Я.Я. Кайль, Е.В. Самсонова, В.С. Епинина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Я.Я. Кайль, Е.В. Самсонова, В.С. Епинина

 

 

Написание курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации: правила и методология

Учебно-методическое пособие

 

 

Волгоград 2016


УДК 330.4(075.8)

ББК 65в631я73

    К15

 

Печатается по решению ученого совета факультета экономики и управления Волгоградского государственного социально-педагогического университета (протокол № 7 от 25.02 2015 г.)

 

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор,
директор Института дополнительного образования Волгоградского государственного университета А. В. Гукова;

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики

и управления проектами в строительстве Волгоградского государственного

архитектурно-строительного университета О. В. Максимчук.



Кайль, Я. Я.

Курсовая работа. Выпускная квалификационная работа. Магистерская диссертация. Методические рекомендации к процессу подготовки и защиты [Текст] : учеб.-метод. пособие / Я. Я. Кайль, М. В. Самсонова, В. С. Епинина ; Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т». – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2015. – 58 с.

ISBN 978-5-9669-1403-5

В учебно-методическом пособии рассмотрен весь процесс подготовки курсовой работы, выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации от выбора темы до публичной защиты. Раскрываются цель и задачи, последовательность и содержание этапов данного процесса, требования к оформлению работ, права и обязанности студентов и научных руководителей. В приложениях представлены типовые формы документационного обеспечения подготовки и защиты курсовой работы, выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации.

При подготовке пособия использован опыт научного руководства в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Пособие предназначено для студентов вузов всех форм обучения, обучающихся по экономическим направлениям подготовки бакалавров и магистров, в первую очередь: 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», 080400 «Управление персоналом», 050100 «Педагогическое образование» и их научных руководителей. Также может быть использовано студентами других экономических специальностей.

УДК 330.4(075.8)

ББК 65в631я73

ISBN 978-5-9669-1403-5

© Кайль Я.Я., Самсонова М.В., Епинина В.С., 2015



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

КУРСОВАЯ РАБОТА.. 5

Организация и контроль выполнения КР. 5

Требования к содержанию и объему курсовой работы.. 8

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.. 11

Общая характеристика исследований в рамках выпускной квалификационной работы.. 11

Содержание выпускной квалификационной работы.. 14

Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.. 17

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ.. 20

Тема, объем и структура магистерской диссертации. 20

Технология магистерского исследования. 22

Оформление автореферата магистерской диссертации. 28

Порядок организации экспертизы.. 28

Защита магистерской диссертации. 29

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ.. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 37

 



ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская работа студента – важная часть учебного процесса на кафедрах факультета экономики и управления.

Согласно учебному плану, научно-исследовательская работа проявляется в выполнении курсовых работ (КР) и как итога обучения – выпускной квалификационной работы (ВКР) или магистерской диссертации (МД).

В целях закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных в процессе обучения, развития способности самостоятельно и творчески мыслить в учебных планах направлений подготовки предусмотрено выполнение КР.

Завершающим этапом обучения является выполнение и защита ВКР (МД). Для выпускника важно знать не только основные положения, характеризующие ВКР (МД), но и иметь представление о методологии и организации научно-исследовательской работы на всех этапах выполнения исследования.

Целью настоящего учебно-методического пособия является оказание помощи студенту в выполнении КР и ВКР (МД) путем предоставления ему исчерпывающей аккумулированной в едином издании основной информации относительно организации и контроля выполнения, а также публичной защиты КР и ВКР (МД).

Основными задачами настоящих рекомендаций являются:

-установление единых правил и порядка организации и контроля выполнения КР и ВКР (МД);

-совершенствование процедуры оценки КР и ВКР (МД), а также процедуры проведения предзащиты ВКР (МД);

-возможность организовывать и поддерживать систематическую работу студентов в течение всего срока выполнения научной работы;

-повышение мотивации студентов к ритмичной учебной работе в течение всего семестра;

-повышение посещаемости консультаций.

Методические рекомендации определяют деятельность студентов и профессорско-преподавательского состава Волгоградского государственного социально-педагогического университета при проведении исследований в рамках КР и ВКР, в том числе МД, и публичной защиты полученных результатов исследований.

 



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

КР – это самостоятельная учебная работа студентов, включающая комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике и выполняемая в течение семестра под руководством преподавателя. Написание КР имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в области управления, привить навыки производства расчетов обоснования принимаемых решений, показать их умение самостоятельно и последовательно излагать результаты по изучаемым вопросам.

На основе глубокого изучения теоретических вопросов к избранной теме КР, анализа работы изучаемого предприятия, студент должен показать позитивные и негативные моменты, выработать конкретные рекомендации с учетом проведенного анализа. В случае выявления недостатков в работе предприятия студенту следует на основе проделанного анализа внести адресные, практически приемлемые, экономически и социально обоснованные предложения по их устранению, подкрепленные экономико-статистическими и другими расчетами.

В процессе выполнения КР решаются следующие задачи:

-закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине;

-выработка умений применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач;

-приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;

-приобщение к работе со специальной и нормативной литературой;

-развитие интереса к научно-исследовательской работе.

Системой КР студент подготавливается к выполнению более сложной задачи – написанию ВКР.

Требования к содержанию и объему курсовой работы

Общий объем КР без учета приложений должен составлять 30-35 страниц (табл. 1).

Таблица 1

Объем КР и сроки освоения основных этапов

Содержание этапа Объем Срок освоения
Введение 2-3 страницы -
Разработка теоретической главы 12-13 страниц 3-4 недели
Разработка аналитической главы 10-12 страниц 5-6 недель
Разработка проектной главы не менее 4 страниц 4-5 недель
Заключение 2-3 страницы -

 

Важным требованием к содержанию КР является логическая последовательность изложения содержащегося в ней материала, точность определений, формулировок и терминов, обоснованность выводов и соблюдение норм научной этики.

Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться следующей структуры КР: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения (при необходимости).

Титульный лист является первым листом работы и должен содержать все установленные реквизиты. Образец оформления титульного листа приведен в приложении 4.

Оглавление включает перечень наименований всех глав и разделов работы с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. Образец выполнения оглавления представлен в приложении 5.

Во введении раскрывается сущность и актуальность темы КР, производится обзор степени изученности проблемы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, описывается структура КР. Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы.

Основная часть КР состоит из 3 глав: теоретической, аналитической и проектной.

Теоретическая глава является основой для выполнения аналитической и проектной глав и отражает теоретические аспекты темы на современном этапе развития. В этом разделе должны быть даны толкования всех используемых в КР понятий и терминов экономического характера, характеристика и оценка современного состояния теории по теме КР, рассмотрены тенденции и перспективы ее дальнейшего развития. При написании данной главы целесообразно пользоваться законодательными актами, материалами государственных органов, справочниками, изданиями периодической печати, другими литературными источниками по специальным вопросам конкретной дисциплины. Если в процессе изучения литературных источников выявились дискуссионные подходы и различные точки зрения на какие-либо вопросы темы, студенту необходимо критически их оценить и обосновать собственную точку зрения, которой он будет придерживаться и развивать в КР.

Аналитическая глава является логическим продолжением теоретической главы и основой для разработки проектной главы КР. Она посвящена организационно-экономической характеристике и анализу фактического состояния объекта исследования с выделением преимуществ и недостатков, обусловливающих необходимость разработки проектной главы. При написании аналитической главы целесообразно учитывать общую теоретическую направленность КР, то есть акцент следует сделать на те показатели, которые наиболее тесно связаны с темой работы. Приводимую информацию необходимо систематизировать и преподнести в форме таблиц и диаграмм. При этом ко всем табличным и графическим материалам должны быть сделаны пояснения в тексте раздела.

В проектной главе, посвященной непосредственно раскрытию темы, необходимо предложить пути решения выявленных проблем, а также произвести расчеты социально-экономической эффективности вносимых предложений. Состав и глубина проработки рекомендаций и прогнозных результатов их внедрения согласовываются студентом с руководителем КР. При этом некоторые из них могут быть разработаны и оформлены в виде проектов рабочих документов (например, бизнес-плана, плана маркетинговых мероприятий, проекта должностной инструкции, методики и др.).

В конце каждого раздела каждой главы должны быть представлены краткие выводы – абзац, начинающийся со слов «Таким образом» или «Итак» и состоящий из 3-4 предложений, кратко характеризующих содержание раздела. Рекомендуемый объем теоретической и аналитической глав – 10-13 страниц каждая, проектной – не менее 4 страниц. При этом объем основной части КР должен составлять 30-35 страниц.

Заключение является логическим завершением КР. Структура заключения соответствует структуре основной части работы, поскольку здесь в обобщенном виде приводится описание результатов решения поставленных задач, полученных студентом в ходе выполнения КР. В заключении не могут содержаться выводы и рекомендации, которые не были обоснованы в ходе выполнения КР. Рекомендуемый объем заключения – 2-3 страницы.

Список использованной литературы должен содержать сведения об источниках, использованных студентом при выполнении КР. Рекомендуемое количество – не менее 25 источников.

Завершается КР приложениями, которые не входят в общий ее объем. Обычно в приложения выносятся материалы, которые необходимы для пояснения какого-либо тезиса КР, но которые не могут по каким-то причинам быть включены в текст основной части работы (к примеру, по причине большого объема). Как правило, это материалы, содержащие уже существующие наработки, выполненные не студентом (к примеру, текст нормативно-правового акта; положение об отделе, с которым был ознакомлен студент при приеме на работу; план маркетингового исследования, проведенного консалтинговой фирмой, на результаты которого ссылается студент и т.д.), но могут быть и исключения (проведенная студентом классификация, таблицы промежуточных расчетов и пр.).

Все спорные вопросы по содержанию КР решаются заведующим кафедрой.



Содержание выпускной квалификационной работы

Структурно ВКР содержит следующие разделы: титульный лист, оглавление, введение, теоретическая глава, аналитическая глава, проектная глава, заключение, список использованной литературы, приложения. Все перечисленные структурные элементы ВКР, за исключением приложений, являются обязательными. Общий объем ВКР (без учета приложений) должен находиться в пределах 80-100 страниц.

ВКР должна представлять собой законченное исследование, проведенное в соответствии с единой логикой. Главы и параграфы ВКР не могут содержать материал, не способствующий решению заявленных задач и цели. Кроме того содержание всех глав должно быть взаимоувязано. Не используется в ВКР деление параграфов на более мелкие структурные элементы.

Никакой из разделов и параграфов ВКР не может завершаться рисунком, таблицей, перечислением каких-либо признаков. Единственной формой завершения параграфов и глав являются сформулированные выводы. Выводы должны быть краткими, из формулировок исключаются общие фразы, ничего не значащие слова.

Следует строго выдерживать стиль письменной речи ВКР, а именно: безличный монолог. С этой целью используются неопределенно-личные предложения и страдательный залог. Допускается изложение от третьего лица единственного лица и первого лица множественного числа. Особо следует подчеркнуть, что личное местоимение единственного числа первого лица (я), его склонения (моего, мне, мною), притяжательное местоимение (мой, моя, мое) и все его падежные формы (моего, моему, моим, о моем и т.д.) в тексте ВКР не употребляются.

Титульный лист оформляется строго в соответствии с образцом, представленным в приложении 10.

В разделе «Оглавление» последовательно перечисляются наименования всех структурных элементов ВКР и указываются номера страниц, на которых они помещены. Для удобства восприятия информации, заключенной в оглавлении работы, рекомендуется использовать различный абзацный отступ для заголовков разной степени рубрикации, наименования разделов писать прописными буквами, последнее слово каждого заголовка соединять с соответствующим номером страницы с помощью отточия (приложение 11).

Введение формируется в соответствии с канонической структурой, в которой не допускается исключение либо перестановка отдельных элементов. Заголовки подразделов введения даются в подбор к тексту и не выделяются жирным шрифтом. Наименования подразделов введения: «Актуальность исследования», «Цели и задачи исследования», «Объект исследования», «Предмет исследования», «Теоретико-методическая основа исследования», «Информационная база исследования», «Структура и объем работы».

В теоретической главе производится исследование теоретических подходов к постановке и решению проблем в соответствии с тематикой ВКР. Обязательным условием формирования теоретического раздела ВКР служит использование критического анализа литературы по избранной теме. То есть не допустимо лишь пассивно пересказывать содержание работ, необходимо оценивать и сопоставлять наиболее важные положения, предпринимая попытки выявить общее и различия, присутствующие в разных работах, определить наиболее рациональную точку зрения по исследуемому предмету.

При написании теоретической главы обязательны библиографические ссылки на источник, из которого автором ВКР заимствованы материалы: общие положения, отдельные результаты, рисунки, цифровой материал.

Аналитическая глава содержит анализ действующей практики экономической деятельности, проведенный с использованием теоретических разработок первой главы. Обращение к действующей практике экономической деятельности предполагает, что объект исследования оценивается на основании эмпирической базы, то есть массивов экономико-статистической информации, характеризующих фактическое состояние конкретного хозяйствующего субъекта (организации, в том числе предприятия, или учреждения), а также динамику его развития в ретроспективе или перспективе.

Предпочтительно останавливать свой выбор на юридических лицах, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории г. Волгограда или Волгоградской области. Если для анализа избирается юридическое лицо, действующее на территории других субъектов Российской Федерации, студент обосновывает свой выбор в письменной форме в заявлении на имя заведующего выпускающей кафедрой, и, в случае убедительности доводов, получает разрешение заведующего.

Необходимо подчеркнуть, что во второй главе ВКР преимущественно должен быть представлен количественный анализ показателей, описывающих исследуемые параметры организации (предприятия) или учреждения.

В целях обоснования результатов аналитического исследования применяется широкий спектр методов статистического, экономического, финансового, инвестиционного анализа, экономико-математического моделирования.

Аналитические данные следует оценивать в динамике, как минимум за три последовательных периода. Верхняя граница временного диапазона, взятого для анализа, не может быть отдалена от текущей даты (года защиты ВКР) более, чем на два года.

Во второй главе ВКР должны присутствовать таблицы и рисунки (графики, диаграммы), систематизирующие цифровой материал, отображающие наиболее важные зависимости.

Для обработки и представления аналитических данных рекомендуется использовать табличный процессор Microsoft Excel, в том числе встроенный Мастер диаграмм, а также редактор формул Microsoft Equation.

В проектной главе студентом разрабатываются собственные предложения по повышению эффективности экономической и управленческой деятельности. Разработка проекта обязательно сопровождается расчетом его социально-экономической эффективности. В зависимости от содержания и направленности предлагаемых мероприятий используются различные методики оценки их эффективности, с которыми можно ознакомиться в специализированной литературе.

Качество социально-экономического обоснования проектных предложений учитывается в критериях аттестации защищаемой ВКР и оказывает существенное влияние на итоговую оценку ВКР.

Смысл подготовки заключения состоит в представлении обобщенной итоговой оценки исследования, проведенного в рамках ВКР, новых данных указанный раздел не содержит. Текст заключения ложится в основу подготовки доклада, представляемого на защите ВКР, в связи с чем работа над заключением выступает очень ответственным этапом в процессе выполнения ВКР. Как правило, в заключении выделяют три логических элемента: вводную часть, констатирующую часть и часть, определяющую перспективы последующих исследований.

Список использованной литературы служит для документального подтверждения и обоснования изложенного в ВКР материала, а также для упрощения поиска источников заимствованных сведений и цитат.

В список использованной литературы включают только те источники, которые были непосредственно использованы при написании ВКР и на которые есть библиографические ссылки в основном тексте работы. Ориентировочное количество источников в списке использованной литературы для ВКР колеблется от 65 до 80.

 

Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

Этап подготовки текста доклада и раздаточного материала наступает после фактического завершения работы над текстовой частью ВКР. Текст доклада представляет собой дословное выступление студента-выпускника на защите ВКР. Раздаточный материал выполняет вспомогательную функцию, иллюстрируя положения доклада, выносимые на защиту. Установлено, что правильно подготовленный раздаточный материал позволяет сократить время, необходимое для доклада, на 20-30%.

Смысл подготовки доклада – в сжатом виде представить вниманию аттестационной комиссии основные результаты исследования, полученные лично студентом-выпускником в процессе выполнения ВКР. Время, предоставляемое студенту для доклада, ограничено 5-7 мин.

Раздаточный материал в обязательном порядке начинается с титульного листа, оформленного в соответствии с образцом (приложение 12) и содержит информацию в табличной форме либо в виде рисунков (схем, графиков, диаграмм). Включение в раздаточный материал собственно фрагментов текста не допустимо.

Общий объем раздаточного материала ограничивается 6-8 страницами. Скреплять листы необходимо с помощью пластикового скоросшивателя. Оформление элементов раздаточного материала должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению соответствующих элементов ВКР.

Текст доклада и раздаточный материал подлежат обязательному согласованию с научным руководителем ВКР в соответствии с установленным графиком.

Предварительная защита осуществляется в присутствии экспертной комиссии и в строгом соответствии с утвержденным графиком. Сведения о составе комиссий по предварительным защитам, конкретных датах проведения предзащит и распределении студентов по дням заседания комиссий вывешиваются на информационном стенде выпускающей кафедры к 15 апреля.

На рассмотрение экспертной комиссии представляются один отпечатанный, но не переплетенный экземпляр ВКР и один экземпляр раздаточного материала. Эксперты вправе задавать студенту любые вопросы по содержанию работы.

Окончательный вариант ВКР, со всеми изменениями и дополнениями, а также переработанный раздаточный материал и текст доклада должны быть представлены научному руководителю для заключительного контроля.

ВКР, прошедшая предзащиту с положительным результатом, подлежит обязательному твердому («книжному») переплету. Цвет обложки может быть выбран по усмотрению кафедры.

Этап подготовки отзыва научного руководителя наступает, когда переплетенная ВКР (прошедшая процедуры предзащиты с положительными результатами) предоставляется научному руководителю. В своем отзыве научный руководитель дает оценку, прежде всего, не ВКР, а умений студента организовывать свой труд, и делает вывод об общем уровне подготовке выпускника. Отзыв научного руководителя составляется в произвольной форме. Общий объем отзыва научного руководителя составляет до двух страниц при стандартном форматировании текста. Отзыв составляется в одном экземпляре и подписывается с точным указанием ученой степени и ученого звания руководителя, места его работы и должности.

Этап защиты ВКР завершает процесс подготовки ВКР. Задача данного этапа – выявить уровень подготовки студента к профессиональной деятельности и выдачи государственного диплома.

Не позднее, чем за месяц до предполагаемой защиты студент должен предоставить на выпускающую кафедру следующие документы: ВКР, в твердом переплете, со всеми необходимыми подписями (1 экз.); утвержденное задание на ВКР (1 экз.); отзыв научного руководителя (1 экз.); электронную копию ВКР, раздаточного материала и доклада (1 экз.) – в формате Word, в виде файлов с расширениями ".rtf", записанных на CD-R/RW-носитель.

Доклад (1 экз.), раздаточный материал (6-8 экз.), презентацию раздаточного материала, выполненную в среде Power Point (1 экз.) студент должен иметь при себе в день защиты. Причем раздаточный материал предоставляется студентом каждому из членов аттестационной комиссии непосредственно перед началом защиты его ВКР.

Защита ВКР происходит на открытом заседании ГАК в строгом соответствии с утвержденным графиком. Сведения о составе ГАК, конкретных датах проведения защит и распределении студентов по дням заседания комиссий вывешиваются на информационном стенде выпускающей кафедры к 15 апреля.

Открытый характер заседания ГАК означает, что на нем могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать ВКР все желающие.

Студент-выпускник должен свободно ориентироваться в тексте доклада, с тем чтобы на защите избежать воспроизведения доклада методом сплошного чтения. На защите студенту следует излагать положения доклада большей частью по памяти, лишь в случае необходимости обращаясь к напечатанному тексту.

По ходу доклада студент использует мультимедийный проектор, что повышает наглядность представления защищаемых положений и позволяет докладчику вести повествование в более непринужденной форме. Соответственно, с помощью программного продукта Power Point студентом заблаговременно создается презентация, включающая слайд-копии таблиц и рисунков из раздаточного материала в заданной последовательности.

Вопросы, задаваемые выпускнику на защите, могут относиться к теме ВКР или специальным курсам, изучаемым в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по соответствующему направлению.

Предпочтительной является форма ответов на вопросы по мере их поступления. Однако при необходимости студент может записать формулировки всех вопросов и подготовить ответы на них за время оглашения отзыва (2-3 мин.). В процессе ответов на вопросы студент имеет право пользоваться раздаточным материалом и ВКР.

После окончания публичной защиты всех студентов, защищающихся в один день, проводится закрытое заседание ГАК. Оценка ВКР определяется открытым голосованием, простым большинством голосов. При равном числе голосов решающим является голос председателя ГАК.

Результаты защиты объявляются студентам в тот же день. Диплом об окончании вуза и приложение к нему (выписка из зачетной ведомости) выдаются деканатом после оформления всех требуемых документов.

После защиты ВКР со всеми материалами сдается в архив вуза.

Студенту, не защитившему ВКР в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения и предоставлена возможность повторной защиты ВКР (в соответствии с новым заданием или после переработки) в следующем периоде работы ГАК, но не более чем на 1 год.



МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

 

МД представляет собой ВКР научного содержания. Совокупность полученных в ней результатов позволяет определить уровень научной квалификации магистранта и должна свидетельствовать о наличии умений и навыков самостоятельно решать научные задачи, соответствовать степени магистра. Эта степень отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника вуза и его способности как начинающего научного работника.

Работа над МД предполагает самостоятельное выполнение квалификационной теоретической или прикладной научной работы, в которой на основании авторского обобщения и анализа научно-практической информации, авторских исследований решены задачи, имеющие значение для определенной области знаний. МД относится к разряду учебно-исследовательских работ, выполняется студентом по материалам, собранным за период обучения в магистратуре и в процессе научно-исследовательской практики.

МД должна подтвердить способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, выявлять и формулировать профессиональные проблемы, знать методы и приемы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, решение задач прикладного характера.

МД отличается от ВКР бакалавра тщательной теоретической проработкой проблемы. МД обычно оценивается по следующим критериям:

-уровень теоретической и научно-исследовательской проработки проблемы;

-качество и соответствие методики исследования поставленной проблеме;

-полнота, системность и многовариантность подходов к решению рассматриваемой проблемы;

-результативность решения конкретной научной и (или) практической прикладной задачи, имеющей значение для определенной отрасли науки.

 

Оформление автореферата магистерской диссертации

Цель оформления автореферата – ознакомление с содержанием и результатами МД научных, научно-педагогических и научно-исследовательских организаций и заинтересованных лиц.

Автореферат содержит следующие обязательные разделы:

-общая характеристика работы (актуальность темы исследования, степень изученности проблемы, цель, задачи, объект, предмет исследования, теоретические основы исследования, информационно-эмпирическая и нормативно-правовая база исследования, концепция исследования, научная новизна исследования, основные положение, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, структура работы);

-основное содержание работы;

-список публикаций магистранта по теме МД и резюме.

Автореферат МД печатается в виде брошюры в количестве, определяемом выпускающей кафедрой по направлению магистерской подготовки. Все экземпляры автореферата диссертации должны быть подписаны автором МД.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

 

Работа выполняется в соответствии с установленными требованиями с помощью компьютерной техники, печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) и только в черно-белом варианте (в том числе и иллюстративный материал). Соблюдаются следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Размер абзацного отступа – 1,25 мм.

Применяется шрифт Times New Roman Cyr 14-го кегля, межстрочный интервал – полуторный. Не допускается подчеркивание и выделение текста полужирным шрифтом или курсивом.

Работа печатается в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые и иллюстративные вставки, помещаемые на отдельных страницах, переносы текста, таблиц и рисунков с образованием белых полей (пропусков), превышающих установленный полуторный межстрочный интервал.

Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа и заканчивая последним листом приложений. Число, обозначающее порядковый номер страницы, располагается в середине нижнего поля страницы. Исключение составляет титульный лист, порядковый номер которого (первый) не проставляется.

Работа содержит заголовки двух уровней: 1-й уровень – названия основных разделов (содержание, введение, названия глав, заключение, список использованной литературы), 2-й уровень – названия параграфов (структурных элементов главы). Заголовки разделов и параграфов работы пишутся полужирным шрифтом, не содержат переносов в словах и точки в конце. Расстояние между заголовком и текстом, а также между заголовками составляет 3 межстрочных интервала. Заголовок не должен быть последней строкой на странице, непосредственно за ним должен следовать текст, а не таблица или рисунок. Заголовки разделов работы пишутся прописными буквами и центрируются относительно боковых полей страницы. Соответствующие разделы всегда начинаются с новой страницы. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами, начинаясь с абзацного отступа. В работе используется сплошной принцип построения глав, то есть параграфы не начинают с новой страницы. Нумерации подлежат только заголовки глав и параграфов. Данная нумерация представлена арабскими цифрами с точкой и носит иерархический характер.

Например:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Кайль Я.Я., Кортунова В.С. Балльно-рейтинговая система оценки курсовой и выпускной квалификационной работ. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – 56 с.

2. Круглов П.П., Куприянова А.В. Правильно оформляем реферат, курсовую, диплом на компьютере. – СПб: Наука и техника, 2008. – 155 с.

3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: Ось-89, 1997. – 304 с.

4. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления. – Москва: Дашков и К, 2009. – 339 с.

5. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование / Под общ. ред. Э.М. Короткова, С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 286 с.

6. Мосейко В.О., Акчурина И.А. Выпускная квалификационная работа. Методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – 130 с.

7. Резник С.Д. Менеджмент. Магистерская диссертация. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 240 с.

8. Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: практические советы по подготовке и защите. – М.: Дело и сервис, 2011. – 112 с.

9. Хожемпо В.В., Тарасов К.С., Пухлянко М.Е. Азбука научно-исследовательской работы студента. – М.: РУДН, 2010. – 107 с.

10. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Дашков и К, 2008. – 242 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Дисциплина «Макроэкономика»

1. Потенциальный ВВП и факторы, его определяющие.

2. Нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России.

3. Практическое значение теории Дж. Кейнса.

4. Концепции происхождения денег. Пути возникновения бумажных денег.

5. Спрос на деньги. Различие между классической и кейнсианской трактовкой.

6. Современные концепции экономического цикла.

7. Социально-экономические последствия безработицы.

8. Международный опыт регулирования рынка труда (на примере отдельных стран).

9. Рынок труда и занятость в современной России.

10. Социально-экономические последствия инфляции.

 

Дисциплина «Экономика и социология труда»

1. Социологический анализ гендерного неравенства в сфере труда и занятости в современной России.

2. Совершенствование организации оплаты труда на предприятиях в современной России.

3. Сравнительный анализ рынка труда Волгоградской области и других регионов России.

4. Стимулирование труда как фактор повышения эффективности деятельности организации.

5. Ценностно-нормативная культура трудового поведения и тенденции ее изменения.

6. Диагностика социально-психологического климата в коллективе.

7. Оценка эффективности и последствий современной миграционной политики в России.

8. Трудовые мигранты и их роль в развитии современного рынка труда России.

9. Методы обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.

10. Актуальные вопросы занятости различных социально-демографических групп населения Российской Федерации.

 

Дисциплина «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности»

1. Императивные и неимперативные формы воздействия на персонал.

2. Современные концепции и теории мотивации трудовой деятельности за рубежом.

3. Манипуляция и мотивация, вызванная привлекательностью объекта: положительные и отрицательные аспекты использования.

4. Методы оценки мотивации персонала: сравнительный анализ.

5. Методы стимулирования работы в неблагоприятных условиях труда.

6. Мотивирующее влияние конфликтов на деятельность персонала в организации.

7. Мотивирующее влияние стресса на поведение персонала.

8. Общение и коммуникации в организации как элемент системы мотивации.

9. Планирование трудовой карьеры как элемент системы мотивации трудовой деятельности.

10. Современные методы мотивации: сравнительный анализ.

 

Дисциплина «Основы управления персоналом»

1. Развитие теории и практики управления персоналом в XX веке.

2. Влияние социальной службы предприятия на процесс адаптации персонала в организации.

3. Роль кадровой службы организации, ее функции, задачи и структура.

4. Правовое обеспечение системы управления персоналом.

5. Особенности набора персонала через государственные и негосударственные службы занятости.

6. Сущность, цели, альтернативы и этапы обучения персонала.

7. Влияние социального развития на систему совершенствования управления персонала.

8. Система развития персонала организации.

9. Процессы формирования и реализации кадровой политики предприятия.

10. Совершенствование системы отбора персонала в организации.

 

Дисциплина «Управление человеческими ресурсами»

1. Методы статистического изучения трудовых ресурсов.

2. Социально-экономическая сущность занятости и безработицы.

3. Основные направления кадровой политики на уровне государства, региона и предприятия.

4. Трудовая миграция населения: основные виды и показатели.

5. Основные подходы к регулированию рынка труда.

6. Основные направления деятельности государственных служб занятости населения.

7. Проблема взаимодействия государственных служб занятости с негосударственными (частными) кадровыми агентствами.

8. Управление человеческими ресурсами на уровне предприятия.

9. Управление системой образования в общей структуре кадровой политики государства.

10. Международное управление человеческими ресурсами.

 

Дисциплина «Экономика фирмы»

1. Понятие себестоимости продукции, показатели и ее роль в хозяйственном механизме (технологическая, внутрихозяйственная, производственная, полная себестоимость товарной продукции).

2. Валовой доход и прибыль — финансовые результаты хозяйствования предприятия.

3. Понятие и виды рентабельности.

4. Система показателей использования основных фондов предприятия.

5. Оборотные средства, их экономическая сущность и состав.

6. Обеспечение предприятия рабочей силой.

7. Понятие производительности труда и методы ее измерения.

8. Доходы и расходы организации, их классификация, планирование.

9. Прибыль как экономическая категория, функции, роль.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Пример заполнения Задания на КР

 

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВПО "ВГСПУ") ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Факультет Факультет экономики и управления
Кафедра Управления персоналом
ФИО студента Иванов Иван Иванович
Направление подготовки, про-филь, курс, семестр студента Управление персоналом, 2 курс, 4 семестр
Академическая группа студента УПБ-31
ФИО научного руководителя Кайль Яков Яковлевич
Ученая степень и ученое звание научного руководителя д.э.н., профессор
Тема курсовой работы Совершенствование методов обучения сотрудников предприятия (на примере ЗАО «ВТБ-24»)
Характеристики, определяющие объем работы 50 страниц без учета приложений
Характеристики, определяющие содержание работы (примерный план, список основной литерату-ры) 1. Теоретические основы функционирования системы обучения сотрудников предприятия 1.1. Понятие и задачи системы обучения сотрудников предприятия 1.2. Классификация методов обучения сотрудников 2. Анализ деятельности и методов обучения сотрудников ЗАО «ВТБ-24» 2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ВТБ-24» 2.2. Анализ методов обучения сотрудников ЗАО «ВТБ-24» 3. Разработка мероприятий по совершенствованию методов обучения сотрудников ЗАО «ВТБ-24» 3.1. Комплекс мероприятий по совершенствованию методов обучения сотрудников ЗАО «ВТБ-24» 3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий   Литература: книги, монографии, сборники, пособия, статьи, Интернет-источники, данные бухгалтерской и управленческой отчетности ЗАО «ВТБ-24»
Основные этапы выполнения работы с указанием сроков 1. Разработка теоретической главы (17.09-16.10) 2. Разработка аналитической главы (17.10-13.11) 3. Разработка проектной главы, формирование введения, заключения, списка использованной литературы (14.11-11.12)
Дата промежуточного контроля 1. 17 октября 2. 14 ноября 3. 12 декабря
Дата итогового контроля 17 декабря
Подпись студента
Подпись научного руководителя
Подпись заведующего кафедрой  
Дата заполнения Задания 07.09.2015

 

 

 


приложение 4

Образец оформления титульного листа КР


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец оформления титульного листа КР

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

 


Факультет экономики и управления

КУРСОВАЯ работа

по дисциплине ______________________

                        

направление ____________ ______________________

 

профиль ______________________

 

 

 



"Прошла защиту"   Оценка __________________   Дата __________________   Исполнитель:   Аверьянова Н.Г. (гр. ЭУ-УПБ-31)   __________________
Преподаватели __________________   __________________ Научный руководитель: Зудина Е.В. к.пед.н., доцент   __________________

 

Волгоград 2016

 


Приложение 5


Образец оглавления КР

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......…..

3
ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

  5

           1.1.

Понятие и задачи системы обучения сотрудников предприятия..............................................................................   5

          1.2.

Классификация методов обучения сотрудников.................. 12
ГЛАВА 2.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОАО «ВТБ-24»..............................................

  20

           2.1.

Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ВТБ-24»......................................................................................

  20

          2.2.

Анализ методов обучения сотрудников ЗАО «ВТБ-24».......

25
ГЛАВА 3.

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОАО «ВТБ-24»...............................................

    30

          3.1.

Комплекс мероприятий по совершенствованию методов обучения сотрудников ЗАО «ВТБ-24»...................................

  30

         3.2.

Оценка эффективности предлагаемых мероприятий...........

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..........

35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….....

38

ПРИЛОЖЕНИЯ............…………………………………………………….....

40
         

приложение 6

Примерный перечень тем ВКР бакалавров
факультета экономики и управления

Направление «Экономика»
(профиль «Экономика предприятий и организаций»)

1. Анализ конкурентоспособности продукции (на примере конкретного предприятия).

2. Анализ методов планирования и управления прибылью от продаж (на примере конкретного предприятия).

3. Анализ рентабельности деятельности организации (на примере конкретного предприятия).

4. Анализ состояния и эффективности использования основных фондов организации (на примере конкретного предприятия).

6. Анализ формирования и использования финансовых результатов коммерческой организации (на примере конкретного предприятия).

7. Анализ экономической целесообразности проекта капитальных вложений (на примере конкретного предприятия).

8. Анализ финансовой устойчивости предприятия (на примере конкретного предприятия).

9. Анализ финансового состояния предприятия (на примере конкретного предприятия).

10. Анализ оптимизации ассортиментной политики торгового (производственного) предприятия (на примере конкретного предприятия).




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

 

Факультет экономики и управления

Образец оглавления ВКР

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......…..

3
Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕСОНАЛА…..................................

  7
  1.1. Понятие, цели и задачи функционирования системы развития персонала..............................................................   7
  1.2. Обучение как элемент системы развития персонала........ 16
  1.3. Кадровый резерв и карьерный рост при формировании системы развития персонала...............................................   27
Глава 2.

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ООО «ВОЛГОГРАДЭНЕРГО"...............................................................

  36
  2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Волгоградэнерго».............................................................   36
  2.2. Оценка эффективности функционирования системы управления персоналом ООО «Волгоградэнерго»...........   45
  2.3. Анализ системы развития персонала ООО «Волгоградэнерго»...............................................................   49
Глава 3.

МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «ВОЛГОГРАДЭНЕРГО»…...................

    66
  3.1. Рекомендации по совершенствованию системы развития персонала ООО «Волгоградэнерго».................   66
  3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию системы развития персонала ООО «Волгоградэнерго»............................................................     79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........

91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...

98

ПРИЛОЖЕНИЯ............……………………………………………………...

102

 

приложение 12

Образец оформления титульного листа раздаточного материала
к докладу по результатам ВКР

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ») Факультет экономики и управления Кафедра управления персоналом   РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ к докладу по результатам выпускной квалификационной работы на тему: Анализ и совершенствование системы развития персонала организации (на примере ООО «Волгоградэнерго»)                  Выполнил: студент (-ка) гр. ЭУ-ЭПБ-41 Иванова Ольга Александровна Научный руководитель: д.э.н., профессор кафедры управления персоналом Кайль Яков Яковлевич     Волгоград 2016


приложение 13

Примерный перечень тем МД факультета экономики и управления




Направление «Менеджмент»

(магистерская программа «Управление человеческими ресурсами»)

1. Управленческие команды: опыт и проблемы формирования.

2. Ключевые компетенции организации.

3. Особенности управления «звездами» в компании.

4. Бизнес и власть: развитие социального партнерства.

5. Репутационный аудит: оценка бренда работодателя.

6. Формирование бренда в управлении человеческими ресурсами.

7. Нетрадиционные методы мотивации и стимулирования.

8. Организационные конфликты в современных российских компаниях.

 

Направление «Педагогическое образование»

(магистерская программа «Экономическое образование»)

1. Исследование зарубежного и отечественного опыта управления образованием.

2. Применение инновационных образовательных технологий при подготовке учителей.

3. Информационное сопровождение внедрения ФГОС в структуру основной образовательной программы в ВУЗе.

4. Организация бенчмаркинга в высших учебных заведениях: опыт, проблемы, перспективы.

5. Анализ предметного образования в странах Западной Европы и его применение в отечественном опыте.

6. Экономическая составляющая федеральных государственных стандартов нового поколения.

7. Зарубежный и отечественный опыт управления образованием.

8. Управление инновационным образовательным учреждением в регионе: опыт, проблемы, перспективы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Образец оформления титульного листа МД


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

 

Факультет экономики и управления

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

                        

направление ____________ ______________________

 

магистерская программа ______________________

 

«Допущена к защите»   Протокол №__ от _________   Зав. кафедрой: Зудина Е.В. к.пед.н., доцент   __________________   Исполнитель: Аверьянова Н.Г. (гр. ЭУ-УПБ-31) __________________   Научный руководитель: Кайль Я.Я. д.э.н., профессор   __________________ «Прошла защита»   Оценка __________________ Регистрационный номер______  

 

Волгоград 2016


ПРИЛОЖЕНИЕ 15


Образец оглавления МД

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......…..

4
Глава 1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМИ ШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.....................................................................

  12
  1.1. Теоретические основы управления человеческими ресурсами в средних школьных образовательных учреждениях...................   12
  1.2. Методологические основы и проблемы внедрения ФГОС в средних образовательных учреждениях............   28
Глава 2.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМИ ШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.....................................................................

  41
  2.1. Методический инструментарий и ход исследования самооценки учителями средних образовательных учреждений готовности к переходу на ФГОС.................     41
  2.2. Анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования самооценки учителями средних образовательных учреждений готовности к переходу на ФГОС....................................................................................   58
Глава 3.

ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.ВОЛГОГРАДА.........................................................................

  72
  3.1. Модель процесса внедрения ФГОС в средних образовательных учреждениях г. Волгограда...............   72
  3.2. Алгоритм управления внедрением ФГОС в средних образовательных учреждениях г. Волгограда..................   92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........

102

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………………...

108

ПРИЛОЖЕНИЯ............……………………………………………………...

114

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Форма индивидуального плана
научно-исследовательской работы магистранта

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)



Факультет экономики и управления

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

МАГИСТРАНТА

 

______________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

 

Я.Я. Кайль, Е.В. Самсонова, В.С. Епинина

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.