При предоставлении должником подлинников договоров об аренде они могут быть изъяты судебным приставом-исполнителем, о чем в акте ареста делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 80 Закона об исполнительном производстве). Их хранение может осуществляться в подразделении судебных приставов при наличии условий обеспечения их сохранности (ч. 2 ст. 86 Закона об исполнительном производстве).
Реализация права аренды
Статьей 89 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что при передаче для реализации права долгосрочной аренды недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя о передаче на реализацию указанного имущественного права прилагается:
§ копия акта о наложении ареста на имущество должника;
§ правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости;
§ копии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае продажи права аренды на отдельно стоящее здание;
§ копия договора аренды;
§ копия документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо документа, предоставляющего возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя.
Как видно из последнего пункта, для реализации права долгосрочной аренды недвижимого имущества необходима либо копия документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо это может быть копия документа, предоставляющего возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя.
Документом, подтверждающим согласие арендодателя, может являться документ, составленный в произвольный форме и подписанный уполномоченным лицом (например, генеральным директором) от имени арендодателя о том, что он не возражает против обращения взыскания на право предоставляемой им аренды.
Документом, предоставляющим возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя, может быть сам договор, если в нем прописано, что за арендатором закрепляется право передавать права и обязанности в перенаем без получения дополнительного разрешения арендодателя.
67. Особенности обращения взыскания на объект незавершенного строительства.
Общие положения.
Объектами незавершенного строительства считаются здания и сооружения, которые находятся на стадии строительства (возведения) и не могут быть использованы по своему целевому назначению. Внешним признаком такого рода объектов является отсутствие в их отношении подписанного заказчиком и (или) органами государственной власти и местного самоуправления акта ввода объекта в эксплуатацию. Объекты незавершенного строительства, прочно связанные с землей, относятся к недвижимости и могут быть объектом гражданского оборота только при условии государственной регистрации соответствующего права на них (ст. 219 ГК РФ). Объекты незавершенного строительства, не имеющие прочной связи с землей, рассматриваются как движимое имущество - совокупность строительных материалов.
Как правило, объект незавершенного строительства принадлежит лицу, которому принадлежит земельный участок или находится на ином праве, чем право собственности (например, на праве аренды), соответственно, право собственности и право долгосрочной аренды на земельный участок регистрируются в Росреестре, куда и направляется запрос судебным приставом-исполнителем. Незавершенное строительство также может быть выявлено путем запроса о его наличии у должника и, кроме того, просмотром бухгалтерского баланса должника-организации по строке "незавершенное строительство".
Арест объектов незавершенного строительства.
Для наложения ареста судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении ареста и акт о наложении ареста (описи имущества).
Как и все недвижимое имущество, незавершенное строительство передается под охрану должнику или членам его семьи, назначенным судебным приставом-исполнителем, либо лицам, с которыми территориальным органом ФССП России заключен договор.
Оценка объектов незавершенного строительства.
Для оценки незавершенного строительства в соответствии со ст. 85 Закона об исполнительном производстве в обязательном порядке привлекается специалист. За основу в качестве предварительной оценки, которая указывается в акте о наложении ареста, судебный пристав-исполнитель может взять стоимость участка, на котором находится объект незавершенного строительства.
Реализация объектов незавершенного строительства.
При этом если с объектом незавершенного строительства не совершались сделки, то он, как правило, не зарегистрирован и в Росреестре. Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поэтому судебному приставу-исполнителю необходимо зарегистрировать права на объект незавершенного строительства. Данное положение подтверждается судебной практикой, в частности п. 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>. При регистрации объекта незавершенного строительства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о проведении государственной регистрации права собственности на имущество должника, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Регистрация объекта незавершенного строительства осуществляется в соответствии со ст. 66 Закона об исполнительном производстве, что уже было рассмотрено выше.
68. Особенности совершения исполнительных действий по имущественным взысканиям в отношении государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, финансируемых из бюджета.
1. Исполнительные листы судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предъявляются в соответствующую службу (подразделение, отдел) судебных приставов-исполнителей в порядке, установленном законом по месту нахождения должника либо его имущества.
3. При поступлении на принудительное исполнение исполнительного документа в отношении должника-получателя средств федерального бюджета, судебный пристав исполнитель проводит исполнительные действия по установлению счетов должника, открытых в банках и иных кредитных организациях, а также выявлению имущества, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно (имущество, приобретенное на доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности в порядке установленном законодательством).
4. При обнаружении у должника-получателя средств федерального бюджета денежных средств на счетах, открытых в банках и иных кредитных организациях, или выявлении имущества, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно, судебный пристав исполнитель принимает меры к обращению на них взыскания в порядке, установленном настоящим Кодексом.
5. В случае, когда у должника-получателя средств федерального бюджета отсутствуют денежные средства на счетах, открытых в банках и иных кредитных организациях, или имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно, исполнительное производство оканчивается, исполнительный лист возвращается взыскателю, при этом взыскателю разъясняется его право предъявить исполнительный лист в органы федерального казначейства.
6. Окончание исполнительного производства по инициативе судебного пристава исполнителя до истечения срока установленного для осуществления исполнительных действий настоящим Кодексом не допускаются.
7. Исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника в установленном порядке.
8. При нарушении сроков предъявления исполнительного листа к исполнению, несоответствии его требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к исполнительным листам, либо несоответствии наименования должника по исполнительному листу, имеющего соответствующий лицевой счет, наименованию получателя средств федерального бюджета орган федерального казначейства возвращает исполнительный лист взыскателю без исполнения в течение 3 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата.
9. Орган федерального казначейства в течение 3 рабочих дней со дня получения исполнительного листа исполняет требование о взыскании средств должника в пределах остатков объемов финансирования, полученных от вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета, в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации. 10. При отсутствии или недостаточности средств, необходимых для удовлетворения требований, предъявленных к должнику, выплата по исполнительному листу производится в порядке субсидиарной ответственности за счет средств, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности должника. 11. Исполнение исполнительных документов о взыскании средств с органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется службой (отделом, подразделением) судебных приставов-исполнителей по месту нахождения должника либо его имущества. 12. Принудительное исполнение исполнительных документов о взыскании средств с органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных действующим законодательством для учреждений. Статья 230. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника-государства Исполнительные листы судебных органов по искам к Российской Федерации о возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются в Министерство финансов Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исполнение судебных решений по искам к Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом.
69. Особенности обращения взыскания на доли участников в обществе с ограниченной ответственностью.
1. Обращение взыскания на долю должника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (далее — общество) производится по решению или определению суда при отсутствии или недостаточности иного имущества должника для полного удовлетворения предъявленных ему требований.
2. В случае если стоимость доли должника в уставном капитале общества заведомо превышает размер предъявленных ему требований, взыскание может быть обращено на соответствующую часть указанной доли. Статья 205. Порядок обращения взыскания на долю должника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. На основании исполнительного листа, содержащего требования об обращении взыскания на долю (часть доли) должника в уставном капитале общества, орган принудительного исполнения выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, которое помимо общих реквизитов должно содержать: 1) предложение обществу выплатить действительную стоимость доли (части доли) должника в уставном капитале общества путем перечисления соответствующих сумм на банковский счет подразделения судебных приставов; 2) указание на то, что действительная стоимость доли (части доли) должника в уставном капитале общества может быть выплачена остальными участниками общества; 3) общий размер предъявленных должнику требований, в пределах которого должны быть произведены указанные выплаты; 4) решение о наложении ареста на долю (часть доли) должника в уставном капитале общества. 2. Копии постановления о возбуждении исполнительного производства направляются сторонам исполнительного производства, обществу в лице его исполнительных органов, а также в суд, выдавший исполнительный лист.
3. По требованию органа принудительного исполнения должник и общество обязаны предоставить документы, удостоверяющие принадлежность должнику доли (части доли) в уставном капитале общества, а также позволяющие установить ее номинальную и действительную стоимость.
4. Арест доли (части доли) в уставном капитале общества производится незамедлительно после возбуждения исполнительного производства путем описи документов, подтверждающих ее принадлежность должнику (в случае необходимости — их изъятия и передачи на хранение), а также объявления должнику запрета распоряжения указанной долей (частью доли).
5. Действительная стоимость доли (части доли) должника в уставном капитале общества, подлежащая выплате обществом или его участниками, определяется органом принудительного исполнения на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате получения обществом копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Для определения действительной стоимости доли (части доли) должника в уставном капитале общества может быть назначен специалист-оценщик.
6. В случае если в течение трех месяцев с момента получения обществом копии постановления о возбуждении исполнительного производства общество или его участники не выплатят действительную стоимость доли (части доли) должника в уставном капитале общества, судебный пристав-исполнитель приступает к оценке и принудительной реализации указанной доли (части доли).
7. Орган принудительного исполнения поручает определение рыночной стоимости доли (части доли) должника в уставном капитале общества специалисту-оценщику.
8. Принудительная реализация доли (части доли) должника в уставном капитале общества осуществляется путем ее продажи с публичных торгов.
70. Особенности совершения исполнительных действий при признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. (НЕТ В НАЛИЧИИ)
71. Особенности совершения исполнительных действий с участием Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве).
В целом процедура банкротства урегулирована Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и АПК, положения которых косвенным образом должны учитываться судебным приставом-исполнителем в своей деятельности. Непосредственные же его действия заключаются в следующем. Получив копию решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (аналогично, если должник находится в процессе ликвидации), судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.
Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом. При этом следует учитывать, что Федеральный закон об исполнительном производстве не знает такой терминологии, как "отмена" ареста самим судебным приставом-исполнителем, хотя, как показывает судебная практика, в этом имеется потребность в связи с некоторыми обстоятельствами, которые возникают еще задолго до окончания исполнительного производства (см. постановление ФАС Центрального округа от 09.06.2011 по делу № А08-5148/2010-6). Поэтому на практике должностные лица ФССП России выносят постановления не только о снятии, но и об отмене ранее наложенного ареста на денежные средства или имущество, например при добровольном погашении задолженности, поскольку действие не противоречит Федеральному закону об исполнительном производстве (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.09.2006 по делу № А38-1497-15/198-2006). Однако это не согласуется со ст. 144 ГПК, указывающей, что обеспечение иска отменяется тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. Такое несогласование может быть снято только за счет разграничения ареста как промежуточной стадии, возникающей после судебного решения и перед реализацией имущества (либо его передачей взыскателю), и как обособленной меры по обеспечению иска, которая применяется в ходе гражданского судопроизводства и во всяком положении дела (ст. 139 ГПК).
Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.
Тождественные действия совершаются судебным приставом-исполнителем при обращении взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения исполнительного документа, выданного судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина.
К сожалению, ст. 96 Федерального закона об исполнительном производстве не отвечает на многие вопросы практического характера, связанные с особенностями обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства. Поэтому следует принимать во внимание постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве". В нем подчеркивается, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с ч. 5 ст. 96 Федерального закона об исполнительном производстве не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании п. 1 ст. 142 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве). Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов, он должен незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим. В том случае, если взыскатели не обращаются с заявлениями о включении их требований в реестр требований кредиторов, конкурсный управляющий по их заявлениям передает им исполнительные документы.
72. Особенности совершения исполнительных действий при ликвидации организации-должника.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.