СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ

В 1996-2000 ГОДАХ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение  
2. Общие статистические данные  
3. Естественный прирост и численность населения  
4. Промышленное производство  
5. Сельскохозяйственное производство  
6. Розничная торговля и платные услуги населению  
7. Индекс потребительских цен  
8. Общие закономерности и тенденции  
9. Политика регионального выравнивания  
10. Список литературы  

Введение

Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально – экономического развития.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.

Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 1 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической статистики по экономическим районам унаследована еще со времен СССР – РСФСР, причем районы тогда рассматривались как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями входящих в них регионов.

В настоящее время экономическое районирование перестало соответствовать реалиям 90-х годов.

Указами Президента РФ №849 от 13.05.2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и №1149 от 21.06.2000г. «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов.

 

 

Таблица 1

Общие статистические данные

Сравнительный анализ новых макрорегионов, границы которых очерчивают ареалы контрольно-распорядительной деятельности полномочных президентских представителей, обнаруживает, что федеральные округа существенно различаются по большинству характеристик. Некоторые из этих различий показаны в таблице 2.

Более двух третей территории страны занимают два округа на ее востоке – Дальневосточный (6,2 млн. кв. км) и Сибирский (5,1 млн. кв.км). Наименьший по площади – Южный (0,6 млн. кв. км). Размеры остальных округов, расположенных в европейской части России, сравнительно невелики и колеблются в пределах 10% территории РФ. По-иному складывается распределение федеральных округов по численности населения. В Центральном (37,0 млн. человек) и Приволжском (32,0 млн.человек) округах проживают почти 50% граждан страны. Самая низкая доля населения – в Дальневосточном округе (7,1 млн. человек), здесь отмечается и самая высокая его убыль.

 

 

Таблица 2

Социально-экономические показатели федеральных округов

Промышленное производство

Рост промышленного производства в физическом выражении, исчисленный в процентах к предыдущему году, за последнее десятилетие наблюдался в России только в 1997 и 1999 гг. Средние арифметические значения индекса промышленного производства по федеральным округам представлены в таблице 5.

Средние арифметические значения индекса промышленного производства в 1999 г., исчисленные накопленным итогом к 1990 г. в разрезе федеральных округов, наглядно иллюстрируют тенденции развития российских макрорегионов. Наибольший спад промышленного производства был характерен для Юга России, что связано и со сложной политической обстановкой в этом регионе. За Южным округом следуют Сибирский и Дальневосточный округа, где многие проблемы порождены их удаленностью от центра страны, суровым климатом, традиционной слабой освоенностью и заселенностью большой части территории. Сравнительно глубокий спад производства в Центральном федеральном округе вызван преимущественной специализацией многих субъектов Федерации на наиболее проблемных отраслях, прежде всего машиностроении и металлообработке, Ивановской области – на текстильной промышленности. Относительно благополучная ситуация в Северо-Западном, Приволжском и Уральском федеральных округах связана со специализацией отдельных их регионов на добывающих экспортноориентированных отраслях.

Таблица 5

Индекс потребительских цен

Динамике потребительских цен в Российской Федерации в период с 1996 по 1999 г. также была присуща нестабильность. Наибольший рост данного показателя по сравнению с предыдущим годом, естественно, был зафиксирован в 1998 г. Средние арифметические значения индекса потребительских цен по федеральным округам представлены в таблице 14.

Данному показателю не присуща ярко выраженная дифференциация по округам. В разные годы самый высокий рост средних потребительских цен был характерен для разных федеральных округов. Во многом это связано с нестабильностью потребительского рынка в некоторых национальных республиках, а также автономных округах. К примеру, в республиках Ингушетия и Алтай, а также Корякском АО в разные годы наблюдался то наибольший, то наименьший индекс потребительских цен в своих федеральных округах.

В целом наибольший рост потребительских цен характерен для крупных городов и субъектов Федерации, где такие города являются центрами. Особенно отчетливо это проявилось в 1998 г., когда резкий рост потребительских цен по сравнению с предыдущим годом в среднем по РФ был в немалой мере определен большим показателем индекса, зафиксированным в Москве (209,6% в декабре 1998 г. по отношению к декабрю 1997 г.) и Нижегородской области (199,7%). Соответственно в Центральном и Приволжском федеральных округах было отмечено и самое высокое среднее значение индекса потребительских цен. При этом лишь в пяти субъектах РФ рост потребительских цен в 1998 г. был выше, чем в среднем по РФ.

Таблица 14

Доли федеральных округов

в общероссийских социально-экономических показателях в 1996 и 1999 гг. (в %)

Социально-экономические

показатели

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальне-

восточный

1996г. 1999г. 1996г. 1999г. 1996г. 1999г. 1996г. 1999г. 1996г. 1999г. 1996г. 1999г. 1996г. 1999г.
Численность населения (на 1.01.соответств. года) 25,7 25,6 10,1 10,0 14,2 14,4 22,0 22,0 8,6 8,7 14,3 14,3 5,1 5,0
Объем промышленной продукции 21,2 21,2 10,2 12,7 6,7 6,2 23,9 23,9 17,1 16,6 15,5 13,6 5,4 5,7
Продукция сельского хозяйства 23,1 22,5 6,6 7,0 15,0 16,6 26,4 27,0 7,4 7,1 17,0 16,7 4,4 3,1
Инвестиции в основной капитал 24,3 28,6 8,1 11,2 8,6 9,9 20,2 17,5 20,8 17,2 12,8 9,5 5,1 6,1
Иностранные инвестиции 73,4 36,1 6,9 16,1 1,7 7,5 5,4 4,4 4,0 8,7 2,7 14,0 5,9 13,2
Розничный товарооборот 39,0 43,7 10,3 9,0 8,1 9,0 17,0 16,5 7,9 7,2 12,6 10,5 5,1 4,2
Объем платных услуг населению 34,9 39,3 11,5 10,3 10,5 11,2 14,7 14,0 8,7 7,7 12,6 11,5 7,0 6,0
Налоговые платежи в бюджетную систему 32,5 34,0 8,7 10,2 6,4 6,3 17,7 17,6 17,7 17,2 11,9 10,0 5,0 4,7
Налоговые платежи в федеральный бюджет 38,4 42,4 7,8 9,5 6,0 6,6 15,4 14,7 18,5 14,5 10,1 8,4 3,9 4,0
Налоговые платежи в региональные бюджеты 27,9 28,6 9,4 10,6 6,8 6,1 19,4 19,4 17,2 19,0 13,4 11,1 5,9 5,2
Задолженность по налогам в бюджетн. систему 14,9 25,9 8,1 10,9 5,8 6,7 27,3 22,9 22,9 15,2 15,0 12,7 6,1 5,7
Численность официально зарегистрированных безработных 22,9 20,8 13,4 13,4 12,0 11,5 24,7 22,5 7,9 8,0 13,2 16,1 6,0 7,6
Просроченная задолженность по зар. плате 13,5 13,4 8,3 7,9 7,4 8,1 19,1 17,2 14,9 13,2 25,7 23,0 11,1 17,3

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Региональная экономика/ Под ред. М.В.Степановой.,М., «Инфра-М», 2001.

2. Кузнецова О., Шестакова М., Шеховцов А. Федеральные округа России: социально-экономическое развитие в 1996-1999 гг.// Вопросы экономики, 2000, №10.

3. Поздняков А., Лавровский Б., Масаков В. Политика регионального выравнивания в России// Вопросы экономики, 2000, №10.

4. Кистанов В. Система территориального регулирования// Экономист, 1999, №2.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ

В 1996-2000 ГОДАХ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение  
2. Общие статистические данные  
3. Естественный прирост и численность населения  
4. Промышленное производство  
5. Сельскохозяйственное производство  
6. Розничная торговля и платные услуги населению  
7. Индекс потребительских цен  
8. Общие закономерности и тенденции  
9. Политика регионального выравнивания  
10. Список литературы  

Введение

Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально – экономического развития.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.

Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 1 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической статистики по экономическим районам унаследована еще со времен СССР – РСФСР, причем районы тогда рассматривались как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями входящих в них регионов.

В настоящее время экономическое районирование перестало соответствовать реалиям 90-х годов.

Указами Президента РФ №849 от 13.05.2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и №1149 от 21.06.2000г. «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов.

 

 

Таблица 1

Дата: 2019-07-24, просмотров: 151.