Анализ формирования и распределения прибыли.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финан­совой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в сис­теме показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показа­тели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 “Отчёт о финансовых результатах и их использовании”. К ним относятся:

•прибыль ( убыток) от реализации продукции;

•прибыль (убыток) от прочей реализации;

•доходы и расходы от внереализационных операций;

•балансовая прибыль;

•налогооблагаемая прибыль;

•чистая прибыль и др.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффектив­ность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими пред­приятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важ­нейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балан­совая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реа­лизации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо дохо­дов и расходов от внереализационных операций.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в ка­честве обязательных элементов исследование:

1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный анализ” показателей финансовых результатов за отчётный период).

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный анализ” показателей).

3. Исследование влияние факторов на прибыль (“факторный анализ”).

4. Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть “трендовый анализ” показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 3.12, используя данные отчётности предприятия из формы №2 (см.приложение).

Таблица 3.12

Анализ прибыли отчётного года

 

Наименование показателя

Код

Стр.

За отчётный

Год

За предыдущий

Год

Отклонения

+ / - %
1 2 3 4 5 6
1. Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В).   010   7 504 492   5 649 432   +1 855060   132,8
2.Себестоимость реализации товров, продукции, работ, услуг (С).   020   6 396 664   4 341 500   2 055 164   147,3
3. Коммерческие расходы (КР). 030 300 612 441 138 -140 526 68,1
4. Управленческие расходы (УР). 040 607 712 665 264 -57 552 91,3
5.Прибыль ( убыток) от реализации (стр. 010-020-030-040) (Пр)   050   199 504   201 530   -2 026   99
6. Проценты к получению. 060 7 966   7966  
7.Проценты к уплате. 070        
8.Доходы от участия в других организациях (ДрД).   080        
9.Прочие операционные доходы (ПрД).   090   150 170   20 689   129 481   В 7,2 раз
10.Прочие операционные расходы (ПрР).   100   256 997   165 224   91 773   155,5
11.Прибыль ( убыток) от финансово- хозяйственной деятельности( стр. 050 + 060-070+080+090-100) (Пфхд).     110     100 643     56 995     43 648     176,5
12.Прочие внереализационные доходы .   120        
13. Прочие внереализационные расходы (ВнР).   130   27 409   46 135   -18 726   59,4
14.Прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 110+120-130) (Пб).   140   73 234   10 860   62 374   В 6 раз
15.Налог на прибыль (НП). 150 12 587 2 759 9 792 В 4,5р.
16.Отвлечённые средства (ОтС). 160 121 047 258 013 -136 966 46,9
17.Нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 140-150-160) (Пн).     170     -60 400     -249 912     -310 312     24,2

 

Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 1998 году существенно увеличилась по сравнению с 1997 годом на 62 374 руб. или в 6 раз. В 1997 году прибыль по сравнению с 1996 годом наоборот резко снизилась на 1 726 460 руб. (см. табл. 3.15) или в 159 раз. Таким образом наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

Увеличению балансовой прибыли способствовало:

· Увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на 43 648 руб. или на 76,5%.

 На вышеуказанное увеличение повлияло:

· Появившаяся статья доходов - “Проценты к получению” в сумме 7 966 руб., что увеличило балансовую прибыль на 10,8%.

· Превышение абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным изменением операционных расходов на 37 707 руб. (129 481 – 91 783).

Снижению балансовой прибыли способствовало:

· Убыток от внереализационных операций в сумме 27 409 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что по сравнению с 1997 годом в отчётном году произошло снижение данного убытка на 18 726 руб. или почти в 3раза;

· Незначительное влияние оказало сокращение прибыли от реализации на 2 026 руб. или на 1%, что привело к снижению балансовой прибыли на 2,8%.

Таким образом факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 6 раз.

Анализ рентабельности.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характери­зуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);

2. Рентабельность производственных фондов;

3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

1.Рентабельность продукции.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);

2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выруч­ке от реализации продукции (без НДС);

3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реа­лизации данного вида продукта к его продажной цене.

Расчёт данных показателей по ПКФ “Бейсуг” представлен в таблице3.13.

Таблица 3.13.

 

Показатели рентабельности продукции ПКФ “Бейсуг”

 

Показатели

 

Расчет

Стр.

 

1996

 

1997

 

1998

 

Отклонения + /-

1997 от 1996 1998 от 1997
1 2 3

4

5 6 7
1.Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).     010     7 459444

 

 

5 649432

    7 504 492     -1810012     1855 060
2.Прибыль от реализации.   050   1 622552

 

201 530

  199 504   -1421022   -2 026
3. Балансовая прибыль.   140   1 737320

 

10 860

  73 234   -1726460   62 374
4. Чистая прибыль. 140-150 1 142091

8 1014

60 647 -1133990 52 546

Расчетные показатели (%)

1.Рентабельность всей реализованной продукции.   050 010

 

 

21,7

    3,6     2,6     -18,1     -1
2.Общая рентабельность. 140 010

 

23,3

  0,19   0,97   -23,11   0,78
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли.   140-150 010

 

 

15,3

    0,14     0,8     -15,16     0,66
               

На основе данных таблицы построим диаграмму.

 

Рис. 5. Изменение показателей рентабельности продукции за 1996-1998 г.

 

На основе расчётов можно сделать следующие выводы.

Показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 1,19 в 1997 до 0,97 в 1998 году, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в 1998 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 1 копейки балансовой прибыли. Надо отметить резкое снижение данного показателя по сравнению с 1996 годом, когда он составлял 23,3% и упал за 1997 год до 0,19 (т.е. на 23,11%).

Показатель рентабельности продаж от чистой прибыли также вырос в 1997 году с 0,14 на начало года до 0,8 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом в 1998 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,8 копеек чистой прибыли.

Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 1% и составила к концу 1998 года 2,6%. Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку меньше прибыли от реализации.

Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие. 

В 1997г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения убытков от вне­реализационных операций показатели рентабельности продукции существенно сни­зились.

2.Рентабельность вложений предприятия.

Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель рента­бельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффек­тивно оно используется.

2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;

3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависи­мость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером при­были, полученной от их использования.

4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эф­фективность вложений предприятия в деятельность других организаций.        

5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность ис­пользования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на дли­тельный срок.

Необходимая информация для расчёта представлена в таблице3.14.

 

 

Таблица 3.14

Дата: 2019-07-24, просмотров: 262.