Для анализа финансового потенциала предприятия используются методы и приемы такой науки как финансовый анализ. Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода.
Метод финансового анализа – это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулярных принципов исследования финансовой деятельности предприятия.
Существуют различные классификации методов экономического анализа. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Они составляют второй уровень классификации и подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические [14, с.10].
1. Статистические методы экономического анализа.
· статистическое наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями;
· абсолютные и относительные показатели (коэффициенты, проценты);
· расчеты средних величин: средние арифметические просты, взвешенные, геометрические;
· ряды динамики: абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;
· сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;
· сравнение: с конкурентами, с нормативами, в динамике;
· индексы – влияние факторов на сравниваемые показатели;
· детализация, например производительность труда годовая зависимость, во-первых, от производительности часовой, во-вторых, от использования времени в течение года;
· графические методы (для публикации).
2. Бухгалтерские методы:
· метод двойной записи;
· бухгалтерский баланс;
· другие бухгалтерские методы.
3. Экономико-математические методы:
· методы элементарной математики;
· классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;
· методы математической статистики: изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей;
· экономические методы: производственные функции, межотраслевой баланс народного хозяйства, национальное счетоводство;
· методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование; блочное и динамическое программирование;
· методы исчисления операций: управление запасами; методы технического износа и замены оборудования; теория игр; теория расписаний; методы экономической кибернетики.
На данный момент практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов). Можно выделить среди них пять основных методов (рис. 2.1.1.).
Рисунок 2.1.1. Системы финансового анализа, базирующиеся
на различных методах его проведения.
Горизонтальный (трендовый) анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения *(или тренд). В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие формы горизонтального (трендового) анализа:
1. Сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например с показателями предшествующей декады, месяца, квартала).
2. Сравнение финансовых показателей отчетности с показателями аналогичного периода прошлого года (например показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Эта форма применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.
3. Сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей. В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие формы вертикального (структурного) анализа:
1. Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются соотношение (удельного веса) оборотных и внеоборотных активов; состав используемых оборотных активов; состав используемых внеоборотных активов; состав активов предприятия по степени их ликвидности; состав инвестиционного портфеля и другие.
2. Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяется удельный вес собственного и заемного; состав используемого собственного капитала; состав используемого заемного капитала по срочности обязательств (возврату) и другие.
3. Структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по оперативной (производственной), финансовой и инвестиционной деятельности. Каждый из этих денежных потоков в свою очередь может быть более глубоко структурирован по отдельным составляющим элементам.
Сравнительный (пространственный) анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных финансовых показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие формы сравнительного анализа:
1. Сравнительный анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляют степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых в целях дальнейшего повышения ее эффективности.
2. Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий конкурентов. В ходе этого анализа выявляются слабые стороны деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению ее конкурентной позиции.
3. Сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится в разрезе сформированных на предприятии центров экономической ответственности с целью сравнительной оценки эффективности их финансовой деятельности.
4. Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. В процессе этого анализа выявляются степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся соответствующие коррективы в последующую финансовую деятельность.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) базируется на расчет соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе осуществления такого анализа определяются различные относительные показатели характеризующие отдельные аспекты финансовой деятельности. В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие аспекты такого анализа:
1. Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчета этих показателей заложена идея сопоставления текущих активов (оборотных средств) с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате расчета устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности (конвертации в абсолютно ликвидные средства), рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.
2. Анализ текущей деятельности. С позиции кругооборота средств деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие:
где: ДС – денежные средства;
СС – сырье на складе;
НП – незавершенное производство;
ГП – готовая продукция;
СР – средства в расчетах.
Эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности может быть оценена протяженностью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств в различных видах активов. При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости свидетельствует о повышении эффективности. Поэтому основными показателями этой группы являются показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов: выработка, фондоотдача, коэффициенты оборачиваемости средств в запасах и расчетах.
3. Анализ финансовой устойчивости. С помощью этих показателей оцениваются состав источников финансирования и динамика соотношения между ними. Анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью доступности, уровнем надежности, степенью риска и др.
4. Анализ рентабельности. Показатели этой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличии от показателей второй группы здесь абстрагируются не от конкретных видов активов, а анализируют рентабельность капитала в целом. Основными показателями поэтому являются рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала.
5. Анализ положения и деятельности на рынке капиталов. В рамках этого анализа выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение предприятия на рынке ценны бумаг, дивидендный выход, доход на акцию, ценность акции и др. Этот фрагмент анализа выполняется главным образом в компаниям, зарегистрированных на биржах ценных бумаг, реализующих там свои акции. Любое предприятие, имеющее временно свободные денежные средства и желающее вложить их в ценные бумаги, также ориентируется на показатели данной группы.
Факторный анализ базируется на определении внимания отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть раздробление результативного показателя на составные части, так и обратный (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Применяются следующие разновидности факторного анализа:
1. Дифференцирование. Свойства этого метода следующие: нет полного разложения; не требуется установление очередности изменения факторов; носит достаточно искусственный характер, поскольку требует непрерывности функции и бесконечно малого изменения признаков, чего в экономических исследованиях не может быть, так как многие показатели изменяются дискретно.
2. Метод цепных подстановок. Он является универсальным, весьма простым и наглядным методом, применяемым для любых типов моделей. При его использовании достигается полное разложение, требуется установление очередности изменения факторов, обоснованный способ установления такой очередности отсутствует, не аддитивен во времени.
3. Метод арифметических разниц. Факторные разложения находятся умножением прироста исследуемого фактора на комбинацию базисных и фактических значений остальных факторов. Данный метод является следствием цепных подстановок, обладает всеми его достоинствами и недостатками.
4. Интегральный метод. Факторные разложения находятся с помощью специальных расчетных формул. При его использовании достигается полное разложение, не требуется установления очередности изменения факторов, аддитивен во времени, однако характеризуется значительной сложностью расчетов и определенных условностей применения.
Факторный анализ при помощи системы жестко детерминированных моделей используется для определения изменения оборотных средств, их оборачиваемости, рентабельности предприятия; выявления суммы средств, высвобожденных или дополнительно вовлеченных в оборот в связи с изменением оборачиваемости [14, с.10-17].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 3531.