательно слушает собеседника, старается как можно большему научиться у других людей;

· от него исходит доброта и внутреннее спокойствие.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки «По одежке встречают, по уму провожают»?

Если участнику деловой коммуникации не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружа-ющим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.

Составляющие имиджа делового человека – это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.

2. Кто из ваших знакомых имеет имидж, соответствующий его профессии и должности? Кто не имеет? А вы сами?

Задание 1

Попросите друг друга ответить на вопросы об особенностях вашего внешнего вида: манеры одеваться, походки, излюбленных поз, жестов, звучания голоса, выражения лица, взгляда, улыбки. Интересно было бы узнать, вызывает ли какие-нибудь ассоциации ваш образ с цветом, запахом, формой, движением, растением, животным, предметом. Какого литературного или киногероя вы ему напоминаете?

Задание 2

Группа помогает каждому найти ответы на следующие вопросы:

1. В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире?

2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в деловом мире:

а) как улучшить внешнее впечатление;

б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от каких недостатков характера необходимо избавиться.

Задание 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 429.