Основные средства научно-теоретического исследования:
1. Совокупность научных методов, всестороннеобоснованных и сведенных в единую систему.
2. Совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, диссертациях), в разработанных методиках, методах и т.д.
Методология научного исследования – совокупность принципов, средств, методов и форм научного познания.
Методологический аппарат включает в себя:
- Принципы организации и проведения исследования;
- Определение стратегии исследования. Определение уровня методологического анализа. Определение исследовательских подходов на различных уровнях анализа;
- Тактические средства методологического анализа (методы научного исследования);
- Понятия и категории как основа научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задачи);
- Требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость).
Подлинно научным может быть лишь исследование, в котором реализуются все составные элементы методологического аппарата.
Принципы организации и проведения исследования
– Принцип объективности. Всесторонний учет факторов, порождающих то или иное явление, условий развития.
– Учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов. Выделение основных факторов, определяющих результаты исследовательского процесса. Изучение противоречивости изучаемого предмета, его количественных и качественных изменений.
- Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (структуры, функций, связей) а также перспектив его развития.
– Системность изучения процесса. Целостный подход к исследованию процесса.
– Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.
Применяемые методы зависят от предмета исследования, а также от уровня исследования: эмпирического или теоретического.
• Для эмпирического уровня исследования характерны такие методы, как наблюдение, эксперимент, описание, статистическая группировка фактов.
• Для теоретического уровня – гипотеза, аналогия, анализ и синтез, дедукция и индукция.
• Таким образом, перед исследователем, решающим одну из научных проблем, стоит важная задача: из большого многообразия методов современной науки выбрать такие методы и исследовательские приемы или такую их совокупность, которые с наибольшей эффективностью ведут к успешному решению поставленной задачи.
Классификация научных исследований
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
• Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.
Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач
Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы по методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА
Этап 1. Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ. Определение темы исследования.
Сначала следует определиться с выбором области сферы исследования.
Выбор обусловлен объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью, и т.д.) и субъективными (опытом исследователя, научным и профессиональным интересом. Способностями, складом ума и т.д.).
Паспорт научной специальности.
ПРОБЛЕМА – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для еѐ разрешения. Проблема понимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.
ТЕМА – в теме отражаются характерные черты проблемы. Тема уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Качество сформулированного проблемного аспекта избранной темы предопределит в значительной мере конечные результаты исследования. Несколько взаимосвязанных тем образуют НАПРАВЛЕНИЕ.
ОБЪЕКТ исследования – это конкретный фрагмент реальности (организации, предприятия, процессы и т.п.), где существует проблема, которая изучается.
• ПРЕДМЕТ – предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования
2 этап: Цель и задачи исследования ЦЕЛЬ – это то, что в самом общем виде должен или, точнее, намерен достигнуть исследователь в итоге своей работы (т. е. цель – это предполагаемый результат). Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется в задачах. Как правило, цель исследования вытекает из правильно сформулированной
Постановка задач исследования. ПЕРВАЯ ЗАДАЧА – как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта. ВТОРАЯ – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. ТРЕТЬЯ – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. ЧЕТВЕРТАЯ – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
ЭТАП 3. Формулировка гипотезы исследования. ГИПОТЕЗА – это требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: 1) должна соответствовать фактам, на которые она опирается; 2) должна быть проверяемой (опытным путем) и ее можно приложить к широкому кругу явлений; 3) должна быть совместима с существующим научным знанием; 4) обладать объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов; 5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
• Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях.
• Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
ЭТАП 4. Разработка плана исследовательской работы. Работка рабочего плана – схема исследования, эскиз исследования. Разрабатывается совместно с руководителем. Перечень пунктов, которые подлежат разработке. В основе плана предположение – гипотеза. В дальнейшем план будет уточняться. На начальных этапах разделы плана следует раскрыть более полно. Магистерская диссертация. Разделы.
ЭТАП 5. Выполнение теоретического исследования.
ЭТАП 6. Сбор социально-экономической и статистической информации, изучение архивных материалов.
ЭТАП 7. Обобщение результатов. Оформление результатов работы.
ЭТАП 8. Подготовка публикаций.
3. Основные термины науки
Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.
Как специфическая сфера человеческой деятельности она представляет собой результат общественного разделения труда, обособление умственного труда от физического, преобразование познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.
Понятие "наука" включает в себя как деятельность, направленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности - сумму добытых научных знаний, служащих основой научного понимания мира. Науку еще понимают как одну из форм человеческого сознания. Термин "наука" применяется для названия отдельных областей научного знания.
Закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамики научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества изучает специальная дисциплина -науковедение.
Одним из основных заданий науковедения есть разработкаклассификации наук, которая определяет место каждой науки в общей системе научных знаний, связь всех наук. Наиболее распространенным является распределение всех наук на науки о природе, обществе и мышлении.
Наука, возникшая в момент осознаниянезнания, которое в свою очередь вызвало объективную необходимость получения знание.Знание - проверенный практикой результат познания действительности, адекватный ее отражению в сознании человека. Это - идеальное воспроизведение условной формы обобщенных представлений о закономерных связях объективной реальности.
Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называютпознанием, в основе которого лежит отражение и воспроизведение в сознании человека объективной действительности.Научное познание - это исследования, которым характерны свои особые цели и задачи, методы получения и проверки новых знаний. Оно достигает сущности явлений, раскрывает законы их существования и развития, тем самым указывая практические возможности, пути и способы влияния на эти явления и изменения в соответствии с их объективной природой. Научное познание призвано освещать путь практике, предоставлять теоретические основы для решения практических проблем.
Основой и движущей силой познания являетсяпрактика, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления. Теоретические знания создают надежную основу понимания сущности явлений объективной действительности.
Диалектика процесса познания состоит в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности. Познание - это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являетсяновое знание о мире. Процесс познания имеет двухконтурную структуру: эмпирические и теоретические знания, которые существуют в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.
Познание сводится к ответам на несколько вопросов, которые схематично можно изобразить таким образом:
Что? сколько? Чему? Которое? Как? - на эти вопросы может дать ответнаука.
Как сделать? - на этот вопрос дает ответметодика.
Что сделать? - это сферапрактики.
Ответы на вопросы определяют непосредственныецели науки -описание, объяснение и предвиденье процессов и явлений объективной действительности, которые составляют предмет ее изучения на основе законов, которые она открывает, то есть в широком значении - теоретическое воспроизведение действительности.
Истинные знания существуют как системапринципов, закономерностей, законов, основных понятий, научных фактов, теоретических положений и выводов. Поэтому истинное научное знание объективное. Вместе с тем научное знание может быть относительным или абсолютной.Относительное знание - это знания, которое, будучи адекватным отображением действительности, отличается определенной неполнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание - это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, который обеспечивает абсолютное совпадение образа с объектом. Беспрерывное развитие практики делает невозможным преобразование знания в абсолютное, но дает возможность отличить объективно истинные знания от ошибочных взглядов.
Наука, как специфическая деятельность направлена на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, характеризуется такими основнымипризнаками:
• наличием систематизированного знания (научных идей теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);
• наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;
• практической значимостью как явления (процесса), что изучается, так и знаний о нем.
Рассмотрим основные понятия науки.
Научная идея - интуитивное объяснение явления (процесса) без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основе которых делается вывод. Она базируется на имеющихся знаниях, но проявляет раньше не подмеченные закономерности. Наука предусматривает два вида идей: конструктивные и деструктивные, то есть те, что имеют или не имеют значимости для науки и практики. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.
Гипотеза - научное предположение, выдвинутое для объяснения любых явлений (процессов) или причин, которые предопределяют данное следствие. Научная теория включает в себя гипотезу как исходный момент поиска истины, которая помогает существенно экономить время и силы, целеустремленно собрать и сгруппировать факты. Различают нулевую, описательную, объяснительную, основную рабочую и концептуальную гипотезы. Если гипотеза согласована с научными фактами, то в науке ее называют теорией или законом.
Гипотезы (как и идеи) имеют вероятностный характер и проходят в своем развитии три стадии:
• накопление фактического материала и выдвижение на его основе предположений;
• формулировка гипотезы и обоснование на основе предположения приемлемой теории;
• проверка полученных результатов на практике и на ее основе уточнение гипотезы;
Если при проверке результат соответствует действительности, то гипотеза превращается в научную теорию. Гипотеза выдвигается с надеждой на то, что она, если не целиком, то хотя бы частично, станет достоверным знанием.
Закон - внутренний существенная связь явлений, которая предопределяет их закономерное развитие. Закон, изобретенный через догадку, необходимо потом логически доказать, лишь в таком случае он признается наукой. Для доведения закона наука использует суждение.
Суждение - мысль, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-нибудь. Суждение о предмете или явлении можно получить или через непосредственное наблюдение любого факта, или опосредствованно - с помощью умозаключения.
Умозаключение - умственная операция, с помощью которой из определенного количества заданных суждений выводится другое суждение, которое определенным образом связано с исходным.
Наука - это совокупность теорий.Теория - учение, система идей, взглядов, положений, утверждений, направленных на толкование того ли иного явления. Это не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Теорию рассматривают как совокупность обобщающих положений, которые образовывают науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют автономность и превращаются в элементы целостной системы.
К новой теории выдвигаются такие требования:
• адекватность научной теории описываемому объекту;
• возможность заменять экспериментальные исследования теоретическими;
• полнота описания определенного явления действительности;
• возможность объяснения взаимосвязей между разными компонентами в границах данной теории;
• внутренняя непротиворечивость теории и соответствие его исследовательским данным.
Теория представляет собой систему научных концепций, принципов, положений, фактов.
Научная концепция - система взглядов, теоретических положений, основных мыслей относительно объекта исследования, которые объединены определенной главной идеей.
Концептуальность - это определения содержания, сути, смысла того, о чем идет речь.
Под принципом в научной теории понимают наиболее абстрактное определение идеи. Принцип - это правило, которое возникло в результате объективно осмысленного опыта.
Понятие - это мысль, отраженная в обобщенной форме. Оно отражает существенные и необходимые признаки предметов и явлений, а также взаимосвязи. Если понятие вошло в научный оборот, его обозначают одним словом или используют совокупность слов -терминов. Раскрытие содержания понятия называют его определением. Последнее может отвечать двум важнейшим требованиям:
• указывать на ближайшее родовое понятие;
• указывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий.
Понятие, как правило, завершает процесс научного исследования, закрепляет результаты, полученные ученым лично в своем исследовании. Совокупность основных понятий называют понятийным аппаратом той или иной науки.
Научный факт - событие или явление, которое служит основой для вывода или подтверждения. Он является элементом, который в совокупности с другими составляет основу научного знания, отражает объективные свойства явлений и процессов. На основе научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.
Движение мысли от незнания к знанию руководствуется методологией.Методология научного познания - учение о принципах, форме и способах научно-исследовательской деятельности. Исследовательский прием - это способ применения старого знания для получения нового знания. Он есть средством получения научных фактов.
Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в разных видах;
1) научно-исследовательская деятельность;
2) научно-организационная деятельность;
3) научно-информационная деятельность;
4) научно-педагогическая деятельность;
5) научно-вспомогательная деятельность и др.
Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задачи, результаты работы.
В пределах научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования.Научное исследование- целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий.
Различают две формы научных исследований: фундаментальные и прикладные.Фундаментальные научные исследования - научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития и взаимосвязи природы, общества, человека.Прикладные научные исследования - научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей.
Научные исследования осуществляются с целью получения научного результата.Научный результат - новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научной работы, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и т.п..Научно-прикладной результат - новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, законченное испытание, которое введено или может быть введено в общественную практику. Научно-прикладной результат может иметь форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца и т.п..
К основным результатам научных исследований относятся:
• научные рефераты;
• научные доклады на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах;
• курсовые (дипломные, магистерские) работы;
• отчеты о научно-исследовательской (опытно-конструкторской; опытно-технологической) работе;
• научные переводы;
• диссертации (кандидатские или докторские);
• авторефераты диссертаций;
• депонированные рукописи;
• монографии;
• научные статьи;
• аналитические обзоры;
• авторские свидетельства, патенты;
• алгоритмы и программы;
• отчеты о научных конференциях;
• препринты;
• учебники, учебные пособия;
• библиографические указатели и др.
Субъектами научной деятельности являются: ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.
Научно-исследовательской деятельностью занимается значительный круг людей. Тех, кто делает это постоянно, называют исследователями, научными работниками (научными работниками), учеными.
Исследователем называют человека, который осуществляет научные исследования.Научный работник - это тот, кто имеет отношение к науке, вырабатывает новые знания, является специалистом в определенной области науки.Ученый - физическое лицо, которое проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования с целью получения научных и (или) научно-технических результатов.Научный работник - ученый, который по основному месту работы и соответственно трудовому договору (контракту) профессионально занимается научной, научно-технической или научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации.
Люди науки имеют соответствующую специальность и квалификацию, работают как своими силами, так и объединяясь в научные коллективы (постоянные или временные), создают научные школы.
4. Методологические основы определения уровня развития науки в различных странах
Уровень развития национальных систем «науки и техники» стал на рубеже веков одним их основных факторов, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, их роль и место в системе мирового хозяйства
Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена, в свою очередь, особенностями исторического, политического и социально-экономического развития, а также зависит от сложившихся территориальных, культурно-этнических факторов.
Различия находятся в основном в особенностях планирования, организации и управления научной деятельностью, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований.
Если рассматривать детальные отличия, то их фактически столько же, сколько имеется стран, участвующих в мировой научной деятельности. В этом отношении каждое государство уникально. Тем не менее страны со сходными чертами возможно условно объединить в группы, разделив тем самым всю их совокупность на несколько определенных типов.
Рассматривая науку в этом плане как систему, которая характеризуется своими количественными показателями, все существующие научные показатели можно разделить на две группы.
Во-первых, показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение. Это ресурсные или “входные” показатели науки.
Они могут быть, очевидно, выражены как в абсолютных, так и в относительных величинах.
К абсолютным показателям относят, например, общее количество ученых, конструкторов и инженеров, занятых в НИОКР, общий объем финансирования научных исследований и разработок из федерального бюджета и частных, общественных фондов, совокупные финансовые затраты на НИОКР, их распределение по областям знаний, отраслям и видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п.
Во-вторых, показатели, оценивающие основной «выход» научных исследований – производство нового научного знания (фундаментального и прикладного).
Это показатели, позволяющие определить полученный вклад в науку, степень «приращения» нового знания в определенной научно-технической области.
Все количественные меры научного выхода могут быть также соответственно отражены в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны таких, например, как общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно количества научных работников или населения всей страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов в разные периоды времени и т.д. Кроме того, эти показатели проявляются в структуре технических и технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации и информатизации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.
По абсолютным показателям привлеченных в НИОКР ресурсов ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания) являются и главными производителями научных знаний и открытий.
Высокие абсолютные показатели финансирования и занятого специального кадрового персонала в научно-технической деятельности Китая и Индии позволили им достичь прекрасных результатов в области ядерных исследований, освоения космоса, фармакологии и других областях знаний.
Однако оценка общего уровня развития науки, степени «наукофикации» общества возможна лишь на основе относительных показателей, характеризующих относительную эффективность научной деятельности в стране.
Использование относительных показателей дает возможность некоторого совместного сопоставления больших и малых стран мира, выявления их характерных классификационных типов по уровню развития науки.
В нашей типологии мы использовали показатели, которые, как уже было сказано выше, относятся к двум группам:
1. Ресурсные показатели науки:
а) число ученых, конструкторов и инженеров на 1 тыс. чел. населения;
б) расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (долл. США);
в) расходы на НИОКР в расчете на одного национального исследователя (долл. США);
г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП государства (%).
2. Показатели эффективности науки:
а) количество научных публикаций на 1 тыс. жителей государства;
б) количество научных публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;
в) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. чел. населения;
г) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. ученых и инженеров;
д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;
е) число компьютеров на 1 тыс. чел. населения.
Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира
Дата: 2019-07-24, просмотров: 588.