Экологические катастрофы и бедствия. Определение и прогноз экологического риска. Обсуждение возможности устойчивого развития.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Экономические, эстетические и этические причины, пробуждающие охранять природу. Экологическая и глобальная этика, значение экологической культуры. Экологическое общество как тип общественного устройства. Экологическое будущее России.

 

ЗАДАНИЕ №1  Теоретические вопросы к контрольной работе

 

 Контрольная работа состоит из ответов на 12 теоретических вопросов. Вариант теоретического задания выбирается с помощью таблицы по последней цифре зачётной книжки.

Таблица 1 – Таблица для выбора варианта теоретических вопросов

 

01 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91, 101, 111 02 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92, 102, 112 03 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93, 103, 113 04 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94, 104, 114 05 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95, 105, 115 06 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96, 106, 116 07 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97, 107, 117 08 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88, 98, 108, 118 09 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 99 109, 119 10 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 110 120

 

Теоретические вопросы

1. Что изучает наука «Экология» и каковы её основные задачи?

 

2. Какова структура современной экологии как науки?

 

3. Каков исторический путь развития науки экологии?

 

4. Почему необходимы экологическое образование и экологическая культура?

 

5. Какие уровни организации биологических систем изучает экология?

 

6. Что представляют собой биосистемы, рассматриваемые в экологии?

 

7. Как подразделяются организмы биотических сообществах?

 

8. Что такое организм и как в нём происходят метаболические системы?

 

9. Каково экологическое значений стадий онтогенеза организма и в чём суть биогенетического закона Геккеля?

 

10. Что такое среда обитания и экологические факторы?

 

11. Что такое адаптации организма и чем они обусловлены?

 

12. Каково значение лимитирующих факторов и в чём суть закона толерантности?

 

13. Как влияет на организм температура?

 

14. Каково значение света на организм человека?

 

15. Какова роль воды в жизни организмов?

 

16. Каковы характерные черты водной среды обитания?

 

17. Каковы характерные черты воздушной среды обитания?

 

18. Каковы состав и строение почвы и что такое «эдафические факторы»?

 

19. Что такое ресурсы «живых существ» и как они классифицируются?

 

20. Каково экологическое значение ресурсов живых существ?

 

21. Что такое «популяция» и каковы её количественные показатели?

 

22. Что такое «продолжительность жизни» и что отражают кривые выживания?

 

23. Как взаимосвязаны экологические стратегии выживания организмов и типы эволюционного отбора 1- г и К?

 

24. Что понимается под биотическим сообществом экосистемы?

 

25. Что представляет собой видовая структура и видовое разнообразие биоценоза?

 

26. Что представляет собой пространственная структура биоценоза?

 

27. Что такое «экологическая ниша» и «межвидовая конкуренция»?

 

28. Каковы основные формы отрицательных взаимодействий видов?

 

29. Каковы основные формы положительных взаимодействий видов?

 

30. В чём суть концепции экосистемы?

 

31. Каково значение разложения и продуцирования в природе?

 

32. Что такое «гомеостаз экосистемы» и «равновесие в природе»?

 

33. Какова роль трофических взаимоотношений при распределении энергетических потоков в экосистемах?

 

34. Что такое «продуктивность экосистемы» и «уровни производства органического вещества»?

 

35. Что такое «экологические пирамиды» и каковы их основные виды?

 

36. Что такое «экологическая сукцессия» и в чём причина эвтрофикации озёр?

 

37. Что представляют собой сукцессионные процессы и климакс?

 

38. В чём особенности системного подхода в экологии?

 

39. Что представляет собой биосфера как одна из геосфер Земли?

 

40. Что представляет собой круговорот в природе?

 

41. Что такое «биогеохимические циклы» и каковы функции живого вещества в биосфере?

 

42. Как происходят круговороты углерода, азота и кислорода?

 

43. Как происходят круговороты фосфора и серы и в чём своеобразие их биогеохимических циклов?

 

44. Каковы особенности биомов северной и умеренной климатических зон и пустынь?

 

45. Каковы основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере?

 

46. Как взаимосвязаны эволюция биосферы и её местообитаний?

 

47. В чём суть регулирующего воздействия биоты на окружающую среду?

 

48. Что такое «ноосфера» в понимании В.И. Вернадского?

 

49. Почему природные ресурсы – лимитирующий фактор выживания человека и какова их классификация?

 

50. Для чего создаются агроэкосистемы и в чём они отличаются от природных?

 

51. Что представляют собой индустриально-городские экосистемы?

 

52. Как влияют природно-экологические факторы на здоровье человека?

 

53. Как влияют социально-экологические факторы на здоровье человека?

 

54. Что такое «антропогенное воздействие»?

 

55. Что такое «загрязнение» и каковы его основные виды?

 

56. Какие загрязнители (полютанты) представляют наибольшую опасность?

 

57. Почему охрана атмосферного воздуха считается ключевой проблемой оздоровления окружающей среды?

 

58. Каковы основные загрязнители атмосферного воздуха?

 

59. Какие отрасли хозяйства вносят основной вклад в загрязнение атмосферы?

 

60. Каковы экологические последствия загрязнения атмосферы.

 

61. Что такое «парниковый эффект»?

 

62. Что такое «озоновые дыры»?

 

63. Что такое «кислотные дожди»?

 

64. В чём проявляется загрязнение вод и каковы их главные загрязнители?

 

65. Каковы основные виды загрязнения вод?

 

66. Каковы основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод?

 

67. Каковы экологические последствия загрязнения гидросферы?

 

68. Что такое «истощение вод» и к каким неблагоприятным экологическим последствиям оно приводит?

 

69. Что такое «деградация почв» и каковы её причины?

 

70. Какой экологический ущерб наносит эрозия почв (земель)?

 

71. Каковы основные загрязнители почв?

 

72. Почему вторичное засоление и заболачивание почв ухудшают экологическую ситуацию?

 

73. Что такое «опустынивание» и почему оно «смерть ландшафта»?

 

74. Какие антропогенные воздействия приводят к физическому «загрязнению» горных пород?

 

75. Какие геологические процессы называют «ущербообразующими»?

 

76. Каковы экологические функции недр и экологические последствия их разработки?

 

77. Каковы экологические функции леса?

 

78. Каковы антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества?

 

79. Почему гибель лесов является одной из наиболее серьёзных экологических проблем?

 

80.Каковы экологические последствия косвенного воздействия человека на растительный мир?

 

81. Какова роль животного мира в биосфере?

 

82. Каковы главные причины сокращения численности и вымирания животных?

 

83. На какие виды подразделяются отходы производства и потребления?

 

84. Какие отходы представляют наибольшую опасность?

 

85. Опасно ли для человека и биоты шумовое воздействие?

 

86. Что такое «биологическое воздействие»?

 

87. Опасны ли для человека электромагнитные поля и излучения?

 

88. Какие воздействия на биосферу относят к экстремальным?

 

89. Что такое «техногенная экологическая катастрофа» и, какие из произошедших наиболее крупные?

 

90.Каковы экологические последствия стихийных бедствий эндогенного характера?

 

91. Каковы экологические последствия стихийных бедствий экзогенного характера?

 

92. Что такое «экологический кризис» и при каких условиях он возникает? Каковы пути выхода из экологического кризиса?

 

93. Какова роль малоотходной и безотходной технологий в защите среды обитания?

 

94. Какова роль биотехнологии в охране окружающей природной среды?

 

95. Что понимается под качеством природной окружающей среды?

 

96. Что представляют собой нормативы качества окружающей среды?

 

97. Что такое экологически допустимые нагрузки и экологическая ёмкость территории?

 

98. Как защищают воздушный бассейн от вредных выбросов предприятий?

 

9 9. С помощью каких мероприятий защищают поверхностные воды от загрязнения?

 

100. Каким образом очищают сточные воды от загрязнений?

 

101. Какие иные технологии способствуют очистке поверхностных вод или имеют водоохранное значение?

 

102. Как защищают подземные воды от истощения и загрязнения?

 

103. Каким образом обеспечивается правовая охрана поверхностных и подземных вод?

 

104. Как защищают почвы от прогрессирующей антропогенной деградации?

 

105. В чём заключается охрана и рациональное использование недр?

 

106. Каким образом рекультивируют нарушенные территории?

 

1 0 7. Как ликвидируют и перерабатывают твёрдые бытовые отходы?

 

108. Как ликвидируют и перерабатывают твёрдые промышленные отходы?

 

1 0 9. Как обезвреживают радиоактивные и диоксинсодержащие отходы?

 

110. Какая существует защита от шумового воздействия?

 

111.Как осуществляется защита от электромагнитных полей и излучений?

 

1 1 2. Как защищают население и биоту от негативного биологического воздействия?

 

113. Что такое «экологическое право» и каковы его основные источники?

 

114.Что такое «экологический паспорт предприятия»?

 

115. Каковы цели, формы и объекты экологического контроля? Какие задачи решают экологическая экспертиза и ОВОС?

 

116.Каково значение экологических менеджмента, аудита и сертификации в управлении качеством окружающей среды?

 

117.Что такое «экологический риск» и «зоны повышенного риска»?

 

118.Что такое «Экологический мониторинг» и каковы его задачи и структура? Как осуществляется мониторинг окружающей среды в России?

 

119.Глобальное загрязнение биосферы, его масштабы последствия и пути решения.

 

120. Урбанизация и её влияние на биосферу.

 

ЗАДАНИЕ №2 Задания в тестовой форме к контрольной работе

 

Вариант заданий в тестовой форме выбирается по последней цифре зачетной книжки из таблицы 2.

Таблица 2 – Таблица для выбора вариантов заданий в тестовой форме

 

01 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91, 101, 111, 121, 131, 141 02 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92, 102, 112, 122, 132, 142 03 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93, 103, 113, 123, 133, 143 04 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94, 104, 114, 124, 134, 144 05 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95, 105, 115, 125, 135, 145 06 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96, 106, 116, 126, 136, 146 07 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97, 107, 117, 127, 137, 147 08 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88, 98, 108, 118, 128, 138, 148 09 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 99 109, 119, 129, 139, 149 10 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 110 120, 130, 140,150

 

1. Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:

 

1) условиями среды;

 

2) абиотическими факторами;

 

3) биотическими факторами;

 

4) антропогенными факторами.

 

2. Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называют:

 

1) условием;

 

2) фактором;

 

3) спектром;

 

4) средой.

 

3. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:

 

1) оптимальным;

 

2) экологическим;

 

3) минимальным;

 

4) ограничивающим.

 

2. Диапазон благоприятного воздействия фактора на организмы называют зоной:

 

1) экологической;

 

2) пессимума;

 

3) буферной;

 

4) оптимума.

 

5. Сущность закона оптимума заключается в том, что:

 

1) при ухудшении условий существования по одному фактору изменяется диапазон восприимчивости других факторов;

 

2) наиболее значим тот экологический фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма величин;

 

3) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на жизнедеятельность организмов;

 

4) все экологические факторы среды играют равнозначную роль.

 

6. Рыхлый, тонкий органо-минеральный слой суши, который контактирует с воздушной средой, и возник в результате взаимодействия живых организмов и сил неживой природы, называется:

 

1) субстратом;

 

2) грунтом;

 

3) перегноем;

 

4) почвой.

 

7. Физиологическое состояние организма, при котором приостанавливаются все жизненные процессы, называют:

 

1) симбиозом;

 

2) паразитизмом;

 

3) анабиозом;

 

4) аменсализмом.

 

8. Биологическое самоочищение водоемов является результатом деятельности разнообразных организмов, питание которых основано на:

 

1) паразитизме;

 

2) фотосинтезе;

 

3) хищничестве;

 

4) фильтрации.

 

9. Основным источником поступления кислорода в атмосферу

 

Земли является:

 

1) жизнедеятельность бактерий;

 

2) вулканический процесс;

 

3) таяние ледников;

 

4) процесс фотосинтеза.

 

10. Главным компонентом почвы, который определяет ее биологическую продуктивность и является результатом совместной деятельности многих организмов и сил неживой природы, является:

 

1) подзол;

 

2) кремнезем;

 

3) гумус;

 

4) подстилка.

 

11. Главным свойством живой материи, позволяющим различнымным видам организмов поддерживать свое существование неограниченно долго, считают способность к:

 

1) обмену веществ;

 

2) самовоспроизведению;

 

3) передвижению;

 

4) освоению новых местообитаний.

 

12. Фактор, находящийся в избытке или недостатке и ограничивающий распространение организмов, является:

 

1) антропогенным;

 

2) лимитирующим;

 

3) угнетающим;

 

4) абиотическим.

 

13. Толерантность – это:

 

1) способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных значений;

 

2) способность организмов переносить неблагоприятные условия;

 

3) реакция организмов на изменение действия абиотических факторов;

 

4) степень выносливости организмов к воздействиям факторов среды;

 

5) способность организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.

 

14. Экологической нишей является:

 

1) место обитания организма;

 

2) положение вида в пространстве;

 

3) положение вида в пространстве и его функциональная роль в сообществе;

 

4) совокупность условий жизни, которые требуются для существования вида в сообществе;

 

5) ярус, занимаемый видом в сообществе.

 

15. Автором правила минимума является:

 

1) Ю. Либих;

 

2) Г. Гаузе;

 

3) Б. Коммонер;

 

4) В. И. Вернадский;

 

5) Ч. Дарвин.

 

16. Какие из абиотических факторов (1 – минералы; 2 – свет;

 

3 – азот; 4 – кислород) лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше?

 

1) 1, 3;

 

2) 1, 4;

 

3) 2, 3;

 

4) 2, 4.

 

17. Толерантность – это способность организмов:

 

1) выдерживать изменения условий жизни;

 

2) приспосабливаться к новым условиям;

 

3) образовывать локальные формы;

 

4) приспосабливаться к строго определенным условиям.

 

18. Для растений ресурсами являются:

 

1) вода;

 

2) минеральные соли;

 

3) солнечная энергия;

 

4) органические вещества;

 

5) углекислый газ.

 

19. Выберите правильные суждения:

 

1. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы.

 

2. Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни.

 

3. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.

 

4. Высокая специализация характерна только для организмов с короткой продолжительностью жизни.

 

5. В ходе эволюции сходные жизненные формы могут возникнуть в сходных экологических условиях у систематически разных групп организмов.

 

6. Экологические ниши совместно живущих видов могут частично перекрываться, а иногда совпадают полностью.

 

7. Виду свойственна только одна определенная ниша независимо от места его обитания и географического района.

 

8. Систематически далекие друг от друга организмы могут занимать сходные ниши в экосистемах.

 

9. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование.

 

10. Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.

 

20. Впишите после знака равенства названия объектов экологии по составляющим их компонентам.

 

Группа особей одного вида = Совокупность популяций разных видов = Биотоп + биоценоз = Совокупность всех экосистем = Факторы + ресурсы + пространство =

 

21. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? Составьте схему, впишите их названия. По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

 

22. Впишите в таблицу названия животных и растений из предлагаемого списка соответственно их экологической характеристике, то есть принадлежности к стенобионтам или эврибионтам.

 

Лишайники, кораллы, млекопитающие, орхидеи, птицы, медузы, пресмыкающиеся, мхи, форель, человек.

 

23. Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, какие природные ресурсы среды используют для своей жизнедеятельности растения, животные и грибы.

 

Природные ресурсы среды Растения Животные Грибы Территория Растительная пища Минеральные вещества Животная пища Органические остатки Солнечный свет Тепло Вода Кислород Гумус почвы

 

24. По своим личным наблюдениям и на основе знаний из биологии приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения:

 

Симбиоз Мутуализм Протокооперация Комменсализм Паразитизм Конкуренция межвидовая Конкуренция внутривидовая Хищничество Аменсализм Нейтрализм Прочтите внимательно предлагаемый список животных.

 

25 Животные и растения объединены здесь по одному определенному общему способу питания. По какому? Определите и вычеркните из списка тех животных, которые здесь лишние.

 

Дельфин, божья коровка, сокол, акула, ласточка, сова, осьминог, дрозд, тигр, щука, кит, жужелица, лягушка, белка, лиса, дятел, судак, стрекоза, летучая мышь, кашалот, клест, улитка, орлан, ротан, жук-плавунец, карп, ящерица, саранча, жаба, дафния, гадюка, актиния, крокодил, паук, пчела, дождевой червь, тюлень, морж, черепаха.

 

 

27. Соедините организмы, которые образуют между собой устойчивый симбиоз – прямой линией, а те, которые находятся в отношениях протокооперации (сотрудничества), пунктиром.

 

Рак-отшельник Актиния Цветки клевера Шмели-опылители Термиты Жгутиковые (простейшие) Грибы Водоросли Жвачные животные Кишечные бактерии Деревья Грибы Бобовые растения Бактерии-азотофиксаторы В чем различие этих двух типов взаимоотношений?

 

28. Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, за какие природные ресурсы конкурируют между собой растения, а за какие – животные. (Если конкуренции за данный ресурс нет – отмечать не надо.) Природные ресурсы Растения Животные среды Территория Растительная пища Минеральные вещества Животная пища Органические остатки Солнечный свет Тепло Вода Кислород Углекислый газ Гумус, почвы

 

29. Здесь перечислены некоторые известные вам растения и животные. Выпишите их названия в две колонки в соответствии с экологической ролью этих организмов в природе.

 

Роль в природе Растения Животные Хищники Комменсалы Паразиты Пантера, аскарида, акула, рыба-прилипала, удав, клоп постельный, клещ, повилика, божья коровка, паук, свиной цепень, стрекоза, росянка, орхидея, баклан, актиния, омела, гиена, лишайник-эпифит.

 

30. В чем заключается закон толерантности (Шелфорда):

 

1) организмы могут иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного экологического фактора и узкий в отношении другого;

 

2) существование вида определяется лимитирующими факторами, находящимися не только в минимуме, но и в максимуме;

 

3) существование и выносливость организмов определяется самым слабым звеном в цепи их экологических потребностей. Согласно этому закону величина урожая определяется количеством в почве того из элементов питания, потребность в котором удовлетворяется меньше всего;

 

4) общее влияние лимитирующих факторов может превысить суммарный дополнительный эффект других факторов;

 

5) в организмах вещество, имеющее более высокую концентрацию, может частично заменить вещество, находящееся в дефиците.

 

31. Совокупность особей считают популяцией, если:

 

1) у них наблюдается определенное внешнее сходство, и они населяют общую территорию;

 

2) они принадлежат к одному виду;

 

3) они занимают общую территорию и свободно скрещиваются между собой, принося плодовитое потомство;

 

4) они населяют общую территорию, и между ними наблюдается пищевая конкуренция.

 

32. Описание полового и возрастного состава популяции называют:

 

1) индексом численности;

 

2) потенциалом;

 

3) пирамидой численности;

 

4) демографией.

 

33. Биоценозом называют:

 

1) совокупность организмов и среды обитания, связанных круговоротом веществ;

 

2) группу совместно живущих организмов одного вида;

 

3) совокупность совместно живущих организмов, принадлежащих к разным видам;

 

4) комплекс ландшафта и почвенно-климатических условий данного местообитания.

 

34. Участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют:

 

1) экотопом;

 

2) ареалом;

 

3) экосистемой;

 

4) биотопом.

 

Ответьте на вопросы:

 

35. В чем состоит существенное отличие популяций от других совокупностей особей, таких как семья, вид, колония и тому подобное?

 

36 Можно ли считать популяцией:

 

1. стаю грачей стадо антилоп карасей, населяющих небольшой пруд высаженный на фермерском поле картофель всех птиц, населяющих городской парк население большого города птичий базар обитателей муравейника Приведите примеры видов растений и животных, состояние популяций которых представляет для человека особый интерес.

 

37 Укажите, в чем состоит интерес человека в отношении этих видов.

 

Перечислите свойства, общие для организма и популяции.

 

38. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, а в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.

 

Процесс Факторы (причины) его изменения

 

Смертность (-) Выберите правильный ответ.

 

39. Кто ввел в 1935 году термин «экосистема»:

 

1) В.Н. Сукачев;

 

2) А. Тенсли;

 

3) Г. Зюсс;

 

4) В.И. Вернадский;

 

5) Э. Геккель.

 

40. Устойчивость экосистемы определяется способностью:

 

1) сохранять свою структуру;

 

2) сохранять функциональные особенности;

 

3) сохранять свою структуру и функции при воздействии внешних факторов;

 

4) переносить неблагоприятные условия;

 

5) изменяться под действием факторов среды.

 

41. Цепи питания имеют, как правило, не более 4-5 звеньев. Это объясняется:

 

1) низкой продуктивностью растений;

 

2) недостатком кормовой базы;

 

3) питанием в сообществе строго определенными видами;

 

4) малым разнообразием видов в природном сообществе;

 

5) превращением энергии в цепях питания.

 

42. По правилу экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос дельфин массой 400 кг:

 

1) 400 кг;

 

2) 4 т;

 

3) 40 т;

 

4) 4000 т.

 

43. Какая из предложенных схем правильно отражает передачу энергии в пищевой цепи?

 

1) лисица - землеройка - дождевой червь - листовой опад - растения;

 

2) листовой опад - дождевой червь - растения - землеройка - лисица;

 

3) растения - листовой опад - дождевой червь - землеройка - лисица;

 

4) растения - землеройка - дождевой червь - листовой опад - лисица;

 

5) дождевой червь - землеройка - лисица - растения - листовой опад.

 

44. Каждая устойчивая экосистема включает следующие составляющие:

 

1) автотрофы, хемотрофы;.

 

2) автотрофы и редуценты;

 

3) автотрофы, гетеротрофы;

 

4) гетеротрофы и редуценты.

 

45. Биогеоценозом называют:

 

1) строго определенную совокупность живых организмов;

 

2) любую совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования в которой поддерживается круговорот веществ;

 

3) любую замкнутую саморазвивающуюся природную систему;

 

4) строго определенную систему связей в живой природе между различными ее представителями.

 

46. Основным принципом устойчивости экосистем является:

 

1) наличие энергетических источников;

 

2) наличие достаточного количества продуцентов;

 

3) круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии;

 

4) размер или объем экосистемы.

 

47. Концентрация ядохимикатов передается и особенно усиливается по цепям питания от:

 

1) консументов 1-го порядка к продуцентам;

 

2) консументов к редуцентам ;

 

3) продуцентов к консументам 2-го порядка;

 

4) паразитов к редуцентам.

 

48. Агроэкосистемы характеризуются:

 

1) полным подобием естественных экосистем;

 

2) усилением естественных регуляторных связей;

 

3) понижением конкурентоспособности культурных растений;

 

4) усилением конкурентоспособности культурных растений.

 

49. Одной из причин неустойчивости агроэкосистем является:

 

1) быстрое истощение почв, вызванное сбором урожая;

 

2) большое разнообразие видов растений, высаживаемых одновременно;

 

3) плохой уход за агроэкосистемами;

 

4) неизученность агроэкосистем.

 

50. В нашей стране в качестве одного из биологических методов борьбы с вредителями в агроценозах используют:

 

1) муравьев;

 

2) пчел;

 

3) различных гусениц.

 

51. Особую группу городских животных - спутников человека называют:

 

1) антропогенной группой;

 

2) урбанистической группой;

 

3) синантропной группой;

 

4) урбоавтропогенной группой.

 

52. Синантропная группа животных - спутников человека обычно имеет следующие особенности в морфологии и поведении:

 

1) яркую окраску и дневной образ жизни;

 

2) пеструю окраску, большие размеры, являются, в основном, хищниками;

 

3) незаметную окраску, относительно мелкие размеры и сумеречный образ жизни;

 

4) предостерегающую окраску, всеядность и дневной образ жизни.

 

53. Эвтрофикацией называется процесс:

 

1) повышения уровня первичной продукции водных экосистем благодаря увеличению в них концентрации биогенных элементов;

 

2) любого изменения состава водных экосистем;

 

3) восстановления плодородия почв на нарушенных землях;

 

4) дополнительного питания растений в любой экосистеме.

 

54. Мероприятия, направленные на восстановление утраченного плодородия почв, называются:

 

1) рекапитуляцией;

 

2) реиммиграцией;

 

3) реинтродукцией;

 

4) рекультивацией.

 

55. К экологическим сукцессиям, обусловленным внутренними факторами, относится;

 

1) зарастание скал;

 

2) зарастание озера вследствие попадания избытка питательных (органических) элементов;

 

3) изменение луга под влиянием выпаса скота;

 

4) изменение в лесах, вызванное рекреационными факторами.

 

56. Быстрее всего происходят такие сукцессионные изменения, как:

 

1) зарастание мелкого водоема;

 

2) превращение болота в торфяник;

 

3) зарастание торфяника лесом;

 

4) смена березового леса дубовым.

 

57. Под влиянием внутренних факторов продуктивность сообщества:

 

1) нарастает;

 

2) уменьшается;

 

3) не изменяется;

 

4) слегка уменьшается.

 

58. К неустойчивым экосистемам из нижеперечисленных относят:

 

1) дубраву;

 

2) крупное глубоководное озеро;

 

3) тайгу;

 

4) отвалы пустой породы.

 

59. Кто или что образует первый уровень во всех экосистемах:

 

1) первый уровень во всех экосистемах образуют продуценты - растения;

 

2) первый уровень во всех экосистемах образуют продуценты - млекопитающие;

 

3) первый уровень во всех экосистемах образуют продуценты - простейшие;

 

4) первый уровень во всех экосистемах, образуют продуценты - аэробы;

 

5) первый уровень во всех экосистемах образуют продуценты - сапрофиты.

 

60. Кто или что образует второй уровень во всех экосистемах:

 

1) второй уровень во всех экосистемах образуют первичные консументы - фитофаги;

 

2) второй уровень во всех экосистемах образуют первичные консументы - зоофаги;

 

3) второй уровень во всех экосистемах образуют первичные консументы - растения;

 

4) второй уровень во всех экосистемах образуют первичные консументы - сапрофаги,

 

5) второй уровень во всех экосистемах образуют первичные консументы

 

- аэробионты.

 

61. Кто или что образует третий уровень во всех экосистемах:

 

1) третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - зоофаги;

 

2) третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - простейшие;

 

третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - растения;

 

3) третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - аквабионты;

 

4) третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - гидрофиты.

 

62. «Сгущения» жизни (по В.И. Вернадскому) есть концентрация организмов, приуроченная:

 

1) к центральным областям экосистем;

 

2) только к поверхности земли (почве);

 

3) к подземным (подпочвенным) областям;

 

4) к местам контактов различных сред.

 

63. В.И. Вернадский видел дальнейшее развитие биосферы в переходе ее в состояние:

 

1) техносферы;

 

2) антропосферы;

 

3) ноосферы;

 

4) урбосферы.

 

64. Осадочные породы на Земле образовались в основном благодаря:

 

1) деятельности живых организмов;

 

2) вулканической деятельности;

 

3) физическим процессам выветривания;

 

4) окислительной деятельности кислорода.

 

65. В биосфере Земли скопилось много углерода, причем его значительно больше содержится в:

 

1) растворенном виде в морях и океанах (в виде С02, Н2, С03 и ионов СО32-НСО3-);

 

2) атмосфере в виде СО, СО2;

 

3) почвах;

 

4) животных и растениях.

66. Практически весь кислород атмосферы Земли накоплен за счет:

 

1) космических процессов, происходивших за пределами планеты;

 

2) процессов, происходивших в древних горных породах Земли;

 

3) фотосинтеза зеленых растений в прошлые геологические эпохи;

 

4) вулканических выбросов из недр Земли.

 

67. Круговороты важнейших биогенных элементов в биосфере, созданные живыми организмами, подразделяются на:

 

1) круговороты газов и осадочные круговороты;

 

2) круговороты газов и металлов;

 

3) круговороты растворов и горных пород;

 

4) круговороты органических и неорганических веществ.

 

68. Пионерами освоения сухопутных пространств, принадлежащими к многоклеточным организмам, в давние геологические эпохи были:

 

1) мхи и водоросли;

 

2) колонии кишечнополостных и тараканы;

 

3) лишайники;

 

4) грибы, губки и кораллы.

 

69. Основным природоохранным принципом является:

 

1) охрана растительных и животных богатств страны;

 

2) непосредственная охрана природы в процессе использования природных ресурсов;

 

3) правовая сторона охраны природы;

 

4) организация экологического просвещения населения.

 

70. К неисчерпаемым ресурсам относят:

 

1) нефть, каменный уголь, различные руды;

 

2) почву, растительность, минеральные соли;

 

3) водные и климатические ресурсы;

 

4) животный и растительный мир.

 

71. Поступление в окружающую среду различных загрязнителей строго регламентируется законодательством, устанавливающим:

 

1) ПДП, ПРК, ППП;

 

2) ПДК, ПДС, ПДВ;

 

3) ПРИ, ИКС, ПКК;

 

4) ПРИ, ПДУ, ПДО.

 

72. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря присутствию в атмосфере:

 

1) молекул воды;

 

2) озона;

 

3) хлорфторметана;

 

4) азота.

 

73. Физические методы очистки газообразных выбросов в атмосферу основаны на:

 

1) дожигании ядовитых примесей;

 

2) каталитическом превращении примесей;

 

3) осаждении пылеобразных веществ;

 

4) адсорбции твердыми веществами.

 

74. Недостаток пресной воды в последние годы вызван увеличившимся расходом воды, в основном, на:

 

1) энергетическую промышленность;

 

2) сельскохозяйственные цели и разбавление отходов;

 

3) добывающую промышленность;

 

4) перерабатывающую промышленность.

 

75. Поля орошения (поля фильтрации) относят к одной из форм очистки сточных вод, а именно к:

 

1) механической;

 

2) химической;

 

3) биологической;

 

4) физико-химической.

 

76. Природными водоемами, способными к самоочищению и регулирующими водность рек, являются:

 

1) крупные озера;

 

2) болота;

 

3) пруды и водохранилища;

 

4) внутренние моря.

 

77. Выберите из предложенных терминов ту пару, которая характеризует такое свойство почвы, как рН почвенного раствора:

 

1) рыхлая - плотная;

 

2) темная - светлая;

 

3) нормальная - кислая;

 

4) аэрированная - бескислородная.

 

78. Вещество, которое образуется в результате процесса разложения органических веществ растительных и животных остатков, называют:

 

1) сапропелем;

 

2) сланцами;

 

3) мицелием;

 

4) гумусом.

 

79. Органическое вещество, временно исключенное из круговорота веществ в экосистеме, называют:

 

1) золой;

 

2) почвой;

 

3) детритом;

 

4) подзолом.

 

80. Наиболее чувствительными к различным загрязнителям воздуха, в первую очередь, к диоксиду серы, являются:

 

1) широколиственные породы;

 

2) многолетние травы;

 

3) газонные травы;

 

4) хвойные породы.

 

81. Искусственным расселением животных в районы их былого распространения называют:

 

1) акклиматизацией;

 

2) реакклиматизацией;

 

3) реинтродукцией;

 

4) реэмиграцией.

 

82. Впервые международная Красная книга была издана в:

 

1) 1955 г.;

 

2) 1966 г.;

 

3) 1977 г.;

 

4) 1866 г.

 

83. Озоновый экран разрушается, по мнению многих ученых, вследствие:

 

1) поступления в атмосферу диоксида углерода;

 

2) повышения концентрации сернистого ангидрида;

 

3) утечки хлорфторуглеводородов (фреонов);

 

4) жесткого ультрафиолетового излучения.

 

84. Причиной раковых заболеваний могут стать:1) химическое загрязнение среды;

 

2) канцерогены;

 

3) курение;

 

4) стрессы;

 

5) малокалорийное питание.

 

85. Выберите правильное утверждение. Ученый - биолог, автор названия науки «экология»:

 

а) Ч. Дарвин; в) Э. Геккель;

 

б) А. Тенсли; г) К. Линней.

 

86. Определите, к каким факторам среды (абиотическим, биотическим или антропогенным) можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость воды.

 

87. В какой среде обитают самые крупные и тяжелые животные?

 

а) в наземно-воздушной;

 

б) в подземной (почва);

 

в) в водной;

 

г) в живых организмах.

 

88. Назовите тип биотических отношений, который чаще всего проявляется в природе при взаимодействии следующих пар организмов:

 

волк — заяц, корова — жук-навозник, лесная мышь — дуб (желудь), дятел — личинка короеда, рыжая лесная полевка — лесная мышь, рыжий муравей — гусеница пяденицы, ондатра (водяная крыса) — полевка, сойка — рыжий муравей, взрослая ель — проросток березы, белый гриб — ель, гриб трутовик — береза, гриб пеницилл — бактерии, кукуруза — бодяк полевой, человек — аскарида, волк — дождевой червь, стрекоза — муравей, стрекоза — муха, карась — карп, шакал — лев, пчела — липа.

 

89. Установите, какие утверждения правильны:

 

а) в нашем районе плохая экология;

 

б) экология в наших местах испорчена;

 

в) экологию необходимо охранять;

 

г) экология - основа природопользования;

 

д) экология - здоровье людей;

 

е) экология у нас стала хуже;

 

ж) экология - это наука.

 

90. Ребята решили озеленить территорию школы, и посадили аллею из елей. В лесхозе им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанного явления.

 

91. Ответьте, чем вызваны частые ныряния водоплавающих птиц в проруби пруда зоопарка в самые сильные морозы.

 

92. Выберите правильное определение. Экология – это:

 

а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

 

б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;

 

в) природа;

 

г) охрана и рациональное природопользование

 

93. Объясните, почему в давние времена воины определяли приближение вражеской конницы, приложив ухо к земле.

 

94. Какая среда будет более емкой? Выберите правильный ответ:

 

а) для пшеницы: орошаемое поле лес, пустошь, вырубка, поле;

 

б) для бобра: река, протекающая по степи, река, протекающая по еловому лесу, река, протекающая по осиновому лесу, река, протекающая по тундре;

 

в) для лося: лиственный лес, хвойный лес, поле, болото;

 

г) для колорадского жука: хвойный лес, луг, картофельное поле;

 

д) для окуня: озеро, болото, подземный водоем;

 

е) для рыжего таракана: лес, чистая комната, поле, кухня;

 

ж) для больших синиц: поле, озеро, лес, лес с кормушками.

 

95. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

 

96. Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах, часто сопровождается замором рыбы. Объясните это явление.

 

97. Способы защиты организмов от хищников условно можно разделить на три группы. Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защиты напротив каждой из этих групп.

 

Способы защиты Номера предлагаемых организмов хищников вариантов защиты A. Избегание жертвой встречи с хищником Б. Избегание жертвой контакта с хищником после ее обнаружения B. Способы, действенные непосредственном контакте Варианты защиты.

 

1. сооружение убежищ или использование естественных укрытий

 

2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

 

3. Покровительственная форма и окраска.

 

4. Жертва обладает крупными размерами тела.

 

5. Миграции из мест, обильных хищниками.

 

6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

 

7. Выбрасывание защитных веществ.

 

8. Оповещение других особей о приближении хищника.

 

9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

 

10. Затаивание.

 

11. Самокалечение (автотомия).

 

12. Бегство.

 

13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.

 

Назовите организмы, которые защищаются от хищников этими способами.

 

98. Назовите основные факторы-ограничители беспредельного роста численности.

 

A. Для растений.

 

Б. Для микроорганизмов.

 

B. Для животных.

 

99. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз).

 

Цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

 

100. Какой ученый обосновал учение о биоценозах? Выберите правильный ответ:

 

а) В. Иогансен;

 

в) Ч. Эльтон;

 

б) К. Мебиус;

 

г) К. Тимирязев.

 

101. Расположите предлагаемые виды животных в порядке увеличения их плодовитости:

 

шимпанзе, свинья, собака, обыкновенная щука, озерная лягушка.

 

Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1-2 детенышей, а других - несколько сотен тысяч.

 

102. В каждом из предложенных примеров выберите тот фактор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позволяющим организмам существовать в предлагаемых условиях:

 

А. Для растений в океане на глубине 6000 м:

 

вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.

 

Б. Для растений в пустыне летом:

 

температура; свет; вода.

 

В. Для скворца зимой в подмосковном лесу:

 

температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.

 

Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море:

 

температура; свет; пища; соленость воды; кислород.

 

Д. Для кабана зимой в северной тайге:

 

температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.

 

103. Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и влаги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

 

104. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

 

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;

 

б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;

 

в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

 

105. Три основных способа приспособления (адаптации) организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. Заполните таблицу, описав преимущества и недостатки каждого из этих способов.

 

Способ адаптации Преимущества Недостатки Подчинение Сопротивление Избегание

 

106. Известно, что на соснах кормится множество насекомых — пилильщиков, долгоносиков, короедов, усачей и др. Почему вредители в основном обитают на больных деревьях и обходят стороной здоровые, молодые сосны?

 

107. Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнительные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, позволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

 

108. Из приведенного списка факторов выберите те, которые способствуют росту численности популяций: обилие пищи, болезни, обилие паразитов, отсутствие хищников, обилие конкурентов, низкая плотность населения, высокая плотность населения, нехватка территории, неблагоприятные климатические условия, избыток территории, благоприятные условия жизни.

 

109. Выберите четыре необходимых компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, климат, редуценты, растения, биогенные вещества, продуценты, вода.

 

110. Какой абиотический фактор определяет вертикальную структуру биоценозов? Поясните свой ответ.

 

111. Назовите способ выживания (избегание, подчинение или сопротивление) при взаимодействии организмов с окружающей средой в следующих примерах:

 

а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные регионы зимовок;

 

б) зимняя спячка бурых медведей;

 

в) активная жизнь полярных сов зимой при температуре -40°С;

 

г) переход в состояние спор бактерий при понижении температуры;

 

д) нагревание тела верблюда днем на жаре с 37 до 41°С и остывание его ночью до 37°С;

 

е) нахождение человека в бане при температуре 100°С, при этом его внутренняя температура остается прежней – 36,6°С;

 

ж) переживание кактусами в пустыне жары 80°С;

 

з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега.

 

112. Укажите термин, которым называется территория, занимаемая видом:

 

а) участок;

 

б) пространство;

 

в) площадь;

 

г) круг;

 

д) ареал;

 

е) зона.

 

113. Объясните, почему млекопитающие – обитатели холодных ре гионов и вод имеют значительный запас подкожного жира.

 

114. Закончите определение. Биоценоз – это совокупность организмов:

 

а) одного вида, обитающих на определенной территории;

 

б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом;

 

в) одного вида, обитающих на разнородных участках ареала;

 

г) обитающих в одной биогеографической области.

 

115. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой?

 

Объясните ответ.

 

116. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

 

а) на свежевспаханном поле;

 

б) на спелом пшеничном поле

 

в) на невыпасном лугу;

 

г) на выпасном лугу.

 

117. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.

 

Пары организмов: ландыш - сосна, полевая мышь - обыкновенная полевка, волк - лисица, окунь - щука, канюк - сова-неясыть, барсук - лисица, рожь - василек синий, саксаул - верблюжья колючка, шмель - пчела.

 

Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, ионы калия, мелкие грызуны.

 

118. Объясните, почему овраги чаще формируются в нелесных природных зонах: степях, полупустынях, пустынях. Какая человеческая деятельность приводит к формированию оврагов?

 

119. Закончите определение.

 

Экосистема – это:

 

а) совокупность организмов и неорганических компонентов на определенной территории, в которой поддерживается круговорот веществ;

 

б) совокупность организмов разных видов, взаимосвязанных между собой, обитающих на определенной территории;

 

в) совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории;

 

г) совокупность организмов, обитающих на определенной территории, и неорганических компонентов.

 

120. Приведите доказательства против использования гербицидов.

 

121. Перечислите особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне.

 

122. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

 

а) на свежевспаханном поле;

 

б) на спелом пшеничном поле

 

в) на невыпасном лугу;

 

г) на выпасном лугу.

 

Объясните почему.

 

123. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут конкурировать между собой (названия организмов можно использовать только один раз).

 

Ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.

 

124. Закончите утверждение.

 

Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном:

 

а) грибами;

 

б) животными;

 

в) бактериями;

 

г) растениями.

 

125. Бионика – наука, использующая в технике формы и решения, которые уже «создали» в ходе эволюции организмы. Назовите организмы, у которых инженеры «подсмотрели» технические решения при конструировании:

 

A. Останкинской телебашни Б. Подводной лодки B. Парашюта Г. Шагающих машин Д. Гусеничных тракторов.

 

126. Один и тот же организм может быть по отношению к разновозрастным особям другого вида то хищником, то жертвой. Приведите примеры.

 

127. Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и влаги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

 

128. Способы защиты организмов от хищников условно можно разделить на три группы. Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защиты напротив каждой из этих групп.

 

Способы защиты организмов хищников Номера предлагаемых вариантов защиты A. Избегание жертвой встречи с хищником Б. Избегание жертвой контакта с хищником после ее обнаружения B. Способы, действенные при непосредственном контакте Варианты защиты.

 

1. Сооружение убежищ или использование естественных укрытий

 

2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

 

3. Покровительственная форма и окраска.

 

4. Жертва обладает крупными размерами тела.

 

5. Миграции из мест, обильных хищниками.

 

6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

 

7. Выбрасывание защитных веществ.

 

8. Оповещение других особей о приближении хищника.

 

9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

 

10. Затаивание.

 

11. Самокалечение (автотомия).

 

12. Бегство.

 

13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.

 

Назовите организмы, которые защищаются от хищников этими способами.

 

129. Назовите как минимум три причины, по которым человечеству следует быть благодарным зеленому растению.

 

130. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

 

а) Жан Батист Ламарк;

 

б) Луи Пастер;

 

в) Василий Васильевич Докучаев;

 

г) Алексей Николаевич Северцов;

 

д) Владимир Николаевич Сукачев;

 

е) Владимир Иванович Вернадский;

 

ж) Николай Иванович Вавилов.

 

131. Назовите, в каких частях растений, употребляемых в пищу, накапливается больше нитратов и нитритов.

 

132. Объясните, почему чрезмерное увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя в конечном итоге к сменам сообществ.

 

133. Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества.

 

134. Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые ресурсы:

 

Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

 

135. Из перечисленных факторов выберите те, которые ныне уже не оказывают существенного влияния на демографию, и те, которые подавлены, но способны понижать численность населения. Заполните таблицу.

 

Факторы среды и демография человеческого общества

 

Температура воздуха, ветер, высота снежного покрова, влажность воздуха, характер окружающей растительности, осадки, солнечная радиация, хищники, внутриполостные паразиты, болезни, конкуренты, пищевые ресурсы, убежища.

 

Предложите дополнительные факторы и запишите их в таблице другим цветом.

 

136. Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности:

 

1. гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках,

 

2. ГЭС на горных реках,

 

3. атомные электростанции,

 

4. солнечные станции,

 

5. теплоэлектростанции (ТЭЦ),работающие на угле,

 

6. ТЭЦ на природном газе, ТЭЦ на торфе,

 

7. ТЭЦ на мазуте,

 

8. приливно-отливные электростанции,

 

9. ветряные электростанции.

 

137. Докажите на конкретных примерах связь продовольственной проблемы с проблемой деградации почв.

 

138. В каких отраслях промышленности используются бактерии и их способность быстро размножаться? Пофантазируйте и предложите свои варианты использования высокой скорости размножения бактерий (в том числе и сине-зеленых) для пользы человека.

 

139. Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнительные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, позволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

 

140. Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади равнинной Европы – около 2000.

 

Объясните эти различия.

 

141. Выберите правильное определение. Экология – это:

 

а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

 

б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;

 

в) природа;

 

г) охрана и рациональное природопользование.

 

142. Установите, какие утверждения правильны:

 

а) в нашем районе плохая экология;

 

б) экология в наших местах испорчена;

 

в) экологию необходимо охранять;

 

г) экология - основа природопользования;

 

д) экология - здоровье людей;

 

е) экология у нас стала хуже;

 

ж) экология - это наука.

 

143. Определите, к каким факторам среды (абиотическим, биотическим или антропогенным) можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость воды.

 

144. Объясните, почему глубоководные рыбы имеют либо редуцированные, либо гипертрофированные (увеличенные) глаза.

 

145. В каждом из предложенных примеров выберите тот фактор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позволяющим организмам существовать в предлагаемых условиях:

 

А. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.

 

Б. Для растений в пустыне летом: температура; свет; вода.

 

В. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.

 

Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море: температура; свет;

 

пища; соленость воды; кислород.

 

Д. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород;

 

влажность воздуха; высота снежного покрова.

 

146. Какой абиотический фактор определяет вертикальную структуру биоценозов? Поясните свой ответ.

 

147. Объясните, почему чрезмерное увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя в конечном итоге к сменам сообществ.

 

148. Причин исчезновения видов много.

 

Назовите основную причину исчезновения большинства видов животных, растений и грибов в современную эпоху. Выберите правильный ответ:

 

а) прямое преследование (уничтожение) человеком;

 

б) повышение концентрации ядов в атмосфере;

 

в) повышение концентрации ядов в водоеме;

 

г) уничтожение местообитаний;

 

д) нефтяное загрязнение;

 

е) радиационное загрязнение;

 

ж) повышение концентрации ядов в почве.

 

149. Ребята решили озеленить территорию школы, и посадили аллею из елей. В лесхозе им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанного явления.

 

150. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой?

 

Объясните ответ.

 


 


ЗАДАНИЕ №3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 300.