В течение последних лет отмечается устойчивый интерес исследователей к изучению природы профессионального стресса. Развитие стресса в профессиональной деятельности является важнейшей проблемой. В обзорах литературы по этой проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, рабочая перегрузка и другие обычно бывают тесно связаны с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями (Бодров, 2000)[40].
J.Sharit и G.Salvendi определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход, по мнению А.Н.Занковского, позволяет выделить следующие направления исследования стресса:
«…1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;
2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;
3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений;
4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений.[41]
Некоторые исследователи профессионального стресса сосредоточились на конкретных типах профессий: авиадиспетчера, водителя, военнослужащего, представителя силовых структур и др.
Представители некоторых профессий работают в экстремальных ситуациях. Характеризуя эти ситуации, авторы указывают такие признаки, как «сложные», «трудные», «особые», «критические» и т.п.
Вообще понятие экстремальный (в переводе с лат. - крайность) употребляется для объединения понятий максимума и минимума. При употреблении понятия «экстремальность» обычно ясно, что речь идет не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах.
В экстремальных условиях нарушается привычный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут следовать переутомление, нервное истощение, полнейший срыв деятельности, аффективные реакции, психогении.
Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.
В современных исследованиях, оценивая травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в экстремальных ситуациях, на психическую деятельность человека, выделяют непатологические психоэмоциональные реакции и патологические состояния (психогении).
Ученые и практики разрабатывают специальные рекомендации для представителей стрессогенных профессий в целях повысить психологическую устойчивость этих людей.
В работах, где изучаются психологические проблемы стресса доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношение человека к трудностям в работе, успеху и неудаче, уверенности и неуверенности в своих силах, направленности личности, уровня ее притязаний и реальных возможностей и т.п.
Физиологические изменения, происходящие в организме человека на ответ на стрессовые воздействия, в действительности являются лишь следствием уже вызванных им эмоциональных переживаний; без эмоциональных переживаний физиологические изменения не происходят, даже если стресс заканчивается физиологической травмой. Стресс, таким образом, возникает как угроза, которая дистанционно воздействует на человека, вызывая у него то или иное эмоциональное отношение к ней и подготавливая тем самым весь организм к возможным физическим последствиям. Следовательно, стресс является для человека такой угрозой, эмоциональные переживания которой оказывают влияние на его способность достаточно эффективно осуществлять свою деятельность.
Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах R.A.Karasek, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживания стресса возникают при взаимодействии между двумя факторами - ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая профессия, в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий.
Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых наиболее известной является Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса (рис.1.1), вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов его окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояние на здоровье индивида. Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения.
Рис.1.1. Мичиганская модель профессионального стресса
Другая известная модель профессионального стресса предложена J.E.Drath. Согласно этой модели (рис.1.2) источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения.
|
|
|
|
Процесс Процесс
Когнитивной выполнения
оценки
Процесс
решения
Рис.1.2.Модель профессионального стресса (J.E.Drath)
M.J.Smith предложил общую модель профессионального стресса, отражающую содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов.(рис.1.3).
Существуют когнитивные подходы к моделям профессионального стресса. Наиболее детально механизм когнитивной оценки предлагает Т.Сох. По его мнению, этот механизм включает:
1) требования к индивиду;
2) индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личные ресурсы);
3) ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации;
4) внешняя выдержка.
Каждая из теорий и моделей стресса внесла заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения.
Рис.1.3. Общая модель профессионального стресса
Общим для всех моделей психологического стресса является то, что авторы стремились определить его сущность через регистрируемые параметры. С этой точки зрения, как отмечает Н.И.Наенко[42], можно выделить два подхода в изучении этих показателей. Первый подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности.
Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов.
Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержательной характеристик стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой – предметную и коррелятивную (причинно-след-ственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно связаны между собой - любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.
Серьезные методологические проблемы связаны измерением стресса. Является ли стресс независимой переменной? Как следует рассматривать различия между индивидами и у конкретного индивида, но в разных ситуациях? Каково соотношение генетических и социокультурных факторов в происхождении стресса? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.