Выпускная квалификационная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки :

Сервис

Требования и методические указания по выполнению

 

 

Челябинск

ЧГИК

2016



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

Культурологический факультет

Кафедра культурологии и социологии

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки

Сервис

Требования и методические указания по выполнению

 

Уровень высшего образования: бакалавриат

Программа подготовки: академический бакалавриат

Квалификация: бакалавр

 

Челябинск

ЧГИК

2016


УДК 338.46(073)

ББК 65.43я73

    В92

 

Требования и методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 Сервис.

Структура требований и методических рекомендаций разработаны в соответствии с п. 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013) и п. 30, 31 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 636 от 29.06.2015) с изм. и доп. от 09.02.2016 г.).

 

Авторы-составители: Е. А. Андреев, декан культурологического факультета, кандидат культурологии; М. Л. Шуб, доцент кафедры культурологии и социологии, кандидат культурологии, доцент.

 

Требования и методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 43.03.01 Сервис как составная часть ОПОП рекомендована на заседании совета культурологического факультета к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 01 от 19.09.2016.

Экспертиза проведена 23.09.2016, акт № 01

 

Срок действия требований и метод. указ. по выполнению ВКР продлен на:

Учебный год Совет факультета № протокола, дата утверждения
2017–2018    
2018–2019    
2019–2020    
2020–2021    

 

В92 Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 43.03.01 Сервис : требования и методические указания по выполнению, уровень высшего образования бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, квалификация: бакалавр / авт.-сост. Е. А. Андреев, М. Л. Шуб; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск : ЧГИК, 2016. – 29 с. – (ФГОС ВО версия 3+). Шаблон разработан в соответствии с требованиями к выпускной квалификационной работе, изложенными в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013) и «Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 № 636).  

© Челябинский государственный

институт культуры, 2016


Содержание

Аннотация. 6

Часть I. Требования по выполнению ВКР. 7

1. Фонд оценочных средств. 7

1.1. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения основной профессиональной образовательной программы, проверяемых на защите ВКР 7

1.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания (критерии оценки результатов защиты ВКР) 7

1.2.1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций. 7

1.2.2. Шкала оценивания (критерии оценки результатов защиты ВКР) 8

1.3. Примерные темы ВКР. 10

1.4. Методические материалы, определяющие процедуры подготовки ВКР и оценивания ее результатов в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы 10

1.4.1. Нормативно-методическое обеспечение государственной итоговой аттестации 10

1.4.2. Фонд оценочных средств для подготовки и защиты ВКР: 10

1.4.3. Тематика ВКР. 10

1.4.4. Функции научного руководителя: 11

1.4.5. Требования к форме и содержанию ВКР. 11

1.4.6. Проверка ВКР на объем заимствования. 11

1.4.7. Сроки выполнения и предоставления ВКР. 11

1.4.8. Размещение текста ВКР в электронно-библиотечной системе (ЭБС). 12

1.4.9. Сроки защиты ВКР. 12

1.4.10. Допуск к защите ВКР. 12

1.4.11. Процедура защиты ВКР. 12

1.4.12. Особые требования. 13

2. Описание материально-технической базы, необходимой для подготовки и защиты ВКР 13

3. Перечень информационных технологий, используемых при подготовке ВКР и ее защите, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 14

Часть II. Методические указания по выполнению ВКР. 14

1. Основные этапы выполнения ВКР.. 14

Оформление иллюстративного и справочного материалов, таблиц. 17

2. Структура ВКР.. 18

3. Перечень рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки ВКР.. 21

4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для подготовки ВКР.. 21

Лист изменений в требованиях и методических указаниях по выполнению ВКР. 30

 


 




Аннотация

1 Вид выпускной квалификационной работы самостоятельное завершенное исследование актуальной и значимой в теоретическом и практическом отношении проблемы
2 Цель Определение соответствия результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
4 Коды формируемых компетенций ОК–5; ОПК–2; ОПК–3; ПК–3; ПК–4; ПК–5.
5 Общая трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет в зачетных единицах – 9 в академических часах – 324 в неделях – 6
6 Разработчики Е. А. Андреев, декан культурологического факультета, кандидат культурологии; М. Л. Шуб, доцент кафедры культурологии и социологии, кандидат культурологии, доцент

 

 



Часть I. Требования по выполнению ВКР

Фонд оценочных средств

1.1. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения основной профессиональной образовательной программы, проверяемых на защите ВКР

Общекультурные компетенции:

– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5).

Общепрофессиональные компетенции:

– готовностью разрабатывать технологии процесса сервиса, развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя (ОПК-2);

– готовностью организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя (ОПК-3).

Профессиональные компетенции:

научно-исследовательская деятельность:

– готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности (ПК-3);

– готовностью к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов (ПК-4);

– готовностью к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса (ПК-5).

Таблица 1

Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и коды) Показатели сформированности компетенций (пороговый уровень) Критерии оценивания уровня сформированности компетенций

Общекультурные компетенции

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5)

Знать: основные формы и способы самостоятельной работы с различными видами источников Выпускник ориентируется в литературе, приводит примеры из различных источников.  Уметь: находить источники информации по тематике социокультурных исследований Выпускник обладает сведениями об информационных базах и ресурсах в области культурологии. Владеть: навыками работы с различными базами данных.   Выпускник называет основные базы данных, приводит примеры различных ресурсов информации по культурологии, демонстрирует навыки работы с ними.

Таблица 2

Оценка по номинальной шкале Критерии оценки результатов защиты ВКР
Отлично Выставляется выпускнику за высокий уровень готовности к выполнению всего спектра задач профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО направления подготовки, проявляющийся в знаниях, умениях, навыках и профессионально значимых личностных качествах выпускника, выраженных в личных достижениях в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. ВКР носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, содержательный анализ практического материала; характеризуется логичным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Автор ВКР использует три или более исследовательских метода при изучении проблемы работы (вторая, практическая глава). Объем оригинальности текста выше 70 %. Допустимый процент использования каждого источника (5 %) не превышен Ссылок на коллекции готовых студенческих работ нет (или их использование обосновано в отзыве научного руководителя). При защите работы обучающийся показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует терминологией и данными исследования, вносит обоснованные рекомендации, а во время защиты использует качественный демонстрационный материал; свободно и полно отвечает на поставленные вопросы. В отзыве отсутствуют замечания.
Хорошо   ВКР носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, достаточно подробный анализ практического материала, характеризуется в целом последовательным изложением материала; выводы по работе носят правильный, но не вполне развернутый характер. Объем оригинальности текста соответствует минимально допустимому уровню (70 %). Допустимый процент использования каждого источника превышен. Ссылок на коллекции готовых студенческих работ нет (или их использование обосновано в отзыве научного руководителя). Автор ВКР использует два исследовательских метода при изучении проблемы работы (вторая, практическая глава). При защите работы обучающийся показывает знания вопросов темы, умеет привлекать данные своего исследования, вносит рекомендации, а во время защиты использует демонстрационный материал, не содержащий грубых ошибок; без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы. В отзыве (рецензии) есть незначительным замечания.
Удовлетворительно   ВКР носит исследовательский характер, но характеризуется поверхностным и недостаточно критическим анализом. Рекомендации и предложения слабо аргументированы. Выводы и заключение по ВКР носят формальный характер. В литературном стиле и оформлении работы имеются погрешности. Автор ВКР использует один исследовательский метод при изучении проблемы работы (вторая, практическая глава). Объем оригинальности текста ниже минимально допустимого уровня. Допустимый процент использования каждого источника превышен. Есть ссылки на коллекции готовых студенческих работ (их использование в отзыве научного руководителя не обосновано). Студентом проявлена неуверенность во время защиты.
Неудовлетворительно Уровень содержания ВКР и ее оформление ниже пороговых требований по действующей балльной системе оценок. Объем оригинальности текста значительно ниже минимально допустимого уровня. Допустимый процент использования каждого источника значительно превышен. Есть ссылки на коллекции готовых студенческих работ (их использование в отзыве научного руководителя не обосновано). Автор ВКР не использует исследовательские методы при изучении проблемы работы (вторая, практическая глава).

Примерные темы ВКР

1. Основные технологии сервисной деятельности в туристической сфере (на примере…)

2. Специфика функционирования предприятий сервиса в социально-культурной сфере (на примере…)

3. Интернет-продвижение сервисных услуг: особенности, технологии, инструменты.

4. Специфика интернет-сервисов и технологии их продвижения.

5. Проектирование и продвижение новых услуг в сфере экологического туризма (на примере…)

6. Фандрайзинг как инструмент продвижения сервисных услуг некоммерческих организаций.

7. Специфика реализации сервисных услуг в культурной жизни региона

8. Формирования услуги в сфере культуры региона

9. Анализ и оптимизация деятельности предприятий сервиса в сфере СКС (на примере…)

10. Создание и продвижение услуг в сети Интернет.

1.4. Методические материалы, определяющие процедуры подготовки ВКР и оценивания ее результатов в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы

1.4.1. Нормативно-методическое обеспечение государственной итоговой аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 636 от 29.06.2015 с изм. и доп. от 09.02.2016 № 86, 28.04.2016 № 502) и локальным актом (положением) образовательной «О порядке проведения государственной итоговой аттестации» (утв. 30.05.2016). Анализ и мониторинг государственной итоговой аттестации представлен в ежегодном сборнике статистических материалов «Государственная итоговая аттестация».

1.4.2. Фонд оценочных средств для подготовки и защиты ВКР:

– перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения основной профессиональной образовательной программы, проверяемых на защите ВКР (см. п. 1.1);

– описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания (критерии оценки результатов защиты ВКР) (см. п. 1.2);

– примерные темы ВКР (см. п. 1.3);

– содержание настоящего пункта.

Тематика ВКР.

Темы ВКР определяются выпускающей кафедрой культурологии и социологии. В течение первого месяца заключительного года обучения обучающимся предоставляется право выбора темы из предложенного перечня. Особую ценность в этом перечне представляют темы ВКР, заказанные или предложенные для разработки организациями (предприятиями).

При выборе темы обучающийся учитывает личные профессиональные интересы, возможность практического использования полученных в процессе обучения знаний и собственную исследовательскую инициативу. При этом обучающийся вправе предложить свою тему, обосновав необходимость и целесообразность ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

Не позднее чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации приказом «Об утверждении тем выпускных квалификационных работ на 20.. – 20.. уч. год», подписанным руководителем образовательной организации, за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими ВКР совместно) закрепляется тема и научный руководитель ВКР из числа работников образовательной организации и при необходимости консультант (консультанты).

1.4.4. Функции научного руководителя:

– регулярное консультирование обучающегося по методике подготовки ВКР, отбору источников;

– проведение поэтапной и полной проверки готовности ВКР и рекомендации по исправлению недостатков;

– информирование кафедры, деканата в случае неудовлетворительной работы обучающегося;

– проверка ВКР на объем заимствований и распечатка сформированного отчета из официально утвержденной в образовательной организации программы;

– подготовка отзыва о работе обучающегося в период подготовки ВКР и качестве выполненной работы. В случае выполнения ВКР несколькими обучающимися руководитель ВКР представляет в образовательную организацию отзыв об их совместной работе в период подготовки ВКР и качестве готовой работы (см. Приложение 4). Ознакомиться с отзывом обучающийся должен не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты ВКР.

Требования к форме и содержанию ВКР

ВКР бакалавра должна представлять собой профессионально направленную самостоятельно выполненную законченную работу по конкретной теме, связанной с будущей квалификацией бакалавра и видом его деятельности. ВКР бакалавра должна содержать системный анализ объекта (предмета) практической деятельности в конкретной профессиональной области, как правило, опирающийся на известные модели и методики исследования. ВКР бакалавра может основываться на обобщении выполненных курсовых работ, а также статей и докладов, подготовленных обучающимися.

Сроки защиты ВКР.

Сроки защиты ВКР определяются календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы (см. http://chgik.ru/sveden/education).

Не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения первого государственного аттестационного испытания распорядительным актом утверждается расписание государственных аттестационных испытаний, в котором указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний, в том числе защиты ВКР. При формировании расписания устанавливается перерыв между государственными аттестационными испытаниями продолжительностью не менее 7 календарных дней.

Допуск к защите ВКР.

К защите ВКР допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования и получивший положительную оценку на государственном экзамене. К защите ВКР обучающиеся допускаются на основании приказа «О допуске к государственным аттестационным испытаням».

Процедура защиты ВКР.

Заседание ГЭК по защите ВКР проводятся председателем комиссии.

Документационное сопровождение защиты ВКР включает:

– ВКР обучающихся, допущенных к защите;

– отзывы научных руководителей;

– акты о внедрении (для ВКР, написанных по заказу предприятия);

– отчеты на объем заимствований;

– копии всех приказов, связанных с государственной итоговой аттестацией;

– папку на каждого обучающегося, допущенного к защите ВКР, содержащая зачетную книжку, личную и учебную карточки, портфолио и т. д.);

– издание «Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 43.03.01 Сервис: требования и методические указания по выполнению» (Челябинск, 2017);

– описание шкалы оценивания ВКР;

– экзаменационную ведомость защиты ВКР.

Порядок защиты ВКР:

– вступительное слово обучающегося с использованием презентации (в программе PowerPoint) (не более 7 минут), в котором приводятся обоснование темы, объект, предмет исследования, цель и задачи работы, характеристика использованных источников и литературы, выводы по работе. Выступление на защите должно быть кратким, четким, конкретным, корректным по отношению к мнению рецензента и членам ГЭК, коллегам. Текст выступления на защите целесообразно предварительно согласовать с научным руководителем;

– ответы на вопросы членов ГЭК;

– выступление рецензента (рецензентов) на защите ВКР специалистов и магистров, в случае его отсутствия рецензию зачитывает любой из членов ГЭК;

– выступление научного руководителя; в случае его отсутствия отзыв зачитывает любой из членов ГЭК;

– ответы обучающегося на вопросы и замечания, поставленные в рецензии и отзыве.

Решение ГЭК о результатах защиты ВКР принимается простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав комиссии и участвующих в заседании. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса. При принятии решения о результатах защиты ВКР члены ГЭК руководствуются шкалой оценивания (пп. 1.2.2). Решение, принятое комиссией, оформляется протоколом. Результаты защиты ВКР объявляются в день ее проведения.

1.4.12. Особые требования

Для обучающихся из числа инвалидов защита ВКР проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности). На защите ВКР обеспечивается соблюдение общих и специфических (в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся) требований.

 

2. Описание материально-технической базы, необходимой для подготовки и защиты ВКР

Для подготовки и защиты ВКР используются следующие учебные аудитории:

– 22 аудитории, оборудованные мультимедийным комплексом, ТV, видео-, аудиоаппаратурой;

– компьютерные классы (13 аудиторий. Все машины объединены в гигабитную локальную вычислительную сеть института с выходом в интернет. Технические характеристики: компьютеры на базе Intel Core(TM) i5-4440 CPU @ 3.10GHz; RAM DDR3 8Gb; HDD SATA3 1000 Gb; Video PCI-E GeForce GTX 750 1Gb. Display Benq 22". Scanner Epson Perfection V10. Printer Canon LBP 6000).

 

3. Перечень информационных технологий, используемых при подготовке ВКР и ее защите, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

 

Информационные технологии – это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства и регламентированный порядок их применения.

При подготовке ВКР и ее защиты используются следующие информационные технологии:

– слайд-презентации;

– графические объекты, видео-, аудиоматериалы;

– офисные программы: Windows, Microsoft Office 2007, Adobe Reader 11.0, Adobe Reader 9.0, Google Chrome, Adobe Photoshop CS4

– средства взаимодействия с обучающимися (электронная почта, форумы, интернет-группы, скайпы, чаты)

Оформление ВКР.

Общие положения:

набор текста на компьютере на одной стороне листа. Текст на иностранных языках должен быть целиком напечатан или вписан от руки. Сочетание того и другого не допускается;

формат – А4, цвет бумаги – белый;

тип шрифта – Times New Roman (не допускается использовать шрифт разных гарнитур);

размер шрифта (кегль) – 14 (в таблицах – 12);

междустрочный интервал – полуторный (в таблицах – одинарный);

размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;

нумерация страниц – в нижнем колонтитуле по центру арабскими цифрами, на титульном листе и в оглавлении номер страницы не ставится, хотя они входят в общий объем страниц ВКР;

заголовки – по центру, без переносов и точки в конце, с полужирным выделением, без отступа красной строки;

основной текст – выравнивание по ширине, абзацный отступ – 1,25 см;

переносы слов в тексте (за исключением заголовков) – обязательны;

выделение фрагментов текстакурсивом;

приложения к ВКР – имеют нумерацию и название;

─ каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников и литературы, приложениям, указателям и т. п.;

─ оформление титульного листа ВКР – (см. Приложение 2), оглавления – (см. Приложение 3).

В тексте ВКР не должно быть сокращений. Если в работе многократно используются устойчивые словосочетания, их можно заменить аббревиатурой. При первом упоминании устойчивого словосочетания в скобках приводится аббревиатура, при последующих употреблениях аббревиатура приводится без каких-либо пояснений.

Общий объем ВКР – 50-60 страниц (без приложений).

ВКР должна быть представлена в двух экземплярах: один экземпляр представляется в печатной форме, в сброшюрованном или переплетенном виде, второй – на машинном носителе, полностью повторяющем печатный вариант работы.

Оформление иллюстративного и справочного материалов, таблиц.

Иллюстрации (схемы, графики, таблицы и пр.) помещаются в тексте работы сразу после ссылок на них, сопровождаются подписями и нумеруются или помещаются в приложения (по усмотрению автора).

Например:

Рис. 1. Порядок движения входящего документопотока

Схема 3. Структура акционерного общества «...»

Таблица как форма представления данных применяется в ВКР при изложении цифровой или словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей.

Таблица имеет два уровня членения: вертикальный (графы) и горизонтальный (строки). Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически согласовывают с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Каждая таблица имеет заголовок, который печатают посередине страницы. Над заголовком справа печатаются с прописной буквы слово «Таблица» и ее порядковый номер. Ссылка на таблицу внутри текста имеет следующую форму: (см. табл. 5, с. 17).

Иллюстративные материалы, занимающие много места в ВКР (например, таблица или схема на нескольких страницах), могут быть вынесены в приложения, а также оформлены в виде плакатов и использованы при защите ВКР.

 

Структура ВКР

Структура ВКР (последовательность расположения ее основных частей) определяется темой исследования, методикой проведения, степенью изученности темы в научной литературе и сложностью практических аспектов. Необходимо избрать тот порядок организации научного материала, который максимально убедительно раскрывает исследовательский замысел и показывает внутреннюю логику работы. Наиболее распространенной формой представления результатов научной работы можно считать трехчастную форму. Три одинаково важных основных раздела научной работы структурируют изложение в логике, удобной для понимания сути научного исследования, каковым является ВКР:

– введение;

– основная часть;

– заключение.

Аппарат ВКР включает оглавление, список использованной литературы и приложения (в случае необходимости).

Введение к ВКР должно составлять не менее 4 страниц. Во введении кратко указывают:

– актуальность темы ВКР;

– степень научной разработанности проблемы;

– проблема исследования;

– объект и предмет ВКР;

– цели и задачи ВКР;

– методы исследования;

– теоретическая и практическая значимость исследования;

– апробация результатов исследования (при наличии);

– обоснование структуры работы.

Актуальность темы ВКР. Обоснование актуальности темы отражает объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость ее изучения, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования. Актуальность – это оценка избранной темы с точки зрения ее современности и социальной значимости. Речевые клише, которые могут быть использованы при формулировке актуальности, приведены в Приложении 3 (блок «Актуальность проблемы»).

Степень научной разработанности проблемы. На основе аналитического изучения источников, включенных в список использованной литературы, необходимо представить краткую историю развития знаний по данной теме, провести анализ закономерностей (тенденций) ее развития, раскрыть научные результаты, достигнутые предшественниками.

Кроме краткой истории вопроса, необходимо осветить наиболее известные точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное состояние исследований в этой области. Изложение материала следует организовать не в виде набора фактов и цитат, а путем обоснованного с помощью ссылок авторского анализа и интерпретации предлагаемых подходов и известных фактов, структурирования материала, исходя из логики раскрытия проблемы исследования. При описании степени изученности темы автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики ее развития и обосновать необходимость собственного подхода к постановке проблемы исследования. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы (в качестве такого резюме может идти вывод о том, что избранная тема еще не раскрыта исследователями, либо раскрыта частично, либо раскрыта не в том аспекте, который изучается автором).

Проблема исследования представляет собой противоречие между желаемой и наличествующей ситуацией, связанной с темой ВКР (например, между важностью изучения проблемы и недостаточностью или отсутствием теоретических и практических исследований по ней).

Объект и предмет ВКР. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – процесс, явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения (то есть объект – то, что изучается). Предмет – то, что находится в границах объекта (то есть, предмет – то, в каком аспекте, каким образом изучается избранный объект).

Цель и задачи ВКР. Цель ВКР вытекает из формулировки научной проблемы, связанной с теоретической или практической нерешенностью темы или ее аспекта. Цель формулируется коротко и однозначно, она должна быть достигнута к концу работы. Исходя из единственной цели работы, определяется несколько задач. Разрешение каждой задачи является последовательным шагом на пути достижения цели. Разрешение каждой из задач осуществляется в структурной единице текста ВКР (параграфе). Задачи даются в форме перечисления: изучить... описать... установить... выявить... и т. п. (см. Приложение 1, блок «Целевая установка»).

Методы исследования. Данный пункт определяет исследовательский инструментарий (какие методы сбора, обработки и анализа материала использовались и почему были избраны именно эти методы).

Теоретическая и практическая значимость. Указание авторского теоретического вклада в изучение проблемы ВКР (новый подход к изучению, новые теоретические выводы, авторские типологии и пр.), а также возможности практического использования полученных результатов.

Апробация результатов исследования. В данном пункте при наличии указываются публикации по теме исследования или иные формы апробации.

Обоснование структуры работы. Краткое описание наполнения, проблематики различных разделов текста: каждой главы (с указанием их названий), заключения, списка литературы (с указанием количества библиографических записей), приложений (с указанием их общего количества, характера и формы).

Хотя введение открывает работу, писать его следует после завершения исследования и написания основного текста, потому что именно к этому времени автору обычно становится ясно, что именно он хотел сказать.

Основная часть . В основной части ВКР должны быть представлены основные результаты исследования, отражена его методика и техника. Основная часть ВКР должна составлять не менее 80 % ее полного объема. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания и решения научной задачи и дополняющие основной текст, выносятся в приложения.

Основная часть ВКР делится на разделы (именуемые «главами» и «параграфами»). Главы ВКР – основные структурные единицы текста. Каждая глава освещает самостоятельный вопрос темы ВКР, а параграф – отдельную часть вопроса, которая связана с формулировками задач исследования. При этом названия глав и параграфов не могут повторять общую тему ВКР. Формулировки должны быть кратки и информативны, но при этом не шире темы ВКР.

Последовательность глав (параграфов) должна соответствовать логике раскрытия темы (от общего к частному). Количество структурных единиц текста определяется по согласованию с научным руководителем, при этом учитываются специфика изучаемой проблемы, объем материала. Не исключено, что количество параграфов в разных главах может быть различным (но не менее двух); различным может быть и их объем, однако следует стремиться к равнозначным по объему главам. Рекомендуется структурировать на материал на две главы по 2-3 параграфа в каждой.

Излагать материал необходимо аргументировано, стилистически грамотно, четко, сжато, простым и ясным языком. Весь собранный эмпирический материал следует обобщить, иначе мысли и рассуждения автора могут затеряться в обилии фактографического материала. Особое внимание необходимо обратить на наличие выводов. Каждая глава завершается выводами, которые вытекают из текста и являются переходом к изложению следующей главы. Это обеспечивает единство всей ВКР и преемственность ее структурных частей.

ВКР бакалавров-культурологов реализуется в форме работы прикладного характера.

Первая глава представляет собой теоретическую основу ВКР и включает освещение теории вопросов по избранной теме, степень их практического решения. В ней следует сделать упор на творческое, критическое осмысление и освещение имеющихся научных знаний, теоретических разработок.

Вторая глава имеет прикладной характер. В ней с использованием различных научных методов и современных технологий исследования анализируется собранный автором ВКР практический материал. Эта глава должна содержать результаты самостоятельно проведённого авторского исследования по теме ВКР с использованием культурологических методов. В этой же главе могут быть представлены рекомендации и предложения, направленные на улучшение и оптимизацию ситуации в предметной области ВКР.

Таким образом, практическая часть ВКР органически продолжает теоретическую; на основе данных собственного исследования подтверждаются или опровергаются выдвинутые в предыдущих разделах работы концепции, наблюдения, гипотезы, закономерности.

Исходный материал для практической части исследования собирается в ходе научно-исследовательской работы, производственной и преддипломной практик.

Заключение. Заключение представляет собой не просто перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того нового, что внесено в изучение и решение проблемы. Заключение не должно повторять те выводы, которые даны в конце глав. Нужно синтезировать основные результаты исследования и оформить их в виде нескольких тезисных положений (возможна нумерация). Их последовательность определяется логикой построения работы, т. е. напрямую связана с поставленными задачами, сформулированными во введении. Указывается научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность проведенного исследования. Здесь могут быть намечены перспективы дальнейшего изучения научной проблемы.

Аппарат ВКР включает:

- оглавление,

- список использованной литературы,

- приложения.

Оглавление включает названия всех структурных разделов работы с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти разделы и помещается сразу за титульным листом (см. Приложение 3). Названия глав, параграфов и приложений в оглавлении ВКР должны полностью совпадать с названиями, указанными в основной части ВКР, при этом не допускается сокращение названий глав и параграфов.

Список использованной литературы является обязательным элементом аппарата ВКР. Дает возможность определить полноту охвата источников и литературы по теме и таким образом позволяет судить об уровне проведенного исследования. В список включают описания опубликованных и неопубликованных материалов. Как правило, издания научно-популярного и учебного характера (за исключением учебников, отражающих историографию темы) в список не включаются.

К неопубликованным документам относятся внутренние организационные и нормативные документы учреждений и организаций (например: уставы организаций, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, документы текущего делопроизводства и т. п.).

Библиографические описания документов (текстовых и электронных ресурсов) в списке использованной литературы располагаются в строгом алфавите авторов и заглавий. Требования к расположению неопубликованных, архивных и прочих документов в списке определяются выпускающей кафедрой.

Библиографические описания составляют в соответствии с действующими стандартами: ГОСТ 7.80–2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7. 0.12–2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила».

Приложение. В случае необходимости ВКР может иметь приложение. Его объем не входит в расчет общего объема ВКР. В него включают материалы, дополняющие основной текст, например, тексты анкет, иллюстрации, графики, фотографии и др. В приложениях могут содержаться промежуточные формулы и расчеты, таблицы, инструкции, методики и пр.

Все материалы, включенные в приложение, целесообразно систематизировать в порядке их упоминания в тексте ВКР. Каждое новое приложение начинается с нового листа, в правом верхнем углу первой страницы приложения пишут «Приложение...» и указывают его порядковый номер (арабскими цифрами) без знака «№». Из текста следует сделать ссылки к этим номерам, например: см. Приложение 1. Каждый материал, приведенный в приложении, должен сопровождаться не только порядковым номером, но и необходимыми комментариями. Поэтому каждому приложению дается содержательный заголовок.

Если приложение подготовлено на основе какого-либо источника, внизу в подстрочном примечании обязательно делается ссылка на этот источник.

 

3. Перечень рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки ВКР [1]

1. Андреев, Е. А. Сервисология: учебное пособие [Текст] / Е. А. Андреев ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2014. – 100 с.

2. Балакина, Ю. Ю. Человек и его потребности (Сервисология): учеб. Пособие [Текст] / Ю. Ю. Балакина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 285 с.

1. Бережной, Н. М. Человек и его потребности [Электронный ресурс] // Н. М. Бережной. – Москва: Форум, 2000. Режим доступа: http://lib.vvsu.ru/books/servis/page0001.asp

2. Лапин, Н. И. Общая социология [Текст]/ учеб. пособие для студ. Вузов. – Москва: Высшая школа, – 2009. – 452 с.

4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для подготовки ВКР

http://artclassic.edu.ru/ – Мировая художественная культура

http://artyx.ru/books/index.shtml – Библиотека по истории искусств

http://cyberleninka.ru/ – Научная электронная библиотека «Киберленинка»

http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека e-LIBRARY.ru

http://www.artprojekt.ru/ – Энциклопедия искусства

http://www.bibliotekar.ru – Библиотекарь.Ру (электронная б-ка нехудожественной лит. по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам)

http://www.ethnology.ru/ – Этнография народов России

http://www.gramota.ru/ – русский язык для всех Справ.-информ. портал

http://www.gumer.info.ru – Библиотека Гумер – гуманитарные науки

http://www.scholar.ru/ – Поиск научных публикаций



Приложение 1

Приложение 2

Шаблон оформления титульного листа

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

 

Факультет

(студенты заочной формы указывают

Название ВКР

 

Выполнил студент:

группы, ___ курса, 

очной (заочной) формы обучения

Ф. И. О. полностью

 

 

Научный руководитель:

Ф. И. О.

ученая степень, звание

 

      Процент оригинальности текста – Подпись студента – Подпись научного руководителя – Подпись зав. кафедрой –    

Выпускная квалификационная работа защищена

«____» _________________ 20 г.                      

Оценка______________________

Председатель ГЭК ________________ _________

                                                    (подпись)              ФИО                

 

Челябинск, 20



Приложение 3

Шаблон оформления оглавления ВКР

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Название 7
1.1. Название 7
1.2. Название  
1.3. Название  
Глава 2. Название  
2.1. Название  
2.2. Название  
2.3. Название  
Заключение  
Список использованной литературы  
Приложение 1. Название  
Приложение 2. Название  

 


Приложение 4

ФИО обучающегося

Факультет /Институт заочного обучения

Форма обучения очная (заочная)

Направление 51.03.01 Культурология

Наименование темы

ФИО руководителя

Должность

Ученая степень (звание)

Результатов.

4. Уровень овладения компетенциями.

5. Корректность использования источников, объем оригинального текста – %.

Приложение 5

Шаблон акта о внедрении

(акт о внедрении оформляется на фирменном бланке организации)


АКТ ВНЕДРЕНИЯ


ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

Сервис

требования и методические указания по выполнению

 

Уровень высшего образования: бакалавриат

Программа подготовки: академический бакалавриат

Квалификация: бакалавр

 

 

Печатается в авторской редакции

 

 

Подписано к печати

Формат 60х84/16                                                                                Объем 1,57 п. л.

Заказ                                                                                                       Тираж 100 экз.

 

 

Челябинский государственный институт культуры

454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36 а

Отпечатано в типографии ЧГИК. Ризограф

Производственно-практическое издание

 


[1] Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами осуществляется в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.


выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки :

Сервис

Требования и методические указания по выполнению

 

 

Челябинск

ЧГИК

2016



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

Культурологический факультет

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.