«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.
В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:
* ознакомление с новой ситуацией;
* стадия приспособления к этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”
* стадия ассимиляции - полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.»[23]
25.
Заключение
В заключение проведенной работы мы получили следующие результаты:
1.Изучили теорию профориентации, включая факты, закономерности, принципы (принцип сознательности, принцип соответствия выбираемой профессии, принцип активности и принцип развития)
2.Изучили методологию, используемой в профориентационной работе, которая помогает повысить эффективность практической работы, включающую в себя:
· предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах
· подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе
· профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
· предварительную профессиональная диагностику, направленную на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии и т.д.
3.Рассмотрели способы планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся
4. Произвели оценку деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи, т.е. приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.
2. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности .
3. Подробное рассмотрение содержания и основных методов работы по профессиональной ориентации позволяет отметить в заключение, что «профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема»[24].
26.
8. Список литературы:
1. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения»
Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк»
2002 год, 392 стр.
2. «Профессиональная ориентация молодежи»
А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа
1989 год – 272 стр.;
3. Информационно-методический и дидактический журнал «Имидж»
N2, март 2002 год
Статья «Профориентация: проблемы, опыт, перспективы», Пустовая Е.Н.
4. Журнал «Отдел кадров», N3 (14) от 01.03.2002
Статья «О профессиональной ориентации молодежи»
27.
[1] [1; стр.3]
[2] [2; стр.10]
[3] [1; стр.32]
[4] [1; стр.33]
[5] [1; стр.34]
[6] [3; стр.8-9]
[7] [1; стр.102]
[8] [4; стр.5]
[9] [2; стр.88]
[10] [3; стр.9]
[11] [1; стр.55]
[12] [2; стр.31]
[13] [1; стр.53]
[14] [1; стр.54]
[15] [1; стр.62-63]
[16] [3; стр.10]
[17] [1; стр.205-207]
[18] [1; стр.309]
[19] [4; стр.5]
[20] [3; стр.24]
24.
[21] [1; стр.45]
[22] [2; стр.139-140]
[23] [1; стр.238-239]
[24] [4; стр.10]
Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.