Нам следует изучать систематическое богословие, собирая и осмысливая все отрывки из Писания, которые имеют отношение к той или иной теме.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Об этом уже упоминалось в нашем определении систематического богословия, однако следует описать здесь сам процесс. Как можно кратко изложить то, чему учит Писание по тому или иному вопросу? Если вас интересуют темы, которые рассматриваются в этой книге, то достаточно будет изучить предложенный материал и прочитать приводимые здесь цитаты из Библии. Но как исследовать Библию по теме, которая не рассматривается ни в одном учебнике по систематическому богословию?

Процесс должен выглядеть следующим образом:

1) Найдите все стихи, относящиеся к этой теме. Прекрасным помощником в этом деле будет хорошая симфония к Библии. Например, исследуя вопрос о сотворении человека по образу и подобию Божьему, следует найти все стихи, в которых есть слова «образ», «подобие» и «творение». (Слова «человек» и «Бог» встречаются слишком часто и едва ли поиск стихов, в которых содержатся эти слова, будет полезен.) Исследуя учение о молитве, можно просмотреть стихи, содержащие в себе различные слова, например: молиться, молитва, заступничество, просить, просьба, исповедовать, исповедание, хвала, благодарение, благодарность и др. Скорее всего, список стихов будет чрезмерно велик, так что вам придется бегло просматривать статьи симфонии, не обращаясь к самим стихам; или сузить поиск, подразделив слова на сферы; или ограничить объем исследования каким–то иным образом. Нужные стихи можно также найти, поразмышляв надо всей библейской историей, а затем обратиться к тем разделам, где содержится необходимая информация по интересующей вас теме. Например, исследуя учение о молитве, вам, вероятно, захочется обратиться к таким отрывкам, как молитва Анны о сыне (1 Цар. 1), молитва Соломона при освящении храма (3 Цар. 8), молитва Иисуса в Гефсиманском саду (Мф. 26 и параллельные места) и т. д. Закончив работать с симфонией и прочитаете отрывки, которые были найдены самостоятельно, можно обратиться к соответствующим разделам книг по систематическому богословию и найти еще ряд стихов, не попавших в поле зрения, может быть, по той причине, что в них не содержатся ключевые слова, по которым производился поиск в симфонии[12].

2) Второй этап. Следует прочитать все найденные стихи, сделать заметки и постараться кратко изложить материал, который в них содержится. Иногда темы повторяются часто, и сделать обобщение будет сравнительно нетрудно. Но стихи, трудные для понимания, необходимо будет осмыслить (прочитывая этот стих в контексте или же пользуясь словарями и комментариями).

3) И наконец, учение, содержащееся в различных стихах, следует коротко изложить в одном пункте или более, сформулировав таким образом библейское учение. Это краткое изложение не обязательно должно совпадать с выводами, сделанными кем–то другим, поскольку каждый человек может увидеть в Писании то, что в нем не увидели другие, или иначе структурировать тему или поставить в ней иные акценты.

С другой стороны, на этом этапе было бы полезно прочитать соответствующие разделы в различных книгах по богословию. Это помогает избежать ошибок и заблуждений и увидеть материал в иной перспективе; при этом наша точка зрения может измениться или, наоборот, укрепиться. Если студент видит, что другие пришли к совсем иным выводам, то эти выводы следует четко сформулировать и постараться опровергнуть. Иногда в книгах по богословию мы можем найти исторические или философские замечания, которые были сделаны в церкви прежде, и это также может помочь нам лучше осмыслить материал и не впасть в заблуждение.

Описанный выше процесс доступен любому христианину, который может читать Библию и находить слова в симфонии. Радость открытия послужит прекрасным вознаграждением. Особенно полезно это для пасторов и тех кто ведет занятия по Библии, — это позволит им открыть новые грани в Писании и в том учении, которое они преподают.

6. Нам следует изучать систематическое богословие с радостью и хвалой. Изучение богословия — это не просто интеллектуальное упражнение. Это изучение живого Бога и чуда всех Его деяний в творении и спасении. Мы не можем исследовать подобную тему бесстрастно! Мы должны любить все, что связано с Богом, все, что Он говорит, и все, что Он свершает. «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор. 6:5). Изучая же богословие, мы восклицаем вместе с псалмопевцем: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17). Изучая Слово Божье, мы иногда спонтанно испытываем такие же чувства, которые выразил псалмопевец:

Закон Господа совершен, укрепляет душу (Пс. 18:8). На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве

(Пс. 118:14).

Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим

(Пс. 118:103).

Откровения Твои я принял, как наследие на веки; ибо они веселие сердца моего

(Пс. 118:111).

Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль

(Пс. 118:162).

Часто, изучая богословие, христиане уподобляются Павлу, который, окончив изложение обширного богословского материала (Рим. 11:32), вдруг возносит радостную хвалу за богатство того учения, которое Бог дал ему возможность излагать:

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь

(Рим. 11:33—36).

Вопросы для самостоятельной работы

Вопросы, помещенные в конце каждой главы, призваны осветить практическое применение каждого учения. Поскольку я считаю, что учение должно быть воспринято не только на интеллектуальном уровне, но также и на эмоциональном, в конце многих глав я поставил вопросы, касающиеся того, что человек чувствует, изучив тот или иной аспект учения. Полагаю, эти вопросы окажутся очень полезными для тех, кто уделит какое–то время размышлению над ними.

1. Каким образом прочтение этой главы изменило ваше представление о том, что такое систематическое богословие (если изменило)? Как вы относились к изучению систематического богословия до того, как прочитали эту главу? Как вы теперь относитесь к изучению систематического богословия?

2. Что может произойти с церковью или деноминацией, в которой систематическое богословие не изучается в течение поколения или дольше? Изучается ли систематическое богословие в вашей церкви?

3. Есть ли в оглавлении этой книги такие учения, более глубокое понимание которых могло бы помочь вам разрешить какую–либо личную проблему? Какие опасности, связанные с духовной и эмоциональной сферой, по вашему мнению, вам следует осознавать при изучении систематического богословия?

4. Молитесь о том, чтобы Бог сделал это изучение основанием для духовного роста и более глубокого общения с Ним, чтобы вы могли правильно понимать учения и применять их в жизни.

Специальные термины

апологетика

библейское богословие

ветхозаветное богословие

второстепенное учение

догматическое богословие

историческое богословие

новозаветное богословие

парадокс

первостепенное учение

предпосылка

противоречие

систематическое богословие учение

философское богословие

христианская этика

Библиография

Обычно в библиографии я привожу только работы, написанные с позиций, которые сегодня можно назвать консервативными евангельскими. Я считаю, что библиографии должны помочь студенту ознакомиться с работами других богословов, разделяющих основные взгляды на природу Писания, на которых основана эта книга, — т. е. что все Писание полностью истинно и что это — Слово Божье, уникальное, обладающее абсолютным авторитетом и обращенное к нам. Если мы отступаем от этого убеждения, то разнообразие богословских точек зрения становится невероятно широким, а полные библиографии по ним легко найти в недавно вышедших в свет книгах, названия которых приведены ниже. (Однако я включил также два авторитетных католических труда, поскольку Римско–католическая церковь имеет большое влияние почти на каждое современное общество.)

Книги сгруппированы по деноминационным категориям, а внутри этих категорий — по хронологическому принципу. Конечно, эти категории не являются абсолютными и часто наблюдается их наложение: многие англикане и многие баптисты в богословском отношении — «реформаты», тогда как другие представители этих групп — «арминиане»; многие диспенсационалисты являются также баптистами, тогда как другие — пресвитерианами, и т. д. И все же эти категории вполне подходят для различения богословских традиций в рамках евангельского христианства.

Здесь приведены даты последнего сочинения каждого автора. Если богословский труд опубликован не был, то даты означают годы, в которые автор активно преподавал систематическое богословие и писал о нем.

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.