Он не дает развернутого сюжета, зритель любуется Москвой и чувствует ее очарование.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Герасимов А.М. окончил Московское Училище живописи, ваяния и зодчества по двум факультетам – живописному и архитектурному. Его учителя, Серов В.А., Коровин К.А., оказали на него большое влияние. Самостоятельную творческую жизнь Герасимов начал работами в области пейзажа, натюрморта и портрета. Первые годы после Октябрьской революции художник провел на родине в г. Козлове. В 1925 г. он переехал в Москву и вступил в АХРР. Участие в больших тематических выставках открыло новую страницу в биографии Герасимова. Герасимов активно работал в области театральной декорации, писал пейзажи и натюрморты. Типичными его работами являются пейзажи: «Урожай» (1929), «Купание лошадей» (1930), натюрморты «Рябина» (1937), «Розы» (1940).

На пейзаже «После дождя. Мокрая терраса» (1935) (см. приложение 1.5) изображена мокрая терраса, стеклянный кувшин с цветами на мокром столе, влажная зелень сада переданы сочно, материально, радостно. Вся эта небольшая картина полна живописной прелести: розы на столе террасы словно живые, благоухающие; дождевая влага на деревьях, на листве как будто ощущается. Все здесь написано крупными и энергичными выразительными мазками, и эта живописная форма полностью слита с оптимистическим содержанием образов.

Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР Дейнека А.А., родился в Курске в семье железнодорожника. Учился в Харьковском художественном училище, затем в Москве во Вхутемасе, где его учителями были Моор Д.С., Фаворский В.А.. После окончания института Дейнека работает в журналах «У станка», «Безбожник», делает иллюстрации. К 1928 г. относится одно из лучших произведений Дейнеки – «Оборона Петрограда». Сочетание лиризма и монументальности привлекает следующая большая работа художника «Мать» (1932) (см. приложение 1.6). К 30-м годам относятся первые опыты Дейнеки в монументальной живописи. Самая значительная работа этого периода – мозаика для станции метрополитена в Москве «Маяковская».. Одновременно писались станковые картины «Будущие летчики» (см. приложение 1.7), «Первая пятилетка» (все 1937 г.). Перед самой войной были закончены мозаики для станции метро «Павелецкая».

В 1932 г. художник создал картину «Мать» – одно из лучших своих произведений. В своей картине Дейнека стремился создать образ современной женщины-матери. Героиня Дейнеки – женщина-труженница, физически сильная, широкоплечая, но это не лишает ее очарования и мягкой женственности. Каждая эпоха создавала свой образ материнства. Художники всех времен и народов, каждый по-своему, давали представление о прекрасных человеческих качествах. Представление о материнстве как о высоком и светлом, радостном и тревожном подвиге, сохраняется из века в век.

Одну из лучших своих картин «Будущие летчики» Дейнека создал по севастопольским зарисовкам. В центе композиции трое загорелых мальчуганов, отдыхающих после купания на теплых камнях приморской набережной. Богатый поэтическими ассоциациями образ картины не представляешь в ином цветовом решении. Пейзаж в картине нераздельно связан с фигурами юных мечтателей, он значительно расширяет внутренний смысл образов, передает присущий им новый строй чувств, современный характер восприятия.

В заключительной части урока ученика предлагается ответить на вопросы: «Какие картины имеют, по вашему мнению, «более долгую жизнь» пропагандирующие вечные ценности или под влиянием моды и почему? Картины с каким сюжетом вам больше нравятся?»

 

Тема урока: “Галерея Сталина в Советском искусстве”

                (урок-воспоминание)

 

Урок позволяет учащимся понять закономерности развития изобразительного искусства в условиях тоталитарной власти. Увидеть влияние идеологизированного общества на искусство, особенности выбора тем, сюжетов, действующих лиц. Рассматривается влияние метода социалистического реализма на советское искусство, значение внедрения этого метода для культуры. В ходе урока вводятся новые блоки информации по истории советского изобразительного искусства, изучаются основные темы, сюжеты произведений советских художников.

Методической особенностью урока является написание во второй части урока сочинения, в котором учащиеся на основе полученного в ходе урока материала, а также на основе полученных ранее сведений о периоде тоталитарной власти в нашей стране, сформировать свое отношение к личности Сталина, к той эпохе в форме описания воображаемой картины.

Цель урока показать учащимся влияние культа личности   на советское изобразительное искусство.

Задачи:

а) образовательные – сформировать у учащихся представление о режиме тоталитарной власти;

- сформировать у учащихся представление о сложности и противоречивости отношения советского народа к личности Сталина и к ее культу;

- сформировать представление о влиянии идеологии на искусство;

- обеспечить усвоение учащимися понятий: тоталитаризм, культ личности, маргинал.;

б) развивающие – формирование у учащихся умения использовать произведения изобразительного искусства как исторический источник;

- умение делать выводы на основе картин о положении в обществе;

в) воспитательные – продолжить формирование системы нравственных ценностей;

- умение выражать и отстаивать свое отношение к тому или иному факту, событию.

Ход урока.

 В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития Советского Союза в 20-30-е годы, о формировании режима тоталитарной власти и культа личности Сталина, раскрывает особенности системы тоталитарной власти вообще.

Примерное содержание блока информации.

Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим – феномен ХХ века.

Тоталитаризм - от латинского «total» - весь, целый, полный.

В политический лексикон его впервые ввел Б. Муссолини для характеристики своего движения в 1925 г. В 30-е годы одним из первых ученых, который использовал понятие «тоталитаризм» – немецкий философ и политолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло политологию и служит для обозначения режимов, стремящихся к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Хотя тоталитаризм становится политической реальностью только в нашем веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое. В этом смысле в качестве его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о безусловном подчинении индивида и сословия государству, теорию сильной власти Н. Макиавели, концепцию общества – государство Т. Гоббса, идею Гегеля о всеобъемлющем характере государства.

Научное осмысление тоталитаризма началось в 40-е года ХХ века. В 1944 г. выходит первое крупное исследование феномена «Путь к рабству», автор которого Ф.А. фон Хайек.

Тоталитаризм по фон Хайеку – следствие кризиса классического материализма с одной и появление массовой социалистического движения с другой стороны.

Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получают возможность практической реализации лишь в ХХ веке. Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию, что привело к созданию массовых коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, сделало технически возможным и «тотальное промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль над личностью. Кроме того появление тоталитаризма связано с ломкой старых политических и социальных структур, с возникновением острого социально-экономического кризиса резко усилившего бедствие и неравенство населения. Социальное отчуждение личности привело к появлению многочисленных маргинальных слоев, особенно восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

Маргиналы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной социально-этнической среды обитания, утратившие социально-этническую индетификацию.

Рассмотрим наиболее характерные черты тоталитарного режима:

1. Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования.

2. Монополия одной партии на власть, не ограниченная по существу никакими законами, даже уставом самой партии. Недопущение любого политического инакомыслия и политической оппозиции.

3. Срастание партийного и государственного аппарата, когда в главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть. Правящая партия становится государством в государстве.

4. Культ вождя, наделенного практичеки безграничными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и «дух нации».. Миф о всесилии хоризматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую функцию, сплачивал нацию или народ на этой основе.

5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение прав и свобод. Система террора и насилия приводит человека в состояние полного одиночества, «покинутости», незащищенности.

6. Наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. Основной лозунг – «запрещено все, что не приказано»..

В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономической в целом, на сверх централизованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью.

В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового политического и социального порядка, создание нового типа личности. Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной истины и, поэтому как единственно верное учение, носит обязательный характер.

Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национальный социализм.

Исторически первой стала коммунистическая модель, для которой характерны уничтожение частной собственности, абсолютная власть в государстве во всех сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан.

Фашизм был установлен в Италии в 1922 году. Итальянский фашизм выступал не только за радикальное преобразование всего общества в соответствии с идеологической утопией, сколько за возрождение Римской империи, очищение «народной души» от бремени цивилизации, установление твердой государственной власти.

Национал-социализм как общественный строй возник в Германии в 1933 году. У национал-социализма много общего со сталинизмом, в частности оба основаны на идее социализма, на вере в возможность создания общества социальной Германии.

Очевидно, что тоталитарная модель общества не жизнеспособна: осуществляемые меры не рациональны, так как основаны на насилии, росте социальных издержек, нарастании диспропорций в экономике.

К началу 30-х годов в Советском Союзе окончательно оформляется режим тоталитарной власти. Советское общество 30-х годов по его отношению к режиму можно условно разделить на три группы:

- искренне верившие в вождя и социализм с его идеями уравнительности и коллективизма;

- колеблющиеся, сомневающиеся, неуверенные в правильности проводимой политики, но не сопротивляющиеся общему течению, а идущие за ним;

    - сопротивляющиеся режиму личной власти Сталина.

Страна вошла в 30-е годы на волне «чрезвычайщины».. Колхозы обеспечили «перекачку» средств в пользу индустриализации, но силы деревни были подобраны. Результатом оголившей деревню «перекачки» стал голод 1932-1933 годы. Страна вошла в 30-е годы с опасными деформациями в системе власти и культуре политического руководства.

Сознание масс стало привыкать к «чрезвачайным» мерам, многие их уже воспринимали как определенную норму и необходимость.

Парадокс эпохи проявился в том, что порыв энтузиазма на строительстве Магнитки, Комсомольска-на-Амуре, Турсиба, Днепрогэса сочетался с трагедией несправедливо раскулаченных крестьян, массовым голодом, политическими репрессиями. Переплетались в жизни 30-х искренняя восторженность новой жизнью, породившей иллюзорное чувство хозяина страны, и слепое поклонение мнимым идеалам.

Символом 30-х годов стал рекорд шахтера Алексея Стаханова, который с двумя помощниками вырубил за смену 102 т. угля, то есть около 5 норм на каждого (среднесуточная добыча на многих шахтах едва приближалась к 10 т. на человека).

У ударников труда складывалась особая психология. Они осознавали значимость своих трудовых усилий, особое, героическое отношение к труду. Они не просто стояли у станка или работали в поле, а считали каждый свой шаг определенным революционным поступком. Если еще в 1931-1934 годах руководство страны пыталось стабилизировать положение с помощью хозрасчета в цехах и бригадах, поиска форм материального стимулирования колхозников, то позже главенствующим в экономике становится административно-командный натиск. Однако «психология штурма» мало способствовала росту специальных профессиональных знаний, вела к стремлению «наскоком» освоить новую технику. Гонка за рекордами вскоре стала бить по качеству. За «романтикой штурмов» скрывалось страшное зло производства – брак, который был следствием погони за количественными показателями. Отсутствие специальных знаний прямо сказывалось на культуре производства. Психология «натиска» формировала и особый тип руководителя. Это были люди энергичные, по-коммунистически волевые и принципиальные, но на деле подчас мешавшие производству из-за отсутствия должного профессионализма, культурного уровня. Компетентное и гибкое руководство подменялось добросовестным выполнением команд, идущих от столь же «компетентного» верхнего эшелона власти.

Проблемы освоения техники показательными процессами решить не удалось. Для повышения квалификации стали в срочном порядке изменять и ускорять систему обучения в ФЗУ, кружках, техникумах. Но и это осуществлялось в «пожарном» порядке.

Система нуждалась в героях. Через их подвиг она возвеличивала себя. Символом 30-х годов стали не только стахановцы, но и покорители техники и природы: Гризодубова В., Осипенко П., Раскова М. – первые летчицы, проложившие воздушную трассу Москва – Дальний Восток; Чкалов В., Беляков А., Байдуков Г., осуществившие первый беспосадочный перелет в США через Северный полюс, челюскинцы и их спасатели и другие.

Все подвиги героев пропагандировались исключительно через призму мудрого руководства. Рекорды, изобретения, достижения указывались с культом вождя и создавали ему устойчивую популярность. Для большинства людей любовь к Родине становилась синонимом любви к социализму, руководству, Сталину. Они искренне и сознательно верили в светлое будущее своей страны. Но надо помнить, что слепая вера рождает культ. В обществе с низким уровнем образования, общей, правовой, профессиональной, политической культуры тем более имелась почва для появления культа. Более того, она не просто имелась, ее искали, на нее опиралась система.

Если диктатура, режим личной власти возможны без поддержки "«низу"» то культ личности без нее невозможен. Культ -–это феномен массового сознания. Он имеет корни в устоявшихся традициях, психологии масс. Из-за забитости, вековой привычки к барскому понуканию и барской опеке различные слои общества приняли культ как должное, помогая тем самым укреплению диктаторского режима.

Письмо Сталину в январе 1937 г. 12-летней Нины Шевцовой, дочери бывшего единоличника-середняка иллюстрирует отношение советских людей к Сталину И.В.: «Здравствуйте, дорогой товарищ Сталин, наш любимый вождь, учитель и друг всей счастливой Советской страны. Дорогой товарищ Сталин! Я слыхала по радио в Ваших речах, Вы говорили, что в Советском Союзе жизнь детям хороша, они учатся в школе, широко открыты им двери в школу. Это, конечно, верно, дорогой товарищ Сталин. Дорогой Иосиф Виссарионович, я и также мой брат Александр не в силах ходить в школу. Потому что, товарищ Сталин, питания у нас нет. Корову и лошадь у нас отобрал сельсовет в 1935 году. И вот уже второй год мы живем без коровы и лошади. Теперь у нас в настоящее время нет никакой скотины ввиду того, что сельский Совет неправильно на нас положил налог. Он такой большой, что уплатить мы его не в силах… Семья у нас, товарищ Сталин, 8 человек: 6 детей, самой старшей девочке 14 лет и самому младшему 2 года.

Дорогой товарищ Сталин, в школу нам ходить очень невозможно, так как нет питания, и к тому же у нас очень сильное малокровие.

Дорогой и любимый вождь, товарищ Сталин! Я надеюсь, что вы окажите нам какую-либо помощь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу».

Интересно, как относился Сталин к прославлению своей личности. Вот письмо из архива: «Тов. Андрееву (Детиздат) и Смирновой (автору «Рассказов о детстве Сталина»). Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина» … книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личности, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Народ делает героев – отвечают большевики…

Советую сжечь книжку.

16 февраля 1938 г. И. Сталин»

Как вы видите, героическая и трагичная, полная противоречий жизнь 30-х годов соединила в себе: массовый энтузиазм и отсутствие профессионализма и квалификации; революционную романтику масс и низкий уровень знаний и общей культуры; веру в «светлое будущее» и преклонение перед вождем; трудовой подвиг стахановцев и политические процессы над «вредителями»; прославление героев и массовые репрессии.

Культурная жизнь общества в условиях тоталитарного режима не прекращается, она лишь приобретает иные формы. Вся культурная жизнь общества ставится в зависимость от идеологии. Всякое инакомыслие пресекалось в корне. В этих условиях продолжали работать выдающиеся советские художники, создававшие великие работы, получившие мировое признание.

В сюжете каждой картины просматривается определенная тематика, логика, она определяется сама, вне зависимости видел ее сам художник или нет.

Символом эпохи тоталитаризма может служить картина Шурпина Ф.С. «Утро нашей Родины». (см. приложение 2.1). Сюжет этой картины прост и величественен: на фоне необъятных просторов величественная фигура Сталина И.В., спокойного, уверенно смотрящего в даль, вселяющего надежду и умиротворенность в сердца людей.

Тоталитарная власть строится на основе одной идеологии, обязательной для всех. Какое-либо изменение курса не представлялось возможным. Поэтому для тоталитарного государства необходима преемственность власти. Сталин должен был восприниматься советским народом как ученик, наследник Ленина, получивший власть на законных, почти родственных основаниях.

Идея преемственности власти не могла не найти своего отражения в работах советских художников, например, в работе Грабаря И.Э.»Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина» (см. приложение 2.2) на заднем плане за Лениным изображен Сталин, что-то записывающий. Проблему преемственности власти отображает Иогансон В.В. на картине «Вожди Октября» (см. приложение 2.3), на которой вместе с Лениным В.И. в Смольном изображен Сталин И.В. Невооруженным взглядом видно, что историческая действительность на этих картинах искажена, но без этого сложно было бы обосновать идею преемственности власти.

Учащимся задается вопрос: «Вправе ли мы осуждать художников за такое искажение исторической действительности?»

В тоталитарном государстве вождь является отцом нации, отцом заботливым, отцом мудрым. На плечи художников была возложена задача показать Сталина в таком ракурсе. Сталин И.В. часто изображался за письменным столом, склонившись над бумагами, изучающим досконально все проблемы государства, человеком умным, спокойным, уверенным. Сталин является символом власти, полубогом. Сталина часто называют «русский сфинкс» за его портретные изображения, на всех он выглядит примерно одинаково: спокойный, величественный, уверенный в правильности происходящего, его лицо как-будто каменное, лишено эмоций. Например, именно так изобразил Сталина И.В. Налбандян Д.А. («Портрет И.В.Сталина» (см. приложение 2.4). советской общественностью вождь воспринимался ни как единичная личность, а как человек, работавший в окружении своих соратников. Этот взгляд на проблему отражает картина Герасимова А.М. «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле» (см. приложение 2.5.). Сталин и Ворошилов на этой картине изображены как верные соратники, друзья. Отношение к личности Сталина у советских людей было неоднозначным, но большинство верили в Сталина, в правильность совершаемых им действий, для них Сталин был воплощением своих мечтаний с его личностью ассоциировался приход «светлого будущего». Герасимов А.М. таким увидел Иосифа Виссарионовича: «Спокойствие, вера в силу и героизм народа, поднявшего знамя величайшей из революций, твердая уверенность в окончательной победе и вместе с тем необычайная простота, скромность были основными, запомнившимися на всю жизнь впечатлениями от встречи с И.В. Сталиным, когда мне посчастливилось видеть его в майские сумерки по опустевшей после демонстрации Красной площади. Сталин – это победа. Победа дается только беззаветно смелым, только глубоко уверенным в правоте задуманного дела, правду и справедливость которого разделяют и защищают миллионы трудящихся». Личность Сталина вдохновила многих советских людей на трудовые подвиги. Чувство художников как и простых советских людей отображали сами названия картин «Незабываемая встреча» Ефанова (см. приложение 2.6), «Вождь, учитель, друг» Шегала Г. (см. приложение 2.7). На этих картинах Сталин-Бог, ему поклоняются миллионы. На них Сталин бесконечно добрый, мудрый, человечный человек, готовый придти на помощь в трудную минуту.

Далее учащимся задаются вопросы: «Как вы считаете, было ли искренним отношение художников к Сталину, изображенное на картинах? Можно ли в условиях тоталитарного государства оставаться свободной творческой личностью?»

С каждой новой исторической эпохой происходит переосмысление всех исторических процессов. Меняются взгляды на исторические личности, их роль в истории, влияние на определенные события. Схожие процессы происходят и в отношении к изучаемому периоду. Этот процесс не может не найти своего отражения в искусстве. Вот одна из наиболее типичных работ современных художников (см. приложение 2.8). Путем символов на ней показаны основные события эпохи.

У каждой исторической эпохи есть свое животное-символ. Символом эпохи сталинизма художник выбрал черную крысу.

У учеников спрашиваем: «Как вы думаете почему?»

На своей картине художник показал многие противоречия эпохи: энтузиазм и страх, вольность власти и оковы на руках простого человека, роскошь партийной верхушки и раболепие народа. Основной цвет картины – красный – цвет знамени революции, цвет крови невинно убитых…

Какие еще чувства возникают у вас глядя на эту картину? Как бы вы по картине охарактеризовали дух эпохи?»

В заключительной части урока у учащихся на основе информации урока и сложившихся ранее представлений выясняется их видение эпохи. Ученикам предлагается выполнить следующее задание: «Если бы ты был художником и тебе предстояло написать картину, посвященную периоду тоталитарной власти Сталина в нашей стране, подумай, как бы ты ее создавал. Какой сюжет ты бы выбрал, какие действующие лица изобразил на картине, какие дополнительные детали ты изобразил бы (строение, пейзаж, интерьер, цветы, мебель и так далее), какой сюжет это бы объединяло. Какое настроение ты хотел бы выразить на своей картине, какие средства использовал бы (например, какие цвета)? Какое было бы название у твоей картины, где твоя картина должна находится, какое бы ты чувство испытал, закончив свой труд?

(При желании можно сделать наброски.)»

Анализ творческих работ учащихся, выполненных на данном уроке.

Наиболее интересными оказались работы Мызниковой Анны, Ветрюка Родиона, Титяковой Варвары.

Мызникова Анна.

Эпоха сталинизма у меня в первую очередь ассоциируется с жесткими порядками, контролем над жизнью людей, их поступками и мыслями.

Мне кажется порядки того времени заставили разум людей «отделиться» от того, что они на самом деле чувствовали. Я считаю, в картине надо отразить то, что на самом деле пряталось под маской тоталитарного режима. Я бы изобразила огромную толпу людей, пострадавших от деятельности вождя, стоящих на коленях под открытым небом, но под ногами не земля, а красное полотно. Люди смотрят вперед и видят вдалеке дерево, сквозь облака пробиваются лучи солнца – их надежда на лучшую жизнь. Лица толпы обращены к солнцу. Но над толпой нависла тень Сталина, огромная серая тень, такая, что люди по сравнению с могучим силуэтом кажутся букашками. Это бы отразило, что люди даже в массе не могли бы противостоять ему. Во всех сферах жизни главную роль играла партия, и человек ничего не имел, даже природа, которая не может принадлежать никому, и та под властью партии (вместо зеленой травы – красное полотно). Он (фон, на котором стоят люди) стал бы символичным, это пролитая кровь миллионов людей. Единственное естественное, натуральное, что осталось в мире – это небо. Но серая тень уже начала застилать и его, лишая людей последней радости. Люди увидевшие ее (на переднем плане) опустили головы, заметив фигуру «отца» (хотя ее самой на картине не изображено, это подразумевается). Они понимают, что их ждет кара за попытку подумать «плохо» о жизни в данный момент. Среди людей распространилось чувство страха. Земля, дорога, на которой люди, идет в никуда, тем самым отражая то, что народ не видит будущего, каждый день может стать для него последним.

Ветрюк Родион.

Я бы написал подобную картину потому, что как мне кажется, именно этот период характеризует тоталитарную власть Сталина, и в то же время веру в него людей. 7 ноября 1941 года, когда фашисты в бинокль рассматривали виды Москвы, Сталин на Красной площади принимал парад, посвященный Октябрьской революции. В Москве, под бомбежками, люди пришли посмотреть на парад, они знали, что Вождь был в городе, а значит Москву не сдадут. Его присутствие обеспечило победу под Москвой, Сталин стоял на трибуне Мавзолея, был непреступен, сосредоточен, величественен, как и весь Русский народ.

Титякова Варвара.

Если бы я была художником и мне предстояло бы написать картину, посвященную власти Сталина в нашей стране я бы выбрала следующий сюжет для этой картины: в центре полотна изображен Сталин, он был бы как бы разделен на две половины. Одна его половина была бы облачена в военную форму, а другая в гражданском. Весь лист тоже был бы разделен на две половины. На одной его части (справа) было бы изображена демонстрация. Счастливые улыбающиеся люди, радостные дети с портретами Сталина в руках. Голубое, чистое небо и яркое солнце, много цветов, яркие краски: красный, синий, желтый. На этой части картины была бы атмосфера праздника, покоя, всеобщей любви и радости.

На другой части картины все было бы совсем наоборот. Раннее утро, серое дождливое небо, серые здания, темный подъезд с тусклым фонарем, стоящим рядом. А на переднем плане черная машина с затемненными стеклами и человек в черном около нее. Все окна в домах с плотно задернутыми шторами. Страх и горе, ужас и ненависть в этой части картины. Цвета преимущественно темные: серый, черный, грязно коричневый, много теней. И выражение лица Сталина было бы соответственно добрым, теплым, открытым и грозным и беспощадным. Одна рука его была бы приветственно поднята, а другая плотно сжата в кулак. Как бы я назвала эту картину я не знаю. Скорее оставила бы ее без названия, так как, мне кажется, что все и так понятно без слов.

Для меня эпоха Сталина – это время противоречий. С одной стороны – могущество, сила и мощь страны, которой правил целеустремленный жесткий руководитель, любимец народа. С другой – это репрессии, страх и ужас, охватывающий людей при одном лишь упоминании о Сталине. Это победа в самой страшной, за всю историю страны, войне и переполненные своими же воинами лагеря. Именно поэтому я бы нарисовала картину о сталинской эпохе именно так.

В этих работах отображен неординарный подход к личности Сталина. Авторы пытаются оценить объективно его личность, эпоху в целом.

Интересна мысль анонимного автора, изобразившего бы «смеющийся народ со слезами на глазах», посредством этого выразившего свое неординарное отношение к личности Сталина.

Большой интерес представляет также мнение анонимного автора не считающего, что «Сталин – легендарная личность, сделавшая много для страны».. Автор изобразил бы Сталина «размышляющего над своими ошибками», показать это он намеревался с помощью создания «печального образа Сталина, на лице которого написано переживание»..

Интересна шаржевая манера изображения в работах Азарова С. (см. приложение 2.9) и Даровых Д. (см. приложение 2.10). Интересна также работа анонимного автора (см. приложение 2.11), автор объясняет сам содержание своей картины: «На картине должен быть изображен характер эпохи. Страх идет перед диктатором и в то же время всенародное уважение. Я бы изобразила все в серых тонах, так как на мой взгляд, мало кто осознавал, что их жизнь тогда была однообразной. Обыденность стала неотъемлемой частью жизни общества, в отличие от сегодняшнего уклада . На картине должно быть то, что призывает к светлому будущему. Должен быть фактор, который характеризует экономический и хозяйственный подъем того времени. И должен быть элемент плакатного искусства, как одного из основных жанров в живописи.

Для всех работ характерно отсутствие однозначной, единой точки зрения на изучаемую проблему. Все учащиеся творчески подошли к работе, выразив свои мысли по предлагаемой теме.  

 

Тема урока: «Мир разрушающийся, мир ищущий,

Мир вновь создаваемый»

(урок-размышление)

 

На уроке учащиеся получают возможность увидеть многообразие мира поэтов; влияние, которое оказала революция на развитие поэзии в Советском Союзе. На уроке ученики расширяют дополнительную информацию, выходящую за рамки уроков литературы. На уроке используется новая система подачи информации: поэты классифицируются в зависимости от их отношения к новой социалистической культуре.

Методической особенностью урока является задание в заключительной его части учащимся предлагается по отрывку из стихотворения отнести его автора к одной из классифицированных групп.

Цель урока – показать учащимся влияние новой культуры на развитие советской поэзии.

Задачи:

а) образовательные – сформировать у учащихся представление об основных темах советских поэтов;

- сформировать у учащихся представление о влиянии различных явлений общества на развитие поэзии;

б) развивающие – формирование у учащихся умения делать выводы на основе получаемой информации;

- умение решать познавательные задачи;

- умение анализировать получаемую информацию, на основе анализа относить ее к тому или иному типу;

в) воспитательные – продолжить у учащихся формирование системы нравственных ценностей;

- формирование у учащихся основных эстетических категорий.

Ход урока.

Во вводном слове учитель говорит о влиянии новой культуры на развитие советской поэзии, о процессах размежевания среди поэтов по отношению у новой культуре.

Событие февраля-октября 1918 года привели к становлению нового государства с новой системой власти, новой культурой. Творческие люди в подобных условиях разделились на несколько групп. Три наиболее многочисленные из них - люди принявшие новую культуру, считавшие ее единственно верной, открыто не принимавшие ее и «плывшие по течению» понимавшие неизменность изменений. Сходные процессы происходили и в среде поэтов.

В следующем блоке учитель говорит подробнее о каждой из групп, предоставляет учащимся информацию о поэтах, отрывки из их произведений.

Одни поэты, назовем их «традиционисты» как бы полностью прониклись духом старой эпохи, старого мира, этот мир является для них «миром разрушающимся». Темы их произведений обыденны и понятны всем, они пропагандируют вечные ценности. Эти поэты пишут о простых и известных вещах: о природе, о любви, о погоде, о цветах. Поэты привыкли видеть прекрасное во всем, что их окружает. Типичными представителями этой группы можно считать Есенина С. и Зоболоцкого Н.

Если Маяковский был громовой трубой революции, то Есенин – золотой флейтой. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской области, в крестьянской семье. Воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок им. Сурикова, посещал лекции в народном университете Шаняковского. Впервые стихи Есенина появились в Московских журналах в 1914 году. В 1915 году он едет в Петроград, знакомится там с Блоком А., Городецким С., Клюевым Н. и другими поэтами.

Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов – «Радуница». Это была пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал его по своему, с крестьянским уклоном. В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. Есенин много путешествовал. Вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Дункан А. Побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Возвратился из-за границы, по собственному признанию «еще более влюбленным в коммунистическое строительство». Поэзия Есенина необычайна по своей предельной искренности. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – говорил Есенин. Октябрь придал голосу Есенина удивительную мощь. Не будь Октября Есенин возможно остался певцом «печали полей», его пастушеский рожок не прозвучал бы так громко и не огласил бы всей нашей земли. Есенин выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи. В нем противоборствовали враждебные силы, многое тянуло назад к «деревянной Руси», к патриархальной старине («Я последний поэт деревни»), но магистральная линия его развития, несмотря на все наносное и случайное, была устремлена к светлым народным чаяниям. Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно тонко чувствовавший природу, Есенин был большим и смелым мастером стиха.

Далее ученикам предлагаются отрывки из стихотворения Есенина С. «Русь Советская» .

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело,

На перекличке дружбы многих лет,

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

 

Ах, родина! Какой я стал смешной,

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Это стихотворение в полной мере показывает неприятие поэтом советской системы, государства.

Еще одним типичным представителем этой группы был Заболоцкий Н.

Заболоцкий родился в Казани, в семье агронома. С 1910 г. жил в глухом селе Сернуре, Уржумского уезда, Вятской области. В 1925 г. окончил отделение языка и литературы педагогического института им. Герцена в Ленинграде. Начал печататься в 1926 г. В 1929 г. вышла первая книга стихов Заболоцкого – «Столбцы», в которой он зло обличал ненавистных ему нэпмавских торгашей и мещан, прибегая к причудливому гротеску, иронически осмысленной одической интонации. Позднее Заболоцкий резко изменил свой стиль, выступив с философско-лирическими стихотворениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе диких хаотических сил и разума, гармонии в мироздании. В цикле стихов 30-40-годов Заболоцкий славит подвиги исследователей и созидателей («Город в степи», «Творцы дорог»), человек трактуется поэтом как высшее выражение творческого начала в природе. Наряду с темой природы в творчестве Заболоцкого зазвучала тема человеческих душ и сердец, человеческих судеб. Зрелый Заболоцкий – это поэт мыслей, прекрасно владеющей точным и зримым образом, при всей строгости и скупости языка. Заболоцкий - один из выдающихся мастеров перевода. Среди крупнейших его переводческих работ – «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, переложение на язык современной поэзии «Слово о полку Игореве».

Предлагаемый отрывок из стихотворения «Весна в лесу» дает частичное представление о творчестве поэта.

Каждый день на косогоре я

Пропадаю, милый друг.

Вешних дней лаборатория

Расположена вокруг.

 

В каждом маленьком растеньице,

Словно в колбочке живой,

Благо солнечное пенится

И кипит сама собой.

На противоположном полюсе находись поэты, приветствовавшие появление новой культуры, темами их произведений стали окружавшие их новые явления. Эти поэты сами относили себя к новому «строящемуся миру». Они постоянно находились в поисках новых стилей, направлений, пытались придать новое значение словам, придать стихотворениям новую форму, новый смысл, новое содержание. Например, футуристы Хлебников В., Маяковский В. 

Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников родился в Астраханской губернии, сын ученого – натуралиста. Учился в Казанском университете, затем в Петербургском, курса не закончил. В печати дебютировал в 1908 году, на страницах сборника футуристов «Садок судей». Один ведущих участников движения футуристов в России, подписавший все их манифесты. Являя собой странную фигуру в литературном мире вел неустроенную полубродячую жизнь, был редкостным бессеребрянником, называл себя дервишем, марсианином. В апреле 1916 г. был призван в армию, испытав много непосильных для него мучений солдатчины. Всегда погруженный в фантастические умозаключения (попытки найти числовые закономерности истории, создать «звездный» или «мировой» язык, «азбуку ума»), он редко завершал литературные работы и мало заботился о их сохранности, таская бумаги в мешках, наволочках. В печать его стихи готовили и сдавали друзья. Хлебников – поэт-экспериментатор, искатель. В глазах многих он и сейчас остается «поэтом для поэтов». Наделенный острым чувством природы, свежестью восприятия, особым чутьем к слову, Хлебников исходил в своем творчестве из собственные теорий и писал очень своеобразно, применяя чаще всего интонационный стих, с неожиданными ритмическими и смысловыми сдвигами. Вникая в корни слов, в начальные звуки корней, хотел постигнуть древнейший смысл звука и слова и тем самым проникнуть в память человечества. По гнездам родственных слов обосновал возможность и необходимость возникновения слов новых и сам создавал их («смехачи», «смеево»). Неровность и «раздерганность» его стихов как бы контрастирует с отдельными блестящими по выразительности кускам, с прекрасными образами и определениями. В годы империалистической войны и революции Хлебников заметно приблизился к живой социальной жизни (поэмы «Ночь перед рассветом», «Прачка»); революция он воспринимал как народное возмездие за века гнета и как путь человечества к проявлению своей свободной воли. Его смелая образность отозвалась в поэзии Маяковского, Асеева, Пастернака, Цветаевой.

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия – художественная летопись нашей страны в эпоху революции и построения социализма. Его стихи и поэмы «весомо, грубо, зримо» навсегда вошли в историю ХХ века. С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в традиционную силлабо-тоническую систему стихосложения, сильно преображая ее. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Это был крупнейший со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии. Владимир Владимирович родился в Грузии в семье лесничего После смерти отца переехал в Москву. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В 15-ти летнем возрасте вступил в РСДРП (б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, сидел в одиночной камере, где начал писать стихи. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал свое первое стихотворение «ночь». В ранних стихах Маяковского заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет – трагедию «Владимир Маяковский», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда поэт стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к «низам», к широким массам. «Моя революция»,- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г. Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции – «чтоб выволочь республику из грязи». Медные трубы и литавры боевого марша, эрос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА – на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности. В замечательных поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо» Маяковский воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические черты эпохи. В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер буржуазных «свобод», раскрыл всемирно-историческое значение советского строя. Поэт был весь устремлен в будущее, в «завтра». Огромное влияние Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области стихотворных форм. Маяковский утверди новый взгляд на поэта, на его роль в обществе как борца. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - требовал он. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира – у него учились Иоганнес Бехер, Луи Арагон, Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно действует в нашей жизни и поныне.

Далее учащимся зачитывают отрывки из произведений этих авторов, показывающие особенности их творчества.

Хлебников В. «Не шалить!»

Эй, молодчики-купчики,

Ветерок в голове!

В пугачевском тулупчике

Я иду по Москве!

Не затем высока

Воля правды у нас,

В соболях - рысаках

Чтоб катились глумясь.

Не затем у врага

Кровь лилась по дешевке,

Чтоб несли жемчуга

Руки каждой торговки.

Не зубами скрипеть

Ночью долгою,

Буту плыть – буду петь

Доном – Волгою!

Я пошлю вперед

Вечеровые уструги.

Кто со мною - в полет?

А со мной – мои други!

 Маяковский В. «Левый марш»

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!

Третья группа поэтов, олицетворявших «мир ищущих» не могла себя полностью реализовать. Понимая необходимость осуществляемых перемен, во многом принимая их, эти поэты не могли расстаться с очарованием старого, традиционного мира, с прелестью романтических тем. В своих постоянных исканиях поэты сближаются то с одной, то с другой группой. Такие искания заметны на протяжении всего творчества Блока А. И Пастернака Б.

Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его был профессор-юрист. Раннее детство его протекало в семье деда по матери, известного ботаника, ректора университета. Юного Блока окружала высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература, музыка, театр. После гимназии блок окончил Петербургский университет. В 1904 г. вышла первая книга Блока – «Стихи о прекрасной даме» Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием идеалистического учения Соловьева Вс. о «конце мира» и «мировой душе». В русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и каноны. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах Блока еще накануне 1905 г. («Фабрика»), революционные события лишь укрепили в поэте чувство гуманиста и демократа. На страницах книг блока встает образ родины, сквозь поэтические символы и метафоры просвечивает реальная русская жизнь. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Он всем своим существом отрицал старый миропорядок, постигая его обреченность. Поэт жил и работал в напряженно-тревожном предчувствии «неслыханных» перемен, «невиданных мятежей». Вопреки всем срывам и падениям, вопреки звучавшей в его поэзии жертвенности, Блок самозабвенно рвался к будущему, к революции. Блок – лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необыкновенно богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагичной любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик Петербурга, «заплаканная краса» деревень – все это с широтой и проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. Октябрьскую революцию Блок принял и приветствовал как зарю новой эры человечества. В 1918 г. поэт создает овеянную революционной романтикой знаменитую поэму «Двенадцать» – гимн победившему народу. Творчеством блока завершилось развитие поэзии дооктябрьского периода. В то же время как один из зачинателей советской поэзии Блок оказал большое влияние и на ее дальнейшие судьбы.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика живописи. Окончил гимназию, затем Московский университет. Летом 1912 г. изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию. Находясь под сильным впечатлением от музыки Скрябина А.Н., занимался шесть лет композицией. В печати с первыми стихами выступил в 1913 г. В 1917 г. пишет книгу лирики «Сестра моя жизнь», выдвинувшую его в число крупнейших мастеров стиха. В 20-х годах примыкал к литературной группе «Леф», возглавляемой Маяковским. Тогда же создал две крупные поэмы, посвященные революции 1905 года – «Девяносто пятый год» и «Лейтенант Шмидт», замечательные по своему мастерству и вдохновенности, они явились значительным событием в советской поэзии тех лет. В 1932 г. выпустил книгу стихов «Второе рождение», преломив в своей лирике пафос социалистических преобразований в стране. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом. Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала ХХ века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако его общественная замкнутость, интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

На следующем этапе урока учащимся предлагается отнести отрывки из стихотворений различных авторов к той или иной группе.

Предлагаются следующие отрывки.

Василий Казин «Рубанок»

Живей, рубанок, шибче шаркай,

Шушукай, пой за верстаком,

Чеши тесину сталью жаркой,

Стальным и жарким гребешком.

«Сон»

       За дверями мгла, а сам – в истоме,

Сам в истоме, да в такую мглу

Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.