СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ
В 1996-2000 ГОДАХ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | |
2. | Общие статистические данные | |
3. | Естественный прирост и численность населения | |
4. | Промышленное производство | |
5. | Сельскохозяйственное производство | |
6. | Розничная торговля и платные услуги населению | |
7. | Индекс потребительских цен | |
8. | Общие закономерности и тенденции | |
9. | Политика регионального выравнивания | |
10. | Список литературы |
Введение
Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.
Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально – экономического развития.
Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.
Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 1 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической статистики по экономическим районам унаследована еще со времен СССР – РСФСР, причем районы тогда рассматривались как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями входящих в них регионов.
В настоящее время экономическое районирование перестало соответствовать реалиям 90-х годов.
Указами Президента РФ №849 от 13.05.2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и №1149 от 21.06.2000г. «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов.
Таблица 1
Общие статистические данные
Сравнительный анализ новых макрорегионов, границы которых очерчивают ареалы контрольно-распорядительной деятельности полномочных президентских представителей, обнаруживает, что федеральные округа существенно различаются по большинству характеристик. Некоторые из этих различий показаны в таблице 2.
Более двух третей территории страны занимают два округа на ее востоке – Дальневосточный (6,2 млн. кв. км) и Сибирский (5,1 млн. кв.км). Наименьший по площади – Южный (0,6 млн. кв. км). Размеры остальных округов, расположенных в европейской части России, сравнительно невелики и колеблются в пределах 10% территории РФ. По-иному складывается распределение федеральных округов по численности населения. В Центральном (37,0 млн. человек) и Приволжском (32,0 млн.человек) округах проживают почти 50% граждан страны. Самая низкая доля населения – в Дальневосточном округе (7,1 млн. человек), здесь отмечается и самая высокая его убыль.
Таблица 2
Социально-экономические показатели федеральных округов
Промышленное производство
Рост промышленного производства в физическом выражении, исчисленный в процентах к предыдущему году, за последнее десятилетие наблюдался в России только в 1997 и 1999 гг. Средние арифметические значения индекса промышленного производства по федеральным округам представлены в таблице 5.
Средние арифметические значения индекса промышленного производства в 1999 г., исчисленные накопленным итогом к 1990 г. в разрезе федеральных округов, наглядно иллюстрируют тенденции развития российских макрорегионов. Наибольший спад промышленного производства был характерен для Юга России, что связано и со сложной политической обстановкой в этом регионе. За Южным округом следуют Сибирский и Дальневосточный округа, где многие проблемы порождены их удаленностью от центра страны, суровым климатом, традиционной слабой освоенностью и заселенностью большой части территории. Сравнительно глубокий спад производства в Центральном федеральном округе вызван преимущественной специализацией многих субъектов Федерации на наиболее проблемных отраслях, прежде всего машиностроении и металлообработке, Ивановской области – на текстильной промышленности. Относительно благополучная ситуация в Северо-Западном, Приволжском и Уральском федеральных округах связана со специализацией отдельных их регионов на добывающих экспортноориентированных отраслях.
Таблица 5
Индекс потребительских цен
Динамике потребительских цен в Российской Федерации в период с 1996 по 1999 г. также была присуща нестабильность. Наибольший рост данного показателя по сравнению с предыдущим годом, естественно, был зафиксирован в 1998 г. Средние арифметические значения индекса потребительских цен по федеральным округам представлены в таблице 14.
Данному показателю не присуща ярко выраженная дифференциация по округам. В разные годы самый высокий рост средних потребительских цен был характерен для разных федеральных округов. Во многом это связано с нестабильностью потребительского рынка в некоторых национальных республиках, а также автономных округах. К примеру, в республиках Ингушетия и Алтай, а также Корякском АО в разные годы наблюдался то наибольший, то наименьший индекс потребительских цен в своих федеральных округах.
В целом наибольший рост потребительских цен характерен для крупных городов и субъектов Федерации, где такие города являются центрами. Особенно отчетливо это проявилось в 1998 г., когда резкий рост потребительских цен по сравнению с предыдущим годом в среднем по РФ был в немалой мере определен большим показателем индекса, зафиксированным в Москве (209,6% в декабре 1998 г. по отношению к декабрю 1997 г.) и Нижегородской области (199,7%). Соответственно в Центральном и Приволжском федеральных округах было отмечено и самое высокое среднее значение индекса потребительских цен. При этом лишь в пяти субъектах РФ рост потребительских цен в 1998 г. был выше, чем в среднем по РФ.
Таблица 14
Доли федеральных округов
в общероссийских социально-экономических показателях в 1996 и 1999 гг. (в %)
Социально-экономические показатели | Центральный | Северо-Западный | Южный | Приволжский | Уральский | Сибирский | Дальне- восточный | |||||||
1996г. | 1999г. | 1996г. | 1999г. | 1996г. | 1999г. | 1996г. | 1999г. | 1996г. | 1999г. | 1996г. | 1999г. | 1996г. | 1999г. | |
Численность населения (на 1.01.соответств. года) | 25,7 | 25,6 | 10,1 | 10,0 | 14,2 | 14,4 | 22,0 | 22,0 | 8,6 | 8,7 | 14,3 | 14,3 | 5,1 | 5,0 |
Объем промышленной продукции | 21,2 | 21,2 | 10,2 | 12,7 | 6,7 | 6,2 | 23,9 | 23,9 | 17,1 | 16,6 | 15,5 | 13,6 | 5,4 | 5,7 |
Продукция сельского хозяйства | 23,1 | 22,5 | 6,6 | 7,0 | 15,0 | 16,6 | 26,4 | 27,0 | 7,4 | 7,1 | 17,0 | 16,7 | 4,4 | 3,1 |
Инвестиции в основной капитал | 24,3 | 28,6 | 8,1 | 11,2 | 8,6 | 9,9 | 20,2 | 17,5 | 20,8 | 17,2 | 12,8 | 9,5 | 5,1 | 6,1 |
Иностранные инвестиции | 73,4 | 36,1 | 6,9 | 16,1 | 1,7 | 7,5 | 5,4 | 4,4 | 4,0 | 8,7 | 2,7 | 14,0 | 5,9 | 13,2 |
Розничный товарооборот | 39,0 | 43,7 | 10,3 | 9,0 | 8,1 | 9,0 | 17,0 | 16,5 | 7,9 | 7,2 | 12,6 | 10,5 | 5,1 | 4,2 |
Объем платных услуг населению | 34,9 | 39,3 | 11,5 | 10,3 | 10,5 | 11,2 | 14,7 | 14,0 | 8,7 | 7,7 | 12,6 | 11,5 | 7,0 | 6,0 |
Налоговые платежи в бюджетную систему | 32,5 | 34,0 | 8,7 | 10,2 | 6,4 | 6,3 | 17,7 | 17,6 | 17,7 | 17,2 | 11,9 | 10,0 | 5,0 | 4,7 |
Налоговые платежи в федеральный бюджет | 38,4 | 42,4 | 7,8 | 9,5 | 6,0 | 6,6 | 15,4 | 14,7 | 18,5 | 14,5 | 10,1 | 8,4 | 3,9 | 4,0 |
Налоговые платежи в региональные бюджеты | 27,9 | 28,6 | 9,4 | 10,6 | 6,8 | 6,1 | 19,4 | 19,4 | 17,2 | 19,0 | 13,4 | 11,1 | 5,9 | 5,2 |
Задолженность по налогам в бюджетн. систему | 14,9 | 25,9 | 8,1 | 10,9 | 5,8 | 6,7 | 27,3 | 22,9 | 22,9 | 15,2 | 15,0 | 12,7 | 6,1 | 5,7 |
Численность официально зарегистрированных безработных | 22,9 | 20,8 | 13,4 | 13,4 | 12,0 | 11,5 | 24,7 | 22,5 | 7,9 | 8,0 | 13,2 | 16,1 | 6,0 | 7,6 |
Просроченная задолженность по зар. плате | 13,5 | 13,4 | 8,3 | 7,9 | 7,4 | 8,1 | 19,1 | 17,2 | 14,9 | 13,2 | 25,7 | 23,0 | 11,1 | 17,3 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Региональная экономика/ Под ред. М.В.Степановой.,М., «Инфра-М», 2001.
2. Кузнецова О., Шестакова М., Шеховцов А. Федеральные округа России: социально-экономическое развитие в 1996-1999 гг.// Вопросы экономики, 2000, №10.
3. Поздняков А., Лавровский Б., Масаков В. Политика регионального выравнивания в России// Вопросы экономики, 2000, №10.
4. Кистанов В. Система территориального регулирования// Экономист, 1999, №2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ
В 1996-2000 ГОДАХ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | |
2. | Общие статистические данные | |
3. | Естественный прирост и численность населения | |
4. | Промышленное производство | |
5. | Сельскохозяйственное производство | |
6. | Розничная торговля и платные услуги населению | |
7. | Индекс потребительских цен | |
8. | Общие закономерности и тенденции | |
9. | Политика регионального выравнивания | |
10. | Список литературы |
Введение
Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.
Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально – экономического развития.
Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.
Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 1 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической статистики по экономическим районам унаследована еще со времен СССР – РСФСР, причем районы тогда рассматривались как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями входящих в них регионов.
В настоящее время экономическое районирование перестало соответствовать реалиям 90-х годов.
Указами Президента РФ №849 от 13.05.2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и №1149 от 21.06.2000г. «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов.
Таблица 1
Дата: 2019-07-24, просмотров: 179.