Сладко растянулся на полу.
Владимир Луговской «Песня о ветре»
Паровоз начеку,
ругает вагоны,
Волокет Колчаку
тысячу погонов.
Он идет впереди,
атаман удалый,
У него на груди
фонари-медали.
Командир-паровоз
мучает отдышка,
Впереди откос –
паровозу крышка!
Александр Прокофьев “Матрос в Октябре”
Плещет лента голубая –
Балтики холодной власть.
Он идет как подобает,
Весь в патронах, в бомбах весь!
Молодой и новый. Нате!
Так до ленты молодой
Он идет, и на гранате
Гордая его ладонь.
В заключительной части урока выясныется отношение учащихся к проблеме, задаются вопросы: «Какая из групп поэтов «ближе» вам и почему? Можно ли однозначно отнести того или иного поэта к определенной группе? Какое место поэзии видели представители разных групп в новой советской культуре?»
Тема урока: «Несушествующий «Сталинский оскар»
(проблемный урок)
Урок расширяет объем информации учеников по истории развития советского кинематографа. Урок выстраивается в сочетании информации предоставляемой учителем об особенностях развития советского кинематографа, наиболее известных работах режиссеров, об авторах картин. На уроке ученики получают сведения о взаимосвязях развития советского кинематографа и общества в целом, о влиянии тоталитарного общества на развитие кинематографа. Об особенностях выбора тем, сюжетов режиссерами для своих работ.
Методической особенностью урока является просмотр отдельных фрагментов фильмов с последующим их обсуждением и «вручения» премии по различным номинациям.
Цель урока - предоставить дополнительную информацию учащимся об особенностях развития советского кинематографа в условиях тоталитарного государства.
Задачи:
а) образовательные - сформировать у учеников представление об особенностях развития кинематографа, об основных темах кинокартин;
- ознакомить учащихся с понятием кинематограф, режиссер, сюжет;
б) развивающие - способствовать развитию у учащихся умения получать информацию из нетрадиционных видов источников;
- развить умение выявлять причинно-следственные связи и использовать их применительно к другим блокам информации;
в) воспитательные - продолжить формирование морально-нравственной системы ценностей у учеников.
Ход урока.
В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития советского кинематографа, обозначает основные тенденции этого процесса, упоминает об основных типологических особенностях развития советского кинематографа в условиях господства коммунистической идеологии.
Советский кинематограф, как одна из составных частей советской культуры 20-30-х годов, попал под влияние идеологического пресса властей. Расцвет советского кино пришелся на конец 20-х - 30-е годы, в этот период создаются подлинные шедевры советского киноискусства. Вмешательство властей в творческий кинопроцесс, как и в другие сферы искусства, в сталинский период можно разделить на два основных канала - решение судьбы того или иного фильма самим «хозяином Кремля» (раз в неделю кинокартины, прежде чем выпустить на экран, возили на просмотр к Сталину) или под давлением чиновнечно-партийного апппарата и других органов режима. Когда кинолента попадала в Кремль, это вовсе не означало, что «вождь» в тот же день ее просмотрит: создателям картин приходилось ждать неделями, а то и месяцами. И от того, каково мнение «рецензента», зависела и дальнейшая творческая жизнь кинематографистов. И вообще их биография...
Обработка творческих киноработников в рассматриваемые годы осуществлялась периодически - административно-командная система в полной мере осознавала действенную силу кино. Определенное влияние на проникновение в кинематограф единомыслия и на снижение профессиональной требовательности к содержанию кинолент сыграло проведенное 23 ноября 1932 г. совещание киноработников в редакции газеты «Правда» по указанию Кремля. На совещании говорилось о значении указаний партии и правительства и лично товарища Сталина в этой области культуры. В совещании приняли участие руководитель кинодела Шумяцкий Б.З., представители управления кинофикации при Совнаркоме РСФСР, режиссеры Барнет, Каплер,Пудовкин, Довженко и другие.
В ходе заседания чувствовалось, что работники кино создавали те крутые перемены, которые обозначились в духовной сфере после начавшихся репрессий и глубокого наступления номенклатуры. это вынужден был осторожно отметить в своей речи Шумяцкий Б.З. «В порядке самокритики, - сказал он, - надо прямо подчеркнуть, что за последнее время опять в наших рядах началась некоторая боязнь брать остро волнующие темы». Оратор в числе «серьезных упущений в кинематографе» назвал недостаточно всесторонний показ «наших гражданских побед, одержанных под водительством любимого Сталина». Здесь, отстает документальное кино, сказал он и гневно посетовал: «... Мне известно, что товарища Сталина в Казахстане на экране никогда не видели». (Делайте выводы!) Получив подобные инструкции и намеки, участники совещания разошлись.
Желание Сталина занять на экране подобающее ему место внесло в жизнь киноискусства такие явления как заполнение кинофонда, наряду с талантливыми кинофильмами («Путевка в жизнь» Экка Н., «Встречный» Юткевича С., «Чапаев» братьев Васильевых, «Веселые ребята», «Волга-Волга» Александрова Г., «Трактористы» Пырьева И., «Щорс» Довженко А. и другие) картинами низкопробного свойства, содержавшими украшательства, налет аллилуйщины в честь «зодчего коммунизма», развивавшими шпиономанию и болезненную сверхбдительность (точнее взаимное недоверие и подозрительность). Дана считающаяся классической вышедшая в 1937 г. кинокартина «Ленин в Октябре», а затем «Ленин в 18 году») Ромма М. и Каплера А.Я. оказалась сильно засоренной антиисторическими выдумками, подчеркивавшими преувеличенную роль Сталина в событиях тех лет Таковы основные направления развития советского киноискусства.
В следующем блоке информации учитель называет наиболее известных режиссеров, их работы, демонстрирует учащимся отрывки из фильмов о которых рассказывает.
С начала 20-х годов кинематограф обретает в Советской стране новое небывалое художественное качество. Предшествовавший период развития кинематографа осмысливается в свете этого как исторический пролог. В этот период создаются подлинные шедевры киноискусства. имена работавших в это время режиссеров известны всему миру. Один из таких режиссеров - Сергей Михайлович Эйзенштейн. Эйзенштейн родился 10 (23) января 1898 г. в Риге в семье архитектора. В 1906 г. во время поездки в Париж он впервые увидел фильм («400 проделок дьявола» Мольера). Сергей Михайлович поступает в Институт гражданских инженеров, пробует силы в графике и театральных декорациях. С марта 1918 г. он - доброволец Красной Армии. В 1920 г. Сергей Михайлович посвящает себя театру, учится у Мейерхольда В. Эйзенштейн С. не предает интересов кино и в 1925 г. выходит первая его работа «Стачка». Всемирную известность мастеру принес фильм «Броненосец Потемкин». В начале июня 1905 г. юбилейная комиссия ЦИК СССР поручила Эйзенштейну постановку фильма, посвященного двадцатилетию русской революции. Сценарий фильма «1905 год» был написан, при участии Эйзенштейна С. Агоржановой Н. и охватывает огромный круг событий, позднее Сергей Михайлович ограничивает сюжет фильма только восстанием на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 г. Фильм раскрывает историю восстания на броненосце. перед зрителями возникают образы героев революции. Неизгладимое впечатление оказывает на всех этот фильм. Зритель, с помощью талантливой работы мастера, как бы сам становится участником всех этих событий. В фильме нашли отражение поиски Эйзенштейна: закономерное чередование эпизодов различной эмоциональности, безупречный ритм, величавая композиция, сходная с древнегреческими событиями. Этот фильм, безусловно, занял золотой фонд мирового кино.
Славу Советского кинематографа составил также фильм братьев Васильевых «Чапаев».. «Братья Васильевы» - псевдоним, на самом деле Георгий Николаевич и Сергей Дмитриевич являются однофамильцами. Георгий Николаевич родился 25 ноября 1899 г. - заслуженный деятель искусств РСФСР, участник гражданской войны. Учился в Московской театральной студии “Молодые мастера” под руководством Певцова И.Н. С 1923 г. - журналист, опубликовал ряд кинорецензий. Сергей Дмитриевич (род.4.11.1900, умер 16.12.1959) – активный участник Октябрьской революции в Петрограде и гражданской войны. В основу своего фильма братья Васильевы положили книгу Фурманова Д. «Чапаев». Основываясь на популярнейшей книге Фурманова, изучив многочисленные документальные материалы, Васильевы создают сценарий, обладающий классической стойкостью и завершенностью. В «Чапаеве» Васильевы подняли на новую ступень искусство кинорежиссуры. Идейная и художественная вершина фильма образ Чапаева в исполнении Бабочкина Б.А. – воплощение героического русского характера. Фильм рассказывает о периоде Гражданской войны в России, о судьбе талантливого полководца Чапаева В.И.
Пырьев Иван Александрович (род.17.11.1901, умер 7.02.1968) – выдающийся советский режиссер, сценарист, Народный артист СССР. С 1918 г. служил в рядах Красной Армии. После Гражданской войны окончил актерские курсы ГЭКТЕМАСа, учился там же на режиссерском отделении. Режиссер новаторски осваивал жанр музыкальной комедии. В своем лучшем фильме «Трактористы» мастер рассказал о жизни и труде колхозной молодежи в яркой красочной поэтической форме. Художник создал радужные картинки крестьянского быта.
Популярность жанра музыкальной комедии безусловно определили работы выдающегося русского режиссера Александрова Григория Васильевича (род. 23.01.1903, умер 16.12.1983) – выдающийся советский режиссер, сценарист, Народный артист СССР. Свой творческий путь начинал с помощника костюмера, декоратора в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе, одновременно работал в отделе искусств. Долгое время работал совместно с Эйзенштейном С., принимал участие в создании фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь», «Стачка».. В 1934 г. поставил фильм «Веселые ребята» о пастухе, ставшим известным музыкантом. Фильм является кинематографическим дебютом композитора Дунаевского И.О., поэта Лебедева-Кумача В.И., певца Утесова Л.О. Фильм впервые раскрыл лирико-комедийное дарование Орловой Л.П. Успешным шагом на пути создания советской реалистической музыкальной комедии был и фильм «Волга-Волга», в котором легкая ирония сочеталась с острыми сатирическими эпизодами, бичующими бюрократию. Прекрасный актерский состав и великолепная режиссура обеспечили долголетие этому фильму.
Казинцев Георгий Михайлович (род. 22.03.1905, умер 11.05.1973) стоял на позициях более «жизненного кино». Георгий Михайлович – известный советский режиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР. Учился в школе живописи, работал помощником художника в театре Соловцова. С 1920 г. учился в высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921 г. основал театр ФЭКС – перешедший позднее полным составом работать на «Ленфильм».. Наиболее известными его работами является трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»0. В центре этой историко-революционной эпопее, охватывавшей несколько периодов борьбы стоял образ рабочего парня с Питерской окраины, приведенным в революции самой логикой истории и выросшего в крупного большевистского руководителя. В образе Максима сочеталась реалистическая достоверность, типичность и черты народного легендарного героя. Исполнение этой роли Чирковым Б.П., полное обаяния, юмора, человечности, сделало Максима любимым героем Советских зрителей.
Рамки урока не позволяют нам в полном объеме рассмотреть все культурное наследие советского кинематографа. Представленные фильмы - лишь малая его часть.
В заключительной части урока учитель предлагает ученикам сыграть роль жюри и вручить «Сталинский оскар» по номинациям: лучший фильм, лучший сценарий, лучшая работа режиссера, самый исторически правдивый фильм, лучшее музыкальное сопровождение, лучшая мужская и лучшая женская роль.
Каждый из учеников должен письменно обосновать свою точку зрения на вручение приза по каждой из номинаций.
Тема урока: «Советский монументализм,
что это ?»
(урок-экскурсия)
На уроке ученикам предоставляется дополнительная информация о развитии советской архитектуры, показывается взаимосвязь архитектуры и идеологии, влияние идеологии на развитие советской архитектуры.
Методической особенностью урока является форма проведения урока – воображаемой экскурсии. В ходе урока ученики получают большой объем информации, не рассматриваемой в школьном учебнике.
Цель урока – усилить блок информации истории развития отечественной архитектуры.
Задачи:
а) образовательные – сформировать у учеников представление об особенностях развития советской архитектуры в 20-30-е годы;
б) развивающие – способствовать у учащихся умения получать информацию из нетрадиционных источников, работать с несколькими видами информации;
в) воспитательные – продолжить формирование системы нравственных ценностей у учащихся.
Ход урока.
Во вводном слове учитель говорит об основных тенденциях развития советской архитектуры, о союзах советских архитекторов и их влиянии на рассматриваемый процесс. Называются имена ведущих советских архитекторов 20-30-х годов ХХ века.
Остановимся вкратце на некоторых моментах развития архитектуры, условно весь предвоенный период можно разделить на два этапа: с первых лет революции и до конца восстановительного периода (1917-1925) и последующий этап до начала Великой Отечественной войны (1925-1941).
Архитектурные кадры дореволюционной школы с первых лет возникновения советского государства столкнулись в работе с большими трудностями. Часть архитекторов стала искренне помогать советской власти с первых лет революции. По заданиям правительства и ВСНХ было начато проектирование ряда предприятий, электростанций и рабочих поселков. В этой области работали братья Веснены. По их проектах еще в начале 20-х годов были заложены в ряде районов страны промышленные сооружения и поселки. В строительстве жилищ деятельно участвовал опытный архитектор Марковников Н.А.
Еще в 1918 г. была начата разработка проектов планировки Москвы (под руководством Щусева В.А., Жовтовского И.В.) (см. приложение 3.1.), Ярославля, Петрограда и других городов.
Но на начальном этапе страна еще не имела достаточно средств для перестройки целых городских районов. Поэтому в реальном строительстве преобладало возведение отдельных сооружений. Авторами наиболее значительных построек и представителями важнейших творческих направлений были Щусев В.А., братья Веснины, Бархин Г.Б., Великовский М.Б., Гинзбург М.Я., Голосановы И.А. и П.А. Коган Д.М., Мельников К.С. и другие.
Вскоре после Октября возникли первые архитектурные учреждения. Одним из них был подотдел архитектуры Народного комиссариата просвещения РСФСР, созданный в мае 1918 г. Здесь зародилось общение и сотрудничество художников и архитекторов при осуществлении ленинского плана «монументальной пропаганды». Незадолго перед этим, 14 апреля 1918 г., был издан, по инициативе Ленина, декрет Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей их слуг…»..
В 1922 году возобновила свою деятельность Московское архитектурное общество, объединявшее значительную часть архитекторов столицы. Общество провело большое количество конкурсов на лучший проект жилых домов и крупных общественных зданий. В 1923 г. возникла группа под названием АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), основателями которой были преподаватели Вхутемаса. Достаточно привести один из тезисов декларации АСНОВы - «Архитектуру меряйте архитектурой».. Участники этой группировки все больше заботились об абстрактной форме и ее восприятии, игнорируя в архитектуре ее подлинную сущность.
Одновременно с АСНОВой в архитектуре сложилось течение конструктивизма. Конструктивизм в архитектуре тоже не был целостным течение. В его творческих принципах и отдельных теоретических положениях то и дело обнаруживались уязвимые места. Разработка конструктивистами функциональных конструктивных и других вопросов архитектуры несомненно способствовало прогрессу в архитектурном творчестве. Деятельность возникшего в 1925 г. общества современных архитекторов (ОСА) имела в основном положительное значение. Привлечение научных разработок на сторону архитектуры в начале 30-х годов имело, безусловно, большое значение.
Созданный в 1927 г. Государственный институт сооружений объединил все отрасли науки. В начале 30-х годов была перестроена также система подготовки кадров. Вместо Вхутеина (Высший художественный технический институт) в Москве был создан Архитектурно-строительный институт (АСИ).
Не представлявшее собой единого течения и не сумевшая создать своей творческой организации Московское архитектурное общество к концу 20-х годов утратило свое прежнее влияние. В 1929 г. образуется ВОПР, не сумевший объединить всех советских архитекторов. Созданный 23 апреля 1932 г. Союз советских архитекторов СССР способствовал скорейшему развитию советской архитектуры.
Во второй части урока учитель проводит воображаемую экскурсию, «показывая» наиболее выдающиеся произведения советской архитектуры.
В 20-е годы в архитектуре как и во многих других направлениях искусства идет активный творческий поиск. Архитекторы пытаются найти новую форму, новые приемы строительства. Но для архитектуры характерен ряд типологических особенностей. На их плечи Коммунистической партией была возложена задача через свои творения показать все величие цели развития Советского государства. Поэтому архитекторы склонны были проектировать массивные, монументальные здания с богатым декором, чтобы показать все величие нашей Родины. Не все эти проекты нашли свое воплощение на практике. Многие из них так и остались на бумаге в силу невозможности своего выполнения.
Примером таких оторванных от жизни исканий был проект памятника Третьему Интернационалу, выполненным художником Татлиным В. по заданию отдела Наркомпроса (см. приложение 3.2). Автор придумал динамичное сооружение имевшее форму башни. Башня представляла собой нагромождение поставленных друг на друга стеклянных объемов куба, пирамиды и цилиндра. По замыслу автора каждый объем должен быть вращаться с разной скоростью вокруг своей вертикальной оси. Проект был снабжен литературным пояснением, опубликованном в печати, состоявшем из таких, например, фраз: «Спираль – идеальное выражение освобождения»..
Еще одним величественным проектом, не воплощенным в реальной жизни, стал проект Дворца Советов, решение о строительстве которого было принято еще в 1932 г. Дворец Советов планировалось построить на месте снесенного ранее Храма Христа Спасителя. На конкурс было представлено 150 проектов, в том числе и из других стран. Утвержденная программа конкурса предусматривала размещение во Дворце большого зала на 15 тысяч человек для проведения съездов и малого на 6 тысяч человек для проведения конференций, митингов, театральных представлений. Кроме того, здание Дворца должно было бы иметь много различных обслуживающих помещений. Во многих проектах появилось одностороннее понимание функциональных задач, в других вся композиция здания подчинялась надуманной идее (например, обеспечить прохождение демонстраций через зал Дворца. Ни один из проектов на данном этапе принят не был. Наибольшую поддержку получил проект, разработанный в 1933-1935 годах архитекторами Гельвейх В., Иофан Б., Щуко В., которые разработали проект здания высотой более ста метров, представлявшее собой семь поставленных друг на друга цилиндров и увенчанное более чем двадцатиметровой скульптурой Ленина. Это здание должно было показать всякому величие советского государства.
Этой же цели служили и реализованные на практике проекты советских архитекторов, например, обелиск Советская Конституция на Советской площади в Москве, выполненный скульптором Андреевым Н., при участии архитектора Осипова Д. (см. приложение 3.4) и, к сожалению, утраченный в настоящее время.
Советское государство не могло обойти вниманием вождя революции Ленина В.И. Работы по строительству мавзолея были начаты еще в 1922 г. за два года до смерти вождя. Планировалось, помимо строительства мавзолея, сооружение трибун на 10 тысяч зрителей и реконструкция Красной площади. Улучшение ее профиля, перенесение памятника Минину и Пожарскому к Собору Василия Блаженного, снятия Иверских ворот, а также перепланировка братских могил. Смерть Ленина ускорила эти работы. Правительство поручило Щусеву А. разработать проект мавзолея. Конструкция мавзолея – железобетонный каркас с кирпичным заполнением и частично несущий кирпичные стены облицованы полированным гранитом (см. приложение 3.5). Сам облик мавзолея должен был внушать почтенный трепет к личности вождя.
В городском жилищном строительстве наблюдаются сходные тенденции, но основополагающими идеями плана генеральной застройки Москвы были регулирование численности населения в соответствии с промышленным развитием. Дома периода сталинизма имеют монументальную структуру, богатый декор. Они должны были показать величие общей цели советского общества – построения светлого коммунистического будущего. Примерами таких сооружений могут быть гостиница «Москва» (архитектор Щусев А.) (см. приложение 3.6), здание Госплана (архитектор Лангман А.) (см. приложение 3.6), примерами типовых жилых домов могут быть дома по улице Горького (архитектор Мордвинов А., Красильников П,) (см. приложение 3.7).
В заключительной части урока ученики заполняют лист экскурсанта. Ученики должны воссоздать короткую схему экскурсии и ответить на вопросы: «Какие архитектурные приемы использовались при строительстве монументальных и гражданских строений, подчеркивающих стремление к социалистической мечте? В чем проявлялся дух эпохи в этих зданиях? Как вы считаете ощущают ли колорит эпохи люди теперь, проживающие или работающие в этих зданиях? Всегда ли прослеживается взаимосвязь духовного развития общества и материального мира воссозданного человеком?»
Тема урока: «Вся жизнь театр и люди в нем актеры»
(проблемный урок)
На уроке ученики получают дополнительную информацию о театральной жизни советского общества в 20-30-х годах . Они изучают основные закономерности развития советского театра. Получают сведения о противоборстве двух основных режиссерских систем: системы Станиславского и Немировича-Данченко и театральной системы Мейерхольда. На уроке учащиеся рассматривают взаимодействие и взаимовлияние этих двух систем. Ученики изучают проблему влияния тоталитарного государства на развитие театра в стране. Рассматривается процесс поставления театра под государственный контроль и постепенного оформления единой театральной системы.
Методической особенностью урока является решение проблемы: «Почему урок получил такое название?» Ученики должны ответить на этот вопрос на основе полученной информации на уроке и знаний полученных ранее.
Цель урока – Изучить процесс развития советского театра в условиях тоталитарного государства.
Задачи:
а) образовательные – сформировать у учащихся представление о театре, сценическом стиле, режиссерской системе;
- обеспечить усвоение учащимися сложности связанные с процессом развития советского театра;
- выявить причинно-следственные связи взаимодействия театра и тоталитарного государства;
б) развиваюшие – сформировать у учащихся умение делать выводы на основе полученной информации;
- умение выявлять закономерности общие с другими блоками информации причинно-следственной связи и использовать их в других блоках информации;
в) воспитательные – формирование у учащихся эстетических категорий;
- формирование у учащихся собственного отношения к изучаемой проблеме.
Ход урока.
В первой части урока учитель предоставляет учащимся информацию о театральной жизни в Советском Союзе в 20-30-е годы, о факторах, влияющих на этот процесс, об основных режиссерских системах и их противоборстве.
Примерное содержание данного блока информации.
В 20-30-е годы идет процесс возникновения новых театров, одни из них просуществовали недолго, другие, например «Театр Революции» (Академический театр драмы им. В.В.Маяковского), «Театр Моссовета», « Театр Евгения Вахтангова» (ныне академический), «Театр Сатиры», «Театр «Красный факел» (возник в 1920 г. в Одессе, с 1932 г. работает в Новосибирске) существуют и по сей день.
Критик и театровед Алперс Б.В. так описывал театральную жизнь: «Главные центры театральной вселенной находились тогда в лехатовской и мейерхольдовской театральных системах, а основной водораздел проходил между Станиславским и Мейерхольдом … между этими основными источниками световой энергии в театральном мире …размещались все остальные театры того времени».
В 1921 г. после закрытия театра «РСФСР – 1» Мейерхольд переходит в ГИТИС, с 1923 г. работает в театре им. Мейкрхольда, который с 1927 г. называется ГосТИМ (Государственный театр им. Мейерхольда).
По отношению к старым театрам Мейерхольд непримиримо враждебен. Мейерхольд пытается противостоять «Художественному театру» Станиславского, желает, чтобы Станиславский отрекся от методов художественного театра или же отработанного. Искусство МХАТ для Мейерхольда слишком мелочное, замкнутое в комнатах, бытовое и не по времени интимное. Взгляды Мейерхольда против МХАТ поддерживал Маяковский.
Новый сценический стиль Мейерхольда – элементы площадного балагана и цирка, средства наиболее демократических, общедоступных старинных театров, образность, элементы которой Мейерхольд стремиться отыскать в сферах техники и спорта, принесшему театру недоступность.
Цель Мейерхольда – показать грядущее социалистическое будущее – царство умных машин, которыми легко и бодро управляют физически крепкие, здоровые, прекрасно сложенные люди.
Наиболее характерные черты искусства Мейерхольда:
1. Политическая тенденциозность – показные агитировавшие за мировую революцию, пророчивших ее победу, высмеивали ее врагов, славили социалистическое будущее человечества.
2. Конструктивизм декорации – декорации представляли собой конструкции геометрических фигур, показывая прообраз будущего.
3. Биомеханика – была необходима для выражения эмоций, чувств, переживаний, так как актеры выступали без грима и сценических костюмов (в «спецодежде» – одинаковых комбинизонах, например синих), то свои эмоции выражали через акробатические трюки, шел процесс циркуляции театра.
В основе системы Станиславского лежало душевное, у Мейерхольда – телесное. Станиславский выражал все через переживания, Мейерхольд через движение.
Мейерхольд считал, что выражать эмоции через движение проще, так как отработанную систему трюков повторить проще, чем второй раз сыграть на эмоциях.
Станиславский свою систему театра разрабатывал годами, Мейерхольд некоторые из принципов только задикларировал (например, ритмически организованная партитура, действие, когда от действий одного актера зависит действие другого).
В начале 20-х годов МХАТ «выпал» на несколько лет из театральной жизни страны, отправившись в 1922 г. на гастроли в Германию, Францию, США. По возвращении в Москву МХАТ занял вновь центральное место в театральной жизни страны.
В 1924 г. от основного состава отделяется студия МХАТ-2, которая получает независимость. В 1926 г. независимость получает МХАТ-3 (позже «Театр им. Вахтангова»).
Спектр театров был необычайно широк. Московский театр им. МГСПС, созданный в 1923 г. занимался воссозданием революционной действительности, ее быта, нравов, героев.
Камерный театр Таирова тяготел то к кубизму, то к конструктивизму, но в целом являлся «левым театром» . С 1924 года «Театр революции» после ухода Мейерхольда, переходит постепенно на позиции традиционизма.
«Московский театр революции» во главе режиссера Эйзенштейна С., ученика Мейерхольда, стоял на позициях конструктивизма. С середины 20-х годов на путь конструктивизма встает «Большой драматический театр».
Но театральная жизнь не ограничивалась Москвой, сходные процессы наблюдались и в Ленинграде. В Ленинграде менее резкие противоречия между стилем, например, «БДТ» («Большой драматический театр») чередовал пластику и «левые» спектакли.
Вся система противоречия противостояния «левого» и традиционного направлений в искусстве изменилась с появлением в репертуаре театров советской драматургии. «Истории» Биль – Белоцерковского В., «Мондат» Эрдмана Н., «Любовь Яровая» Тренева К., «Белая гвардия» Булгакова М., «Бронепоезд 14-69» Иванова Вс. создали узнаваемые образы революционной действительности, подминали под себя сцену, обновленный язык театра.
С середины 20-х годов наблюдался процесс сближения творчества традиционных и левых театров. Левые театры демонстрируют современный быт, используя приемы реализма, традиционный театр использует современные приемы для передачи революционной действительности.
Большое внимание на развитие советского театра оказала резолюция ЦК ВКП (б) 1925 года «О политике партии в области художественной литературы» , которая ограничивала в выборе стилей режиссерские коллективы страны, призывала «объективно показывать революционную действительность»..
Успехи в экономике, ликвидации неграмотности повысили интерес к литературе и театральному искусству.
Советская литература прочно встала на путь реализма, в след за этим меняется репертуар театров, эстетика противопоставления красных и белых имеет все меньший успех.
Театр Мейерхольда назван «вульгарно- революционизированным». Театральные критики говорили, что в настоящее время нет необходимости «чтобы каждая пьеса оканчивалась непременным помахиванием красного флага, чтобы это была оголенная схема, где люди делятся на красных и белых, где нет живых людей, где действуют оголенные образы».
Позиции левых театров постепенно слабеют. С 1926 года усиливаются позиции системы Станиславского, его книга «Моя жизнь в искусстве», вышедшая в 1926 году, получила официальное признание левых театров.
В 30-е годы прослеживаются процессы сближения левого и традиционного театров, этому способствовали также постановления РАПП, которые в качестве основе пролетарского театра выявляли «диалектико-материалистический» метод – изображение борьбы сознания и подсознания героев. В декларации «О задачах РАПП на театральном фронте» искусство МХАТ объявлено» консервативным и идеалистическим», театр Мейерхольда считали подмятым под техническую идеологию.
23 апреля 1932 года резолюция ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» внедрило новый метод искусства – метод социалистического реализма, который вытеснил все остальные методы. Это способствовало унификации всех театров. Все театры как бы стали походить на МХАТ, развивались в едином ключе. Во всех театрах насаждается система Станиславского, но менее талантливые ученики не могли добиться тех же успехов, что и мастер.
Один за другим закрываются «левые театры», в 1938 году закрыта и ГосТИМ Мейерхольд приглашен на работу в МХАТ.
В театре прогрессирует «болезнь бесконфликтности». Очень хорошие люди вступают в конфликт с хорошими людьми и журят их за небольшие оплошности.
Во главе всех театров страны стоят ученики Станиславского и Немировича-Данченко.
В заключительной части урока ученикам предлагается ответить на вопрос: «Почему именно так назван урок? Верно ли это суждение для Советского Союза?».
Примерная схема рассуждения учащихся: «В тоталитарном обществе, как ив театре все подчинено воле одного человека. В государстве были и свои сценариста и режиссер, по чьей указке «играли» люди – актера. Процессы, происходившие в советском театре, характерны для всех сторон жизни советского общества».
Заключение
В проведенном исследовании предпринята попытка теоретически обосновать и практически применить новое содержание, формы и методы в изучении вопросов развития советской культуры в 20-30-е годы.
Методическая система изучения вопросов развития культуры данного периода разработана на основе анализа научно-исторической литературы, опыта работы учителей по проблеме развития отечественной культуры.
Анализ научно-исторический материал показывает наличие двух основных подходов к изучению данной проблемы. Первый характерен для научно-исторической литературы изданной до 1988 г. и отражающий прокоммунистический подход к изучению проблемы. Развитие советской культуры рассматривается с позиций коммунистической партии. В основу принципа положено отношение того или иного вида искусства к превалировавшему в тот период методу социалистического реализма. Развитие культуры рассматривается с точки зрения четкой иерархии направлений. Некоторым вопросам, например влиянию культа личности на развитие отечественной культуры, внимания не уделяется. Основной блок информации посвящен изобразительному искусству (приоритетному направлению в культурной жизни общества того периода). Все процессы, проходившие в области культуры, рассматривались с позиций официальной партийной идеологии.
Ко второму направлению научно-исторической литературы относятся работы изданные в более позднее время, освобожденные от бремени партийной идеологии, они не рассматривают в полном объеме все процессы, связанные с развитием отечественной культуры 20-30- годов ХХ века.
Анализ монографии Косовой Г.Р. «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7-10 кл.»1, единственной монографии, относящейся к изучаемой проблеме, показывает, что разработанные в ней модели уроков являются устаревшими, многие блоки информации, рассматриваемые в пособии, в современной программе отсутствуют.
В ходе анализирования учебной литературы выявлено отсутствие единой концепции в подаче материала, отсутствует его системность. Каждый из проанализированных учебников содержит свой объем информации, ни в одном из учебников с учетом всех аспектов данная проблема не освещена.
В исследовании практики разработаны несколько моделей уроков по различной тематике, относящиеся к вопросам развития культуры Советского Союза в 20-30-е годы. Урок «Строители новой культуры» посвящен людям, создавшим идеологическую базу новой культуры. «В поисках новых творческих союзов» - такова тема урока раскрывающего многообразие художественных объединений, как на основе научно-исторической, так и мемуарной литературы. Урок-вернисаж «Вечные ценности и новая культура» содержит блок информации по ведущим художникам Советского Союза, названия их работ. В уроке «Галерея Сталина в искусстве» показано влияние идеологии на развитие изобразительного искусства. Сложность поэтических исканий в первые годы строительства социализма отражены в содержании урока «Мир разрушающийся, мир ищущий, мир строящийся». «Несуществующий сталинский оскар» – урок о развитии кинематографа в Советском Союзе, особенность этого урока в том, что учащиеся сами выражают отношение к работам знаменитых режиссеров Советского Союза, присуждая «Сталинский оскар». «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры!» – ответу на этот вопрос посвящен урок, повествующий о становлении театра, о противоборстве в нем различных режиссерских систем. Урок-экскурсия «Советский монументализм – что это?» раскрывает перед учащимися многие проблемы, связанные с развитием советской архитектуры, позволяет им понять многие процессы, происходившие в той среде.
Экспериментальная проверка теоретически разработанных уроков показала большой интерес учащихся к нетрадиционным методам и формам проведения уроков, что способствовало повышению интереса учащихся не только к изучаемой проблеме, но и к предмету истории в целом.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 200.