Розничная торговля и платные услуги населению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объемы розничного товарооборота и реализации платных услуг населению являются показателями, которые могут использоваться для характеристики уровня жизни населения. Достоинством этих индикаторов (по сравнению с более информативными реальными денежными доходами или отношением денежных доходов к прожиточному минимуму) выступает возможность анализа изменений в территориальных пропорциях начиная с 1990 г. Средние арифметические значения индекса оборота розничной торговли по федеральным округам представлены в таблице 11.

Таблица 11

Средние арифметические значения индекса оборота

розничной торговли по федеральным округам РФ в 1996-1999 гг. (в %)

Федеральные округа 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Центральный 94 100 93 88
Северо-Западный 91 99 96 87
Южный 105 114 99 90
Приволжский 97 104 91 82
Уральский 96 104 94 89
Сибирский 96 96 93 85
Дальневосточный 94 94 86 86

 

Как видно из этой таблицы, показатель слабо дифференцирован по федеральным округам. Наиболее благоприятной динамика оборота розничной торговли в период с 1996 по 1999 г. была в Южном федеральном округе.

Внутри отдельных федеральных округов нельзя выделить регионы, характеризующиеся четкой тенденцией к высокому росту или резкому падению розничного товарооборота. Из всех регионов России в 1996-1999 гг. стабильно положительная динамика данного показателя наблюдалась лишь в Московской области.

Общее уменьшение объема розничного товарооборота в России обусловило тот факт, что только в четырех субъектах Федерации в 1999 г. был отмечен рост показателя по сравнению с предыдущим годом (в 1998 г. таких регионов было 19, в 1997 – 47). Это – две области Центрального (Московская и Смоленская) и две республики (Кабардино-Балкария и Северная Осетия-Алания) федеральных округов.

Динамика долей федеральных округов в объемах розничного товарооборота и платных услуг населению характеризуется значительным ростом доли Центрального федерального округа. При этом постоянный рост доли Центрального округа был обусловлен столь же постоянным ростом доли Москвы: в 1999 г. на 6% населения страны приходилось около 30% розничного товарооборота и платных услуг.

Таблица 12

Доли федеральных округов и Москвы в общероссийском

розничном товарообороте в 1990 и 1996-1999 гг. (в %)

Федеральные округа 1990 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Центральный 29,2 39,0 39,6 40,9 43,7
в том числе Москва 12,2 25,4 26,6 28,7 29,8
Северо-Западный 11,1 10,3 9,7 9,4 9,0
Южный 13,1 8,1 8,3 8,6 9,0
Приволжский 18,5 17,0 17,9 17,6 16,5
Уральский 8,4 7,9 6,9 7,5 7,2
Сибирский 13,4 12,6 12,8 11,6 10,5
Дальневосточный 6,3 5,1 4,9 4,4 4,2

 

Наибольшее сокращение (при сравнении 1990 и 1999 гг.) долей розничного товарооборота было характерно для Дальневосточного и Южного округов, платных услуг населению – Приволжского округа. Рост доли в розничном товарообороте, кроме Москвы, был характерен еще только для девяти регионов: Мурманской, Самарской, Иркутской, Тюменской областей; Северной Осетии и Башкортостана; Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Московской области.

Доля Московской области сокращалась вплоть до 1999 г. В 1999 г. ситуация кардинальным образом изменилась – потенциал роста в столице стал распространяться на окружающие ее территории, причем этот рост за исключением Самарской области был весьма невелик. Только в десяти регионах, кроме Москвы, немного увеличилась доля платных услуг населению (Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края, Самарская, Тюменская, Новосибирская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Эвенкийский автономные округа).

Таблица 13

Доли федеральных округов и Москвы в общероссийском объеме

реализации платных услуг населению в 1990 и 1996-1999 гг. (в)

Федеральные округа 1990 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Центральный 28,1 34,9 38,2 39,9 39,3
в том числе Москва 11,7 22,8 26,4 28,3 30,1
Северо-Западный 12,1 11,5 10,3 9,9 10,3
Южный 13,5 10,5 9,8 9,6 11,2
Приволжский 18,0 14,7 14,5 14,3 14,0
Уральский 7,9 8,7 8,4 8,0 7,7
Сибирский 13,3 12,6 11,8 11,4 11,5
Дальневосточный 7,2 7,0 6,9 6,8 6,0

 

Индекс потребительских цен

Динамике потребительских цен в Российской Федерации в период с 1996 по 1999 г. также была присуща нестабильность. Наибольший рост данного показателя по сравнению с предыдущим годом, естественно, был зафиксирован в 1998 г. Средние арифметические значения индекса потребительских цен по федеральным округам представлены в таблице 14.

Данному показателю не присуща ярко выраженная дифференциация по округам. В разные годы самый высокий рост средних потребительских цен был характерен для разных федеральных округов. Во многом это связано с нестабильностью потребительского рынка в некоторых национальных республиках, а также автономных округах. К примеру, в республиках Ингушетия и Алтай, а также Корякском АО в разные годы наблюдался то наибольший, то наименьший индекс потребительских цен в своих федеральных округах.

В целом наибольший рост потребительских цен характерен для крупных городов и субъектов Федерации, где такие города являются центрами. Особенно отчетливо это проявилось в 1998 г., когда резкий рост потребительских цен по сравнению с предыдущим годом в среднем по РФ был в немалой мере определен большим показателем индекса, зафиксированным в Москве (209,6% в декабре 1998 г. по отношению к декабрю 1997 г.) и Нижегородской области (199,7%). Соответственно в Центральном и Приволжском федеральных округах было отмечено и самое высокое среднее значение индекса потребительских цен. При этом лишь в пяти субъектах РФ рост потребительских цен в 1998 г. был выше, чем в среднем по РФ.

Таблица 14

Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.