К числу наиболее важных методологических вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.
Этот критерий важный, но недостаточный. Ведь, например, запланированного процента учащихся можно добиться разными средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной, психологической и экономической точек зрения. И если это показатель становиться главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся эта работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
«Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
Если учащиеся заранее наметили и согласовали свои планы жизненного и профессионального самоопределения, то процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
Известно, что правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда. Следовательно, трудовые достижения выпускников школ или других учебных заведений, связанных с профориентацией, служат еще одним важным критерием успешности выбора профессии.»[12]
Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.
11.
4. Основы организации и планирования
Профориентационной работы
Основные организационные принципы профориентационной работы
Для простоты и удобства все принципы можно представить в виде таблицы (1). «Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа – не доводить принцип до крайности, не извращать его.»[13]
Таблица (1) « Основные организационные принципы
Профориентационной работы »
Крайности | «Золотая середина» | Крайности |
1. Узкая специализация | 1.Многообразие форм и методов работы | 1.Хаос, бессистемность, следование методическим модам |
2.Морализаторство | 2.Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов | 2.Безнравственность |
3.Идеализация предшествующего опыта | 3.Преемственность в работе, сохранение лучших традиций | 3.Отрицание предшествующего опыта |
4.Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши проблемы | 4.Самоактивизация,способность искать внутренние резервы в работе | 4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы |
5.Самоизоляция | 5.Профессиональное содружество | 5.Потеря профессионального самоощущения |
6.Пессимизм, отчаяние | 6.Вера в успех, в свои возможности | 6.Излишня самоуверенность |
7.Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом | 7.Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость | 7.Утеря специфики принципов |
12.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.