Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.Финансовое законодательство - Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.
9. Тенденции развития российского финансового права в современных условиях экономических и политических преобразований в стране
10. Финансовое право в системе российского права. Связь финансового права с другими отраслями права и отграничение от них
В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.
Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью - налоговое право. Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.
Финансовое право на современном этапе входит в систему российского права как одна из ее основных и активно развива-ющихся отраслей. Являясь самостоятельной отраслью, финансо-вое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Регулируемые им отношения отличают-ся спецификой содержания и целенаправленности, форм про-явления. Для них характерна обязательная связь с функциями по образованию, распределению или использованию государ-ственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами.
Такое содержание предмета финансового права обусловли-вает и особенности его метода регулирования, т. е. приемов, способов, средств юридического воздейсТвия на поведение уча-стников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними. Основным, определяющим методом финансово-пра-вового регулирования является императивный, проявляющийся во властных предписаниях со стороны органов государственной власти или местного самоуправления соответственно наделен-ным полномочиям. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеетспецифику в своем конкретном содержании, связанном с предметом правового регулирования, а также с кругом органов, уполномоченных государством на властные действия.
В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансово-кредитными органами государства, со-зданными специально для осуществления финансовой деятель-ности. Участники финансовых отношений, которым адресова-ны данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т. д.), находятся во взаимосвязи с этими органами и зависимы рт них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем на-правлениям, как при отраслевом управлении «по вертикали» (министерство, с одной стороны, и подведомственные ему орга-низации, с другой).
Однако это не означает, что финансово-правовое регулиро-вание методом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикального» соподчинения. Властные предпи-сания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вы-шестоящих органов. Но для финансово-правового регулирова-ния наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными орга-нами.
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении с другими отраслями права и отграничении от них. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприка-сается с конституционным и административным правом, охва-тывающими своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.
11. Система финансового права России, содержание общей и особенной частей финансового права России
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.
Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 230.