ГАТТ сыграло важнейшую роль в установлении свободы торговли и в нормализации политики и практики международной торговли сразу после окончания войны 1939 - 1945 годов. Оно способствовало более открытым дискуссиям и переговорам и создало рамки для плодотворных многосторонних соглашений.
Однако постепенное устранение количественных ограничений вернуло все прежнее значение таможенным тарифам, которые, будучи частично сниженными, часто достигали критического уровня. Чтобы возобновить переговоры, в 1953 - 1954 годах был предложен «план Пфлимлэна» с целью достижения фиксированных снижений на 10% ежегодно в течение трех лет. «План Рэндэлла» 1954 - 1955 годов предусматривал снижение американских таможенных тарифов на 5% в год также в течение трех лет. Эти проекты не были приняты.
В 1958 году обсуждалось «предложение Диллона» (снижение на 20%). Состоялась вторая конференция в Женеве (1960 - 1962 гг.), которая также не имела серьезных результатов.
С 1964 года по предложению президента США начинается «раунд Кеннеди» (конец 1962 года). Эти переговоры отражали стремление американцев отреагировать на создание общего рынка и привели к решению сократить на 50% таможенные пошлины на все товары, ежегодно по 10% с 1968 по 1972 год.
Для «шестерки» сокращения 1968 и 1969 годов были блокированы в результате введения с 1 июля 1968 года общего внешнего тарифа. Создание Европейского экономического сообщества вызвало в ГАТТ оживленную дискуссию.
Если Соглашение предусматривает таможенные тарифы, то существование общего внешнего тарифа противоречит идее свободной торговли. Этот общий внешний тариф, который определяется как среднее арифметическое прежних повышенных тарифов, на деле привел в некоторых случаях к повышению прежних низких тарифов. Различные уступки и консолидации были созданы со стороны ЕЭС, частично в рамках префенциальных соглашений со странами третьего мира, прежде зависимых от стран - участниц. Но такой пример хозяйственной и таможенной регионализации, особенно когда она охватывает столь мощную группу стран, ограничивает деятельность ГАТТ.
Расширение Сообщества до девяти членов в 1973 году в условиях распада международной валютной системы, ставшего источником дефицита торгового баланса США и неуклонно нараставших перемен в международном разделении труда, подтолкнуло к возобновлению дискуссий в рамках ГАТТ и положило начало многосторонним торговым переговорам 1974 - 1979 годов, известным как «раунд Никсона» по имени инициатора, тогдашнего президента США, или как «Токийский раунд» (они начались с совещания на уровне министров, собравшихся в японской столице). Переговоры были очень трудными и показались сложность диалога между промышленно развитыми странами с и странами третьего мир. Последние, с их недоверием к ГАТТ, которое уже привело к созданию конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКАД) с целью дополнить деятельность ГАТТ, были разочарованы скудностью полученных результатов. С их точки зрения, самым позитивным элементом Заключительного протокола была легализация преференций в пользу развивающихся стран - которые до того времени допускались лишь в виде исключения - и положение об отсутствии основы для взаимности в отношениях промышленно развитых и развивающихся стран.
Для взаимной торговли промышленно развитых стран главный интерес представляет осуществляемая в ходе многосторонних торговых переговоров разработка кодексов, регулирующих нетарифные протекционисткие меры. Антидемпинговый кодекс 1967 году был пересмотрен, определение таможенной стоимости было регламентировано, и по этому поводу США вновь обязались упразднить американскую продажную цену.
«Токийский раунд» (1974 - 1979 гг.), в ходе которого проходили переговоры, касавшиеся помимо снижения пошлин, нетарифных статей (субсидии, технические препятствия торговым обменам). Результатом переговоров было снижение таможенных пошлин на промышленные товары примерно на 34%, заключение специальных соглашений по воздушным судам, а также ряд договоренностей, направленных на либерализацию торговли (молочными продуктами, мясом. «Токийский раунд» сопровождался реальным отказом Соединенных Штатов от американской продажной цены - метода, используемого таможней для определения стоимости товаров, ввозимых в США. Так называлось одно из многочисленных правил, которые американские таможни использовали для определения расчетной базы пошлины на иностранные товары, ввозимые в США. Оно применялось главным образом к химическим продуктам и некоторым текстильным изделиям. В этих случаях таможенная пошлина - исчислялась не из стоимости, указанной в фактуре, и не из себестоимости, а путем умножения продажной цены этих изделий в США на количество ввозимой продукции. Такой метод значительно повышал таможенную пошлину и являлся усиленной протекционисткой мерой.
С 1987 года новая серия переговоров составила «Уругвайский раунд». Их предметом стали, в частности, сельскохозяйственная продукция, текстиль, включение в номенклатуру ГАТТ услуг, в том числе культурных ценностей, интеллектуальной собственности. Исключительно сложные по причине острых разногласий, касавшихся сельского хозяйства и культуры переговоры успешно завершились 15 декабря 1993 года. Европейский союз в конце концов настоял, чтобы вопросы культуры остались за рамками Соглашения.
В целом с учетом кризиса, который в основном сохранялся с середины 70-х годов, сопротивление, оказанное естественно возросшим протекционистким давлениям, может быть поставлено в заслугу ГАТТ. Неуклонно росло и число стран - членов Соглашения: в 1980 году их было 85 с общей долей в четыре пятых мирового торгового оборота. В 1994 году под Соглашением стояли уже подписи 112 государств, представлявших свыше 90% мировой торговли.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 183.