1.
1. Биосфера – гигантская экологическая система, заселенная разнообразными видами растений (около 0,5 млн), животных (примерно в 3–4 раза больше, чем видов растений), грибов (около 100 тыс. видов), бактерий (около 25 тыс. видов), связанными между собой генетическими, пищевыми, территориальными и др связями.
2. Причины многообразия видов. Их возникновение благодаря наследственной изменчивости, действию борьбы за существование и естественного отбора.
3. Неоднородность вида в пределах ареала, наличие в нем относительно обособленных, однородных по составу групп особей – популяций. Популяция – форма существования вида, единица эволюции, в недрах которой зарождается новый вид.
4. Предполагаемые этапы видообразования: 1) возникновение у особей мутаций; 2) скрещивание этих особей и распространение в популяции мутаций – причина ее неоднородности; 3) действие различных форм борьбы за существование (межвидовой, внутривидовой; борьбы с неблагоприятными условиями); 4) естественный отбор, сохранение в популяции особей преимущественно с полезными мутациями для конкретных условий среды, оставление ими потомства; 5) изменение генофонда популяции, зарождение нового вида в результате наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.
5. Биологический прогресс – направление эволюции, для которого характерно увеличение численности вида, расширение его ареала, образование новых популяций, видов. Примеры эволюции видов по пути прогресса: заяц-русак (около 20 подвидов), виды круглых паразитических червей.
6. Биологический регресс – направление эволюции, которое приводит к сокращению численности вида, сужению его ареала, уменьшению числа популяций вида и, возможно, в конечном счете к его гибели. Глобальные экологические изменения, вызванные дея
тельностью человека, непосредственное уничтожение особей – основные причины биологического регресса.
7. Деятельность человека – мощный фактор биологического прогресса и регресса. Примеры прогресса: появление устойчивых к ядохимикатам видов насекомых-вредителей, к лекарствам – болезнетворных бактерий, бурное развитие в загрязненных водоемах синезеленых. Примеры регресса: сокращение численности промысловых видов млекопитающих, рыб в результате нерегулируемого промысла, рыбной ловли. Меры, сдерживающие и предупреждающие биологический регресс (регулирование численности популяций, рациональное использование природных ресурсов).
8. Исчезновение вида в экосистеме, особенно доминирующего, – причина исчезновения других связанных с ним видов. Вымирание видов – причина обеднения генофонда, его невосполни-мость. Сохранение биологического разнообразия в экосистемах, среды обитания видов – основа поддержания стабильности биосферы.
2.
1. Живое вещество, или биомасса, планеты – совокупность всех живых организмов, его роль в формировании биосферы, в изменении газового состава атмосферы, в образовании почвы, гидросферы. Живое вещество – наиболее активный компонент в биосфере. Вовлечение организмами в круговорот огромной массы минеральных
веществ, непрерывное перемещение веществ между почвой, растениями, животными и микроорганизмами.
2. Круговорот веществ – необходимое условие существования биосферы. Звенья биологического круговорота веществ: 1) создание растениями в процессе фотосинтеза органических веществ из неорганических (первичная продукция); 2) превращение животными первичной продукции во вторичную (животную); 3) разрушение первичной и вторичной продукции бактериями и грибами. Включение в биологический круговорот различных химических элементов (кислорода, углерода, азота) и веществ (воды), переход их из внешней среды в организмы, перемещение по цепям питания, возврат во внешнюю среду. Многократное использование веществ в круговороте.
3. Постоянный приток энергии в биосферу – необходимое условие круговорота веществ. Солнце – основной источник энергии, используемой в круговороте веществ. Роль растений в поглощении и использовании световой энергии Солнца, в преобразовании ее в энергию химических связей. Использование животными, грибами, значительной частью бактерий органических веществ и заключенной в них энергии. Освобождение энергии, заключенной в органических веществах, в процессе дыхания (окисления), брожения, гниения.
3.
Надо рассмотреть строение клетки, найти в цитоплазме хлоро-
пласты по зеленой окраске, которую им придает хлорофилл. Хлорофилл поглощает солнечный свет и использует солнечную энергию на образование органических веществ из неорганических. Фотосинтез происходит в хло-ропластах. Они имеют вид овальных телец, расположенных в цитоплазме, в клетке их очень много.
Билет № 29
Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.