У А.Н.Островского представления о "маленьком человеке" больше похожи на чеховские, но есть в них что-то и от Достоевского. В пьесе "Бесприданница" "маленьким человеком" является Карандышев. Он не хочет чувствовать себя человеком третьего сорта, как это было у Чехова, но при этом он осознает свою несостоятельность в обществе, как и персонажи Достоевского. Карандышев хочет влиться в это общество, в общество, где его не ждут, где он никому не нужен. Но в то же самое время он хочет унизить унижавших его. Это желание мести делает его бесчувственным по отношению к своей невесте, которой поведение Карандышева доставляет мучения. В "Грозе" Тихон и Борис, несмотря на их внешнее несходство, одинаково безвольны. Никакого уважения к ним не испытывает ни автор, ни читатели.
Женские образы в этих пьесах, наоборот, очень яркие. Главная героиня пьесы "Бесприданница" - Лариса Огудалова. Советы её матери таковы: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески… И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь." Но Лариса Огудалова - человек цельный, неспособный изворачиваться и лгать. Душа ее открыта людям. И жить по-другому она не хочет. Катерина Кабанова, как и Лариса, готова умереть, но не жить в пошлом, лживом мире. Смерть для них обеих становится единственным выходом. Лариса Огудалова и Катерина Кабанова похожи на Соню Мармеладову. Они не сливаются с общей массой мелочных и желчных людей. Соня - духовный человек, она ни на кого не обижается и помогает всем. Лариса тоже не похожа на всех, она не следует правилу: "Без хитростей на свете не проживешь». Перед смертью она всех прощает, хотя, наверно, она и не обижается ни на кого. При всех их одинаковых духовных качествах, внешние проявления у этих героинь разные. Соня с виду очень скромный и даже робкий человек. Лариса и Катерина - натуры более решительные и сильные внешне, но все они одинаково твердые духовно. Позиция Островского совпадает с позицией Тургенева, который изображал своих девушек на порядок выше нравственно, чем окружающих их мужчин.
Заключение
Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот герой представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к теме «маленького человека» обращались русские классики. Первыми из них были Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов. Даже сам термин был впервые использован критиком Белинским при рассмотрении произведения Грибоедов «Горе от ума».
Пушкин, как один из первых классиков, описавший образ «маленького человека» на ранних стадиях своего творчества старался показать высокую духовность персонажей, как, например, в рассказе «Станционный смотритель». Позднее в его произведениях зазвучали мотивы перехода образа «маленького человека» и слияния с образом народного героя – «Песни западных славян». В своих исторических поэмах Александр Сергеевич рассматривает вечное соотношение «маленького человека» и неограниченной власти – «Арап Петра Великого», «Полтава».
Для всех произведений Пушкина было характерным глубокое проникновение в характер каждого героя – «маленького человека», мастерское написание его портрета, от которого не ускользнула ни одна черта.
Прямым продолжателем тематики «маленького человека» Пушкина стал Николай Васильевич Гоголь. Наиболее полно она выразилась в повести «Шинель». Позднее по стопам Пушкина и Гоголя пошел Федор Михайлович Достоевский, подаривший нам ни один образ «маленького человека» в романах «Преступление и наказание» и «Бедные люди».
Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды со взглядами Чехова и частично Островского. Здесь
на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения
В представлении Л.Толстого, Н.Лескова, А.Куприна "маленький человек" - это талантливый, самоотверженный человек. Наиболее яркими этими образы вышли в романе «Война и мир» и повести «Левша».
Подобное разнообразие в трактовке образа маленького человека и его эволюция у самого Пушкина объясняются постоянными социальными переменами и изменчивостью самой жизни. Каждая эпоха дает своего «маленького человека».
Но, с начала XX века данная тематика постепенно сходит на нет и образ «маленького человека» в русской литературе исчезает, уступая место другим героям.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.