Предпосылки рыночной экономики к необходимости формирования нового типа хозяйственного руководителя.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

   Особенности системы управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.            

   Проводимая в стране экономическая реформа предполагает коренное изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности. Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок. Условием стабильного эффективного функционирования становится такая форма поведения предприятия, при которой, по словам Л. Эрхарда, “максимально проявляется частная инициатива и забота каждого о самом себе” [1].

Основная проблема реформирования экономики в России, как, в прочем, и в других бывших социалистических странах, состоит в том, что разработчики программы реформ не до конца предусмотрели формирование нового типа предприятий, который характерен для переходного периода. Такие предприятия не являются ни социалистическими, ни рыночными. Они скорее ориентированы на выживание и пытаются обеспечить продолжение своей деятельности в крайне нестабильных условиях.

Поведение предприятий, ориентированных на выживание, существенно отличается от деятельности рыночных фирм, однако мало кто пытается его понять. В результате реформы идут при отсутствии должного анализа их воздействия на поведение предприятий. Из-за невнимания к мотивам сегодняшнего поведения предприятий политика правительства зачастую не достигает ожидаемых целей. Так, жесткая кредитная политика в первой половине 1992 г. привела не к сокращению, а к увеличению взаимного кредитования предприятий. Представляется, что сама по себе приватизация не является достаточным стимулом для перестройки деятельности предприятий. До тех пор пока не закончится непроработанность переходного периода, директора предприятий будут ориентированы если не исключительно, то преимущественно на выживание. Поэтому многие меры без тщательного осмысления могут вести к неожиданным и, по сути дела, нежелательным последствиям.

Главная отличительная черта функционирующих сегодня предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. При плановой и рыночной экономике существует относительная стабильность среды. В данном случае она касается положения других участников предпринимательства и правил, от которых зависит выживание. В условиях плановой экономики предприятие может рассчитывать на то, что его партнеры не разорятся, им в принципе не дадут этого сделать. В рыночной экономике предприятия разоряются и появляются новые, но количество подобных предприятий в отдельно взятой отрасли за определенный период времени сравнительно невелико по сравнению с масштабами всей отрасли в целом. Таким образом, в обоих случаях с точки зрения краткосрочных решений, принимаемых предприятием, структура отрасли может считаться относительно стабильной.

Что касается экономики переходного периода, то здесь структура отрасли постоянно меняется. Условия выживания предприятия уже не столь ясны и очевидны. Переход от системы без банкротств к системе, при которой разорение предприятий возможно, связан с периодом некоторой неопределенности. Кроме того, ситуация становится еще более неопределенной в условиях приватизации, так как директора могут быть фактически отстранены от управления предприятиями. Эта неопределенность усугубляется еще и тем, что касается она значительного числа предприятий. Данная ситуация весьма усложняет процесс принятия решений на уровне предприятий.

В условиях плановой и рыночной экономики предприятия знают своих потребителей, поставщиков и конкурентов, хотя не всегда уверены в их стратегии. При социалистической экономике нет конкуренции за потребителя, но существует конкуренция в борьбе за ресурсы - не только рабочую силу, но прежде всего капиталовложения. Предприятия борются также за дефицитные ресурсы и материалы. А сегодня функционирующие предприятия находятся в положении, когда выживание других предприятий под большим вопросам. Структура спроса и отраслевая структура постоянно меняются. Предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование своих поставщиков и потребителей. Они должны искать новых партнеров. Однако, как показывает практика, директора многих предприятий считают, что вариантов замены их нынешних поставщиков не так уж много. Поэтому они стараются сохранить имеющиеся связи. В этом, на наш взгляд, заключается один из парадоксов переходного периода.

Преобразование государственного предприятия в акционерное позволяет ему перейти в разряд рыночных структур. Вместе с тем может возникнуть вопрос: нужно ли для создания эффективной рыночной экономики приватизировать любую государственную собственность? По этому поводу сложились диаметрально противоположные мнения. Согласно одному из них государственные предприятия по своей природе не способны стать рыночными субъектами, согласно другому - их не только можно преобразовывать в такие субъекты экономики, но и совершенно необходимо делать усилия в данном направлении. Эти два мнения дают основания для двух совершенно разных концепций проведения политики по отношению к государственным предприятиям, который нужно назвать соответственно ликвидационной и коммерциализационной).

Ликвидационная концепция направлена на ликвидацию государственных предприятий. Считается, что они не пригодны к включению в рыночную экономику и поэтому их нужно либо приватизировать либо ликвидировать. Данная концепция, к примеру, была принята в Польше в качестве основы действий сразу же в начальный период радикальных системных преобразований. Как реакция на прошлое, когда преобладала государственная собственность, возникло стремление к тому, чтобы как можно быстрее ликвидировать эту форму собственности во всех ее проявлениях. Приватизация стала главным лозунгом программы преобразований.

Важным аргументом в пользу ликвидационной концепции послужила оценка, что государственные предприятия сильно зависят от бюрократических структур, они не смогут освободиться от связанных с этим навыков бесхозяйственности. С исторической точки зрения были основания для такой оценки

 

 

I. Принципиальная организационная структура предприятия

Подразделения и работники предприятия, выполняющие опреде­лённую функцию управления, образуют функциональную подсистему управления. Различают техническую, экономическую, производствен­ную, внешних хозяйственных связей и социальную подсистемы управ­ления.

Функции управления деятельностью предприятия реализуются под­разделениями аппарата управления и отдельными работниками, кото­рые при этом вступают в экономические, организационные, социаль­ные, психологические отношения друг с другом.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет раз­нообразие возможных видов организационных структур управления. Все эти виды сводятся в основном к четырём типам организационных структур:

* линейный

* функциональный

* линейно-функциональный (смешанный)

* матричный

Линейный используется в системах управления производственными участками, отделами, цехами. Не рассчитан на управление большим предприятием, т.к. не включает в себя научные и проектные организа­ции, разветвлённую систему связей с поставщиками и потребителями.

 

Функциональный: характерные его черты - углубление функцио­нального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не использует­ся, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответст­венность исполнителей.

Смешанная структура наиболее применяемая. При ней функ­циональные подразделения действуют на правах штаба при линей­ных руководителях, помогая им в решении отдельных управленче­ских задач. (АвтоВАЗ)

Матричный тип организационных структур управления строит­ся путём сочетания традиционной линейно-функциональной системы с созданием тематических проблемных групп специалистов. (Ис­пользуется на КАМАЗе)

Чёткое иерархическое разделение труда и специализация под­разделений аппарата управления являются основными направления­ми развития организационных структур.

1.1. Производственно-технологический процесс предприятия

Производственный процесс - совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых ис­ходные материалы превращаются в готовые изделия.

В зависимости от характера и масштаба выпускаемой продукции производственные процессы могут быть простыми и сложными. Продукция, изготовленная на машиностроительных предприятиях, как правило, состоит из большого количества деталей и сборочных единиц. Детали имеют разнообразные габаритные размеры, сложные геометрические формы, обрабатываются с большой точностью, для их изготовления требуются различные материалы. Все это усложняет производственный процесс, который делится на части, и отдельные части этого сложного процесса выполняются различными цехами и производственными участками завода.

Производственный процесс включает как технологические, так и нетехнологические процессы.

Технологические - процессы, в результате которых изменяются формы, размеры, свойства предметов труда.

Нетехнологические - процессы, не приводящие к изменению этих факторов.

По масштабам производства однородной продукции различают процессы:

массовые - при большом масштабе выпуска однородной про­дукции;

серийные - при широкой номенклатуре постоянно повторяю­щихся видов продукции;

индивидуальные - при постоянно меняющейся номенклатуре из­делий, когда большая доля процессов носит уникальный характер.

Все производственные структуры машиностроительных пред­приятий можно свести к следующим типам (в зависимости от их спетщализации):

1. Заводы с полным технологическим циклом. Они имеют все за­готовительные, обрабатывающие и сборочные цехи с комплек-

сом вспомогательных и обслуживающих подразделений (ЗИЛ, КАМАЗ).

\

2. Заводы с неполным технологическим циклом. К ним относятся заводы, получающие заготовки в порядке кооперирования от других заводов или посредников.

3. Заводы (сборочные), выпускающие машины только из дета­лей, изготовляемых другими предприятиями, например автосбо­рочные заводы.

4. Заводы, специализирующиеся на производстве заготовок оп­ределённого вида. Они имеют технологическую специализацию (завод "Станколит").

5. Заводы подетальней специализации, производящие отдельные группы деталей или отдельные детали (завод шарикоподшипни­ков).

1.2. Основное и вспомогательное производство

 

В зависимости от того, какой продукт является результатом про­изводства, производственные процессы подразделяются на основ­ные, вспомогательные и обслуживающие.

Центральное место в этой совокупности занимает основной про­изводственный процесс, в результате которого исходное сырьё и ма­териалы превращаются в готовую продукцию. Например, на автомо­бильных заводах основным процессом будет изготовление заготовок

для деталей, сборка сборочных единиц и полная сборка автомоби­лей.

Основной производственный процесс делится на три стадии: за­готовительную, обрабатывающую и сборочную.

Вспомогательный ПП - процесс изготовления продукции, кото­рая будет использоваться внутри предприятия. Например, вспомога­тельный процесс на автомобильном предприятии включает изготов­ление инструментов, которые используются при обработке деталей автомобилей, изготовление запасных деталей для ремонта оборудо­вания.

Обслуживающий ПП - это процесс труда, в результате которого никакой продукции не создаётся. К нему относятся транспортные, складские операции, технический контроль и др.

Своевременное и качественное выполнение основного ГШ в зна­чительной степени зависит от того, как налажено выполнение вспо­могательных и обслуживающих процессов, которые подчинены за­даче лучшего обеспечения основного ПП.

1.3. Организация технологического процесса по вы­пуску основной продукции предприятия

 

Организация производства охватывает все звенья - от групп от­раслей и подотраслей народного хозяйства до рабочего места.

В рамках крупного машиностроительного предприятия можно выделить три уровня организации производства:

1 .Организация процесса на рабочем месте состоит в чётком со­четании элементов процесса труда. Для одностаночного рабочего места организация производства должна обеспечить рациональное соответствие основных параметров станка, используемого инстру­мента, уровня квалификации рабочего, особенностей используемых материалов и выполняемых работ.

При комплексном рабочем месте организация производства ха­рактеризуется прежде всего чётким проектированием системы об­служивания, порядка загрузки (запуска) и съёма готовой продукции, обоснованием рациональных изменений режимов эксплуатации аг­регата.

2. Внутрицеховая организация производства обеспечивает соче­тание ПП, протекающих на рабочих местах, которые входят в одну стадию технологического процесса или в один частный ПП. Органи­зационно такая стадия производства может быть оформлена как уча­сток или цех.

3. Межцеховая организация производства включает проведение мероприятий производство пространственному и временному соче­танию крупных стадий ПП. Каждая из таких стадий - достаточно за­конченный процесс.

Основываясь на содержании и направлениях организации про­изводства, можно сформулировать её основные задачи:

* выбор наиболее совершенных вещественных элементов ПП;

* обеспечение их полного использования и рационального про­странственного и временного сочетания;

* экономия живого труда;

* повышение качества продукции.

 

Высшей формой организации производства являются автомати­ческие поточные линии, которые представляют собой совокупность машин, которые в определённой последовательности автоматически выполняют технологические операции производство изготовлению продукции.

Экономическая эффективность автоматических поточных линий состоит в резком повышении производительности труда и качества продукции, значительном снижении себестоимости и улучшении других показателей, а также в облегчении труда рабочих, функции которых сводятся к управлению машинами.

1.4. Управление технологическим процессом в про­изводстве

 

Управление технологическим процессом зависит от конкретной структуры определённого предприятия. А также от способа построе­ния функциональной системы предприятия.

При централизованном способе все функции управления скон­центрированы в функциональных отделах управления предприятия.

В цехах, и на участках оставлены только линейные руководители. Для приближения функционального аппарата к производству часть этого аппарата может быть размещена на территории цехов, которые она непосредственно обслуживает. Но работники этой части подчи­няются начальнику общего функционального отдела предприятия. Централизованная система оправдывает себя при небольших объё­мах производства, хотя она и широко применялась в прошлом на всех предприятиях в "застойные" времена.

При децентрализованном способе все функции обслуживания передаются цехам. Каждый цех превращается в замкнутое производ­ственное подразделение.

Наиболее эффективен смешанный способ, который получил наибольшее применение на большинстве предприятий. При этом во­просы, которые могут более оперативно и лучше решить цех или хо­зяйственное бюро, передаются в их ведение, а методическое руково­дство функциональными подразделениями и контроль за качеством

продукции выполняют функциональные отделы аппарата управле­ния предприятием.

Так как основная часть производственного процесса проходит непосредственно в цехе, он имеет свой аппарат управления техноло­гическим процессом. Во главе цеха стоит начальник, назначаемый из числа опытных, высококвалифицированных работников и подчиня­ется директору предприятия. Он организует труд всего коллектива, проводит мероприятия производство механизации и автоматизации производственного процесса, производство внедрению новой техни­ки, осуществляет меры производство охране труда.

Для решения конкретных технико-экономических задач в круп­ном цехе создаются:

* техническое бюро, занимающееся совершенствованием техно­логических процессов производства, оказанием помощи участ­кам при освоении технологических процессов и контролем технологической дисциплины;

* производственно-диспетчерское бюро, осуществляющее опе­ративно-производственное планирование и управление произ­водственным процессом;

* бюро труда и з/п;

 

* группа механика цеха, обеспечивающая уход за оборудовани­ем и его ремонт.

Важнейшим звеном производственной структуры цеха является производственный участок, во главе которого стоит мастер. Мастер -

непосредственный организатор процесса производства в своём под­разделении. Он имеет право: принимать на работу и производить расстановку рабочих на участке, производство согласованию с на­чальником цеха освобождать лишних рабочих; присваивать тариф­ные разряды рабочим; премировать и штрафовать рабочих.

Пользуясь этими правами, мастер обязан: обеспечивать выпол­нение работ и заданий, стоящих перед участком; предупреждать брак в производстве; обеспечивать экономное использование сырья и ма­териалов; обеспечить строгое выполнение техники безопасности и охраны труда.

Повсеместное использование АСУ упрощает процесс управле­ния. Основа АСУ - интегрированная обработка производственно-экономической информации, охватывающая решение задач прогно­зирования, планирования и управления производством с использо­ванием современных средств.

АСУ решают три задачи:

* оперативное планирование и управление всех цехов завода;

 

* технико-экономическое планирование и материально-технического снабжения;

* учёт движения товарно-материальных ценностей, готовой продукции, расчётов с поставщиками, кассовых и банковских операций.

Действующие АСУ безусловно доказали свою исключительную экономическую эффективность.

1.5. Контроль за качеством продукции

 

Качество продукции - это совокупность свойств, определяющих её пригодность удовлетворять потребности в соответствии с её на­значением.

Конкретно для машиностроительного производства качество его продукции характеризуется теми свойствами, которые определяют её эксплуатационную пригодность и проявляются в процессе использо­вания.

Такие показатели качества, как производительность, надёжность и безаварийность или безотказность работы, срок службы, удобство управления, внешний вид и отделка, являются общими для всех ма­шин и механизмов.

Качество изделия оценивается относительно, т.е. путём сопос­тавления его с другим изделием, имеющим оптимальные показатели качества, которые фиксируются в ГОСТах.

Существуют следующие показатели качества продукции: назна­чения (скорость, мощность); надёжности; эргономические; эстетиче­ские; технологические; транспортабельные; стандартизации и уни­фикации; патентно-правовые; экологические и безопасности.

Виды контроля делятся:

1)в зависимости от места проведения: стационарный и летучий;

2)визуальный, 1'еометрический, лабораторный, испытания;

 

3)в зависимости от количественного охвата: сплошной и выбо­рочный;

4) в зависимости от момента проведения: входной, промежуточ­ный и выходной.

Технический контроль - это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установлен­ным техническим требованиям. В машиностроении он представляет собой совокупность контрольных операций на всех стадиях произ­водства.

Основной задачей технологического контроля является своевре­менное получение полной и достоверной информации о качестве продукции и состоянии технологического процесса с целью преду­преждения неполадок и отклонений, которые могут привести к на­рушениям требований ГОСТов. Технический контроль призван обеспечивать стабильность производственного процесса, т.е. устой­чивую повторяемость каждой операции в предусмотренных техноло­гических режимах, нормах и условиях.

Объекты ТК: поступающие материалы, п/ф на разных стадиях изготовления, готовая продукция, средства производства, технологи­ческие процессы и режимы, общая культура производства.

Функции ТК: контроль за качеством и комплектностью выпус­каемых изделий, учёт и анализ возвратов готовой продукции, дефек­тов, брака, рекламаций, предупреждение брака и дефектов в произ­водстве.

Исполнители контрольных операций: представители главного металлурга, технолога, энергетика, механика, а так же ОТК и произ­водственный материал.

Функции ОТК:

 

1) обеспечивает развитие и совершенствование системы техниче­ского контроля;

2) осуществляет окончательную техническую проверку и испы­тание готовой продукции; оформляет и предъявляет её к сдаче заказчику;

3) выполняет инспекторский надзор и выборочные проверки го­товой продукции и производственного процесса;

4) осуществляет контроль за сохранением единства мер и состоя­нием измерительных средств;

5) организует оперативно-технический учёт и анализирует брак,

дефекты и возвраты готовой продукции.

 

ОТК независим от служб предприятия в вопросах определения качества готовой продукции и подчинён директору предприятия. Он самостоятельно проводит окончательную приёмку готовой продук­ции, приёмно-сдаточные испытания, контролирует законченную продукцию цехов.

Операции ОТК являются неотъемлемой частью технологическо­го процесса. Они разрабатываются отделом главного технолога, со­гласовываются с ОТК и фиксируются в технологических картах.

 

 

Производство продукции

 

 

 

Ед.

изм.

Установл.мощность

Факт. произвед.

Коэф.

исп. мощнос

1999 в %% к :

1998г. 1997г.
1 2 3 4 5 6 7
1.Производство             
1.1.Картон кровельный   Тыс.тн     34,8   6,607 0,19 106,3 98,4  
Мягкая кровля Асботрубы Тыс.м2 Укм 67000,0 2240,0 16453,0 480,0 0,25 0,21 97,5 122,0 93,9 105,5

 

Объем продукции, работ и услуг за 1999 год составил в денежном выражении 95065 тыс.руб.

Реализовано продукции, работ и услуг на 139053 тыс.руб.

ЗАО "Кубанькровля" пережило период “развала советской экономики”, занимает сейчас определенную позицию на рынке мягких кровельных материалов России, имея огромный потенциал для развития в будущем .

Что же обеспечивает данные возможности?

Это в первую очередь:

· монопольное положение среди южнороссийских производителей по выпуску мягких кровельных материалов;

· поставленная торговая марка, отождествляемая потребителем с качеством продукции;

· месторасположение (г.Краснодар), подвод всех коммуникаций;

· значительная имущественная база (в том числе земля);

· наличие высококвалифицированных кадров.

Структура завода формировалась исходя из все возрастающих потребностей рынка. Как только возникала потребность оперативно вводилось то или иное подразделение. В результате все направления, необходимые для функционирования предприятия в настоящий момент существуют.

В то же время, сложившаяся структура организации (рис. 1) и функции, выполняемые подразделениями, перестали соответствовать решаемым организацией проблемам и недостаточны для решения перспективных задач. Сейчас наступил момент, когда пора подумать не только о функционировании, но и о развитии. Надо систематизировать оргструктуру, сделать ее адекватной сложившейся ситуации и заложить механизмы ее изменения при изменении внешних условий.

Вернемся теперь немного назад и поговорим о принципах построения новой организационной структуры. Как известно в мировой практике существуют три основных типа организационных структур:

· линейно-функциональная;

· матричная;

· проектная.

С учетом специфики российских условий (учитывая и российский менталитет) можно проводести на ЗАО “Кубанькровля” стратегическую линию на совершенствование существовавшей ранее линейно-функциональной структуры, постепенно внедряя элементы матрицы и действуя в системе регулярного менеджмента (табл.2). Фундаментом “выращиваемой” новой организационной структуры в системе регулярного менеджмента станет Служба стратегического развития.

Определим следующие три типа руководства:

· Административное (иерархическое) подчинение. Четкое подчинение работников в соответствии с заданной иерархической схемой управления Компанией (у каждого подчиненного - один иерархический руководитель). Любое окончательное решение по использованию рабочего времени работника (в случае его перегрузки заданиями со стороны административного, функционального и оперативного руководителей) может быть принято лишь непосредственным административным руководителем данного работника или вышестоящим административным начальником.

· Функциональное подчинение. Определяет режим регулярных подготовки и передачи разработанных материалов от одних работников фирмы другим. В этом случае работник регулярно передающий информацию находится в функциональном подчинении у получателя/потребителя (функциональный руководитель) данной информации.

· Проектное руководство. Возможность привлекать все ресурсы (в т.ч. людские), необходимые для осуществления проекта от служб, не находящихся в административном подчинении у данного руководителя. Проектный руководитель может быть не один.

После того как по-крупному были разграничены полномочия и ответственность между руководителями верхнего и среднего уровня возникла острая необходимость детализировать разграничения и связи между подразделениями в виде должностных инструкций. И такая работа началась. Должностные инструкции являются основной несущей конструкцией любой системы управления. Какую роль играют должностные инструкции в проектно-матричной структуре управления в системе регулярного менеджмента, курс на которую взял ЗАО “Кубанькровля”?

Итак должностные инструкции:

· определяют статус руководителя и сотрудника;

· закрепляют иерархическую подчиненность каждого конкретного сотрудника;

· определяют диапазоны ответственности сотрудников фирмы;

· распределение полномочий внутри структуры;

· порядок согласования, подписания и утверждения исполнительской документации;

· “горизонтальные” взаимодействия руководителей и сотрудников;

· требования к персоналу фирмы;

· качественные и количественные критерии наступления ответственности сотрудников.

В новой структуре управления ответственность за принимаемые решения сформирована в виде диапазонов ответственности для каждой должности. При этом предполагается, что все должностные лица знают, какая работа должна выполняться в закрепленном диапазоне ответственности. Пример такой инструкции приведен в приложении 1

 

Заключение

Как видно предприятия в большей степени ориентируются не на легальную безработицу (высвобождение работников), а на скрытую (недоиспользование установленной законодательно нормы рабочего времени, недоиспользование квалификации работника и т. д.). Объяснения этому, на наш взгляд можно найти как в позиции администрации предприятий (экономические потери от выплаты различных видов компенсаций; опасения обострения социальной ситуации на предприятии и в городе; законодательные ограничения, связанные с количественным регулированием процесса сокращения в течение определенного времени), так и в позиции работников (неготовность психологически принять безработицу в открытой форме как некое постоянное явление; потенциальные экономические выгоды, которые работник получает в результате сокращения и т. д.).

Исследование выявило несколько крупных проблем, присущих процессу оптимизации численности сотрудников на отечественных предприятиях. Практически в каждой третьей организации (30%) нарушается статья 94 КЗоТ РФ, обязывающая работодателя оплачивать время простоя в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада), если этот простой происходит не по вине работника. Следующая проблема связана с нарушением одного из важнейших принципов оптимизации численности работающих, который предполагает открытость (информированность). По данным исследований 47% работников не знают, какие категории будут уволены в первую очередь, если начнется процесс сокращения в организации. Деструктивность подобного состояния дел очевидна, поскольку связана с субъективным толкованиём действий администрации по оптимизации численности сотрудников. Более того, ситуация усугубляется неуверенностью большинства сотрудников в гарантированной работе (52% респондентов отметили, что администрация не дает им никаких гарантий по поводу занятости на предприятии). Возможность потери работы, помноженная на незнание критериев определения высвобождаемых групп, позволяет работникам относить себя к категории потенциально сокращенных. Многочисленные же исследования показывают, что стрессовое состояние у работника вызывается не столько свершившимся фактом потери места работы, сколько периодом боязни его потерять (усиливается состояние неопределенности и тревоги, ухудшается трудовая дисциплина, снижается трудовая мотивация).

Еще одна проблема, связанная с оптимизацией, вытекает из несоответствия процессов высвобождения персонала объемам производства. На большинстве предприятий сокращение работников «отстает» от сокращения объемов производства (например, на КАМАЗе за последние 7 лет объем производства снизился почти в 5 раз, тогда как численность работников сократилась менее чем в 3 раза). Однако существуют предприятия (прежде всего бюджетные - медицинские, образовательные учреждения), на которых сокращение персонала «опережает», по мнению экспертов, падение объемов производства (услуг), что способствует увеличению функциональной нагрузки и снижению качества выполняемой работы. Подобная тенденция характерна не только для предприятий в целом, но и для отдельных служб внутри самих предприятий (например, отделов бухгалтерского учета и отчетности, экономических отделов), численность которых напрямую не зависит от объемов производства.

 

Введение

 

   Особенности системы управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.            

   Проводимая в стране экономическая реформа предполагает коренное изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности. Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок. Условием стабильного эффективного функционирования становится такая форма поведения предприятия, при которой, по словам Л. Эрхарда, “максимально проявляется частная инициатива и забота каждого о самом себе” [1].

Основная проблема реформирования экономики в России, как, в прочем, и в других бывших социалистических странах, состоит в том, что разработчики программы реформ не до конца предусмотрели формирование нового типа предприятий, который характерен для переходного периода. Такие предприятия не являются ни социалистическими, ни рыночными. Они скорее ориентированы на выживание и пытаются обеспечить продолжение своей деятельности в крайне нестабильных условиях.

Поведение предприятий, ориентированных на выживание, существенно отличается от деятельности рыночных фирм, однако мало кто пытается его понять. В результате реформы идут при отсутствии должного анализа их воздействия на поведение предприятий. Из-за невнимания к мотивам сегодняшнего поведения предприятий политика правительства зачастую не достигает ожидаемых целей. Так, жесткая кредитная политика в первой половине 1992 г. привела не к сокращению, а к увеличению взаимного кредитования предприятий. Представляется, что сама по себе приватизация не является достаточным стимулом для перестройки деятельности предприятий. До тех пор пока не закончится непроработанность переходного периода, директора предприятий будут ориентированы если не исключительно, то преимущественно на выживание. Поэтому многие меры без тщательного осмысления могут вести к неожиданным и, по сути дела, нежелательным последствиям.

Главная отличительная черта функционирующих сегодня предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. При плановой и рыночной экономике существует относительная стабильность среды. В данном случае она касается положения других участников предпринимательства и правил, от которых зависит выживание. В условиях плановой экономики предприятие может рассчитывать на то, что его партнеры не разорятся, им в принципе не дадут этого сделать. В рыночной экономике предприятия разоряются и появляются новые, но количество подобных предприятий в отдельно взятой отрасли за определенный период времени сравнительно невелико по сравнению с масштабами всей отрасли в целом. Таким образом, в обоих случаях с точки зрения краткосрочных решений, принимаемых предприятием, структура отрасли может считаться относительно стабильной.

Что касается экономики переходного периода, то здесь структура отрасли постоянно меняется. Условия выживания предприятия уже не столь ясны и очевидны. Переход от системы без банкротств к системе, при которой разорение предприятий возможно, связан с периодом некоторой неопределенности. Кроме того, ситуация становится еще более неопределенной в условиях приватизации, так как директора могут быть фактически отстранены от управления предприятиями. Эта неопределенность усугубляется еще и тем, что касается она значительного числа предприятий. Данная ситуация весьма усложняет процесс принятия решений на уровне предприятий.

В условиях плановой и рыночной экономики предприятия знают своих потребителей, поставщиков и конкурентов, хотя не всегда уверены в их стратегии. При социалистической экономике нет конкуренции за потребителя, но существует конкуренция в борьбе за ресурсы - не только рабочую силу, но прежде всего капиталовложения. Предприятия борются также за дефицитные ресурсы и материалы. А сегодня функционирующие предприятия находятся в положении, когда выживание других предприятий под большим вопросам. Структура спроса и отраслевая структура постоянно меняются. Предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование своих поставщиков и потребителей. Они должны искать новых партнеров. Однако, как показывает практика, директора многих предприятий считают, что вариантов замены их нынешних поставщиков не так уж много. Поэтому они стараются сохранить имеющиеся связи. В этом, на наш взгляд, заключается один из парадоксов переходного периода.

Преобразование государственного предприятия в акционерное позволяет ему перейти в разряд рыночных структур. Вместе с тем может возникнуть вопрос: нужно ли для создания эффективной рыночной экономики приватизировать любую государственную собственность? По этому поводу сложились диаметрально противоположные мнения. Согласно одному из них государственные предприятия по своей природе не способны стать рыночными субъектами, согласно другому - их не только можно преобразовывать в такие субъекты экономики, но и совершенно необходимо делать усилия в данном направлении. Эти два мнения дают основания для двух совершенно разных концепций проведения политики по отношению к государственным предприятиям, который нужно назвать соответственно ликвидационной и коммерциализационной).

Ликвидационная концепция направлена на ликвидацию государственных предприятий. Считается, что они не пригодны к включению в рыночную экономику и поэтому их нужно либо приватизировать либо ликвидировать. Данная концепция, к примеру, была принята в Польше в качестве основы действий сразу же в начальный период радикальных системных преобразований. Как реакция на прошлое, когда преобладала государственная собственность, возникло стремление к тому, чтобы как можно быстрее ликвидировать эту форму собственности во всех ее проявлениях. Приватизация стала главным лозунгом программы преобразований.

Важным аргументом в пользу ликвидационной концепции послужила оценка, что государственные предприятия сильно зависят от бюрократических структур, они не смогут освободиться от связанных с этим навыков бесхозяйственности. С исторической точки зрения были основания для такой оценки

 

 

I. Принципиальная организационная структура предприятия

Подразделения и работники предприятия, выполняющие опреде­лённую функцию управления, образуют функциональную подсистему управления. Различают техническую, экономическую, производствен­ную, внешних хозяйственных связей и социальную подсистемы управ­ления.

Функции управления деятельностью предприятия реализуются под­разделениями аппарата управления и отдельными работниками, кото­рые при этом вступают в экономические, организационные, социаль­ные, психологические отношения друг с другом.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет раз­нообразие возможных видов организационных структур управления. Все эти виды сводятся в основном к четырём типам организационных структур:

* линейный

* функциональный

* линейно-функциональный (смешанный)

* матричный

Линейный используется в системах управления производственными участками, отделами, цехами. Не рассчитан на управление большим предприятием, т.к. не включает в себя научные и проектные организа­ции, разветвлённую систему связей с поставщиками и потребителями.

 

Функциональный: характерные его черты - углубление функцио­нального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не использует­ся, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответст­венность исполнителей.

Смешанная структура наиболее применяемая. При ней функ­циональные подразделения действуют на правах штаба при линей­ных руководителях, помогая им в решении отдельных управленче­ских задач. (АвтоВАЗ)

Матричный тип организационных структур управления строит­ся путём сочетания традиционной линейно-функциональной системы с созданием тематических проблемных групп специалистов. (Ис­пользуется на КАМАЗе)

Чёткое иерархическое разделение труда и специализация под­разделений аппарата управления являются основными направления­ми развития организационных структур.

1.1. Производственно-технологический процесс предприятия

Производственный процесс - совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых ис­ходные материалы превращаются в готовые изделия.

В зависимости от характера и масштаба выпускаемой продукции производственные процессы могут быть простыми и сложными. Продукция, изготовленная на машиностроительных предприятиях, как правило, состоит из большого количества деталей и сборочных единиц. Детали имеют разнообразные габаритные размеры, сложные геометрические формы, обрабатываются с большой точностью, для их изготовления требуются различные материалы. Все это усложняет производственный процесс, который делится на части, и отдельные части этого сложного процесса выполняются различными цехами и производственными участками завода.

Производственный процесс включает как технологические, так и нетехнологические процессы.

Технологические - процессы, в результате которых изменяются формы, размеры, свойства предметов труда.

Нетехнологические - процессы, не приводящие к изменению этих факторов.

По масштабам производства однородной продукции различают процессы:

массовые - при большом масштабе выпуска однородной про­дукции;

серийные - при широкой номенклатуре постоянно повторяю­щихся видов продукции;

индивидуальные - при постоянно меняющейся номенклатуре из­делий, когда большая доля процессов носит уникальный характер.

Все производственные структуры машиностроительных пред­приятий можно свести к следующим типам (в зависимости от их спетщализации):

1. Заводы с полным технологическим циклом. Они имеют все за­готовительные, обрабатывающие и сборочные цехи с комплек-

сом вспомогательных и обслуживающих подразделений (ЗИЛ, КАМАЗ).

\

2. Заводы с неполным технологическим циклом. К ним относятся заводы, получающие заготовки в порядке кооперирования от других заводов или посредников.

3. Заводы (сборочные), выпускающие машины только из дета­лей, изготовляемых другими предприятиями, например автосбо­рочные заводы.

4. Заводы, специализирующиеся на производстве заготовок оп­ределённого вида. Они имеют технологическую специализацию (завод "Станколит").

5. Заводы подетальней специализации, производящие отдельные группы деталей или отдельные детали (завод шарикоподшипни­ков).

1.2. Основное и вспомогательное производство

 

В зависимости от того, какой продукт является результатом про­изводства, производственные процессы подразделяются на основ­ные, вспомогательные и обслуживающие.

Центральное место в этой совокупности занимает основной про­изводственный процесс, в результате которого исходное сырьё и ма­териалы превращаются в готовую продукцию. Например, на автомо­бильных заводах основным процессом будет изготовление заготовок

для деталей, сборка сборочных единиц и полная сборка автомоби­лей.

Основной производственный процесс делится на три стадии: за­готовительную, обрабатывающую и сборочную.

Вспомогательный ПП - процесс изготовления продукции, кото­рая будет использоваться внутри предприятия. Например, вспомога­тельный процесс на автомобильном предприятии включает изготов­ление инструментов, которые используются при обработке деталей автомобилей, изготовление запасных деталей для ремонта оборудо­вания.

Обслуживающий ПП - это процесс труда, в результате которого никакой продукции не создаётся. К нему относятся транспортные, складские операции, технический контроль и др.

Своевременное и качественное выполнение основного ГШ в зна­чительной степени зависит от того, как налажено выполнение вспо­могательных и обслуживающих процессов, которые подчинены за­даче лучшего обеспечения основного ПП.

1.3. Организация технологического процесса по вы­пуску основной продукции предприятия

 

Организация производства охватывает все звенья - от групп от­раслей и подотраслей народного хозяйства до рабочего места.

В рамках крупного машиностроительного предприятия можно выделить три уровня организации производства:

1 .Организация процесса на рабочем месте состоит в чётком со­четании элементов процесса труда. Для одностаночного рабочего места организация производства должна обеспечить рациональное соответствие основных параметров станка, используемого инстру­мента, уровня квалификации рабочего, особенностей используемых материалов и выполняемых работ.

При комплексном рабочем месте организация производства ха­рактеризуется прежде всего чётким проектированием системы об­служивания, порядка загрузки (запуска) и съёма готовой продукции, обоснованием рациональных изменений режимов эксплуатации аг­регата.

2. Внутрицеховая организация производства обеспечивает соче­тание ПП, протекающих на рабочих местах, которые входят в одну стадию технологического процесса или в один частный ПП. Органи­зационно такая стадия производства может быть оформлена как уча­сток или цех.

3. Межцеховая организация производства включает проведение мероприятий производство пространственному и временному соче­танию крупных стадий ПП. Каждая из таких стадий - достаточно за­конченный процесс.

Основываясь на содержании и направлениях организации про­изводства, можно сформулировать её основные задачи:

* выбор наиболее совершенных вещественных элементов ПП;

* обеспечение их полного использования и рационального про­странственного и временного сочетания;

* экономия живого труда;

* повышение качества продукции.

 

Высшей формой организации производства являются автомати­ческие поточные линии, которые представляют собой совокупность машин, которые в определённой последовательности автоматически выполняют технологические операции производство изготовлению продукции.

Экономическая эффективность автоматических поточных линий состоит в резком повышении производительности труда и качества продукции, значительном снижении себестоимости и улучшении других показателей, а также в облегчении труда рабочих, функции которых сводятся к управлению машинами.

1.4. Управление технологическим процессом в про­изводстве

 

Управление технологическим процессом зависит от конкретной структуры определённого предприятия. А также от способа построе­ния функциональной системы предприятия.

При централизованном способе все функции управления скон­центрированы в функциональных отделах управления предприятия.

В цехах, и на участках оставлены только линейные руководители. Для приближения функционального аппарата к производству часть этого аппарата может быть размещена на территории цехов, которые она непосредственно обслуживает. Но работники этой части подчи­няются начальнику общего функционального отдела предприятия. Централизованная система оправдывает себя при небольших объё­мах производства, хотя она и широко применялась в прошлом на всех предприятиях в "застойные" времена.

При децентрализованном способе все функции обслуживания передаются цехам. Каждый цех превращается в замкнутое производ­ственное подразделение.

Наиболее эффективен смешанный способ, который получил наибольшее применение на большинстве предприятий. При этом во­просы, которые могут более оперативно и лучше решить цех или хо­зяйственное бюро, передаются в их ведение, а методическое руково­дство функциональными подразделениями и контроль за качеством

продукции выполняют функциональные отделы аппарата управле­ния предприятием.

Так как основная часть производственного процесса проходит непосредственно в цехе, он имеет свой аппарат управления техноло­гическим процессом. Во главе цеха стоит начальник, назначаемый из числа опытных, высококвалифицированных работников и подчиня­ется директору предприятия. Он организует труд всего коллектива, проводит мероприятия производство механизации и автоматизации производственного процесса, производство внедрению новой техни­ки, осуществляет меры производство охране труда.

Для решения конкретных технико-экономических задач в круп­ном цехе создаются:

* техническое бюро, занимающееся совершенствованием техно­логических процессов производства, оказанием помощи участ­кам при освоении технологических процессов и контролем технологической дисциплины;

* производственно-диспетчерское бюро, осуществляющее опе­ративно-производственное планирование и управление произ­водственным процессом;

* бюро труда и з/п;

 

* группа механика цеха, обеспечивающая уход за оборудовани­ем и его ремонт.

Важнейшим звеном производственной структуры цеха является производственный участок, во главе которого стоит мастер. Мастер -

непосредственный организатор процесса производства в своём под­разделении. Он имеет право: принимать на работу и производить расстановку рабочих на участке, производство согласованию с на­чальником цеха освобождать лишних рабочих; присваивать тариф­ные разряды рабочим; премировать и штрафовать рабочих.

Пользуясь этими правами, мастер обязан: обеспечивать выпол­нение работ и заданий, стоящих перед участком; предупреждать брак в производстве; обеспечивать экономное использование сырья и ма­териалов; обеспечить строгое выполнение техники безопасности и охраны труда.

Повсеместное использование АСУ упрощает процесс управле­ния. Основа АСУ - интегрированная обработка производственно-экономической информации, охватывающая решение задач прогно­зирования, планирования и управления производством с использо­ванием современных средств.

АСУ решают три задачи:

* оперативное планирование и управление всех цехов завода;

 

* технико-экономическое планирование и материально-технического снабжения;

* учёт движения товарно-материальных ценностей, готовой продукции, расчётов с поставщиками, кассовых и банковских операций.

Действующие АСУ безусловно доказали свою исключительную экономическую эффективность.

1.5. Контроль за качеством продукции

 

Качество продукции - это совокупность свойств, определяющих её пригодность удовлетворять потребности в соответствии с её на­значением.

Конкретно для машиностроительного производства качество его продукции характеризуется теми свойствами, которые определяют её эксплуатационную пригодность и проявляются в процессе использо­вания.

Такие показатели качества, как производительность, надёжность и безаварийность или безотказность работы, срок службы, удобство управления, внешний вид и отделка, являются общими для всех ма­шин и механизмов.

Качество изделия оценивается относительно, т.е. путём сопос­тавления его с другим изделием, имеющим оптимальные показатели качества, которые фиксируются в ГОСТах.

Существуют следующие показатели качества продукции: назна­чения (скорость, мощность); надёжности; эргономические; эстетиче­ские; технологические; транспортабельные; стандартизации и уни­фикации; патентно-правовые; экологические и безопасности.

Виды контроля делятся:

1)в зависимости от места проведения: стационарный и летучий;

2)визуальный, 1'еометрический, лабораторный, испытания;

 

3)в зависимости от количественного охвата: сплошной и выбо­рочный;

4) в зависимости от момента проведения: входной, промежуточ­ный и выходной.

Технический контроль - это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установлен­ным техническим требованиям. В машиностроении он представляет собой совокупность контрольных операций на всех стадиях произ­водства.

Основной задачей технологического контроля является своевре­менное получение полной и достоверной информации о качестве продукции и состоянии технологического процесса с целью преду­преждения неполадок и отклонений, которые могут привести к на­рушениям требований ГОСТов. Технический контроль призван обеспечивать стабильность производственного процесса, т.е. устой­чивую повторяемость каждой операции в предусмотренных техноло­гических режимах, нормах и условиях.

Объекты ТК: поступающие материалы, п/ф на разных стадиях изготовления, готовая продукция, средства производства, технологи­ческие процессы и режимы, общая культура производства.

Функции ТК: контроль за качеством и комплектностью выпус­каемых изделий, учёт и анализ возвратов готовой продукции, дефек­тов, брака, рекламаций, предупреждение брака и дефектов в произ­водстве.

Исполнители контрольных операций: представители главного металлурга, технолога, энергетика, механика, а так же ОТК и произ­водственный материал.

Функции ОТК:

 

1) обеспечивает развитие и совершенствование системы техниче­ского контроля;

2) осуществляет окончательную техническую проверку и испы­тание готовой продукции; оформляет и предъявляет её к сдаче заказчику;

3) выполняет инспекторский надзор и выборочные проверки го­товой продукции и производственного процесса;

4) осуществляет контроль за сохранением единства мер и состоя­нием измерительных средств;

5) организует оперативно-технический учёт и анализирует брак,

дефекты и возвраты готовой продукции.

 

ОТК независим от служб предприятия в вопросах определения качества готовой продукции и подчинён директору предприятия. Он самостоятельно проводит окончательную приёмку готовой продук­ции, приёмно-сдаточные испытания, контролирует законченную продукцию цехов.

Операции ОТК являются неотъемлемой частью технологическо­го процесса. Они разрабатываются отделом главного технолога, со­гласовываются с ОТК и фиксируются в технологических картах.

 

 

Предпосылки рыночной экономики к необходимости формирования нового типа хозяйственного руководителя.

 

Становление рыночной экономики требует перестройки не только (а, возможно, и не столько) форм и методов хозяйствования, но и мышления его участников. Очевидно, что без нового экономического мировоззрения практически невозможно реально создать и новые экономические отношения. В первую очередь - это проблема формирования нового типа хозяйственного руководителя (вместо технологического).

Коммерческое мышление предполагает особую бережливость, тщательный экономический расчет, постоянное сопоставление затрат и результатов с соответствующими показателями конкурентов. В условиях рынка огромное значение приобретают поворот мышления в направлении создания на предприятии ресурсосберегающей системы хозяйствования.

Задачи маркетинга требуют учета запроса и поведения покупателей. Это определяет необходимость:

· производить только то, что будет безусловно куплено;

· иметь широкий ассортимент продукции, рассчитанный на разные потребности и вкусы;

· организовать производственный процесс так, чтобы он был приспособлен к быстрой переналадке, а также к сервисному обслуживанию купленной продукции;

· постоянно вести научные исследования по анализу рынка, поведения потребителей и конкурентов;

· отводить первостепенную роль дизайну и рекламе.

Философию генерального директора предприятия (объединения, фирмы) и его заместителя по маркетингу во многом можно выразить фразой: “Мы управляем не заводом, а сбытовой организацией, удовлетворяющей потребности покупателей”. Производственные вопросы завода решает технический директор, ориентируемый, однако, стратегией сбыта, т.е. тем, что продиктуют ему службы маркетинга.

В завершение характеристики особенностей современной системы управления промышленными предприятиями нужно отметить безусловно полезный и актуальный для отечественных предприятий опыт совершенствования системы управления в американских компаниях [6], где реорганизация рассматривается не как “пожарное” мероприятие, а как плановый постоянный процесс управляемого развития предприятия.

В американских компаниях сложилась определенная система управления реорганизациями различного масштаба. Она обеспечивает, во-первых, достаточно плавный переход от старых методов управления к новым, а, во-вторых, способствует превращения последних в привычный элемент каждодневной работы персонала. Крупные перестройки управления проводятся раз в пять лет, более мелкие - ежегодно, при этом лишь 20% нововведений (различные информационные системы, процедуры планирования и т.п.) оказываются жизнеспособными.

В управлении реорганизациями можно выделить несколько характерных моментов. В их числе:

предварительный анализ подготовленности фирмы к внедрению новых методов управления;

составление специальной целевой программы по перестройке;

создание структуры руководства этой программы;

формирование особых методов и форм контроля, позволяющих корректировать ход реорганизации.

Важно не только определить, обладает ли предприятие достаточными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами для нововведения, но и выявить основные организационные и психологические барьеры на его пути. В организационном плане препятствиями могут стать:

конфликт между подразделениями;

недостаточно развитая сеть коммуникаций между ними;

слабая поддержка руководства;

противоречие между сложившейся системой стимулирования и новыми требованиями к организации работы;

наконец, бюрократическое сопротивление любым нововведениям, стремление сохранить сложившиеся отношения взаимоподчиненности.

Из всех барьеров американские специалисты наибольшее значение придают заинтересованности в новых методах управления высших управляющих фирмы. Поддержка руководства важна при внедрении любых нововведений, а новшества в управлении изменяющие, перераспределяющие полномочия и ответственность, процедуры принятия решений тем более требуют внимания со стороны руководителей компании.

 

 

2.Структура управления предприятием и производственным объединением.

 

    Под структурой аппарата управления предприятия(объединения) понимается совокупность всех линейных и функциональных органов управления, а так же система их связей и взаимодействия.

Формирование отдельных органов и аппарата управления в целом основывается на наличии определенных функций, их объеме, масштабе управляемости и особенностях объекта управления.

        Структура управления предприятием должна удовлетворять следующим основным требованиям:

- соответствовать функциональному содержанию процесса управления предприятием;

- иметь в своем составе органы для связи с вышестоящими уровнями управления;

- обеспечить постоянное прогрессивное развитие управляемого объекта;

- обладать внутренним потенциалом для совершенствования, восприятия и использования новейших достижений науки и практики управления;

         Кроме этих требований, на конкретный вид структура управления предприятием оказывает влияние и так называемый масштаб управляемости. Экспертным путем установлено, что возможны три варианта количественного состава сотрудников (рабочих) подчиненных одному руководителю:

5-7 (когда подчиненные выполняют разные функции);

8-20 (когда подчиненные выполняют сходные функции);

21-50 (когда подчиненные выполняют одинаковые функции).

    Подробный анализ функций управления по содержанию предопределяет контуры структуры аппарата, а конкретное разделение его на отделы и службы осуществляется с учетом объема работ по каждой функции.

     Норматив численности служащих устанавливается по каждой из выделяемых при анализе функций управления. Обычно он исчисляется по формуле:

Н=k · xa·yb·, ··· , pc   ,

Где Н- норматив численности по функциям управления;

   k- постоянный коэффициент, выражающий связь норматива с численным значением факторов;

    x, y, ..., p- численное значение учитываемых факторов, влияющих на объем функций управления;

     a, b, …, c- показатели степени при численных значениях факторов.

       В состав основных подразделений аппарата управления промышленным предприятием и производственным объединением входят следующие отделы: ОТиЗ, плановый отдел, производственный отдел, технологический отдел, конструкторский отдел, ОТК, материально-технического снабжения и сбыта, финансовый и ряд других.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.