МИССИЯ ШКОЛЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вступление                                                                             2

Основная часть:

1. Миссия школы и стратегические цели                                                5

2. Категория цели в педагогической деятельности                                    6

3. Иерархия цели                                                                                             6

4. Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате            7

5. Формы совмемcтной работы учителя и воспитателя                             9

 

6. Социальная адаптация учащихся – основное направление работы спецшколы-интернаты                                                                      11

 

6.1 Основные направления работы интерната по социальной адаптации учащихся                                                                                                 13

 

7.Профессиональное обучение учащихся – одна из главных задач социальной адаптации.                                                                                                        15

 

7.1 Выпускник спецшколы и реальная жизнь.                                  16

 

 8. Роль совета школы в организации учебно- воспитательной работы педколлектива.                                                                                          18

 

9. Заключение                                                                                              21

10. Приложения                                                                                            23

11. Литература                                                                                               31


 


Вступление.

Цели воспитания.

 

Воспитание - вторая после научения сторона социалиазации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания – формирования и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они- то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, стремящимися к достижению успехов.

 

 

СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

 

Под средствами воспитания понимают способы организованного и не организованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей - воспитанников – с целью выработать у них определённые психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего всё или большинство сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально- психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции. Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать всё, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение. Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких- либо средств, без личных контактов друг с другом, воспитателя и воспитуемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п. ) По включонности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и не осознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определённую цель, а воспитуемый знает о ней и принимает её. При использовании неосознанных средств воздействия принятия воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица. Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами. Его недостаток - тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценивать по причине недостаточной контролируемости сознанием. Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент, на какие- либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Интернат для детей с недостатками умственного развития способен комплексно решать образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи и работать по адаптации детей в общество.

    Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогической работы вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя и воспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований, если все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников.

    В воспитателе дети ценят человечность, справедливость и требовательность, доброжелательность.

Процесс продуктивного взаимодействия ребёнка и взрослого – это динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения, стержень коррекционно – развивающего обучения и воспитания.

    Главное в воспитательной работе:

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- анализ социальной ситуации развития ребёнка и его семьи;

- включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

- формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми;

- реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей и совершенствования методов приёма работы;

- активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общение детей и формирование адекватного поведения;

- расширения форм взаимодействия взрослых с детьми и создания условий для активизации форм партнёрского сотрудничества между детьми;

-  определение базовых достижений умственно – отсталого ребёнка в каждом возрастном периоде.

 

Воспитание детей с отклонениями в развитии должно быть направлено на становление личности ребёнка с адаптацией его в общество.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Эстония – наша Родина

  Беседы, экскурсии, целевые прогулки Знакомство с эстонской литературой Эстонские народные игры, песни, стихи Знакомство с гос. и народными поздниками
    Сентябрь Беседа на тему: «Природа Эстонии» Цель: Дать большее представление о деревьях, животных, птицах, растениях Эстонии. Целевая прогулка по улицам, закрепить названия улиц. Эно Рауд «Сипсик» иллюстрации Эдгара Валтера, перевод с эстонского языка Татьяны Теппе «Aias Kõnnib Тiinake». Цель: повторить слова на эстонском языке и знать их значение 29.09 Михклипяев, литература: Mass Ketsnik « Elame Eestimaal»
    октябрь 1) Беседы о столице Эстонии А) Гос. флаг Б) Гос. герб В) Нац. цветок, птица, дерево, камень 2) Беседы о Кохтла-Ярве, о его промышленности, о гигантах, о полезных ископаемых. Литература: M.K. « Elame Eestimaal» О. Лутс « Мальчик с рожками» и прививать интерес к эстонской литературе «Kes aias?» Цель: закрепить слова на эстонском языке и знать их значение Изготовление открыток ко Дню учителя (первое воскресенье октября)

 


 

         
  ноябрь Беседы о народных и гос. праздниках Эстонии. Литература:: M.K. « Elame Eestimaal» Ф.Р. Крейцвальд «Калевипоег», знакомство и рассматривание иллюстраций. Познакомиться с героями эпоса: Калевом, Калевипоегом, Линдой, Олевом, Тусларом и др. Разучить эстонский народный танец «Ette ja Taha», цель: запомнить слова на эстонском языке и знать их значение 2.11 День духов 10.11 Мардипяев 25.11 Кадрипяев 16.11 день самостоятельности
    декабрь 1) Беседы о том, как отмечают рождество в Эстонии. Литература: M.K. « Elame Eestimaal» Знакомство с эстонским художником Krisjan Raud «Kes elab metsasees?» цель: запомнить слова на эстонском языке и знать их значение 25.12 Рождество 26.12 второй праздник рождества Участие в школьном мероприятии
  январь Беседы о денежных единицах Эстонии, расширить представление о тех, кто изображен на купюрах Эно Рауд « Муфта, полботинка и моховая борода» цель: прививать интерес к эстонской литературе Повторение песен, стихов на эстонском языке. 1.01 Новый год, участие детей в школьных мероприятиях

 


 

  февраль Беседа о празднике, который отмечает Эстония. 24.02 Литература: M.K. « Elame Eestimaal» Прочитать стихи Лидии Койдула «Mu Isamaa …» на эстонском языке и перевести на русский Разучить песню «Кükita» цель: выучить на эстонском языке и запомнить слова на эстонском языке и знать их значение 24.02 День независимости ЭР, великая пятница
март 1) Беседа о праздновании Масленицы, о народных гуляниях, проводимых в городе, селах и других местах. Литература: Tooni Kasesalu 2) Беседа о денежных единицах Эстонии Чтение сказок Ф.Р. Крейцвальда Разучить с участием 1,2,3 кл. Эстонский народный танец «Ette ja Teha» Масленица – в промежутке между 8-м февраля и 7-м марта. Активное участие учеников 1,2,3,4 классов.

 


 

  апрель Беседы о праздновании Пасхи в Эстонии. Литература: M.K. « Elame Eestimaal» Чтение эстонкой сказки «Баба Мора» Разучить эстонскую песню с имитацией «Kükita», развивать слух, расширить запас эстонских слов Пасха 23.04 Юрьев День
    Май 1) Беседа о праздновании Пасхи в Эстонии. Литература: M.K. « Elame Eestimaal» Чтение сказки Аугуста Якобсона «Лиса с трубкой» С учащимися 1,2,3 кл. выучить стихотворение о частях тела. « Mul on pea, silmad -näed». Mina on mul keskel nägu, see on ikka minu jagu. Цель: расширить словарный запас эстонских слов. 1 мая – День международной солидарности рабочих. 1 мая – Вольбрипяев, в этот день разжигают костёр. 24.06 – Янипяев

 






ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 2

План

 

Работы совета спецшколы – интерната

на 1999 – 2000 учебный год

 

1

 

1 О подковке школы к новому учебному году.

2 О работе с детьми – сиротами в летний период

 

Сентябрь

 

2.

 

1 Совместная программа воспитателей и учителей по работе с родителями. Родительский всеобуч.

2 Роль библиотеки в организации учебно-воспитательной работы в школе.

 

Октябрь

 

 

3

 

1 Организация управления школой (единые требования администрации)

2 Работа логопедического кабинета

    

 

Ноябрь

 

4

 

1 Работа по охране здоровья учащихся

2 Работа кабинета СБО по социальной адаптации учащихся.


 

 

Декабрь

 

5

 

1 Выполнение всеобуча.

Совместная работа с полицией и отделом охраны детства.

2 Организация работы по интересам организатора школы.

 

 

                                Январь

 

6

 

1 Контроль за учебно-воспитательной работой в школе и интернате

2 Использование бюджета школы за 1999 год.

 

 

Февраль

 

7

 

1 Итоги работы коллектива по перспективному плану развития школы.

2 Индивидуальное домашнее обучении больных детей.

 

 

                                 Март

 

8

 

1 Роль педсовета в улучшении учебной и воспитательной работы в школе.

 

2 Обеспечение техники безопасности в школе    

 

Апрель

9

 

1 Итоги работы совета школы за 1999 – 2000 уч. год.

2 Летний отдых детей – сирот.




ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение3

 

План совета спецшколы – интерната на 2000 – 2001 год

I

1. О подготовке школы к новому (учебному году укомплектование классов, групп, нагрузка педперсонала, готовность заданий).

2. Помощь библиотеки классным руководителям и воспитателям. Организация работы с учащимися (проверка решения совета)

II                                                                                             Сентябрь

1. Работа с родителями. Родительский всеобуч.

2. Использование кабинета технических средств.

 

III                                                                                       Октябрь

1. Качество питания и развития культуры питания учащихся.

2. Информация о работе педсовета

 

IV                                                                                                 Ноябрь

1. Соблюдение санитарно – гигиенических норм, организация просветительских работ.

2. Работа зам. директора по хозяйственной части с техперсоналом.

 

V                                                                                                  Декабрь

1. Работа коллектива школы по интеграции учащихся в общество.

2. Организация делопроизводства в школе.

 

VI                                                                                                 Январь

1. Преемственность в работе учителей I, II ступений

2. Организация работы в группах продленного дня.

 

VII                                                                                               Февраль

1. Организация внеклассной работы классными руководителями и учителями предметниками.

2. Работа по интересам.

 

VIII                                                                                              Март

Внутришкольный контроль – один из способов совершенствования учебно-воспитательной работы.

 

IX                                                                                                 Апрель

Итоги работы совета

 


Приложение 4

 

KINNITATUD

 Direktori kaskkirjaga

26.09.2000nr.23-P


20.00-21.00

(5-9 klass)

21.00 - 6.45  uni

 



Литература

1. МО, Таллинн 1997, «Государственная программа основного образования Эстонии»

2. МО, Таллинн 1998, «Государственная программа вспомогательного обучения Эстонии»

3. Конд М., МО, Таллинн 1998, «Оценка школы извне»

4. Kond M., Haridusministeerium 1997, Tallinn, «Üldharidus»

5. Тюрнпуу Л.А., Таллинн 1999, «Управление школой. Стратегическое руководство и развитие: теория и практика»

6. Haridusministeerium, 1998, Tallinn, «Koolidukumentasioonist (abiks koolidele)»

7. Haridusministeerium, 1999, Tallinn, «Kooliõppekavast»

8. Leino M., Mannistem M., Probleemne laps tavakoolis. Tallinn, Avatud Eesti Fondi toetusel, 1996

9. Räsasen A., Vainio L., Otsi iseendast peituvat kvaliteet. Ehesehinddamise praktilisi kogemusi, Tallinn, 1998

10. Salumaa T., Õppekavatöö koolis 1, Tallinn, EV haridusministeerium, 1997

11. Salumaa T., Õppekavatöö koolis 2, Tallinn, EV haridusministeerium, 1997

12. Журнал «Дектология», №2, 2000 г.

13. Журнал «Дектология», №3, 2000 г.

14. Журнал «Дектология», №6, 2000 г.

15. Эльконин Д.В., «Избранные педагогические труды», Москва 1989 г.

16. Немов Р.С., «Психология», Москва, 1,2,3 т., 1998 г.

Вступление                                                                             2

Основная часть:

1. Миссия школы и стратегические цели                                                5

2. Категория цели в педагогической деятельности                                    6

3. Иерархия цели                                                                                             6

4. Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате            7

5. Формы совмемcтной работы учителя и воспитателя                             9

 

6. Социальная адаптация учащихся – основное направление работы спецшколы-интернаты                                                                      11

 

6.1 Основные направления работы интерната по социальной адаптации учащихся                                                                                                 13

 

7.Профессиональное обучение учащихся – одна из главных задач социальной адаптации.                                                                                                        15

 

7.1 Выпускник спецшколы и реальная жизнь.                                  16

 

 8. Роль совета школы в организации учебно- воспитательной работы педколлектива.                                                                                          18

 

9. Заключение                                                                                              21

10. Приложения                                                                                            23

11. Литература                                                                                               31


 


Вступление.

Цели воспитания.

 

Воспитание - вторая после научения сторона социалиазации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания – формирования и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они- то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, стремящимися к достижению успехов.

 

 

СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

 

Под средствами воспитания понимают способы организованного и не организованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей - воспитанников – с целью выработать у них определённые психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего всё или большинство сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально- психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции. Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать всё, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение. Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких- либо средств, без личных контактов друг с другом, воспитателя и воспитуемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п. ) По включонности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и не осознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определённую цель, а воспитуемый знает о ней и принимает её. При использовании неосознанных средств воздействия принятия воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица. Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами. Его недостаток - тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценивать по причине недостаточной контролируемости сознанием. Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент, на какие- либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

МИССИЯ ШКОЛЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

 

Миссия характеризуется организационно-прагматическим и общественно-этическим аспектами, и может быть раскрыта по- разному. При этом описание миссии должно быть атрактивным, охватываемым, понятным и конструктивным, и означает, что миссия должна позволять её разложение на четко определённые стратегические цели, определяющая конечные результаты деятельности школы.

    Переход от миссии на стратегические цели требует от руководителя профессионализма, мудрости, сознательности, этичности и владения специфическими методами. Эти методы делятся на рациональные и творческие. Одним из чаще используемых рациональных методов является т.н. SWOT-анализ, базируемый на изучении внешней и внутренней среды организации. Изучаются факторы, способствующие и препятствующие реализации миссии и во внешней и во внутренней среде. Путём парного противостояния внутренних и внешних факторов выявляют частичные прогнозы дальнейшего развития. Умелое интегрирование названных частичных прогнозов даёт общую прогнозную картину предстоящего будущего.

Как показывает практика, достоверные прогнозы всегда отличаются от ожидаемого идеального состояния, при котором миссия реализовалась бы полностью и безотказно. Стратегия призвана уравновешивать внутреннее состояние организации со средой. Она содержит основные идеи (решения, принципы, предписания и т.д.) о наиболее далёких целях, о необходимых ресурсах и их распределении, о средствах и их создании, о расположении сил. Стратегические цели охватывают те состояния, которые должны быть достигнуты в результате правленческого вмешательства в саморегулирующийся процесс для оптимальной реализации миссии.

    Миссия вспомогательной школы – довести детей до возможно более высокой степени умственного и нравственного развития, социально интегрировать детей в общество.

Стратегические цели для достижения миссии школы, максимально индивидуализировать процесс обучения, в процессе воспитательной работы пробуждать у детей веру в собственные силы, всячески поощрять проявления самостоятельности, помочь систематизировать учебный материал, т.к. наш ученик не может самостоятельно восполнить пробелы в знаниях; коррекцию недостатков психического развития направлять на развитие произвольного внимания, наблюдательности, волю и самоконтроля. Чтобы разумно организовать воспитательный процесс в группе, воспитателю необходимо хорошо знать каждого ребёнка, чтобы индивидуально работать с ним, чтобы корректировать недостатки психического и физического развития.

 

 

2. КАТЕГОРИЯ ЦЕЛИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Категория цели в педагогической деятельности имеет фундаментальное значение, т.к. всякая педагогическая (в частности воспитательная) начинается с целеполаганияения. Если нет цели, то нет и проблемы эффективности и результативности, нет проблемы выбора методики и самооценки. Коллектив, не умеющий ставить перед собой целей, не может достичь никаких результатов.

    Цель – абстрактное представление о желаемом состоянии. Цель содержит представление о намеренном направлении движения и об ожидаемом состоянии к определённому сроку. Следовательно, цель может быть поставлена на разную даль. Различают миссионные, стратегические, тактические и оперативные цели. В расчленении целей можно выделить общие и специфические, локальные и глобальные, основные и вспомогательные цели. Иначе говоря, – цели имеют иерархичный характер: каждая цель может быть трактована как компонент некой наиболее высокой цели, а также как сложная совокупность разных подцелей.

 

3. ИЕРАРХИЯ ЦЕЛИ

 

Цель – является субъективным феноменом. Объективных целей не бывает. Всякая цель принадлежит какому – то субъекту и характеризует, чьи – то намерения. Каждый субъект имеет свои субъективные цели, которые редко совпадают с целями других субъектов. Цели конкретного субъекта исходят от его ценностной ориентации и потребностей.

    В конгломерате целей сообщества имеют место и некоторые общие цели, во имя достижения которых люди часто объединяются в различные организации. Миссия организации – это самая высокая цель данной организации. Миссия должна быть признана всеми членами организации. Также должны быть общепризнанными все стратегические и тактические цели, исходящие из миссии организации. Это может быть достигнуто, если привлечь весь коллектив к разработке описания миссии и стратегии.

    Миссия школы исходит из общественного заказа (какими общество желает видеть выпускников школы) и из конкретных особенностей данной школы.

 

 

4. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ

 

Основные формы руководства спецшколой те же, что во всех школах системы просвещения. Однако цели, задачи и особенности работы с умственно отсталыми детьми, а именно коррекционная направленность обучения и воспитания, определяют ряд специфических сторон руководства ею.

    Успех работы спецшколы – интерната во многом определяется уровнем управления, способностью администрации координировать усилия коллектива, направленные на достижение целей, стоящих перед школой, на коррекцию дефектов развития умственно отсталых детей, должную организацию их трудовой подготовки, заботу об их социальной адаптации.

    Создание единого творческого коллектива – высокий показатель уровня управления. Нельзя достигнуть успеха, если работающие в школе чувствуют себя людьми сведёнными вместе только силой случая. Усилия отдельных учителей или воспитателей без согласованности действий коллектива в целом не могут оказать заметного влияния на формирования характера, поведения и личности школьника в целом. Педагоги спецшколы – интерната должны быть нацелены на изучение особенностей поведения и деятельности своих учеников на протяжении всех лет обучения и иметь в виду, что психофизические особенности могут своеобразно проявляться в каждом конкретном возрасте. Кроме того, каждому учителю и каждому воспитателю приходится учитывать влияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им практического им жизненного опыта и в соответствии с этим осуществлять его обучение и воспитание.

    От того, как в спецшколе – интернате организована ежедневная жизнь воспитанников, зависит успех учебно-восстановительной работы. Значительное место в деятельности по руководству спецшколой – интернатом следует отводить рациональной разработке режима дня, его научному обоснованию в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями, особенностями учебного плана, с учетом материальной базы спецшколы – интерната. Особое внимание необходимо обратить на организацию специальных коррекционнных занятий и общественно полезного, производстводительного труда с тем, чтобы они не вызывали переутомления воспитанников, а также не производились в ущерб другим занятиям. Разработка распорядка дня в спецшколе – интернате – дело весьма сложное и требует от руководителей глубоких знаний особенностей психофизического развития умственно отсталых детей различных возрастных групп и знания конкретных данных о состоянии здоровья и других особенностях детей в каждой воспитательской группе. Распорядок дня должен предусматривать сочетание труда, отдыха и досуга детей, причем следует варьировать интенсивность нагрузки в течение недели в целом. Большое внимание в режиме дня спецшколы – интерната, мы уделяем отдыху детей, чтобы дети не переутомлялись, больше пребывали на свежем воздухе, не связывая это только со свободным временем дня и досугом учащихся. Различные экскурсии, общественно полезный труд по благоустройству территории и поддержанию порядка используется для увеличения времени пребывания детей на воздухе.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 165.