РЕФЕРАТ
Исследован механизм управления финансовым потенциалом предприятия. В работе показана актуальность анализа финансового состояния предприятия с целью улучшения его деятельности. Раскрыто понятие финансового потенциала предприятия, даны его основные характеристики. Выявлены финансовые проблемы и трудности с которыми сталкиваются предприятия Украины, и предложены пути их решения.
Финансовый потенциал предприятия, финансовый анализ, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, основные средства, оборотные средства, методы финансового анализа, баланс, актив баланса, пассив баланса, активы предприятия, чистое кредитование, чистое заимствование, вертикальный анализ баланса, горизонтальный анализ баланса, внеоборотные активы, краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, краткосрочные финансовые вложения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ..................... 6
1.1. Концептуальные основы механизма управления
финансовым потенциалом предприятия....................................... 6
1.2. Основные направления управления
финансовым потенциалом предприятия..................................... 13
1.3. Прогнозирование финансового потенциала предприятия.. 22
1.4. Стратегия управления финансовым потенциалом
предприятия................................................................................. 26
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ................................................. 33
2.1. Классификация методов и приемов...................................... 33
2.2. Финансовая отчетность предприятия как
информационная база для анализа финансового потенциала... 42
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАО "ВУПК "ДОНБАССМЕТУГОЛЬ"............................................ 47
3.1. Анализ имущественного положения.................................... 47
3.2. Анализ финансового состояния предприятия...................... 60
3.3. Анализ финансового равновесия источников и размещения активов предприятия................................................................................. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................. 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................... 83
ВВЕДЕНИЕ
Экономические условия, в которых предприятия осуществляют свою деятельность, сегодня конкретным образом изменились, что предопределило формулировку целевых установок. С одной стороны предприятиям представлена хозяйственная самостоятельность, они сами решают вопросы закупки и сбыта продукции, определения масштаба производства и направления использования источников средств. С другой стороны, для этих предприятий характерным является высокая степень изношенности активной части основных производственных фондов, невысокий уровень производительности труда, качества выпускаемой продукции и как результат неустойчивое финансовое положение.
В условиях рыночной экономики проблема оценки финансового потенциала предприятия распадается на ряд отдельных вопросов, из которых ключевым является финансовый анализ.
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.
Основной целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассива, в расчетах с дебиторами и кредиторами, чтобы своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности. В ходе такого анализа аналитика и управляющего (менеджера) может заинтересовать не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекцию на ближайшую или более отдаленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.
В условиях построения рыночных отношений процессу анализа финансового потенциала должен предшествовать глубокий финансовый анализ функционирования предприятия по следующим вопросам: анализ финансового состояния и определения финансовых возможностей предприятия. Основные тенденции динамики финансового состояния и итогов деятельности предприятия могут прогнозироваться с определенной степенью точности путем сочетания формализованных и неформализованных средств.
Формирование стратегии управления финансовым потенциалом предприятия включает следующие составляющие:
· стратегическое и тактическое планирование;
· организационно-правовое оформление финансовых потоков;
· контроллинг в управлении финансово-экономической деятельностью;
· выбор эффективных финансовых инструментов;
· управление финансовыми рисками;
· налоговое планирование;
· использование инвестиционных решений;
диагностика и прогнозирование финансового потенциала предприятия.
Исходной позицией в разработке стратегии управления финансовым потенциалом предприятия является эффективное использование финансового рынка, главной функцией которого является обеспечение движения денежных потоков от одних собственников к другим. В частности, необходимо активизировать систему вексельного обращения во взаимозачетах предприятий, развивать лизинговые отношения, внедрять факторинговые операции и т.п.
Главной задачей управления финансовым потенциалом предприятия является оптимизация финансовых потоков с целью максимального увеличения положительного финансового результата. Для этого предприятие должно иметь правильно составленный финансовый план своей деятельности.
Необходимо отметить, что содержание каждого элемента стратегии управления финансовым потенциалом предприятия зависит, прежде всего, от постоянно изменяющейся экономической ситуации в Украине и по существу элементы стратегии управления финансовым потенциалом являются конкретными направлениями общей стратегии развития предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного финансово-экономического анализа ЗАО "ВУПК "Донбассметуголь" было установлено:
1. В 1999 году основной формой расчетов был бартер *(взаимозачет). За полученной сырье, товарно-материальные ценности, газ, электроэнергию и т.д. производился расчет продукцией собственного производства и товарно-материальными ценностями, полученными по бартеру за отгруженную ранее готовую продукцию. Объем бартерных операций в общем объеме реализации составил 89,4%.
2. В имущественном состоянии предприятия и в структуре источников средств наибольший удельный вес (74,7%) составляют собственные средства в виде дополнительного капитала (индексация стоимости основных средств).
3. Сумма кредиторской задолженности неуклонно растет и значительно превышает сумму дебиторской задолженности, что отрицательно характеризует финансовое состояние.
4. Оборотные мобильные средства, хотя и незначительно увеличились (на 2,6%), но по сравнению с краткосрочными обязательства, сумма их значительно меньше, чем необходимо, что говорит о том, что ЗАО "ВУПК "Донбассметуголь" является ненадежным партнером, т.е. не может своевременно отвечать по своим долговым обязательствам.
5. Предприятие не имеет собственных средств для покрытия запасов и затрата, причем этот показатель продолжает снижаться, т.е. повышается зависимость от использования заемных источников, что характеризует финансовое состояние ЗАО "ВУПК "Донбассметуголь" как кризисное, предприятие находится на грани банкротства.
6. Ликвидность баланса не абсолютна, так как у предприятия практически отсутствуют средства для погашения наиболее срочных обязательств.
7. Оценка финансового равновесия источников и размещения активов предприятия показала, что состояние ЗАО "ВУПК "Донбассметуголь" может быть определено как чистое заимствование, т.е. у него недостаточно финансовых активов и заемных средств – положение предприятия неустойчивое.
Все выше перечисленное говорит о том, что руководству предприятия необходимо срочно предпринимать меры для улучшения финансового состояния, так как ЗАО "ВУПК "Донбассметуголь" находится на грани банкротства.
Для улучшения финансового состояния предприятия и реструктуризации структуры баланса необходима реализация следующих мероприятий.
1. Увеличение доходов за счет расширения объемов реализации продукции, реализация продукции должна быть увеличена путем внедрения комплекса мероприятий в отрасли маркетинга и продаж, создания эффективной системы сбыта продукции, приспособление ассортимента продукции, которая производится предприятием к постоянно меняющемуся спросу потребителей, расширение круга потребителей за счет выхода на новые экспортные рынки сбыта.
2. Уменьшение стоимости продукции за счет организационных и технических усовершенствований, а также за счет освоения инвестиций.
3. Уменьшение стоимости сырья, топлива, электроэнергии, которые используются предприятием газа за счет выгодных условий контрактов с поставщиками газа, электроэнергии и других материалов.
4. Уменьшение уровня кредиторской задолженности, а также количества просроченных платежей.
5. Уменьшение уровня бартерных контрактов и увеличение количества расчетов с потребителями по предварительной оплате.
6. Введение эффективной системы отчетности, системы контроля за поступлением и отправкой платежей для организации контроля над разделением денежных ресурсов.
7. Регулярное проведение анализа деятельности предприятия, для того, чтобы руководство могло «на ходу» оценит и улучшить сове финансовое положение.
Для этого в настоящее время, лучше всего использовать бухгалтерскую программу с встроенным блоком анализа финансовой деятельности. Эта программа очень удобна и даже необходима для неустойчивых предприятий, чтобы оперативно следить за изменениями финансового состояния.
Финансирование обновления и технического переоснащения ЗАО "ВУПК "Донбассметуголь" может быть осуществлено за счет таких источников:
1. Аккумулирование средств предприятия, полученных от реализации продукции как на внутреннем рынке, так и за его пределами.
2. Амортизационные отчисления и отчисления части прибыли на развитие производства.
3. Получение льготных кратко- и долгосрочных кредитов на техническое переоснащение предприятия с осуществлением комплекса мероприятий по защите окружающей среды.
Как известно основой стабильного положения предприятия является его финансовая устойчивость, ибо от устойчивости каждого предприятия в частности зависит финансовая устойчивость всей страны в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. – 256 с.
2. Артеменко В.Г. Белиндир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис» НГАЭиУ, 1997. – 128 с.
3. Артеменко В.Г. Белиндир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис» НГАЭиУ, 1999. – 160 с.
4. Управленческий учет. Под ред. В.Палия и Р.Вандера Вила. – М.: ИНФРА, 1997. – 518 с.
5. Аудит: Практическое пособие /А.Кузьминский, Н.Кужельный, и др.; Под ред. А.Кузьминского. – К.: «Учетинформ», 1996. – 238с.
6. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с анг./науч. ред. перевода чл.-корр. РАН И.И.Елисеева. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 624 с.
7. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных объектов /Пер. с англ. Под ред. Л.П.Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 631 с.
8. Бригхем Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. Сокр. Пер. с англ. – 5-е изд. – М.: РАТС: ОАО Изд-во «Экономика», 1998. – 823 с.
9. Бригхем Е. Основы финансового менеджмента /Пер. с англ. К.: Молодь, 1997. – 133 с.
10. Бланк И.А. Управление прибылью. К.: «Ника-центр», 1998. – 544 с.
11. Бородина Е.И. и др. Финансы предприятий. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1995.
12. Бухгалтерский анализ /Пер. с англ. – К.: Торгово-издательское бюро ВНV, 1993. – 428 с.
13. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами /Пер. с англ. /Гл. ред. серии Я.В.Соколов. – М.: Финансы и статистика. 1996. – 799 с.
14. Герчикова И.Н. Менеджменти. Практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 335 с.
15. Думинец О.С. Прогнозирование затрат предприятия //Финансы Украины. 1998. – №2. – с.11.
16. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. – 432 с.
17. Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу. Учебн. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 128 с.
18. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы. Учебн. пособие /пер. с франц. Под ред. проф. Я.В,Соколова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 567с.
19. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. – М.: АО «ДИС», «МВ-Центр», 1994. – 256с.
20. Костырко Л.А. Финансовый анализ и прогнозирование экономического потенциала предприятия. – Луганск: ООО «Знания», 1997. – 92с.
21. Костырко Л.А. Ковшарь А.И.Костырко Р.А. Финансовый анализ в управлении инвестиционной деятельностью. Луганск: изд-во ВУГУ, 1998. – 166с.
22. Костырко Л.А. Финансовый анализ. – Луганск: Финансовый анализ. – Луганск: изд-во ВУГУ, 1998. – 166 с.
23. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых отношений. Методы, модели, техника вычислений. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 400с.
24. Маккензи Р.А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. – М.: Изд. Слово и Дело. 1995. – 242 с.
25. Финансовый менеджмент Учебник для вузов /Г.В.Поляк, И.А.Акодис, Т.А.Краева и др. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518с.
26. Методика анализа финансово-экономического положения предприятий и организаций. ГНА Украины, Главное управление экономического анализа. – Киев, 1997.
27. Методика проведения углубленного анализа финансово-хозяйственного состояния неплатежеспособных предприятий и организаций. Утверждено приказом Агенства по вопросам предотвращения банкротства предприятий и организаций. от 27.06.97. №81.
28. Меркулов Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям. – М.:ИНФРА, 1996. – 336с.
29. Райзберг Б.А. Лозовской Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 496с.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. – 483с.
31. Ричард Брейли, Стюарт Майерс. Принципы корпоративных финансов /Пер. с англ. – М.: ИНФРА, 1996. – 336 с.
32. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Изд-во «Перспектива», 1995. – 420 с.
33. Роберт Н.Холт. Основы финансового менеджмента /Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 385 с.
34. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. Справочное пособие. – Минск, Высшая школа, 1997. – 187 с.
35. Самоукин А.И. Шишов А.А. Сборник задач по бизнесу: тесты и задачи с ответами и решениями для учащихся старших классов. – М.: Новая школа, 1995. – 112с.
36. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
2-е изд., перераб. и доп. – – М.: ИП «Экоперспектива», 1997. – 498с.
37. Уткин Э.А. Финансовое управление. – М.: Ассоциация авторов и читателей «Тандем». – М.: Изд-во «ЭКМОС», 1997. – 360с.
38. Управленческий учет. Под ред. В.Палия и Р.Вандер Вила. – М.: ИНФРА, 1997. – 518с.
39. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник Под ред. Е.С.Стояновой – 2-еизд. перераб. и доп. – М.: Изд-во Перспектива, 1997. – 574с.
40. Финансы: Учебное пособие /Под ред. А.М. Ковалевой. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 384с.
41. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга /Пер. с нем/под ред. и с предисловием А.А.Туркача, Л.Г.Головача, М.Л.Лукашевича. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800 с.
42. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия., – М.: ИНФРА-М, 1998. – 343с.
43. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. Кн.1. Как делать карьеру. Киев: МЗУУП – 1993. – 485с.
44. Шим Джей К. Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент /Пер. с англ. – М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1996. – 400 с.
45. Хелферт Э. Техника финансового анализа /Пер. с англ. Под ред. Л.П.Белых.– М.: Аудит, ЮНИТИ, 19936. – 663с.
РЕФЕРАТ
Исследован механизм управления финансовым потенциалом предприятия. В работе показана актуальность анализа финансового состояния предприятия с целью улучшения его деятельности. Раскрыто понятие финансового потенциала предприятия, даны его основные характеристики. Выявлены финансовые проблемы и трудности с которыми сталкиваются предприятия Украины, и предложены пути их решения.
Финансовый потенциал предприятия, финансовый анализ, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, основные средства, оборотные средства, методы финансового анализа, баланс, актив баланса, пассив баланса, активы предприятия, чистое кредитование, чистое заимствование, вертикальный анализ баланса, горизонтальный анализ баланса, внеоборотные активы, краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, краткосрочные финансовые вложения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ..................... 6
1.1. Концептуальные основы механизма управления
финансовым потенциалом предприятия....................................... 6
1.2. Основные направления управления
финансовым потенциалом предприятия..................................... 13
1.3. Прогнозирование финансового потенциала предприятия.. 22
1.4. Стратегия управления финансовым потенциалом
предприятия................................................................................. 26
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ................................................. 33
2.1. Классификация методов и приемов...................................... 33
2.2. Финансовая отчетность предприятия как
информационная база для анализа финансового потенциала... 42
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАО "ВУПК "ДОНБАССМЕТУГОЛЬ"............................................ 47
3.1. Анализ имущественного положения.................................... 47
3.2. Анализ финансового состояния предприятия...................... 60
3.3. Анализ финансового равновесия источников и размещения активов предприятия................................................................................. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................. 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................... 83
ВВЕДЕНИЕ
Экономические условия, в которых предприятия осуществляют свою деятельность, сегодня конкретным образом изменились, что предопределило формулировку целевых установок. С одной стороны предприятиям представлена хозяйственная самостоятельность, они сами решают вопросы закупки и сбыта продукции, определения масштаба производства и направления использования источников средств. С другой стороны, для этих предприятий характерным является высокая степень изношенности активной части основных производственных фондов, невысокий уровень производительности труда, качества выпускаемой продукции и как результат неустойчивое финансовое положение.
В условиях рыночной экономики проблема оценки финансового потенциала предприятия распадается на ряд отдельных вопросов, из которых ключевым является финансовый анализ.
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.
Основной целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассива, в расчетах с дебиторами и кредиторами, чтобы своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности. В ходе такого анализа аналитика и управляющего (менеджера) может заинтересовать не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекцию на ближайшую или более отдаленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.
В условиях построения рыночных отношений процессу анализа финансового потенциала должен предшествовать глубокий финансовый анализ функционирования предприятия по следующим вопросам: анализ финансового состояния и определения финансовых возможностей предприятия. Основные тенденции динамики финансового состояния и итогов деятельности предприятия могут прогнозироваться с определенной степенью точности путем сочетания формализованных и неформализованных средств.
Формирование стратегии управления финансовым потенциалом предприятия включает следующие составляющие:
· стратегическое и тактическое планирование;
· организационно-правовое оформление финансовых потоков;
· контроллинг в управлении финансово-экономической деятельностью;
· выбор эффективных финансовых инструментов;
· управление финансовыми рисками;
· налоговое планирование;
· использование инвестиционных решений;
диагностика и прогнозирование финансового потенциала предприятия.
Исходной позицией в разработке стратегии управления финансовым потенциалом предприятия является эффективное использование финансового рынка, главной функцией которого является обеспечение движения денежных потоков от одних собственников к другим. В частности, необходимо активизировать систему вексельного обращения во взаимозачетах предприятий, развивать лизинговые отношения, внедрять факторинговые операции и т.п.
Главной задачей управления финансовым потенциалом предприятия является оптимизация финансовых потоков с целью максимального увеличения положительного финансового результата. Для этого предприятие должно иметь правильно составленный финансовый план своей деятельности.
Необходимо отметить, что содержание каждого элемента стратегии управления финансовым потенциалом предприятия зависит, прежде всего, от постоянно изменяющейся экономической ситуации в Украине и по существу элементы стратегии управления финансовым потенциалом являются конкретными направлениями общей стратегии развития предприятия.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Концептуальные основы механизма управления
финансовым потенциалом предприятия
В условиях рыночной экономики проблема оценки финансового потенциала предприятия распадается на ряд отдельных вопросов, из которых ключевым является финансовый анализ.
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, который необходим для того, чтобы:
· оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
· оценить возможные и целесообразные темы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
· выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
· спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
В традиционном понимании финансовый анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполнять как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основной целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассива, в расчетах с дебиторами и кредиторами, чтобы своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности. В ходе такого анализа аналитика и управляющего (менеджера) может заинтересовать не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекцию на ближайшую или более отдаленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.
В этих условиях перед менеджерами предприятий встает множество вопросов:
· Какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия?
· Как рационально организовать финансовую деятельность предприятия, чтобы обеспечить его дальнейшее процветание?
· Как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?
· Каким образом определить факторы хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия?
На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ. Его материалы позволяют выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условий кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д.
Вторая группа пользователей финансового анализа – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы. К ним относятся аудиторские фирмы, консультанты бирж, юристы, ассоциации, профсоюзы.
Финансовый анализ подразделяется на отдельные виды в зависимости от следующих признаков:
1. По организационным формам проведения выделяют внутренний и внешний финансовый анализ предприятия.
Внешний финансовый анализ базируется на публикуемых отчетных данных т.е. на весьма ограниченной части информации о деятельности предприятия, которая является достоянием общества. Основными источниками информации являются бухгалтерский баланс и приложения к нему.
Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.
Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитического материала. В качестве основных здесь можно выделить:
§ группу таких пользователей, как собственники – акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов, размер дивидендов и перспективы развития предприятия;
§ группу многочисленных сторонних хозяйствующих субъектов, которую составляют:
· кредиторы, которые должны быть уверены, что им вернут долги;
· потенциальные инвесторы, намеревающиеся принять решение о вкладе своих средств в предприятие;
· поставщики, которые хотят быть уверенными в платежеспособности своих клиентов;
· аудиторы, которым необходимо распознать финансовые хитрости своих клиентов.
Общая задача, которая при этом исследуется, это проведение:
· оценки финансовых результатов;
· оценки имущественного положения;
· анализа финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
· исследования состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;
· анализа эффективности вложенного капитала.
Внутренний финансовый анализ использует всю информацию о состоянии дел на предприятии, в том числе и доступную лишь ограниченному кругу лиц руководящих деятельностью предприятия.
Внутренний финансовый анализ ставит своей целью более глубокое исследование причин сложившегося состояния, взаимосвязи показателей объема, себестоимости и прибыли. Основное содержание (задачи) внутреннего финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение и для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек оборота и прибыли.
2. По объему исследования выделяют полный и тематический финансовый анализ предприятия.
Полный финансовый анализ проводится с целью изучения всех аспектов финансовой деятельности предприятия в комплексе.
Тематический финансовый анализ ограничивается изучением отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Предметом тематического финансового анализа может являться эффективность использования активов предприятия; оптимальность финансирования различных активов из отдельных источников; состояние финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия; оптимальность инвестиционного портфеля; оптимальность финансовой структуры капитала и ряд других аспектов финансовой деятельности предприятия.
3. По объекту анализа выделяют следующие его виды:
Анализ финансовой деятельности хозяйствующего субъекта в целом. В процессе такого анализа объектом изучения является финансовая деятельность предприятия (объединения) в целом без выделения отдельных его структурных единиц.
Анализ финансовой деятельности отдельных структурных единиц и подразделений (центров экономической ответственности). Такой анализ базируется в основном на результатах управленческого учета предприятия.
Анализ отдельных финансовых операций. Предметом такого анализа могут быть отдельные операции, связанные с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; с финансированием отдельных реальных проектов и другие.
4. По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последовательный финансовый анализ.
Предварительный финансовый анализ связан с изучением условий финансовой деятельности в целом или осуществления отдельных финансовых операций предприятия (например, оценка собственной платежеспособности при необходимости получения крупного банковского кредита).
Текущий (или оперативный) финансовый анализ проводится в процессе реализации отдельных финансовых планов или осуществления отдельных финансовых операций с целью оперативного воздействия на результаты финансовой деятельности. Как правило он ограничивается кратким периодом времени.
Последующий (или ретроспективный) финансовый анализ осуществляется предприятием за отчетный год (месяц, квартал, год) и результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с предварительным и текущим анализом, так как базируется на завершенных отчетных материалах статистического и бухгалтерского учета.
В целом аналитические задачи всех видов анализа представляют собой конкретизацию целей анализа с учетом организованных, информационных, технических и методологических возможностей проведения этого анализа, что способствует росту информированности администрации предприятия и других пользователей экономической информации (субъектов анализа) о состоянии интересующих объектов.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что финансово-экономический анализ является базой для принятия управленческих решений по вопросам жизнедеятельности предприятия.
1.2. Основные направления управления
финансовым потенциалом предприятия
Экономические условия, в которых предприятия осуществляют свою деятельность, сегодня конкретным образом изменились, что предопределило формулировку целевых установок. С одной стороны предприятиям представлена хозяйственная самостоятельность, они сами решают вопросы закупки и сбыта продукции, определения масштаба производства и направления использования источников средств. С другой стороны, для этих предприятий характерным является высокая степень изношенности активной части основных производственных фондов, невысокий уровень производительности труда, качества выпускаемой продукции и как результат неустойчивое финансовое положение.
К числу наиболее вероятных причин, обуславливающих, неустойчивое финансовое состояние следует отнести:
· неудовлетворительную структуру имущества предприятия;
· падение степени ликвидности;
· производство продукции невысокого качества;
· значительная доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
· невысокий уровень собственных источников;
· нарушение финансового равновесия, а соответственно нестабильность обеспечения финансовыми ресурсами предприятия;
· нерациональная структура и соотношение активов и пассивов;
· низкий уровень использования производственных мощностей.
Но главное, чем определяется финансовая устойчивость – это текущее финансовое положение, а также возможное перспективы его положения, беспрерывной деятельности и развития предприятия. Если у предприятия падает рентабельность, оно становится менее платежеспособным. Изменение финансового положения в худшую сторону в связи с падением рентабельности может повлечь за собой и более тяжелые последствия: из-за недостатка денежных средств – снижение платежеспособности и ликвидности. Возникновение при этом кризиса наличности приводит к тому, что предприятие превращается в «потенциально неплатежеспособное», а это может рассматриваться как первая ступень кризисного состояния (банкротства).
Основой стабильного положения является его финансовая устойчивость – это такое состояние распределения и использования финансовых ресурсов, которое обеспечит беспрерывное финансовое равновесие денежных потоков и развитие предприятия в условиях допустимого уровня риска.
Основой нормального функционирования любого предприятия есть наличие достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения возникающих потребностей предприятия для текущей деятельности и развития.
Финансовые ресурсы – денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и заемных средств. Первоначально финансовые ресурсы появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде.
Финансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников. Источниками финансовых ресурсов являются:
· прибыль;
· амортизационные отчисления;
· средства, полученные от продажи ценных бумаг;
· паевые и иные взносы юридических и физических лиц;
· кредиты и займы;
· средства от реализации залогового имущества, страхового полиса и другие поступления денежных средств (пожертвования, благотворительные взносы и т.д.).
Основной источник формирования финансовых ресурсов на предприятии – стоимость реализованной продукции, различные части которой приобретают форму денежных доходов и накоплений.
На большинстве предприятий недостаток финансовых ресурсов, так как:
1. Недостаток собственных оборотных средств.
2. Систематическая потеря части финансовых ресурсов вследствие инфляционных процессов.
3. Большой уровень бартерных отношений между предприятиями, который буквально заполонил всю экономику Украины.
4. Неадекватность руководства предприятия новым условиям хозяйствования.
Для стабильного формирования достаточного объема финансовых ресурсов источники сами должны быть стабильными.
Объем финансовых ресурсов за счет перераспределения между разными источниками может соответствовать потребности нашего предприятия.
Кредитные ресурсы нужны для предприятия, потому что во время колебания потребностей финансовых ресурсов их наличие может не равняться, необходимо оценить возможность для предприятия возместить заемные средства с процентами в срок, если существует возможность, так как автоматически увеличиваются затраты.
Предприятие пользуется правом эмиссии ценных бумаг для формирования дополнительных средств за счет выпуска акций. Особенность этого вложения средств, в зависимости от выбранной стратегии предприятия, – эти инвестиции не обязательно могут характеризоваться понятием «фиксированная срочность», эти ценные бумаги могут быть реализованы в любой момент при необходимости, срок владения ценными бумагами не является срочным, за исключением государственных ценных бумаг – фиксированный срок обращения на рынке.
Предприятие должно руководствоваться общими принципами максимизации доходности и минимизации рисков.
Одним из основополагающих факторов для развития предприятия и его бизнеса является наличие собственного капитала, который в определенной степени определяет возможные объемы производства, его характер, уровень техники и технологии производства. Размеры собственного капитала обуславливают возможность привлечения заемных средств, поскольку характеризует риск их невозвращения. Однако некоторые предприятия предпочитают рисковать и «жить в займы», чем определять оптимальную структуру источников финансирования. Отсюда вытекает, что условием успешного развития любого предприятия является его финансовая структура.
Под структурой капитала И.А. Бланк понимает соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности; Райзберг Б.А. Лозовой Л.М., Стародубцева Е.Б. – разделение экономического объекта или экономической категории на составные части по определенным признакам, установление взаимосвязей между эти составными частями. Ковалев В.В. утверждает, что следует различать «финансовую структуру» как способность финансирования деятельности предприятия в целом, то есть структуру всех источников средств и «капитализированную структуру» предприятия, которая относится к более узкой части источников средств – долгосрочным пассивам (собственные источники и долгосрочный заемный капитал). Но в целом как бы мы не дополняли и не расширяли понятие «структура» различными другими мнениями и понятиями – все перечисленные и другие точки зрения сходятся на том, что структура это соотношение между составными частями капитала, то есть между собственными и заимствованным капиталом. Следует сказать, что, наверное, не совсем корректно устанавливать какие-то определенные, цифровые или количественные границы соотношений, потому что для каждого предприятия существуют свои строго специфичные условия развития и финансирования в целом, при схожести их развития в одной и той же отрасли. Поэтому и нельзя выписать один уникальный «рецепт» состояния структуры капитала для всех предприятий. Но зато можно попытаться разработать процесс и выработать стадии оптимизации структуры капитала, которые могут быть применены для всех без исключения предприятий.
Процесс оптимизации структуры капитала следует начать с анализа капитала предприятия. На этом этапе выявляются основные составные части капитала, их объем, динамика, тенденции изменения, а также устанавливается соотношение между собственниками и заемным капиталом. Одновременно с этим осуществляется анализ финансового состояния предприятия, его устойчивости и уровень существующих рисков, которые порождаются использованием того или иного вида капитала, а также осуществляется оценка эффективности использования капитала.
Второй этап процесса оптимизации связан с определением общей потребности предприятия в капитале при существующих и прогнозных темпах развития предприятия, потребностях товарного рынка, конкурентоспособности предприятия и т.п. Определять потребность в капитале, можно основываясь на плановых суммах оборотных, внеоборотных активов, как это предлагается Бланком И.А.. Сумма этих активов и будет представлять общую потребность в капитале, а разница между общей потребностью в капитале и используемой его суммой позволит определить его прирост для формирования пропорций привлечения собственных и заемных средств. На наш взгляд очень трудно да и не целесообразно менять его сложившуюся структуру капитала предприятия. Воздействовать можно лишь на ту разницу в структуре, которая будет складываться в результате вычета из общей потребности в капитале используемой в настоящий момент суммы капитала на предприятии.
Третий этап – выбор оптимальной структуры капитала с учетом факторов (показателей), характеризующих индивидуальные особенности деятельности предприятия. В соответствии с выбранной структурой на этом этапе должен происходить и выбор источников финансирования и разрабатываться модель привлечения собственного и заимствованного капиталов, как за счет внутренних, так и за счет внешних источников финансирования. Причем в зависимости от специфики деятельности предприятия рекомендуется разрабатывать два направления отдельно: управление привлечением собственного и заимствованного капитала.
Рассчитанный и проанализированный таким образом необходимый объем привлечения собственных и заимствованных средств и будет соответствовать требованиям формирования оптимальной структуры капитала предприятия.
Сегодня все важные стратегические решения должны приниматься с использованием системы и методов планирования.
Результатом этого процесса, может стать выработка и постановка целей для предприятия на ближайшие 3-5 лет. Причем этот план действий может быть разделен на решение отдельных вопросов. На практике каждое предприятие осуществляет разные виды экономической деятельности и производит различную продукцию, поэтому может применять в своей деятельности различные стратегии одновременно. Но в целом все они берут за основу наращивание собственного капитала и возможностей предприятия.
Как правило в отечественных и зарубежных организациях процесс стратегического планирования начинается с прогноза. Если в зарубежных компаниях определяются необходимые активы для поддерживания этих объемов и изыскиваются источники для финансирования этих активов, то у украинских предприятий сегодня нет такой возможности разрабатывать детальные планы даже на ближайшие три года, не говоря уже о пятилетии. Поэтому можно согласится с мнением Думинец О.С., что можно лишь намечать направления развития, но переводить их в цифры не целесообразно, поскольку нестабильность экономической и политической ситуации сводит к нулю ценность такого прогноза. И если уж заниматься таким прогнозом в настоящее время, то тогда следует прибегнуть к более приемлемым и уже опробованным методикам бенчмаркетинга, рекомендациям Думинца О.С.
Стратегический план действий рекомендуется разделить на две отдельные задачи, имеющие принципиальное значение: стратегический и тактический. Если в краткосрочном (оперативном) плане на первый план выдвигаются проблемы текущей эффективности использования финансовых ресурсов, то в долгосрочной перспективе стоит задача развития новых направлений использования финансовых ресурсов и получения новых источников финансирования.
В рамках системы реализации должны конкретизироваться и подготавливаться к осуществлению все задачи и мероприятия, намеченные в системе планирования, а также должна проверяться их эффективность. Цель этой системы состоит в обеспечении успеха в достижении поставленных целей и превращения их в стратегический фактор, то есть задача стоит не только реализовать внутренние резервы, использовать финансовые ресурсы и доказать нужность и важность их использования для предприятия, но и показать преимущества их использования в условиях рыночной ориентации и выживаемости в конкурентной борьбе.
Система контроля – обеспечивает критико-аналитическую оценку стратегии предприятия. Для того, чтобы своевременно оценить правильность и пригодность принятых в прошлом решений, необходима постоянная их проверка и оценка с учетом постоянно меняющейся рыночной ситуации. В этом случае, контроль нужен не столько для выявления и писка ошибок (для это хорош такой метод контроля, как ревизия), сколько для осуществления необходимых поправок на намеченном курсе и выявления деградаций в использовании финансовых ресурсов
Однако следует подчеркнуть, что даже достижение поставленных стратегий еще не гарантирует оптимальность применяемых инструментов управления финансовыми ресурсами предприятия. Развитие рыночных отношений, развитие банковской системы, появление альтернативных источников финансирования, расширение направлений инвестирования, становления конкурентоспособного производства и т.п., требует новых практических решений, основанных на принципиально новом теоретическом уровне знаний, трансформации традиционных алгоритмов финансового планирования, а также наличия на предприятиях соответствующих финансовых служб, способных возглавить финансовую деятельность на предприятии и принимать стратегические решения по управлению финансовыми ресурсами предприятия. Но как показала практика, на большинстве отечественных предприятий отсутствуют финансовые отделы и данную работу возглавляют то ли бухгалтерия, то ли другие экономические службы, которые не имеют элементарных знаний в области финансового менеджмента. Поэтому реализация стратегических решений самих по себе невозможна без коренной структуры управления на предприятии и определенного уровня профессионализма его кадрового состава.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.