Вопрос 1. Организационные формы и субъекты экономического анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация и информационное обеспечение анализа



Вопрос 2. Информационное обеспечение анализа

 

Справочно-правовые базы данных

INTRALEX « ЮСИС»
ИНЭК   Консультант Плюс НПП Гарант-Сервис Форте 94 Центр компьютерных разработок Элкод «Интерконсультант-2», «Интерправо», «Хозяйственное право и рынок», «Страховое законодательство», «Банковское право», «Законодательство Москвы» Консультант Плюс Гарант-Классик, Гарант-Универсал, Гарант _Мастер, Гарант- Максимум «КОДЕКС» (Москва) «КОДЕКС» (Питер)   Консультант Плюс: Московский выпуск, Московская область, Москва Проф

 

В последние годы рынок информационных услуг существенно укрепился, появились новые виды услуг, в частности связанные с подготовкой целевой информации.

Вместе с тем широкое использование компьютерной техники обеспечило возможность ускоренного применения специальных программ для выполнения ряда работ при управлении производством. В первую очередь это коснулось наиболее массовых работ, к которым относятся учетные.

Для конца 80-х и 90-х гг. XX в. характерно необычайно интенсивное развитие в России финансовых учреждений — коммерческих банков, страховых компаний, инвестиционных фондов. Тесно сотрудничая и пытаясь вписаться в мировую систему финансового сообщества, эти структуры первыми освоили современные виды вычислительной техники и современные программные продукты. В банковской системе стали активно разрабатываться новые программные продукты.

Изменения в экономике, создание большего числа коммерческих организаций, их серьезная диверсификация, требование ориентироваться на запросы клиентов, учет действия конкурентов привели к существенному изменению процесса управления производством, требуя наибольшей гибкости и адаптивности организаций к новым условиям.

Наиболее активно развивались торговые организации. Контроль за спросом, быстрое изменение ассортимента продукции и минимизация запасов стали их важнейшей задачей в новых условиях рыночной экономики. Они также стали использовать современную технику и программные продукты.

В первые годы реформ, когда резко сократились работы в базовых отраслях народного хозяйства, были созданы новые коммерческие организации, в том числе в инфраструктурных областях, в первую очередь в наиболее массовых — бухгалтерских. Технические навыки специалистов облегчили быстрое освоение компьютеров, а привлечение к работе в бухгалтерии программистов обеспечило быстрое их освоение, а иногда и разработку собственных программных продуктов. Однако очень скоро сформировался рынок программных продуктов, определились основные разработчики программ для пользователей определенного класса (малых и средних предприятий; корпоративных структур, специально для торговых организаций, банков и т.п.).

Аналогичная тенденция характерна и для индустриально развитых стран. Программные продукты фирм «Oracle», «SAPAG Bach», «Platinum Soft Ware», «Реор1е Soft» и других используют на тысячах предприятий стран фирм-разработчиков и за рубежом. Программные продукты этих фирм широко используются и в России; эти фирмы активно сотрудничают с разработчиками российских программных продуктов.

В настоящее время можно выделить следующие универсальные бухгалтерские программы:



Организация и информационное обеспечение анализа



Вопрос 1. Организационные формы и субъекты экономического анализа

 

Организационные формы экономического анализа на предприятии определяются его размерами, отраслевой принадлежностью, организационно-правовой формой.

На крупных промышленных предприятиях деятельность всех экономических служб возглавляется главным экономистом — заместителем директора по экономическим вопросам.

Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе по экономическому анализу. В его подчинении находятся различные экономические службы и отделы (лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, финансовый и др.). В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа.

На средних и малых предприятиях аналитическую работу возглавляет начальник планового отдела или главный бухгалтер.

Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.п. Только общими усилиями экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти оптимальный вариант ее решения. При этом, однако, следует помнить вывод, сделанный специалистами по функционально-стоимостному анализу: когда снижение себестоимости становится всеобщим делом — оно становится ничьим делом.

Распределение основных направлений экономического анализа на (предприятии можно представить следующим образом:

· планово-экономический отдел или отдел экономического анализа осуществляет составление плана оргтехмероприятий и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа деятельности всех подразделений предприятия, разрабатывает мероприятия по итогам анализа;

· бухгалтерия анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана по прибыли и ее использование, финансовое состояние, платежеспособность предприятия и т.п.;

· отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации труда, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по профессиям и квалификации, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени и фонда заработной платы;

· производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичность работы, качество продукции, внедрение новой техники и технологий, расходование материальных ресурсов, длительность технологического цикла, общий технический и организационный уровень производства;

· отдел главного механика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость ремонтов, использование оборудования и производственных мощностей, рациональность потребления энергоресурсов;

· отдел технического контроля анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей,

· мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции,

· соблюдению технологической дисциплины и т.д.;  

· отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и пр.;

· отдел сбыта изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре, состояние складских запасов и сохранность готовой продукции.

Такая совместная работа по проведению анализа позволяет обеспечить системный подход и другие принципы для более полного выявления и использования имеющихся резервов.

Приступая к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности, рекомендуется прежде всего определить конкретные цели проведения каждой из процедур. Цели определяются аналитиками с учетом интересов пользователей информации, которая будет получена по результатам анализа. Всех аналитиков и пользователей можно условно разделить на две группы (табл. 1.4) - внешних и внутренних. Интересы их различны а часто и противоположны. Основной принцип, в соответствии с которым отдельные категории аналитиков и пользователей относят к той или иной группе, - это доступ к информационным потокам предприятия.

 

Внешние пользователи Внутренние пользователи
Кредиторы Контрагенты Государственные контролирующие органы Специалисты по слияниям и поглощениям Мелкие собственники и потенциальные инвесторы Независимые аналитики Внешние аудиторы Юристы Пресса Консультанты Управленческий персонал Владельцы контрольных пакетов акций Бухгалтеры внутренние аудиторы

 


Внутренние пользователи, проводя анализ или контролируя его проведение, могут (в меру своей компетентности, разумеется) получать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников (прежде всего из бухгалтерской отчетности) и строить свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи.

Первыми среди внутренних пользователей аналитической информации следует назвать руководство хозяйствующего субъекта. Для них анализ является необходимой основой для принятия управленческих решений. К внутренним пользователям можно отнести и владельцев контрольных пакетов прав собственности на предприятиях (акций, паев, долей и т.п. в зависимости от формы собственности). На мелких предприятиях зачастую сами владельцы осуществляют и оперативное управление, являясь, таким образом, не только собственниками, но и руководителями своих предприятий. В крупных же акционерных обществах владельцы больших пакетов контролируют состав совета директоров и, следовательно, через управляющих тоже могут иметь доступ к максимальному объему информации, касающейся существующего положения и перспектив предприятия.

Все внешние аналитики и пользователи информации, полученной в результате анализа, преследуют весьма различные цели. Так, кредиторы (банки и финансовые организации) и контрагенты (поставщики, покупатели, подрядчики, партнеры по совместной деятельности), проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, хотят в первую очередь знать, можно ли с ним иметь дело, каковы его положение на рынке и перспективы дальнейшей деятельности, не грозит ли ему банкротство. Государственные контролирующие органы (налоговые, таможенные, статистические) проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий для проверки выполнения ими требований законодательства в областях, относящихся к их компетенции.

Специалисты по слияниям и поглощениям анализируют главным образом перспективы предприятий с точки зрения возможности и целесообразности осуществить их реорганизацию, т.е. преследуют свои собственные интересы, иногда (в случае враждебных поглощений) противоположные интересам владельцев, руководства и персонала поглощаемой компании. Полный доступ к важной информации специалисты по слияниям и поглощениям имеют только в случае дружественных поглощений, но в любом случае эта группа аналитиков изучает перспективы предприятия весьма тщательно.

К внешним пользователям можно отнести и мелких собственников предприятий (владельцев мелких пакетов прав). Согласно российскому Закону об акционерных обществах акционер имеет право получать информацию о деятельности общества, однако на деле речь идет лишь о доступе к официальной бухгалтерской отчетности, которую они могут анализировать сами, чтобы составить некоторое представление о положении дел на предприятии. Поэтому с точки зрения доступности информационных потоков мелкие акционеры считаются внешними. Схожая ситуация у потенциальных инвесторов, даже у тех, кто намерен приобрести крупный пакет прав. Не будучи пока акционерами, они, как правило, не имеют доступа к иной информации, нежели официальная бухгалтерская отчетность.

В отдельные категории и среди внешних, и среди внутренних пользователей и аналитиков можно выделить тех, кто использует приемы и методы анализа в ходе своей профессиональной деятельности, для выполнения иных, нежели аналитические, целей: это бухгалтеры и аудиторы -внешние и внутренние. Выполнение некоторых аналитических процедур входит в круг их каждодневных профессиональных обязанностей.


Предприятия предоставляют финансовую отчетность следующим пользователям:

• собственникам (участникам, учредителям) в соответствии с учредительными документами;

• государственной налоговой инспекции (в соответствии с юридическим адресом предприятия);

• органам государственной статистики для обобщения и публичного использования внешними пользователями информации;

• другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности. К ним относятся, например, финансовые органы, осуществляющие финансирование расходов предприятия за счет ассигнований из бюджета или бюджетных ссуд;

• органам Госкомимущества, министерствам, ведомствам представляют отчетность предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности полностью или частично, а также приватизированные предприятия (в том числе арендные), созданные на базе государственных предприятий или их структурных подразделений, до окончания срока выкупа. Годовую бухгалтерскую отчетность предприятия представляют не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.

Предприятия, имеющие в своем составе филиалы или дочерние компании, представляют консолидированную отчетность не позднее 30 нюня следующего за отчетным года.

В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы (см. Приложение, где формы заполнены условными данными):

• форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение и балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается подготовкой следующих форм отчетности;

• форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

• форма № 3 «Отчет о движении капитала»;

• форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

• форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

• «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;

• Итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.

Отчетность - это заключительный элемент системы бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют собой единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что, как правило, они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, данные, представленные в балансе предприятия (форма № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.

Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, являются следствием определенных требований, предъявляемых к ее составлению:

полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;

соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в Пояснительной записке к годовому отчету.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен, прежде всего собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности.

Наиболее информативной формой дли анализа, и оценки финансового состояния предприятия служит бухгалтерский баланс (форма № 1). Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.

В актив баланса включаются статьи. в которых объединены определенные элементы имущества предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из трех разделов. В разделе I «Внеоборотные активы» отражаются земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, незавершенное строительство; долгосрочные финансовые вложения; нематериальные активы и прочие внеоборотные активы. Раздел II актива баланса «Оборотные активы» отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т.д.; наличие у предприятия свободных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, величину дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. В разделе III отражаются непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года.

В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в порядке возрастания скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

Так, в разделе I актива баланса показано имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность; т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.

В разделе II актива баланса показаны такие элементы имушества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела 1. Ликвидность же денежных средств равнл единице, т.е. они абсолютно ликвидны.

В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы прежде всего разделяется по субъектам: перед собственниками хозяйства и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.).

Обязательства перед собственникам (собственный капитал) состоят в свою очередь из двух частей:

1) из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;

2) из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений.

Внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги) подразделяются на долгосрочные (сроком свыше года) и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования активов предприятия, а с юридической - это долг предприятия перед третьими лицами.

Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств в порядке ее возрастания. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная (перманентная) часть баланса. За ним следуют остальные статьи.

Наиболее важными задачами анализа баланса являются:

• оценка доходности (рентабельности) капитала;

• оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;

• оценка финансовой устойчивости;

• оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

На основе изучения баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.





Дата: 2019-07-25, просмотров: 191.