Конституция РСФСР 1918 г. Становление советского суда. Первые декреты о суде.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституция РСФСР 1918 г. Становление советского суда. Первые декреты о суде.

Полагают, что в начале 1918 г. были подготовлены 3 черновых проекта конституции (в министерстве внутренних дел, наркомате юстиции и группой лиц). Официальный проект был создан комиссией ВЦИКа. Комиссия начала работать, а только потом была юридически оформлена. Возглавлял комиссию Свердлов. Готовый проект отправили в ЦК РКП (б) и советы. Исследователи полагают, что работа над конституцией шла под контролем ЦК РКП (б). Проект конституции был опубликован, и предполагалось его публичное обсуждение. В этой комиссии присутствовало несколько эсеров с семионистскими взглядами (критическое отношение к государству, отношение к нему как к совокупности учреждений разного плана). Недостатков в конституции было много. В ней не было ни слова о РКП (б), не понятно кто и как осуществляет властные полномочия.

В ноябре 1918 г. принят декрет о суде № 1, который ликвидировал старые суды. Было создано 2 вида судов: народные суды и революционный трибунал. К народным судам относились практически все гражданские суды и некоторые уголовные. К ведению революционных трибуналов относились все самые серьезные преступления, главным из которых была контрреволюционная деятельность.

Декретом № 1 была упразднена старая прокуратура, в революционных трибуналах создавались камеры обвинения, которые действовали до мая 1922 г. Были закрыты царские суды и суды Временного правительства, например, Сенат, Петроградский коммерческий суд. В декрете № 1 были утверждены принципы советского суда: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводств на русском языке, независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого на защиту. В качестве кассационной инстанции учреждены съезды местных судей. Постоянно происходило расширение компетенции местных судов, они разбирали гражданские дела, ограниченные суммой до 3 тысяч рублей и/или 2-мя годами заключения. Вскоре были учреждены окружные суды, которые избирались городскими и уездными советами и работали в составе 3-х членов и четырех заседателей. Окружные суды имели специальные следственные комиссии из 3-х человек, которые избирались Советами. У них были функции предварительного следствия. При советах учреждались коллегии защитников и обвинителей. Советские суды были созданы изначально не как самостоятельные органы, т.к. они были включены в систему советов по конституции 1918 г. Очень часто судьи не избирались, а назначались.

Гражданский процесс проходил в состязательной форме.

Революционные трибуналы появились с созданием новой власти, их предшественники начали работать в период временного правительства. Они назначались в основном советами, а в зоне военных действий назначались из состава Красной армии. В мае 1918 г. организуется революционные трибуналы при ВЦИКе, в составе председателя и 6 членов. Они избирались на 3 месяца. Приговоры революционных трибуналов обжалованию не подлежали. В октябре 1918 г. при революционном военном совете организовали военный революционный трибунал. В 1920 г. при наркомате путей сообщения создан главный революционный железнодорожный трибунал.

Для народных судов и трибуналов высшей судебной инстанцией являлся ВЦИК. Для этого создается специальный кассационный отдел, созданный из председателей всех центральных трибуналов и представителя Наркомюста. В 1920 г. этот кассационный отдел был преобразован в кассационный трибунал. Судебными функциями еще обладала ВЧК и ее местные учреждения.

Судебные реформы 1922 г.

В 1922 г. ВЦИКом было принято положение "О судоустройстве РСФСР". По нему предусматривалась следующая система судов.

1. Общие суды (народный суд, губернский суд, Верховный суд и его коллегии).

2. Специальные суды (военный трибунал [рассматривал дела о преступлениях, угрожающих Красной армии], Особые трудовые сессии народных судов [дела, связанные с нарушением КЗОТа], центральные и местные арбитражные комиссии [рассматривали имущественные споры между государственными предприятиями]).

Основную массу дел рассматривали суды первой группы. Народный суд рассматривал дела в составе судьи или судьи и 2-х народных заседателей. Народный судья избирался горисполкомом. Народные заседатели избирались по предприятиям (50%), селениям (35%) и воинским частям (15%). Требования к судье и народным заседателям предъявлялись следующие: обладание избирательными правами, судья должен иметь опыт общественной работы и желательно юридическую практику.

Губернский суд: 1) сам рассматривал дела по первой инстанции дела о государственных преступлениях, против порядка управления, должностных и особо тяжких преступлениях; 2) Осуществлял надзор за народными судами губернии; 3) Рассматривал кассационные жалобы и протесты прокурора на приговоры районных судов. Он состоял из председателя, 2-х заместителей по гражданским и уголовным делам, 12 постоянных членов и народных заседателей. К членам губернского суда предъявляли более жесткие требования. В составе губернского суда действовали пленум, уголовные и гражданские отделы и дисциплинарные отделы.

Верховный суд РСФСР. В его компетенцию входил контроль над нижестоящими судами, а также рассмотрение в кассационном порядке решений губернских судов. По первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности и осуществлял судебный надзор. Состав суда: президиум, пленарное заседание, кассационная коллегия по уголовным и гражданским делам, судебная коллегия, военная и военно-транспортная коллегия, дисциплинарная коллегия. Председатель и члены назначались президиумом ВЦИКа. Имелись судебные следователи, которые работали практически при судах всех уровней.

В 1922 г. было принято положение "О прокурорском надзоре". На стадии обсуждения доминировала идея о двойном подчинении прокуратуры губернскому Совету и прокурору РСФСР. Но эта идея была отвергнута, прокуратура учреждена как независимая от местной власти. Центральная прокуратура РСФСР создается как отдел НКЮ, а прокурор РСФСР одновременно является и наркомом юстиции. В подчинении прокурора находились помощники и губернские прокуроры, они утверждались ВЦИКом по представлению прокурора РСФСР. Прокуроры автономных республик назначались ВЦИКами республик и были достаточно независимы от прокурора РСФСР, подчинение предусматривалось только по делам федерального значения.

Прокуратура выполняла 3 функции:

1. Общественный надзор за всеми государственными органами;

2. Надзор за деятельностью следственных органов, ГПУ и поддержка обвинения в суде;

3. Надзор в местах лишения свободы.

Создавалась адвокатура, она была восстановлена в 1922 г., при губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников по гражданским и уголовным делам, руководящим органом было общее собрание коллегий. Первый состав коллегий утверждал губернский исполнительный комитет, а в дальнейшем принимало само собрание.

Судебная система в таком виде сохранялась достаточно долго. Возвращался принцип состязательности, создавался единый судебный корпус.

Образование СССР.

Российское государство было империей и являлось унитарным государством, большевики же поддерживали демократический лозунг «Право наций на самоопределение, вплоть до отделения». После Октябрьской революции начинался распад российского государства и можно сказать, что на его территории образовалось три типа территорий:

1. Провозгласившие свою независимость, и эта независимость была подтверждена СССР в отношении Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, части территории Польши;

2. Советские республики, образовавшиеся на окраинах бывшей Российской империи (Украинская советская республика, Белорусская советская республика, республики Закавказья);

3. Различные автономные образования внутри РСФСР, одним из первых стала татаро-башкирская АССР, затем автономиями стали Якутия, Тува, Киргизия и т.д.

После окончания гражданской войны встал вопрос об определении формы взаимоотношений между отдельными территориями. С первыми все было ясно, они не собирались входить в состав СССР, третьи были в полной зависимости от Москвы. В литературе описано 2 варианта решения национального вопроса:

1. Предложение В.И.Ленина о заключении равноправного договора между всеми советскими республиками: образовать федерацию, субъекты которой будут равноправны, и разграничить компетенцию федерации и республик.

2. Вариант И.В.Сталина - автономизация: республики входят в состав РСФСР на правах автономии, органы власти и управления становятся союзными или федеральными.

Так была организована Закавказская республика, но потом она опять распалась на три составляющие. Предпосылками объединения послужили единое экономическое пространство, тесные экономические связи, тот факт, что ни одна из территорий не могла создать свою денежную систему, внутренние распри между странами, наличие единого партийного центра в виде Политбюро и ЦК РКП (б) (все местные руководители назначались в ЦК), определенное значение сыграла историческая традиция и умелая политика Москвы.

Конституция СССР 1924 г.

30 декабря 1922 г. прошел первый съезд Советов СССР. На нем было принято решение о подготовке Конституции. И в декабре 1924 г. была принята новая Конституция.

Отличия Конституции 1924 г. от Конституции 1918 г.:

1. Отсутствует раздел декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

2. По содержанию новая Конституция была намного беднее и посвящалась одному единственному вопросу – характеристике органов власти и управления. Конституция включала 3 вида органов управления (3 наркомата):

· общесоюзные (всего 5). Действовали только на союзном уровне, а в республиках могли быть только их представители.

· республиканские наркоматы.

· наркоматы юстиции и внутренних дел. С восстановлением тоталитарного режима республиканские НКВД были ликвидированы и созданы общесоюзные.

3. В Конституцию были внесены некоторые изменения и дополнения: менялось число союзных республик и других территориальных образований. Во второй половине 1920-х гг. таковыми становятся Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан.

Кто же являлся субъектом федерации? На этот счет было 2 точки зрения:

1. Только союзные республики.

2. Все административно-территориальные образования, не ниже округа или области. Это автономные республики, округа, области. Этот вопрос на данный момент так и не решен.

Конституция СССР 1936 г.

Основные изменения, зафиксированные в Конституции СССР 1936 г:

1) в общественном строе (см. выше);

2) изменения в системе органов власти и в избирательной системе. Впервые после выборов в Учредительное Собрание вводились прямые, равные, пропорциональные выборы в советы при тайном голосовании. Появился избирательный бюллетень, но его форма не предполагала работу с ним избирателя. Но всё же не надо идеализировать процедуру выборов, в тех условиях она лишь способствовала укреплению тоталитарного режима.

Конституция содержала статью о ВКП (б) – называла её ядром политической системы, и в этом плане наиболее реально отражала механизм государственной власти.

Произошло изменение видов собственности: была ликвидирована частная собственность, и в результате остались следующие виды собственности:

1. государственная собственность;

2. колхозно-кооперативная;

3. личная собственность.

Вывод по Конституции 1936 г. можно сделать следующий - полностью построен социализм и исключена реставрация капитализма изнутри.

Список использованной литературы

 

1. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1999 г.

2. История государства и права СССР. Под редакцией Титова Ю.П. Часть 1. - М.:  Юридическая литература, 1988 г.

3. Титов Ю.П.,Чистяков О.И. Хрестоматия по ИГП СССР. - М.: Юридическая литература, 1990 г.

4. Краснов Ю.К. История государства и права России. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997 г.

 

Конституция РСФСР 1918 г. Становление советского суда. Первые декреты о суде.

Полагают, что в начале 1918 г. были подготовлены 3 черновых проекта конституции (в министерстве внутренних дел, наркомате юстиции и группой лиц). Официальный проект был создан комиссией ВЦИКа. Комиссия начала работать, а только потом была юридически оформлена. Возглавлял комиссию Свердлов. Готовый проект отправили в ЦК РКП (б) и советы. Исследователи полагают, что работа над конституцией шла под контролем ЦК РКП (б). Проект конституции был опубликован, и предполагалось его публичное обсуждение. В этой комиссии присутствовало несколько эсеров с семионистскими взглядами (критическое отношение к государству, отношение к нему как к совокупности учреждений разного плана). Недостатков в конституции было много. В ней не было ни слова о РКП (б), не понятно кто и как осуществляет властные полномочия.

В ноябре 1918 г. принят декрет о суде № 1, который ликвидировал старые суды. Было создано 2 вида судов: народные суды и революционный трибунал. К народным судам относились практически все гражданские суды и некоторые уголовные. К ведению революционных трибуналов относились все самые серьезные преступления, главным из которых была контрреволюционная деятельность.

Декретом № 1 была упразднена старая прокуратура, в революционных трибуналах создавались камеры обвинения, которые действовали до мая 1922 г. Были закрыты царские суды и суды Временного правительства, например, Сенат, Петроградский коммерческий суд. В декрете № 1 были утверждены принципы советского суда: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводств на русском языке, независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого на защиту. В качестве кассационной инстанции учреждены съезды местных судей. Постоянно происходило расширение компетенции местных судов, они разбирали гражданские дела, ограниченные суммой до 3 тысяч рублей и/или 2-мя годами заключения. Вскоре были учреждены окружные суды, которые избирались городскими и уездными советами и работали в составе 3-х членов и четырех заседателей. Окружные суды имели специальные следственные комиссии из 3-х человек, которые избирались Советами. У них были функции предварительного следствия. При советах учреждались коллегии защитников и обвинителей. Советские суды были созданы изначально не как самостоятельные органы, т.к. они были включены в систему советов по конституции 1918 г. Очень часто судьи не избирались, а назначались.

Гражданский процесс проходил в состязательной форме.

Революционные трибуналы появились с созданием новой власти, их предшественники начали работать в период временного правительства. Они назначались в основном советами, а в зоне военных действий назначались из состава Красной армии. В мае 1918 г. организуется революционные трибуналы при ВЦИКе, в составе председателя и 6 членов. Они избирались на 3 месяца. Приговоры революционных трибуналов обжалованию не подлежали. В октябре 1918 г. при революционном военном совете организовали военный революционный трибунал. В 1920 г. при наркомате путей сообщения создан главный революционный железнодорожный трибунал.

Для народных судов и трибуналов высшей судебной инстанцией являлся ВЦИК. Для этого создается специальный кассационный отдел, созданный из председателей всех центральных трибуналов и представителя Наркомюста. В 1920 г. этот кассационный отдел был преобразован в кассационный трибунал. Судебными функциями еще обладала ВЧК и ее местные учреждения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 173.