Особенности технологии развития критического мышления.         
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Эффективные методические приемы          технологии развития критического мышления»

Исполнитель:

Учитель истории и экономики МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района  Саратовской области»                                                   Маняхина Светлана Анатольевна

 

 

 Саратов

2012

Аннотация к работе:

Какой выпускник нужен современному работодателю? Который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания; обладает творческим мышлением. Одной из образовательных технологий способной решить эту задачу является технология развития критического мышления. Уроки с использованием технологии «РКМ» направлены на побуждение учащихся к мыслительной деятельности и способствует их активизации к поиску ответа.

Содержание

1.Введение. Актуальность и перспективность темы…....................................4

2.Основная часть

    2.1. Особенности технологии развития критического мышления…6

    2.2. Использование приемов технологии развития критического мышления  

           на уроках общественно-научной направленности……………….13

    2.3. Методика формирования критического мышления на основе   

            использования Интернет-сервисов………….………………….. 18

    2.4. Результативность применения на уроках ТРКМ…………………23

3. Заключение………………………………………………………………….26

4. Список литературы и Интернет-ресурсов…………………………...…… 27

        

 

 

 

 

 1.Введение

    В соответствии с приказом Министерства образования Саратовской области, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовкой области», в числе пилотных школ региона, с 1 сентября 2012 г приступила к реализации Федерального образовательного стандарта основного общего образования. С введением новых стандартов повышается внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

   «Ум – это хорошо организованная система знаний». Эти слова выдающегося педагога К.Д.Ушинского, как никогда может быть ранее, сегодня наполнены особым содержанием. В школе ребенок часто обнаруживает, что мозг ему нужен для механического запоминания, а никак ни для того, чтобы реализовать свою идею, удовлетворить интерес. Успех в учебе обеспечивается хорошей памятью, а не умением мыслить. Ему приходится от мышления, достаточно хорошо развитого в дошкольном возрасте, переходить к запоминанию, а это трудно. Сообразительные дети скоро понимают: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает с тем, что требуется в жизни, и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. Но много ли таких сообразительных учеников? Отсюда у многих ребят неудачи в школьной жизни, зато после окончания образовательного учреждения наши «троечники» и «середнячки» во взрослой жизни более успешны, чем школьные отличники.

Вводимые образовательные стандарты заставляют учителя, и общество в целом, пересмотреть основные вопросы обучения и воспитания. Сейчас образование рассматривается, как услуга,  направленная на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Школа должна готовить подростка к жизни, к труду, должна содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем, то потребуется ему в практической деятельности. По моему мнению, современный учитель призван принять деятельное участие в развитии умственной деятельности учащихся, в усвоении ими различных знаний и навыков, которые выходят и за рамки программного материала. В каждом ученике необходимо укреплять и развивать его собственное «Я», индивидуальное креативное мышление.

Чтобы преодолеть указанные негативные явления в системе традиционного преподавания, повысить эффективность и качественность учебного процесса, передо мной стал вопрос об использовании современных образовательных технологий. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология развития критического мышления.  Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по использованию приемов ТРКМ через представление методических рекомендаций для учителей истории и экономики (Приложение №1).

Задачи:

1) рассмотреть наиболее эффективные приемы технологии развития критического   

на уроках истории, права и экономики.

2) представить некоторые методы использования на различных этапах урока и  мероприятия по предметам.

 

Основная часть

Прием «Шесть шляп мышления»

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот,                                               Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

8.«Синквейн». Эта пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны в учебно-воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%ED.

Порядок написания синквейна:                                                                                       Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока –
три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.                                         Тем для синквейна великое множество. Возьмем для примера историю России ХХ века: война, революция, Государственная дума, реформа Столыпина, Ленин, Ленд-лиз, "холодная война",  НАТО, культ личности, "застой" и т.д.

   9. Эссе – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Очень интересными получились работы учащихся на темы « Банки охотно дают деньги тем, кто может доказать, что в них не нуждается» «Богатым человека делает его сердце»Л. Толстой, «События октября 1917 года – это социалистическая революция или государственный переворот?» и т.д. Очень актуальной стала эта форма в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕГЭ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе. (Приложение № 7)

 





Заключение

В процессе изучения общественно-научных дисциплин важно все: и благоприятная психологическая атмосфера на уроке, и сформированность мотивации на его изучение, и осознание необходимости использования полученных знаний в повседневной жизни (не только знать, но и применять). Вот почему учителю важно сначала самому осознать важность применения новых технологий. Знания могут позабыться по прошествии времени, а умения действовать в определенных ситуациях, ненавязчиво сформированные на уроке, остаются надолго. Во время урока необходимо задействовать и разум, и чувства ученика. Важны не только знания алгоритма, но и чувства, с которыми он получает эти знания. Эмоционально окрашенный ответ о историческом событие, его причинах и значении, сопровождающийся видеорядом или стендовым докладом, свидетельствует об искренней заинтересованности ученика в изучаемой теме, в активном погружении в нее сверстников.

Интересные домашние задания способствуют тому, что ребенка не надо заставлять делать уроки. Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущий. Приемы работы в паре или группе позволяют включать в урок всех школьников. Не надо бояться того, что дети на уроке будут говорить, обсуждать, даже спорить, нужно просто научить их это делать так, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (памятка, обращение, презентация).

 

6. Использованная литература и Интернет-ресурсы.

1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001

2. Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”.
// “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.

3. Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.

6. Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.

7. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.

8. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.

9. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.

10. Полат Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.

11. http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/sushhnost_tekhnologii_kriticheskogo_myshlenija/51-1-0-204 ) 

12. http://ct-net.net/ru/ct_about_ru

13. -http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

14. ЭМУ – Методическая лаборатория. simora@cerm.ru

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Эффективные методические приемы          технологии развития критического мышления»

Исполнитель:

Учитель истории и экономики МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района  Саратовской области»                                                   Маняхина Светлана Анатольевна

 

 

 Саратов

2012

Аннотация к работе:

Какой выпускник нужен современному работодателю? Который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть применять полученные знания; обладает творческим мышлением. Одной из образовательных технологий способной решить эту задачу является технология развития критического мышления. Уроки с использованием технологии «РКМ» направлены на побуждение учащихся к мыслительной деятельности и способствует их активизации к поиску ответа.

Содержание

1.Введение. Актуальность и перспективность темы…....................................4

2.Основная часть

    2.1. Особенности технологии развития критического мышления…6

    2.2. Использование приемов технологии развития критического мышления  

           на уроках общественно-научной направленности……………….13

    2.3. Методика формирования критического мышления на основе   

            использования Интернет-сервисов………….………………….. 18

    2.4. Результативность применения на уроках ТРКМ…………………23

3. Заключение………………………………………………………………….26

4. Список литературы и Интернет-ресурсов…………………………...…… 27

        

 

 

 

 

 1.Введение

    В соответствии с приказом Министерства образования Саратовской области, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовкой области», в числе пилотных школ региона, с 1 сентября 2012 г приступила к реализации Федерального образовательного стандарта основного общего образования. С введением новых стандартов повышается внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

   «Ум – это хорошо организованная система знаний». Эти слова выдающегося педагога К.Д.Ушинского, как никогда может быть ранее, сегодня наполнены особым содержанием. В школе ребенок часто обнаруживает, что мозг ему нужен для механического запоминания, а никак ни для того, чтобы реализовать свою идею, удовлетворить интерес. Успех в учебе обеспечивается хорошей памятью, а не умением мыслить. Ему приходится от мышления, достаточно хорошо развитого в дошкольном возрасте, переходить к запоминанию, а это трудно. Сообразительные дети скоро понимают: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает с тем, что требуется в жизни, и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. Но много ли таких сообразительных учеников? Отсюда у многих ребят неудачи в школьной жизни, зато после окончания образовательного учреждения наши «троечники» и «середнячки» во взрослой жизни более успешны, чем школьные отличники.

Вводимые образовательные стандарты заставляют учителя, и общество в целом, пересмотреть основные вопросы обучения и воспитания. Сейчас образование рассматривается, как услуга,  направленная на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Школа должна готовить подростка к жизни, к труду, должна содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем, то потребуется ему в практической деятельности. По моему мнению, современный учитель призван принять деятельное участие в развитии умственной деятельности учащихся, в усвоении ими различных знаний и навыков, которые выходят и за рамки программного материала. В каждом ученике необходимо укреплять и развивать его собственное «Я», индивидуальное креативное мышление.

Чтобы преодолеть указанные негативные явления в системе традиционного преподавания, повысить эффективность и качественность учебного процесса, передо мной стал вопрос об использовании современных образовательных технологий. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология развития критического мышления.  Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по использованию приемов ТРКМ через представление методических рекомендаций для учителей истории и экономики (Приложение №1).

Задачи:

1) рассмотреть наиболее эффективные приемы технологии развития критического   

на уроках истории, права и экономики.

2) представить некоторые методы использования на различных этапах урока и  мероприятия по предметам.

 

Основная часть

Особенности технологии развития критического мышления.         

 Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения [2].

Д. Клустер [3] предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. При этом ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация и знания являются отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Мы с вами чаще привыкли наблюдать стремление узнать что-то новое у учащихся младших классов, чем у старшеклассников – это, как уже отмечено было выше, воздействие школьного образования на детские умы. Надо заменить традиционное «накопительное» образование – когда головы учеников служат своеобразной «копилкой», на которые учителя кладут знания, – на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение будет успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Аргументация выигрывает, если ученик учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому применяя технологию критического мышления, надо активно использовать в учебной и внеурочной деятельности всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов, дискуссий и круглых столов, а также проведение ролевых и деловых игр.

Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе.  Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению.

Нужно отметить, что построение учебного процесса на  основе технологии развития критического мышления принадлежит будущее. В перспективе, возможно, данные технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.

Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. ТРКМ является общепедагогической, надпредметной [4], поэтому ее целесообразно применять у урочной и внеурочной деятельности.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить ребенку, как личности, надо сформировать и  развить в себе ряд качеств:

Принципы технологии критического мышления
  Готовность
  Гибкость
  Осознание
Поиск компромиссных               решений
  Настойчивость
Способность исправлять свои         ошибки

Особенности технологии развития критического мышления:

Ø Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Ø Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Практическое осуществление идей опыта связано с прохождением следующих этапов:

· изучение методической литературы по данной технологии;

· выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;

· проектирование и апробирование уроков истории, экономике и праву с использованием приемов технологии развития критического мышления


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ                                                                          РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия (фаза) Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
Стадия вызова Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка известной информации, рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия осмысления (реализации). Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: – маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); – поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами.

Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления – Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; – возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; – ответы на поставленные вопросы; – организация устных и письменных круглых столов; – организация различных видов дискуссий; – написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе ; – исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

Источник: http://my-school18.ucoz.ru/publ/2-1-0-4

В процессе работы по данной технологии, мною апробирован алгоритм – отправные этапы развития критического мышления:
1. Необходимо определить целевую установку данной познавательной деятельности? Ученик должен обозначить, что какой продукт он желает получить, определить способы, средства и пути достижения цели.
2. Определить что уже известно, первичные знания о продукте исследования.  Это отправной пункт направленного или критического мышления. Наметить главные источники нахождения недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Сравнить полученный результат с желаемым продуктом. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Предложенные материалы могут быть использованы на уроках истории, экономики и права,  как в рамках программы, так и на внеклассных мероприятиях. Некоторые приемы можно использовать при изучении обзорных тем, другие с высокой степенью результативности при работе с историческими документами, нормативно-правовой документацией, статистическими данными и т. д.

Так же эту технологию рекомендую применять и на уроках обобщения, при конспектировании лекций. На таких уроках используется карта деятельности ученика, которая позволяет проследить продвижение ребенка в этой теме, а так же включает всех в деятельность.

Приемов ТРКМ очень много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, я достигла следующих результатов:

- повысился уровень мотивации к изучаемым предметам;

- учащиеся показывают высокий уровень знаний на итоговой аттестации, при дальнейшем обучении в ВУЗах;

- умеют четко аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения;

 - сформированы навыки работать с историческими документами.

Работу по использованию приемов ТРКМ планирую организовать и с младшими школьниками, в рамках учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и на родительских собраний.

К сожалению, не разработана система диагностики. Отслеживать результаты можно только путем наблюдения. Я использую карту деятельности ученика, которая состоит из нескольких блоков: 1)целеполагание; 2)шаги постижения текста; 3)рефлексия. (Приложение №2).

 






Дата: 2019-07-24, просмотров: 154.