Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.
Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.
Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.
Ответ на 19 вопрос:
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного и муниципаль-ного централизованного фонда денежных средств.
Как правовой акт бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований (ст. 11 Бюджетного кодекса РФ). Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
По временному принципу бюджеты могут быть годовыми (в том числе, в периоды экономических трудностей - квартальными, полугодовыми), среднесрочными - на три года и т.д.
Роль бюджета состоит в том, что он:
1) создает финансовую основу реализации экономической, финансовой и социальной политики, выступает средством и методом финансового механизма государства;
2) концентрирует бюджетные средства, предназначены для создания необходимых условий:
• функционирования органов государственной власти и местного само-управления;
• осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурные и информационные связи;
• национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения национальной безопасности государства, функционирования федеральной судебной системы;
· фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
· развития промышленности, энергетики и строительства, развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
· предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;
· осуществления социальной политики и т. д.;
3) обеспечивает равномерность экономического развития регионов, целесообразного размещения производительных сил;
4) позволяет маневрировать финансовыми ресурсами для решения приоритетных и первоочередных задач;
5) обеспечивает создание финансовых резервов.
Ответ на 20 вопрос:
Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.
Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета , бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.
Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:
§ единства;
§ разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
§ самостоятельности бюджетов;
§ полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
§ сбалансированности;
§ эффективности и экономности использования бюджетных средств;
§ гласности;
§ достоверности бюджета;
§ адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:
§ правовой базы;
§ денежной системы;
§ организации бюджетного процесса;
§ санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Ответ на 21 вопрос:
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Ответ на 22 вопрос:
В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением финансового права – бюджетным правом. Бюджетное право – центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.
БП – это раздел финансового права, состоящий из юридических норм, регулирующий общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах. Бюджетное право отличается от других институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что: а) бюджетное право регулирует отношения РФ, её Субъектов и МО, и соответствующих представительных и исполнительных органов. Б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе Субъектов) и МО, имеющих общее значение для соответствующей территории. Т.о. бюджетное право регулирует – - бюджетное устройство РФ; - структуру доходов и расходов бюджетной системы; - компетенцию РФ, Субъектов и МО в области бюджета; - бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.
Ответ на 23 вопрос:
Бюджетное право — основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ, Ст.71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст.101, 104, 106, 114 и др.).
Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, установлены в ст. 3 Бюджетного кодекса РФ.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в соответствующих статьях кодекса.
Ответ на 24 вопрос:
Закон о бюджете субъекта РФ принимается соответствующим законодательным (представительным) органом субъекта РФ. Бюджет муниципального образования оформляется в виде решения представительного органа местного самоуправления.
Ответ на 25 вопрос:
Субъекты бюджетных правоотношений - это участники конкретных общественных отношений по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней, вступившие в них для реализации своих юридических обязанностей и прав, закрепленных бюджетным законодательством РФ. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы:
а) общественно-территориальные образования, т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, б) органы государственной власти и местного самоуправления, а также БанкРоссии, в) юридические и физические лица.
Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями.
В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется главным образом за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, принадлежащих муниципальным образованиям. Так, к суверенным правам Российской Федерации (в целом) относятся право на собственный бюджет, право на зачисление доходов в бюджет, право на рассмотрение и утверждение бюджета и др. Соответственно развитие бюджетных отношений, к примеру, по поводу рассмотрения и утверждения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ осуществляется через реализацию бюджетной компетенции (правосубъектности) Российской Федерации и субъектов РФ, а не уполномоченных ими органов.
Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, ибо обладают бюджетной компетенцией. Они выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере бюджета, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.
Ответ на 26 вопрос:
В зависимости от субъектов, осуществляющих бюджетный контроль, различают следующие его виды:
· общегосударственный контроль – проводится органами государственной власти с целью обеспечения интересов государства по поступлению доходов при распределении государственных средств;
· ведомственный контроль – осуществляется контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
· внутрихозяйственный контроль – проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций;
· общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями, объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
· независимый контроль– проводится специальными органами – аудиторскими фирмами, другими службами.
Различают следующие формы бюджетного контроля:
· предварительный контроль – проводится до совершения финансовых операций. Законодательными органами власти такой контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль производится на стадии составления смет расходов бюджетных учреждений, расчетов на получение субсидий, субвенций и других средств из бюджета. Органы Федерального казначейства осуществляют предварительный контроль на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования. Предварительный контроль служит для предотвращения нецелевого, неэффективного и нерационального расходования бюджетных средств;
· текущий контроль – производится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение всего бюджетного года. Текущий контроль опирается на проверку и анализ первичных документов бухгалтерского учета и отчетности. органами законодательной власти текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов. Органы Федерального казначейства осуществляют текущий контроль на стадии финансирования расходов с лицевых счетов получателей бюджетных средств после проверки документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений. При этом ежегодно проверками охватывается 100% организаций, финансируемых из федерального бюджета. В процессе текущего контроля большую роль играют бухгалтерские службы учреждений, предприятий и организаций. Текущий контроль помогает оценить ход исполнения бюджета, полноту поступления доходов в бюджет, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дать оценку действующему бюджетному законодательству, способствует соблюдению финансовой дисциплины;
Ответ на 27 вопрос:
Основанием для привлечения лица к юридической ответственности является совершение им правонарушения. Под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации.
К нарушителю бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 2) блокировка расходов; 3) изъятие бюджетных средств; 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях; 5) наложение штрафа; 6) начисление пени; 7) иные меры, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с Кодексом применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:
1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок которых истек;
2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.
Как уже отмечалось, одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств. В БК РФ предусмотрено бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей, списание бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения, списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов, а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждении без их распоряжения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 259.