Особенности государственного аппарата.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В начале 20-х гг. система власти в РСФСР остается прежней, т.к. она была зафиксирована в Конституции 1918 г. Но в 1924 г. в связи с образованием СССР принимается новая Конституция, которая фиксирует федеральный принцип управления и, естественно, происходит усложнение органов государственной власти. Помимо республиканских, в том числе и российских, создаются союзные органы власти. Образуется Съезд Советов Союза ССР и образовывается ВЦИК СССР. Более существенные изменения произошли в органах управления. Наркоматы были поделены на 3 группы:

1. Общесоюзные, их всего 5 (иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов). На местах работали уполномоченные данных наркоматов.

2. Объединенные наркоматы (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ).

3. Республиканские (НКВД, юстиции, земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения), их количество со временем менялось, поэтому перечислены лишь основные.

Меняются приоритеты в государственном аппарате, особенно сильно это наблюдается в функциях экономических ведомств. Постепенно сужается компетенция самого мощного министерства – Наркомпрода, а в 1924 г. он полностью ликвидируется, т.к. все налоги взимаются в денежной форме и их собирает НКФ (народная комиссия финансов). Усложнилась структура НКФ и ее представительств, а вместе с тем и ее численность. На местах создаются должности финансовых инспекторов (из них образовалась большая прослойка). Появляются продотделы косвенных налогов. В этот период возрастает роль НКВД, он становится, наряду с руководством милицией и пожарной охраной, координирующей и руководящей силой местных советов. Именно НКВД собирает информацию о выборах, процедурах, итогах. Наркомат рассылал материалы в местные советы, полагал организовать делопроизводство, именно по смете НКВД финансировались местные советы. В результате начали возникать идеи о ликвидации этих функций НКВД и передаче их ВЦИКу.

Сокращение государственного аппарата. Когда в 1921 г. подсчитали число чиновников, их оказалось в 2 раза больше чем до революции. Поэтому создается комиссия по сокращению и упрощению государственного аппарата. Особо эффективным был переход на единую тарифную сетку в оплате труда служащих. Теперь устанавливается численность сотрудников по разрядам (всего 17). В этот период проводятся правовые и административно-территориальные реформы. До этого Россия сохраняла деление, оставшееся со времен губерний. В 1924-1925 гг. было проведено районирование, т.е. разрушена царская волость, создан район. В районах действовали Совет и райисполком, их функции были расширены. Сами райисполкомы собирали налоги с местного населения. Создан районный бюджет и определены источники его наполнения. Губернии ликвидировались, вместо них были созданы округа. Целью этих действий было приблизить управление к населению, однако эти мероприятия себя не оправдали.

Особенности государственного развития. Также в этот период происходит демократизация избирательного законодательства. Уточнены и сужены в специальных положениях о выборах группы лишенцев, теперь могли голосовать и лица, использующие наемный труд, трудовую аренду. Лишение избирательных прав проводилось на основе документальных свидетельств от компетентных органов: суда, финансового отдела, ГПУ, относящего людей к той или иной группе лишенцев. Одновременно смягчился диктат партии над процедурой выборов. Они стали проводиться из собрания: только они могли выдвигать кандидатов в Советы, и в итоге уже после первых выборов, проведенных по новому законодательству, доля коммунистов снизилась, было переизбрано множество председателей Советов. Но уже в 1926 г. избирательное законодательство вновь было ужесточено.

Роль РКП (б). Партия овладела государственным аппаратом благодаря кадровой политике. Была составлена номенклатура всех должностей в профсоюзах, партиях (во всех органах). Занятие любой должности осуществлялось с санкции партийного комитета соответствующего уровня: вся номенклатура делалась на районную, уездную, губернскую, республиканскую (союзную). Издавались специальные сборники с перечнем сотрудников (раньше они были засекречены). Члены партии подчинялись жесткому дисциплинарному регулированию, проводились чистки партий и государственного аппарата. Постепенно партия костенела.

Судебные реформы 1922 г.

В 1922 г. ВЦИКом было принято положение "О судоустройстве РСФСР". По нему предусматривалась следующая система судов.

1. Общие суды (народный суд, губернский суд, Верховный суд и его коллегии).

2. Специальные суды (военный трибунал [рассматривал дела о преступлениях, угрожающих Красной армии], Особые трудовые сессии народных судов [дела, связанные с нарушением КЗОТа], центральные и местные арбитражные комиссии [рассматривали имущественные споры между государственными предприятиями]).

Основную массу дел рассматривали суды первой группы. Народный суд рассматривал дела в составе судьи или судьи и 2-х народных заседателей. Народный судья избирался горисполкомом. Народные заседатели избирались по предприятиям (50%), селениям (35%) и воинским частям (15%). Требования к судье и народным заседателям предъявлялись следующие: обладание избирательными правами, судья должен иметь опыт общественной работы и желательно юридическую практику.

Губернский суд: 1) сам рассматривал дела по первой инстанции дела о государственных преступлениях, против порядка управления, должностных и особо тяжких преступлениях; 2) Осуществлял надзор за народными судами губернии; 3) Рассматривал кассационные жалобы и протесты прокурора на приговоры районных судов. Он состоял из председателя, 2-х заместителей по гражданским и уголовным делам, 12 постоянных членов и народных заседателей. К членам губернского суда предъявляли более жесткие требования. В составе губернского суда действовали пленум, уголовные и гражданские отделы и дисциплинарные отделы.

Верховный суд РСФСР. В его компетенцию входил контроль над нижестоящими судами, а также рассмотрение в кассационном порядке решений губернских судов. По первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности и осуществлял судебный надзор. Состав суда: президиум, пленарное заседание, кассационная коллегия по уголовным и гражданским делам, судебная коллегия, военная и военно-транспортная коллегия, дисциплинарная коллегия. Председатель и члены назначались президиумом ВЦИКа. Имелись судебные следователи, которые работали практически при судах всех уровней.

В 1922 г. было принято положение "О прокурорском надзоре". На стадии обсуждения доминировала идея о двойном подчинении прокуратуры губернскому Совету и прокурору РСФСР. Но эта идея была отвергнута, прокуратура учреждена как независимая от местной власти. Центральная прокуратура РСФСР создается как отдел НКЮ, а прокурор РСФСР одновременно является и наркомом юстиции. В подчинении прокурора находились помощники и губернские прокуроры, они утверждались ВЦИКом по представлению прокурора РСФСР. Прокуроры автономных республик назначались ВЦИКами республик и были достаточно независимы от прокурора РСФСР, подчинение предусматривалось только по делам федерального значения.

Прокуратура выполняла 3 функции:

1. Общественный надзор за всеми государственными органами;

2. Надзор за деятельностью следственных органов, ГПУ и поддержка обвинения в суде;

3. Надзор в местах лишения свободы.

Создавалась адвокатура, она была восстановлена в 1922 г., при губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников по гражданским и уголовным делам, руководящим органом было общее собрание коллегий. Первый состав коллегий утверждал губернский исполнительный комитет, а в дальнейшем принимало само собрание.

Судебная система в таком виде сохранялась достаточно долго. Возвращался принцип состязательности, создавался единый судебный корпус.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.