Содержание
Введение
1. Принципы и задачи стандартизации
2. Стандартизация косметических товаров в России
2.1 Классификация косметических товаров
2.2 Обзор нормативной документации, регламентирующей ассортимент и качество гигиенической косметики
2.3 Анализ оформления, построения и содержания ГОСТ на соответствие требований ГОСТ 1.5-2002
Выводы и предложения
Введение
Главным критерием оценки продукции, работ и услуг во всем мире является качество в целом. Забота передовых государств мира, различных компаний и фирм, всех специалистов о качестве продукции и услуг, а следовательно, о качестве жизни народа, считается обязательным условием национальной экономики.
В условиях рыночной экономики, когда продукцию и услуги представляют предприятия различных форм собственности, наиболее эффективным способом гарантии качества продукции и услуг, а точнее соответствия их установленным требованиям, являются стандартизация. Реализация оценки соответствия установленным стандартами критерия продукции и услуг через систему контроля и испытаний требует осуществления измерений самых различных параметров: от значений параметров, характеризующих эту продукцию, до значений параметров внешних воздействующих факторов, в условиях которых должна потребляться (эксплуатироваться), транспортироваться и храниться эта продукция.
Понятие "стандартизация" означает установление и применение правил для упорядочения деятельности в определенной области.
У нас в стране и за рубежом стандартизации уделяется огромное внимание потому, что без нее современное общество практически не могло бы существовать. Стандарты сопровождают человека всю его жизнь. По мере развития общества роль стандартизации будет возрастать, так как она способствует развитию различных отраслей промышленности, науки, способствует научно-техническому прогрессу. Ведь стандарты создаются на основе всего передового, они оптимизируют разноречивые требования изготовителей и покупателей.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции. Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров.
Средства косметические
Каждая процедура очищения кожи приводит в той или иной степени к обезжириванию ее и потери влаги. Поэтому для придания комфортного ощущения и красивого внешнего вида кожа нуждается в средствах для ухода: увлажнения, питания жирами, витаминами, улучшения цвета, активизации процессов жизнедеятельности.
Кремы косметические – это ароматизированные средства предназначенные для смягчения, питания, увлажнения, освежения и защиты кожи. Первый крем для ухода за кожей лица- кольдкрем (охлаждающий крем), создал знаменитый врач Гален. Крем состоял из пчелиного воска, спермацета, оливкового и миндального масла, розовой воды.
По технологии производства кремы делят на жировые, безжировые и эмульсионные.
Кремы для сухой кожи содержат увлажняющие добавки и выпускают часто на жировой основе, т.е. в виде эмульсии типа «вода- масло». Это кремы Спермацетовый, Ромашковый, Ворожея («Невская косметика»).
Кремы для жирной кожи более легкие кремы эмульсии типа «масло- вода» или гелеобразные, не содержащие жировых компонентов. Это такие кремы как Снежинка, Календула, Травяной («Невская косметика»). Ассортимент кремов для жирной кожи гораздо уже чем для сухой и нормальной. Иногда в аннотации кремов для жирной кожи указывается, что он устраняет жирный блеск, например крем Pond’s.
Кремы для любого типа кожи как правило легкие, содержат небольшое количество полезных добавок. Их рекомендуют использовать как основу под макияж, например крем Роса («Невская косметика»), косметические сливки и молочко фирмы «Линда».
По времени применения кремы подразделяют на дневной и ночной.
Это связано с тем, что дневной крем, кроме увлажнения и питания, выполняет защитные функции. Основное действие ночного крема заключается в усиленном питании более глубоких слоев кожи и повышении жизненного тонуса.
Дополняют регулярный уход за кожей маски питательные, увлажняющие и другого действия. Маски выпускают сухой, кремо- и желеобразной консистенции.
Косметика для мужчин представлена группой средств для бритья, ухода до и после бритья.
Кремы для бритья упаковываются в тубы или аэрозольные упаковки, более удобные для применения, так как дают готовую пену нежной консистенции. По составу средства для бритья наиболее близки к гелям и пенкам для душа, наиболее популярные средства для бритья фирмы “Gillette”. Эта фирма производит продукцию и для женщин- серии Satin Care.
Лосьон, применяемый перед бритьем электробритвой, дезинфицирует, обезжиривает и слегка стягивает кожу в результате волосы топорщатся, приподнимаются для бритья. При этом они становятся жесткими и хорошо срезаются ножом электробритвы. Как правило эти лосьоны содержат спирт.
Лосьоны после бритья содержат меньше спирта, в их состав входят ароматические масла, увлажнители.
Бальзам и смягчитель после бритья содержит еще меньше спирта и больше жировых компонентов. Они предназначены для чувствительной, сухой кожи, например бальзам Nivea.
Кремы, желе после бритья по составу действия подобны обычным классическим кремам для лица. Желе содержит добавки с охлаждающим эффектом воздействия на кожу, например ментол. Все средства после бритья должны снимать раздражения, дезинфицировать (содержать спирт), смягчать, увлажнять, освежать кожу лица, очищать поры.
Средства для ухода за кожей тела как правило, увлажняющего действия, легкие кремы эмульсионного типа, молочко, лосьоны после загара. Наносят их на влажную кожу после принятия ванны или душа. Их состав зависит от особенностей кожи: очень тонкой- вокруг глаз, осушенной водой и различными средствами- кожи рук, с повышенным потовыделением- ног и других участков. Некоторые средства для ухода за телом характеризуются увлажняющим фактором. Так, в серии Palmolive молочко для тела имеет увлажняющий фактор 6, для тела с сухой кожей- 9, а крем для очень сухой кожи- 10.Наиболее нежного ухода требует кожа вокруг глаз, губ, шеи.
Средства для ухода за кожей вокруг глаз обладают смягчающим и увлажняющим действием, снимают припухлость, придают коже упругость. Наносят их всегда перед использованием других кремов для лица. Эти кремы входят в серию косметических средств для ухода.
Средства для ухода за губами- кремы, бальзамы, гигиенические помады, эликсиры предназначены для питания и смягчения потрескавшихся губ (содержат жиры и витамины А, Е) и защиты губ от вредного воздействия солнечных лучей, холода, ветра. Гигиенические помады и бальзамы не содержат красящих пигментов, а цветовой эффект, если он имеется, достигается за счет растительных экстрактов входящих в их состав.
Средства для ухода за кожей рук. Крем содержит большое количество жировых компонентов, витаминов для питания раздраженной и огрубевшей кожи. Так же в них вводятся увлажняющие вещества, полезные добавки (экстракты трав) и защитные средства (ланолин).
Лосьоны, гели, желе и бальзамы для рук производят в меньшем ассортименте, чем кремы. Бальзам для рук может одновременно предназначаться и для ухода за ногтями. Они содержат наибольшее количество питательных компонентов и не только питают кожу, но и повышают сопротивляемость ногтей к нагрузкам, уменьшая их ломкость и расслоение.
Средства для ухода за кожей ног- лосьоны, кремы, бальзамы, гели, молочко и ванночки для усталых ног- учитывают особенности кожи ног. Эти средства содержат ранозаживляющие, дезинфицирующие, вяжущие, дезодорирующие добавки.
Косметические защитные средства. Эти средства подразделяют на солнцезащитные и защищающие от вредного воздействия (щелочей, моющих средств). Защищающие кремы для рук наносят на кожу до работы с вредными средствами. Так в состав крема Специальный входит силиконовое масло, которое после нанесения на кожу покрывает ее тонкой пленкой и защищает подобно перчаткам.
Солнцезащитные средства подразделяют по типам кожи и степени защиты от солнца - СЗС (солнцезащитный фактор). Наиболее популярные виды- лосьоны, молочко для загара по составу схожие с кремом для тела, но с дополнительно введенными УФ - фильтрами. Крем для загара используют для кожи лица. Масло имеет невысокий защитный фактор и его применяют любители сильного загара. Желе для загара не содержащее жировых компонентов, рекомендуется для кожи с угревой сыпью.
К группе защитных средств относятся так же средства для ухода за кожей после загара. Они предназначены для увлажнения и смягчения кожи, предотвращения шелушения. Это чаще всего лосьоны, гели, молочко после загара, входящие в серию солнцезащитных средств.
Небольшая группа средств предназначена для защиты от холода и ветра – это вазелин, масла, жирные кремы.
Лечебно- профилактические средства. Они обладают профилактической функцией, рекомендуются при повышенном потоотделении, угревой сыпи, перхоти. Антиперспиранты - средства уменьшающие потоотделение, в их состав добавляют вещества, сужающие поры, например соли алюминия, чаще всего хлоргедраталлюминия.
Дезодоранты- антиперспиранты по характеру запаха подразделяют на женские, мужские и без указания пола. Производят их в виде крема, шариковых дезодорантов и аэрозолей.
Средства против угревой сыпи предназначены чаще всего для подростков. Входящие в состав салициловая кислота, триклозан, бензоилпероксид, сера и камфара- обладают бактерицидным действием, препятствуют образованию угрей.
Соли для принятия ванн предназначены для успокоения и восстановления нервной системы человека, снятия стресса, усталости, улучшения кровообращения, поддержания тонуса кожи. В состав солей входят экстракты лечебных трав, хвои, водорослей и другие полезные добавки. Соли выпускают в виде порошков и гранул, окрашенных в различные цвета.
Лечебно- профилактические средства для расслаивающихся и хрупких ногтей- масла, кремы и пленочные маски для ногтей.
Кремы содержат жировые компоненты (больше чем кремы для рук), увлажнители и производные кератина, которые укрепляют ногти. В их состав могут быть включены витамины, например, крем Апрель. Все эти вещества помогают ногтям восполнить потерю жиров, сохранить блеск, эластичность, придать прочность.
Масла (оливковое, касторовое, миндальное) применяют в случае сильного обезжиривания ногтей, например при использовании ацетона. Пленочную маску выпускают в виде геля, содержащего питательный концентрат, иногда формальдегид, который коагулирует белки ногтевой пластины, в результате она становится более плотной и твердой.
Средства для укрепления и роста ногтей, содержащие кальций и другие компоненты, можно использовать как основу под лак.
Специальные косметические средства – кремы для массажа, - различны в зависимости от продолжительности массажа, места массажа, возраста пациента.
Депилятории - это косметические средства, действие которых основано на удалении волос химическим способом. Чаще всего в основе депиляториев, применяемых в настоящее время, тиогликолевая кислота или родственные ей вещества (сульфиды). Депилятории на основе меркаптанов и сульфидов изготавливают в виде порошков, растворов, кремов, паст, аэрозолей.
Средства по уходу за волосами и кожей головы.
Подразделяются на следующие группы:
- средства по уходу за кожей головы;
- средства для мытья головы и ухода за волосами;
- средства для окраски волос;
- средства для укладки волос и сохранения прически.
Средства по уходу за кожей головы выпускают в виде кремов, бальзамов, масел и масок, питающих, стимулирующих обменные процессы в коже головы, а так же лосьонов, тонизирующих, регулирующих функции сальных желез, подразделяются по типу кожи.
Средства для мытья головы и ухода за волосами- это различные бальзамы и кондиционеры. Эта группа характеризуется очень широким ассортиментом по наименованиям, назначению, заявленному действию, что затрудняет потребителю выбор средства. Ведущие производители шампуней как правило выпускают шампуни сериями для различных типов волос, а также разного функционального действия (2 в 1, 3 в 1) в зависимости от состояния и даже цвета волос.
Средства для ухода за волосами очень разнообразны по названию, рекомендуемой частоте применения, половозрастному признаку, функциональному и специальному действию, например шампунь от перхоти.
Кондиционеры-ополаскиватели и бальзамы в этой группе занимают второе место по значимости после шампуней. Популярность этих средств в последние годы очень возросла. Ассортимент кондиционеров восстановителей нормального состояния волос группируется, как правило, по типу волос, что определяется их составом. Кондиционеры подразделяются по разновидностям: средства смываемые и средства не смываемые с волос. К смываемым относятся ополаскиватели - легкие восстановители волос и бальзамы- восстановители, содержащие больше полезных добавок, масел, витаминов. К средствам не смываемым с волос относятся: пена- кондиционер для тонких волос, гидролечение и восстановитель структуры волос. При использовании таких средств на поверхности волоса остается пленка, придающая волосам красивый вид.
Средства для окраски волос подразделяют:
- по происхождению красителя на натуральные, в основном растительного происхождения (хна, басма), и химические.
- по стойкости краски: не стойкие (смываются после первого мытья), тушь для волос, лаки, пенки.
относительно стойкие (после 6-8 процедур мытья)
стойкие
- средства для обесцвечивания волос.
Средства для укладки волос и сохранения прически подразделяют:
- по функциональному действию: для укладки, моделирования, увеличения объема, фиксации и комбинированного действия. Они производятся в виде жидкостей, мусса, пенок, восков, гелей, кремов.
- по степени фиксации: легкая, нормальная, сильная, очень сильная и ультрасильная.
Декоративная косметика
Макияж помогает подчеркнуть красоту женского лица, придать ему индивидуальность и скрыть мелкие недостатки.
Декоративная косметика в зависимости от целевого использования подразделяется на четыре группы:
- Средства для лица являются основой всего макияжа. Тональные кремы имеют основу обычных эмульсионных кремов, но в них вводят пигменты. К этой же группе относятся крем- пудра, крем маскирующий, маскирующие карандаши, компактная (спрессованная) пудра, румяна.
- Декоративная косметика для губ: губная помада, блеск для губ, контурные карандаши для губ.
- Декоративные средства для глаз: крем основа, тени для век, карандаш для глаз и бровей, подводка для глаз.
- Декоративные средства для ногтей: лак, нижний лак (основа), верхний лак (закрепитель), жидкость для снятия лака, пленочная маска, средства для удаления кутикулы.
Выводы и предложения
Повышение качества продукции является одной из важнейших задач, стоящей перед производителями России на современном этапе. При этом в соответствие с Законом РФ «О защите прав потребителей» в понятие «качество» также вкладывается требование к ее безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя и окружающей среды. Выполнение указанных задач требует разработки и применения нормативных документов по стандартизации, устанавливающих правовые основы, обязательные для государственных органов управления, предприятий и предпринимателей, а также общественных объединений.
Создание условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международной торговле достигается благодаря деятельности по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям,
проблемы, нуждающиеся в разрешении, обусловливают необходимость совершенствования соответствующих нормативных документов.
При анализе стандарта ГОСТ Р 51579—2000 был выявлен ряд нарушений:
- На титульном листе нет эмблемы федерального органа исполнительной власти, принимающего данный стандарт.
- В элементе «Предисловие» неправильная нумерация разделов, раздел «внесен» не пронумерован.
- Неправильно написано слово «Содержание», согласно требованиям ГОСТ 1.5—2002 п 3.4.6 слово «содержание» должно быть написано с прописной буквы и выделено полужирным шрифтом, в ГОСТ Р 51579—2000 слово «содержание» написано обычным шрифтом и с заглавной буквы.
- В элементе «Нормативные ссылки» указан ГОСТ 5962—67 который не действует, он заменен на ГОСТ Р 51652—2000. После перечня ссылочных нормативных документов отсутствует примечание со следующей информацией: «При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (и классификаторов) на территории государства по соответствующему указателю стандартов составленному по состоянию на 1 января текущего, что является важной информацией.
- При применении перечислений дефис не проставляется, что нарушает требование оформления стандарта.
Предложения: необходимо сменить титульный лист, включить в стандарт элемент «Основные нормативные положения», и разделы «Классификация»,
«Безопасность окружающей среды (экологичности)», «Гарантии изготовителя».
Список используемой литературы
- Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно- косметических товаров. Учебник для вузов.- М.: издательский дом «Деловая литература», 2000.- 286 с.
- Товароведение и экспертиза промышленных товаров: учебник / под ред. Проф. А.Н.Неверова.- М.: МЦФЭР, 2006.- 848 с.- (Серия «Высшая шкрла»).
- Справочник товароведа: Непродовольственные товары: В 3-х т. Т. 2/С. И.Баранов, Е.И.Веденеев, А.Я. Володенков и др.- 3-е изд.,перераб.- М.: Экономика, 1990.- 463 с. – ISBN 5- 282- 00328- 7
- Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. Учебн. Пособие/ А.Ф. бШепелев, И.А.Печенежская, Т.Е.Ихваненко.- Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2001.-144с.
- Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник; под ред.А.Н. Неверова, Т.И.Чалых.- 4-е изд., стер.- М.: издательский центр «Академия», 2006.- 464 с.
- Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие / А, Д. Никифоров, Т.А, Бакиев.-3-е изд. Испр.- М.: Высш.шк., 2005.- 422 с.: ил.
- Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: учебник для вузов.- 2-е изд., перераб.и доп.-М.: Юнити-дана, 2000.- 711с.
- Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт- издат, 2003.- 318 с.
- Кириллова Л. Красота по стандарту: http://www.nevskoevremya.spb.ru
Содержание
Введение
1. Принципы и задачи стандартизации
2. Стандартизация косметических товаров в России
2.1 Классификация косметических товаров
2.2 Обзор нормативной документации, регламентирующей ассортимент и качество гигиенической косметики
2.3 Анализ оформления, построения и содержания ГОСТ на соответствие требований ГОСТ 1.5-2002
Выводы и предложения
Введение
Главным критерием оценки продукции, работ и услуг во всем мире является качество в целом. Забота передовых государств мира, различных компаний и фирм, всех специалистов о качестве продукции и услуг, а следовательно, о качестве жизни народа, считается обязательным условием национальной экономики.
В условиях рыночной экономики, когда продукцию и услуги представляют предприятия различных форм собственности, наиболее эффективным способом гарантии качества продукции и услуг, а точнее соответствия их установленным требованиям, являются стандартизация. Реализация оценки соответствия установленным стандартами критерия продукции и услуг через систему контроля и испытаний требует осуществления измерений самых различных параметров: от значений параметров, характеризующих эту продукцию, до значений параметров внешних воздействующих факторов, в условиях которых должна потребляться (эксплуатироваться), транспортироваться и храниться эта продукция.
Понятие "стандартизация" означает установление и применение правил для упорядочения деятельности в определенной области.
У нас в стране и за рубежом стандартизации уделяется огромное внимание потому, что без нее современное общество практически не могло бы существовать. Стандарты сопровождают человека всю его жизнь. По мере развития общества роль стандартизации будет возрастать, так как она способствует развитию различных отраслей промышленности, науки, способствует научно-техническому прогрессу. Ведь стандарты создаются на основе всего передового, они оптимизируют разноречивые требования изготовителей и покупателей.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции. Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров.
Принципы и задачи стандартизации
Стандартизация- это деятельность по установлению норм, правил и требований к товарам и услугам с целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды.
Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», обязательны для всех предприятий, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений не зависимо от форм собственности и подчинения, а также граждан, занимающихся индивидуально- трудовой деятельностью.
Вопросами стандартизации в Российской Федерации занимается Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в полномочия которого входят организация, координация и управления работами по стандартизации, метрологии и сертификации в Российской Федерации и представление ее интересов за рубежом.
Принципы стандартизации:
- Максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
- Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта;
- Недопустимость создания препятствий производству обращения продукции;
- Недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.
Важнейшими задачами стандартизации являются:
- Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями.
- Установление оптимальных требований к качеству продукции.
- Требований по совместимости и заменяемости продукции и комплектующих деталей изделий и их унификации.
Одной из задач стандартизации является также создание системы нормативной документации, включающей такие документы, как стандарты, технические условия, общероссийские классификаторы, методические рекомендации, положения, правила.
В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации:
- Межгосударственные стандарты (ГОСТ)
- Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р)
- Отраслевые стандарты (ОСТ)
- стандарты предприятий (СТП)
- Технические условия (ТУ).
К нормативной документации относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ)- это стандарты принятые государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно ими применяемые.
Ныне действующие и вновь вводимые в рамках соглашения ГОСТы, должны применяться на территории России без переоформления и без изменения их обозначения.
До настоящего времени, впредь до разработки и утверждения новых ГОСТов, на территории Российской Федерации в полном объеме действуют также ранее утвержденные стандарты Советского Союза.
Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р)- являются новым видом национального стандарта, утвержденного Госстандартом России и действующим на всей территории. В ГОСТы и ГОСТ Р включают: - Обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья человека, а так же для окружающей среды.
- Основные потребительские свойства продукции, требования к ее упаковке, хранению и утилизации.
- Обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии.
- обязательные методы контроля качества продукции, позволяющие обеспечить безопасность и экологичность товаров, а также оценить уровень ее качества.
- Требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции.
- Требования, обеспечивающие качество продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации.
- Правила оформления технической документации, терминологии, определение и обозначение понятий, метрологические и другие общетехнические нормы и правила.
Отраслевые стандарты - (ОСТ)- обычно разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами (ведомствами) Российской Федерации при отсутствии ГОСТов на объекты стандартизации или же при необходимости установления требований, превышающих требования ГОСТа или ГОСТ Р.
Отраслевые стандарты на территории России должны применяться в обязательном порядке предприятиями, входящими в систему данного министерства или ведомства, а на добровольной основе- предпринимателями и предприятиями различных форм собственности. Требования ОСТов не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТ Р.
Стандарты научно- технических и инженерных обществ (СТО), являются новым для России видом нормативной документации, разрабатываются и утверждаются этими обществами. Стандарты такова типа разрабатываются на базе новейших достижений прикладных и фундаментальных наук. Следует отметить, что за рубежом такие виды стандартов распространены достаточно широко. Так, например во всем мире известны и находят широкое применение стандарты на методы испытания созданного еще в 1898 г. Американским обществом по испытаниям и материалам (ASTM).
Стандарты предприятий (СТП)- это стандарты на создаваемую или применяемую данным предприятием прдукцию. Такие стандарты могут применяться и на других предприятияхпри наличии разрешения предприятия, утвердившего эти стандарты. СТП не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов или ОСТов.
Наряду со стандартами в РФ действует другой вид нормативной документации- технические условия. Технические условия (ТУ)- нормативный документ на конкретную продукцию, утвержденный предприятием- разработчиком, как правило, при согласовании с предприятием- заказчиком или потребителем.
В отличие от ГОСТов, ТУ устанавливают свои требования на узкую группу продукции (модель, марку, вид). ТУ наиболее распространены для стандартизации товаров народного потребления, в первую очередь выпускаемых мелкими сериями, вновь осваиваемых промышленностью или изделий часто сменяющегося ассортимента.
ТУ утверждаются предприятием разработчиком данных условий. Применяют их на территории РФ предприятия не зависимо от форм собственности и подчинения.
В зависимости от объекта стандартизации, назначения и содержания стандарты подразделяются на:
- Стандарты основополагающие - являются нормативными документами, устанавливающими общие организационно- методические положения о порядке проведения стандартизации в определенной области, а также регламентирующими общетехнические положения, касающиеся терминологии, маркировки продукции, построению, изложению, содержанию и оформлению различной документации.
- Стандарты на продукцию и услуги - регламентируют требования к группам однородной продукции (стандарт общетехнических условий). Стандарты этого типа включают в себя вопросы классификации продукции, ее основные размеры и параметры, общие технические требования, правила приемки, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения.
- Стандарты на процессы - устанавливают требования к выполнению технологических процессов проектирования и создания продукции, а также на стадии всего ее дальнейшего жизненного цикла, включая эксплуатацию, хранение, транспортировку и ремонт.
- Стандарты на методы испытаний (контроля) устанавливающие порядок проведения работ по контролю за качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла, регламентируют процедуру отбора проб, их подготовку к испытаниям с описанием применяемого оборудования, а также порядка обработки полученных результатов.
Стандарты на методы испытаний могут быть узкой или широкой направленности, при этом первые из них регламентируют порядок проведения испытаний по одному показателю качества, а вторые- по комплексу показателей качества.
2. Стандартизация косметических товаров в России
Нет на потребительском рынке более богатой по ассортименту группы товаров, чем косметические изделия. При этом большая их часть выпускается в России по техническим условиям (ТУ)- документам, которые разрабатывает сам изготовитель. Это ничуть не противоречит действующему законодательству, если ТУ прошли экспертизу и соответствующую регистрацию. Но потребитель больше доверяет товарам, изготовленным по стандартам, работа над которыми активно идет в последние годы, в том числе и в отрасли, производящей косметику. Так с 1 июля 2006 года в действие введены новые национальные стандарты на целый ряд косметических изделий.
Целью документов является упорядочение существующей нормативно- правовой базы в этой сфере производства, снятие избыточных и пересмотр устаревших обязательных требований содержащихся в уже имеющихся стандартах и иных документах на косметическую продукцию, а также приведение этих требований в соответствие с международной практикой.
Стандарты на косметическую продукцию вида «Общие технические условия» (ОТУ), охватывающие большую часть выпускаемых сегодня косметических изделий:
- ГОСТ Р 52341-2005 «Изделия декоративной косметике на эмульсионной основе»
- ГОСТ Р 52342-2005 «Изделия декоративной косметики на жировосковой основе»
- ГОСТ Р 52343-2005 «Кремы косметические»
- ГОСТ Р 52344-2005 «Изделия порошкообразные и компактные»
- ГОСТ Р 52345-2005 «Изделия косметические моющие».
Стандарты устанавливают требования, в том числе требования безопасности к косметическим изделиям, правила их идентификации (отбор проб, испытания), требования к упаковке и маркировки, процессам хранения, перевозки и утилизации.
Каждый из ГОСТов распространяется на группу товаров, имеющих сходное назначение и технологию. Это помогает упорядочить требования к продукции не только при ее изготовлении, и при подтверждении соответствия, а также контроле на рынке.
Несомненное достоинство документов - выделение показателей, обеспечивающих безопасность. Этим устраняется вероятность неоднозначного толкования обязательных требований при осуществлении контроля на рынке и снижается излишнее административное давление на производителя.
Появление этих нормативных документов дает возможность изготовителю не разрабатывать ТУ на каждый вид продукции, а выпускать ее в соответствии с требованиями стандартов. К слову, у наших лучших производителей продукция изготовленная по ТУ, вполне укладывается в нормы новых стандартов.
В связи с тем, что не все требования стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами.
Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией ее безопасности. Следуя практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту, Госстандарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9-95 «Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам». Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.
В соответствии с этим документом предприятия- изготовители могут добровольно по своей инициативе использовать знак соответствия, если их продукция производится в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта. При этом они обязаны соблюдать правила и процедуры ГОСТ Р 1.9-95.
Чтобы иметь право маркировать свою продукцию этим знаком, необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России. А для этого нужно выполнить ряд условий. Прежде всего- представить территориальному органу достоверные доказательства соответствия конкретной продукции требованиям государственного стандарта, по которому она производится. Это должен быть нормативный документ вида ТУ, технических требований и методов контроля (испытаний, измерений, анализа). Территориальный орган приводит Госстандарта приводит оценку полноты и объективности представленных доказательств.
Кроме того следует приложить к заявлению о выдачи лицензии:
- декларацию изготовителя о соответствии продукции всем требованиям стандарта;
- для продукции подлежащей обязательной сертификации- копию сертификата соответствия;
- копию сертификата на систему качества либо заключение о результатах анализа производства
- копии протоколов испытаний.
Перечисленные требования говорят о большом объеме работы, который надлежит проделать предприятию, прежде чем будет получено право использовать знак соответствия стандарту.
Если анализ документов убеждает территориальный орган в правоте притязаний заявителя, лицензия выдается. В противном случае может последовать отказ или предложение о дополнительных испытаниях продукции и повторной оценке производства с обязательным участием представителей территориального органа.
Поскольку еще не наработан опыт такого рода процедур в России, в отличие от западных стран, то о преимуществах для предприятий, выпускающих продукцию со знаком соответствия российскому государственному стандарту, можно говорить лишь в будущем времени. По мнению Госстандарта, изготовитель такой продукции вправе претендовать на те или иные меры государственной поддержки.
Из практики стандартизации и сертификации в РФ за последние годы можно сделать вывод, что знак соответствия применяется тольво для сертифицированной продукции по системе ГОСТ Р. Изготовитель сможет более широко пользоваться этим знаком, когда в России будет на законодательной основе введен такой способ доказательства соответствия, как заявление- декларация изготовителя.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.