Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.
Субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - становится субъектом (участником) правоотношения, но при этом сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.
Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.
Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права:
1) государство и его территориальные подразделения;
2) коллективные субъекты;
3) индивидуальные субъекты.
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:
o Российская Федерация;
o субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;
o муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории;
o административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;
o административно-территориальные образования особого режима.
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых в финансовых правоотношениях обязательно.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).
Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.
Среди физических лиц, субъектов финансового права, выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).
Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.
Следует заметить, что до 1990-х гг. преобладал административный порядок защиты прав субъектов финансового права. Судебный порядок применялся в основном при защите интересов государства в целях взыскания с граждан налогов, не внесенных в установленные сроки.
Впоследствии российское законодательство расширило сферу действия судебного порядка применительно ко всем субъектам финансового права. При этом в финансовых отношениях действуют оба названных порядка зашиты прав, а разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц.
Содержание финансовых правоотношений
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Содержание финансового правоотношения образуют взаимосвязанные и взаимообусловленные права и обязанности сторон - субъектов финансового правоотношения. Ранее отмечалось, что положение сторон в финансовых правоотношениях характеризуется неравенством, вытекающим из специфики проводимой в обществе финансовой деятельности. Неравенство проявляется в различном объеме прав и обязанностей сторон. Как правило, уполномоченная сторона наделена большими правами в отношении другой стороны по осуществлению финансовой деятельности.
Важное значение для реализации прав и обязанностей сторон в процессе осуществления финансовой деятельности играют юридические факты - основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, прав и обязанностей сторон, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей. Для финансовой сферы характерно, что названные юридические факты должны содержаться в соответствующих нормативных правовых актах в отличие от сферы гражданского права, где основанием возникновения, изменения или прекращения гражданского правоотношения может выступать договор, соглашение сторон.
Разнообразие, многоаспектность финансовой деятельности порождает не только многообразие видов финансово-правовых норм, но и разнообразие финансовых правоотношений, классификация которых может проводиться по различным основаниям.
По направлению финансовой деятельности, или содержанию финансово-правовой нормы, финансовые правоотношения делятся на следующие виды: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) в области кредита (государственного и банковского); 5) в области расчетов, регулируемых финансовым нравом; 6) но поводу регулирования денежного обращения и рынка ценных бумаг; 7) в области валютного регулирования; 8) в области отношения по осуществлению финансового контроля.
24. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений
Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:
1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
3. использование выданных бюджетных ассигнований;
4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.
25. Действие финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц
1. Действие гражданских процессуальных норм определяется во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Для действия норм во времени характерным является то. что они по общему' правилу не имеют обратной силы. Согласно ст. 4 ГП К. в Республике Беларусь производство по гражданским делам в судах ведется в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, действующим на ее территории во время рассмотрения дела. В частности, это означает, что гражданское дело, рассмотренное в суде первой инстанции по ранее действовавшему- процессуальному закону, должно быть рассмотрено в суде кассационой инстанции по правилам нового процессуального закона, если он к лому времени вступил в действие.
В порядке исключения гражданские процессуальные нормы могут иметь обратную силу, но это должно быть специально оговорено в законе. Вместе с тем ч. 2 ст. 4 ГПК предусматривает, что гражданское процессуальное законодательство, ограничивающее права участников судопроизводства, обратной силы не имеет. В соответствии со ст. 564 ГПК гражданские дела, начатые производством до вступления нового Кодекса в силу, подведомственные судам по новому Кодексу в ином судопроизводстве, должны рассматриваться судами по правилам, действовавшим на момент возбуждения дела.
Гражданская процессуальная норма прекращает свое действие в случае отмены ее в установленном порядке либо в связи с истечением срока действия нормы, если этот срок был определен.
2. Действие гражданских процессуальных норм в пространстве определяется в зависимости от компетенции органа, издавшего тот или иной нормативный акт. и места нахождения суда, рассматривающего дело. Согласно ст. 4 ГПК. производство по гражданским делам в Республике Беларусь ведется в соответствии с процессуальными нормами, которые действуют на ее территории.
При исполнении на территории Республики Беларусь судебных поручений иностранных судов (вручение повесток и иных процессуальных документов, допрос свидетелей, производство экспертизы и др.) применяются гражданские процессуальные нормы Республики Беларусь, если иное не предусмотрено специальным законодательным актом или международным договором Республики Беларусь.
3. Действие гражданских процессуальных норм по кругу лиц означает, что в Республике Беларусь процессуальные нормы имеют обязательное значение для всех граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 12 ГПК белорусские граждане равны перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств.
Юридические лица, независимо от форм собственности, в Республике Беларусь имеют равные права на судебную защиту.
В силу ст. 541 ГПК иностранные граждане и липа без гражданства имеют право беспрепятственного обращения в суды Республики Беларусь и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с белорусскими гражданами.
Иностранные юридические лица имеют право обращаться в суды Республики Беларусь и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено специальными законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь и соглашениями сторон.
Правительству Республики Беларусь предоставлено право устанавливать ответные ограничения (применять реторсионные меры) в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых допускаются специальные ограничения гражданских процессуальных прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь (ст. 541 ГПК).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 1092.