Театр –его истоки в глубокой древности, в обрядовой практике.
Греческий театр возник из обрядов посвященных богу Дионису, праздновавшихся с 24 марта, в течение 10 дней (свита бога - сатиры). Люди одевались в костюмы, готовили сценарии, тексты. Затем стали создаваться театральные постановки – комедии и трагедии. Они шли в следующем порядке: 3 трагедии («козлиная песня»), затем 1 комедия.
В России возникновение театра также связано с обрядовой практикой (в Заонежье до начала 20 в. сохранились пародийные свадьбы, «розыгрыши»). 1805 г. в Карелии появился первый любительский театр.
Екатерина Великая – «народ, который поет и пляшет, не мыслит худого». При ней активно развивались театрализованные маскарады, праздничные гуляния, театры создавались в крупных поместьях.
20 век – профессиональный театр в Петрозаводске. 16 актеров из Питера и несколько местных жителей из любительских театров. Делали по 3 премьеры в месяц.
Революция театра в России:
А) Станиславский и Немирович-Данченко – правдо- и жизнеподобие.
Б) Брехт, Маяковский, Мейерхольд – отстранение, гротеск, буффонада.
Петрозаводск – 1918 –профессиональный театр, революционные идеи; 1930 – национальный финский театр.
Телевидение – от средства доставки информации к искусству.
Как всякое массовое искусство несет 3 функции: развлечение, отдых, мифологическая (обнадеживающая).
Минусы телевидения: «жвачка для ума», «ящик для дураков», отсутствие живого звука, сопричастности, сопереживания, которые присутствуют в кино и концертном зале, а также в театре.
Плюсы телевидения: иллюзия непосредственного участия, доверительного контакта (не ты идешь к кому-то, а кто-то пришел к тебе).
Телевидение дает поверхностную, оглушающую информацию, крайне редко можно увидеть серьезные вещи (как правило, это классика кино и театра, отдельные публицистические и литературные программы).
Понятие контркультуры.
Теория контркультуры – Теодор Роззек (1960 г.) дал определение, сам феномен появился раньше.
Массовая культура Элитарная культура
(упрощенная) (усложненная)
Контркультура
2 группы художников:
а) маргиналы – выпали из элитарной культуры, проблему «творчество – заработок» решили, отдав предпочтение творчеству. «Выпали из жизни», ad marginem – на краю жизни. Увлечение новыми формами искусства, творчеством не дает им возможности заработать на жизнь.
б) молодые художники, которые хотят себя быстрее реализовать, а «отцы» не дают им это сделать.
Культура | Контркультура |
Признается государственная система, правовые учреждения, экономическая система | Отрицание всех старых структур власти, судопроизводства, экономики. Анархизм. |
Политические и идеологические доктрины | Отказ от политики и идеологии. Деполитизация и деидеологизация общества. |
Система образования и воспитания | Отказ от старой системы образования; отрицание всякой системы в воспитании и образовании |
Искусство | Нетрадиционное искусство: поп-рок, панк-искусство |
Религия | Нетрадиционные формы религии: мистика, восточные культы |
19. Антитоталитаризм как главное содержание контркультуры.
Вспомним песню В. Высоцкого «Охота на волков», люди которые не вписываются в окружающую действительность – отстреливаются, не имеют права на существование. Но если преодолеть страх перед красным флажком, есть шанс выбраться из этого круга.
Разрешение вопроса – «как вырваться из круга?» – задача, которую решает антитоталитарное искусство.
Еще современники Маркса критиковали его за то, что в основу общественного богатства он положил – капитал, труд, природные ресурсы. А где интеллект, мысль, талант, гений?
Накопление творческого потенциала человека стало цениться выше, таланты и гении поощряются, награждаются, вызывают гордость и желание добиться того же.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 244.