ГЛАВА 1. ЦИКЛИЧНОСТЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

(секция культурологии)

 

 

Автор: Сулейменов Андрей,

учащийся 7 класса гимназии №1 г. Караганды

Научный руководитель:

Рыбкин В.И., учитель истории гимназии №1

 

г. КАРАГАНДА, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Цикличность в мировой истории

Глава 2. Цикличность в истории монотеистических религий

2.1 Понятие «религия». Монотеистические религии

2.2 Иудаизм - первая монотеистическая религия

2.3 Краткая история христианства

2.4 Возникновение и развитие ислама

2.5 Циклы в истории монотеистических религий

Заключение

Список использованной литературы




ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек имеет свою неповторимую судьбу, свой уникальный жизненный цикл. Чаще всего этот цикл имеет следующую структуру: человек рождается на свет, проходит через периоды детства, отрочества, юности, зрелости, старости и умирает.

Те же самые процессы, по мнению некоторых историков, присущи и народам, государствам, цивилизациям.

У идеи цикличного развития истории есть масса, как сторонников так и противников. На наш взгляд, мнения сторонников цикличного развития истории звучат более убедительно.

Однако в нашей исследовательской работе мы не будем пытаться доказать или опровергнуть теорию цикличного развития той или иной цивилизации.

Объектом рассмотрения в нашей работе стала история монотеистических религий, т.е. иудаизма, христианства и ислама.

Предметом работы является изучение проблемы цикличности в истории монотеистических религий.

Целью работы стал поиск цикличного развития в истории монотеистических религий.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

1) кратко охарактеризовать теории циклов мировой истории;

2) проанализировать историю монотеистических религий;

3) выработать возможный цикл развития монотеистических религий.

Гипотеза. Если проанализировать историю монотеистических религий, то можно придти к выводу, что данная история имеет определенные циклы развития, так как, и жизнь человека, и история стран, народов, цивилизаций, имеет свои определенные циклы.

При подготовке исследовательского проекта нами был использован метод теоретического анализа и синтеза литературы и источников.

 



ГЛАВА 2. ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы доказали, что цикличное развитие имеет место не только в развитии религий, но и цивилизаций, и даже в нашей жизни. Например: человек рождается, взрослеет, стареет и наконец умирает. С цивилизацией дело обстоит точно так же: цивилизация зарождается, постепенно набирает мощь, затем наступает пик развития или иначе называемый «золотой век», а после него наступает период упадка. Одряхлевшая цивилизация «умирает». Все цивилизации так или иначе должны пройти этот путь. Развитие монотеистических религий имеет ряд отличий: сначала, с самого зарождения религии, она подвергается нападкам и насмешкам, потом, по происшествии некоторого времени, люди начинают задумываться над ее смыслом, а потом, когда религия достаточно окрепла, начинается период агрессии – период насильственного завоевания сторонников. Пройдя этот период, религия находит свое истинное назначение – она становится мирной. Любая, подчеркиваю, любая монотеистическая религия несет мир и свет, просто такова историческая закономерность – каждая из религий так или иначе, но должна пройти этот нелегкий путь.



Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Источники и литература

1.1 Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Алматы: Атамұра, 2003

1.2 Самюэлс Р. По тропам еврейской истории. – Москва: Библиотека – Алия, СП «Панас», 1991

1.3 Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История. Мир в новое время (1640-1870). Санкт-Петербург: «СМИО Пресс», 1998

1.4 Эвен А. Мой народ. Иерусалим: «Библиотека-Алия», 1993

МАТЕРИАЛЫ СЕТИ INTERNET

2.1 Тойнби Арнольд. Теория локальных цивилизаций. Персоналии. http://www.countries.ru/library/culturologists/toinbitlc.htm

2.2 Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. http://abuss.narod.ru/Biblio/jakovets.htm

2.3 http://www.bse.freecopy.ru/print.php?id=71855

2.4 http://ru.wikipedia.org/wiki

2.5 http://religion.babr.ru

ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

(секция культурологии)

 

 

Автор: Сулейменов Андрей,

учащийся 7 класса гимназии №1 г. Караганды

Научный руководитель:

Рыбкин В.И., учитель истории гимназии №1

 

г. КАРАГАНДА, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Цикличность в мировой истории

Глава 2. Цикличность в истории монотеистических религий

2.1 Понятие «религия». Монотеистические религии

2.2 Иудаизм - первая монотеистическая религия

2.3 Краткая история христианства

2.4 Возникновение и развитие ислама

2.5 Циклы в истории монотеистических религий

Заключение

Список использованной литературы




ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек имеет свою неповторимую судьбу, свой уникальный жизненный цикл. Чаще всего этот цикл имеет следующую структуру: человек рождается на свет, проходит через периоды детства, отрочества, юности, зрелости, старости и умирает.

Те же самые процессы, по мнению некоторых историков, присущи и народам, государствам, цивилизациям.

У идеи цикличного развития истории есть масса, как сторонников так и противников. На наш взгляд, мнения сторонников цикличного развития истории звучат более убедительно.

Однако в нашей исследовательской работе мы не будем пытаться доказать или опровергнуть теорию цикличного развития той или иной цивилизации.

Объектом рассмотрения в нашей работе стала история монотеистических религий, т.е. иудаизма, христианства и ислама.

Предметом работы является изучение проблемы цикличности в истории монотеистических религий.

Целью работы стал поиск цикличного развития в истории монотеистических религий.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

1) кратко охарактеризовать теории циклов мировой истории;

2) проанализировать историю монотеистических религий;

3) выработать возможный цикл развития монотеистических религий.

Гипотеза. Если проанализировать историю монотеистических религий, то можно придти к выводу, что данная история имеет определенные циклы развития, так как, и жизнь человека, и история стран, народов, цивилизаций, имеет свои определенные циклы.

При подготовке исследовательского проекта нами был использован метод теоретического анализа и синтеза литературы и источников.

 



ГЛАВА 1. ЦИКЛИЧНОСТЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Идея исторических циклов не нова. Еще до начала нашей эры римский историк Полибий в 40-томной «Всеобщей истории» и китайский историк Сыма Цянь в «Исторических записках» рассматривали историю общества как круговорот, как цикличное движение. Идею больших исторических циклов выдвинул в начале нашей эры арабский историк аль-Бируни, а несколько позже эту идею развил Ибн Халдун из Туниса.

В эпоху Возрождения идею циклов в историческом процессе высказал французский историк Вико. А немецкий философ и историк Иоганн Гердер в конце XVIII в. в работе «Идеи к философии истории человечества» подчеркивал генетические начала в истории, периодические перевороты между эпохами космического масштаба[2.2].

Таким образом, все названные историки исходили из того, что любое развитие в природе или в обществе - циклично, проходит через схожие фазы.

На новую стадию изучение цикличности в историческом процессе вышло во второй половине XIX – XX веке, когда целая плеяда талантливых историков из разных уголков мира предложило свое видение циклового развития.

Так, в 1869 г. русский историк Н.Я. Данилевский выдвинул идею о культурно-исторических типах локальных цивилизаций. Эта идея была развита в опубликованной в 1918 г. книге О. Шпенглера «Закат Европы»[2.2].

Однако, наиболее полно учение о круговороте локальных цивилизаций и их цикличной динамике изложил известный английский историк Арнольд Тойнби в своем «Исследовании истории».

Попытаемся разобраться с самим понятием «цивилизация», так как многие люди употребляют этот термин, даже не зная, что он обозначает.

У данного понятия есть огромное количество определений.

Начнем с того, что этот термин был введен в широкий научный оборот еще в эпоху Просвещения, в середине XVIII в. Лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. По мнению просветителей, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,— всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.Сегодня одним из самых популярных определений данного понятия является следующее: «цивилизация – качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития»[1.3; С.3].

К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, как уже указывалось, теория А. Тойнби. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями»[2.1].

Тойнби насчитывает 26 подобных цивилизаций, каждой из которых присуща определенная система ценностей. Именно эта система ценностей определяет жизнь людей. Общими критериями для классификации цивилизаций являются религия и степень удаленности цивилизации от того места, где цивилизация изначально возникла.

Среди подобных цивилизаций А. Тойнби выделяет западную, две православные (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальневосточные, античную и многие другие.

Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, номадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных»[2.1].

Каждая цивилизация, по мнению Тойнби, проходит на своем жизненном пути несколько стадий.1) Стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации. 2) За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. 3) Стадия надлома. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома.4) Стадия распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство)[2.1].Следует отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Тойнби считает, что за стадией надлома (или брейкдауна) не обязательно следует распад.

Процесс становления и развития цивилизации А.Тойнби представляет как «Вызов и Ответ». Вызов исторической ситуации и ответ творческого меньшинства цивилизации на этот вызов. Если ответа не дано или он не адекватен вызову, то цивилизация все равно будет возвращаться к этой проблеме. Если же цивилизация не способна дать ответ ответа на вызов, то цивилизация обречена на гибель[2.1].

Как мы видим, А. Тойнби большое внимание уделял большое внимание роли религии в жизни общества. А можно ли найти циклы в истории самих религий? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать во второй главе.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 174.