Социально-профессиональная адаптация молодежи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.    

Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии.

 В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.

Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.

Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:

* ознакомление с новой ситуацией;

* стадия приспособления к этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”

* стадия ассимиляции - полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.»[23]

25.

Заключение

 

В заключение проведенной работы мы получили следующие результаты:

1.Изучили теорию профориентации, включая факты, закономерности, принципы (принцип сознательности, принцип соответствия выбираемой профессии, принцип активности и принцип развития)

 

2.Изучили методологию, используемой в профориентационной работе, которая помогает повысить эффективность практической работы, включающую в себя:

· предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах

·  подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе

· профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

· предварительную профессиональная диагностику, направленную на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии и т.д.

 

3.Рассмотрели способы планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся

 

4. Произвели оценку деятельности по решению проблем, связанных                                                                                                                                               с социально-профессиональной адаптацией молодежи, т.е. приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

 

1. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.

 

2. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности .  

3. Подробное рассмотрение содержания и основных методов работы по профессиональной ориентации позволяет отметить в заключение, что «профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема»[24].

26.

8. Список литературы:

1. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения»

Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк»

2002 год, 392 стр.

2. «Профессиональная ориентация молодежи»

А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа

1989 год – 272 стр.;

3. Информационно-методический и дидактический журнал «Имидж»

N2, март 2002 год

Статья «Профориентация: проблемы, опыт, перспективы», Пустовая Е.Н.

 

4. Журнал «Отдел кадров», N3 (14) от 01.03.2002

Статья «О профессиональной ориентации молодежи»

 

27.

 


[1] [1; стр.3]

[2] [2; стр.10]

 

[3] [1; стр.32]

[4] [1; стр.33]

 

[5] [1; стр.34]

 

[6] [3; стр.8-9]

 

[7] [1; стр.102]

 

[8] [4; стр.5]

 

[9] [2; стр.88]

 

[10] [3; стр.9]

 

 

[11] [1; стр.55]

 

[12] [2; стр.31]

 

[13] [1; стр.53]

 

 

[14] [1; стр.54]

 

 

[15] [1; стр.62-63]

 

[16] [3; стр.10]

 

[17] [1; стр.205-207]

 

[18] [1; стр.309]

 

 

[19] [4; стр.5]

 

 

[20] [3; стр.24]

 


24.

[21] [1; стр.45]

 

 

 

[22] [2; стр.139-140]

 

[23] [1; стр.238-239]

 

 

[24] [4; стр.10]

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.