Объемы розничного товарооборота и реализации платных услуг населению являются показателями, которые могут использоваться для характеристики уровня жизни населения. Достоинством этих индикаторов (по сравнению с более информативными реальными денежными доходами или отношением денежных доходов к прожиточному минимуму) выступает возможность анализа изменений в территориальных пропорциях начиная с 1990 г. Средние арифметические значения индекса оборота розничной торговли по федеральным округам представлены в таблице 11.
Таблица 11
Средние арифметические значения индекса оборота
розничной торговли по федеральным округам РФ в 1996-1999 гг. (в %)
Федеральные округа | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Центральный | 94 | 100 | 93 | 88 |
Северо-Западный | 91 | 99 | 96 | 87 |
Южный | 105 | 114 | 99 | 90 |
Приволжский | 97 | 104 | 91 | 82 |
Уральский | 96 | 104 | 94 | 89 |
Сибирский | 96 | 96 | 93 | 85 |
Дальневосточный | 94 | 94 | 86 | 86 |
Как видно из этой таблицы, показатель слабо дифференцирован по федеральным округам. Наиболее благоприятной динамика оборота розничной торговли в период с 1996 по 1999 г. была в Южном федеральном округе.
Внутри отдельных федеральных округов нельзя выделить регионы, характеризующиеся четкой тенденцией к высокому росту или резкому падению розничного товарооборота. Из всех регионов России в 1996-1999 гг. стабильно положительная динамика данного показателя наблюдалась лишь в Московской области.
Общее уменьшение объема розничного товарооборота в России обусловило тот факт, что только в четырех субъектах Федерации в 1999 г. был отмечен рост показателя по сравнению с предыдущим годом (в 1998 г. таких регионов было 19, в 1997 – 47). Это – две области Центрального (Московская и Смоленская) и две республики (Кабардино-Балкария и Северная Осетия-Алания) федеральных округов.
Динамика долей федеральных округов в объемах розничного товарооборота и платных услуг населению характеризуется значительным ростом доли Центрального федерального округа. При этом постоянный рост доли Центрального округа был обусловлен столь же постоянным ростом доли Москвы: в 1999 г. на 6% населения страны приходилось около 30% розничного товарооборота и платных услуг.
Таблица 12
Доли федеральных округов и Москвы в общероссийском
розничном товарообороте в 1990 и 1996-1999 гг. (в %)
Федеральные округа | 1990 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Центральный | 29,2 | 39,0 | 39,6 | 40,9 | 43,7 |
в том числе Москва | 12,2 | 25,4 | 26,6 | 28,7 | 29,8 |
Северо-Западный | 11,1 | 10,3 | 9,7 | 9,4 | 9,0 |
Южный | 13,1 | 8,1 | 8,3 | 8,6 | 9,0 |
Приволжский | 18,5 | 17,0 | 17,9 | 17,6 | 16,5 |
Уральский | 8,4 | 7,9 | 6,9 | 7,5 | 7,2 |
Сибирский | 13,4 | 12,6 | 12,8 | 11,6 | 10,5 |
Дальневосточный | 6,3 | 5,1 | 4,9 | 4,4 | 4,2 |
Наибольшее сокращение (при сравнении 1990 и 1999 гг.) долей розничного товарооборота было характерно для Дальневосточного и Южного округов, платных услуг населению – Приволжского округа. Рост доли в розничном товарообороте, кроме Москвы, был характерен еще только для девяти регионов: Мурманской, Самарской, Иркутской, Тюменской областей; Северной Осетии и Башкортостана; Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Московской области.
Доля Московской области сокращалась вплоть до 1999 г. В 1999 г. ситуация кардинальным образом изменилась – потенциал роста в столице стал распространяться на окружающие ее территории, причем этот рост за исключением Самарской области был весьма невелик. Только в десяти регионах, кроме Москвы, немного увеличилась доля платных услуг населению (Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края, Самарская, Тюменская, Новосибирская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Эвенкийский автономные округа).
Таблица 13
Доли федеральных округов и Москвы в общероссийском объеме
реализации платных услуг населению в 1990 и 1996-1999 гг. (в)
Федеральные округа | 1990 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Центральный | 28,1 | 34,9 | 38,2 | 39,9 | 39,3 |
в том числе Москва | 11,7 | 22,8 | 26,4 | 28,3 | 30,1 |
Северо-Западный | 12,1 | 11,5 | 10,3 | 9,9 | 10,3 |
Южный | 13,5 | 10,5 | 9,8 | 9,6 | 11,2 |
Приволжский | 18,0 | 14,7 | 14,5 | 14,3 | 14,0 |
Уральский | 7,9 | 8,7 | 8,4 | 8,0 | 7,7 |
Сибирский | 13,3 | 12,6 | 11,8 | 11,4 | 11,5 |
Дальневосточный | 7,2 | 7,0 | 6,9 | 6,8 | 6,0 |
Индекс потребительских цен
Динамике потребительских цен в Российской Федерации в период с 1996 по 1999 г. также была присуща нестабильность. Наибольший рост данного показателя по сравнению с предыдущим годом, естественно, был зафиксирован в 1998 г. Средние арифметические значения индекса потребительских цен по федеральным округам представлены в таблице 14.
Данному показателю не присуща ярко выраженная дифференциация по округам. В разные годы самый высокий рост средних потребительских цен был характерен для разных федеральных округов. Во многом это связано с нестабильностью потребительского рынка в некоторых национальных республиках, а также автономных округах. К примеру, в республиках Ингушетия и Алтай, а также Корякском АО в разные годы наблюдался то наибольший, то наименьший индекс потребительских цен в своих федеральных округах.
В целом наибольший рост потребительских цен характерен для крупных городов и субъектов Федерации, где такие города являются центрами. Особенно отчетливо это проявилось в 1998 г., когда резкий рост потребительских цен по сравнению с предыдущим годом в среднем по РФ был в немалой мере определен большим показателем индекса, зафиксированным в Москве (209,6% в декабре 1998 г. по отношению к декабрю 1997 г.) и Нижегородской области (199,7%). Соответственно в Центральном и Приволжском федеральных округах было отмечено и самое высокое среднее значение индекса потребительских цен. При этом лишь в пяти субъектах РФ рост потребительских цен в 1998 г. был выше, чем в среднем по РФ.
Таблица 14
Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.