История этикета в Древнем Риме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

Вступление

Понятие об этикете

Хорошие манеры

Вежливость

Формирование основ этикета

История этикета в Древнем Риме

Прогулки

Выступление перед аудиторией

Беседы древних римлян

Рабочий день римляна

Головные уборы и обувь

Цвета в одежде

Рубахи и туники

Одежда

Застольный этикет

Рукопожатие

Поцелуй

Гостеприимство

Поклон

Подарки

Позы

Жесты и позы тела

Алкогольные напитки и традиции пить

Вывод

Список использованной литературы

 


 


Вступление

Многие люди убеждены, что в наше время знание хороших манер необходимо как никогда, вопрос, что же, собственно говоря, такое этикет, часто ставит их в тупик.

Для огромного количества людей этикет – это всего лишь свод абсолютно устаревших и лишенных актуальности норм и правил поведения, совершенно неприемлемый в условиях, когда каждый поступает так, как ему заблагорассудится. С точки зрения других, этикет выжжен лишь для высших слое общества и не имеет никакой ценности для остальных, самых обычных людей.

На вопрос о том, в состоянии ли отдельные люди положительно повлиять на ситуацию в современном мире, мы без малейших колебаний ответим утвердительно.

Вежливость очень заразительна в самом хорошем смысле этого слова. Казалось бы, незначительный знак внимания может дать огромный эффект. Искренняя улыбка и приветливое «спасибо» в адрес уставшей от наплыва посетителей официантке в ресторане могут напомнить ей, что большинство клиентов благодарны ей за ее нелегкий труд. Вежливое «извините», адресованное случайному прохожему, которого вам ранним утром по дороге на работу пришлось обогнать на людном тротуаре и с которым вы пообщались всего какое-то мгновение, возможно, побудит этого человека быть сегодня чуть добрее по отношению к сослуживцам. Немного доброты способно творить настоящие чудеса!

Этикет неотделим от активных действий. Недостаточно просто знать правила хорошего тона. Вежливость обретает смысл, только если находит воплощение в повседневном поведении, а не носит показной характер из корыстных побуждений.


 


Понятие об этикете

 

Этикет - слово французского происхождения. К этикету относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих а современном мире. В каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный этикет — строго регламентируемый Порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет — правила поведения Дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, корм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, Традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения устаревают, другие корректируются или сменяются новыми, То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает устойчивые взаимоотношения.

Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствия с нормами этикета не только на работе и на официальных церемониях, но и дома. Встречаются и такие люди, которые на работе, со знакомыми и друзьями вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры и такта, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе; в общественных местах и на улице, в гостях и па различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанных на протяжении многих веков жизни всеми народами.

 


 


Хорошие манеры

 

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Взаимопонимания и сотрудничества можно добиться лишь в том случае, если каждый будет вежлив, сдержан и деликатен. Но не всегда происходит так, как хотелось бы. Нередко каждому из нас приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причинами зарождающегося конфликта чаще является то, что оппоненты недооценивают или не учитывают культуру и манеры поведения друг друга.

Что же такое манера поведения? Манера — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами принято считать скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать бестактность, сквернословие, привычку громко разговаривать, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции, поведении, неумение сдерживать раздражение, грубость, открытое проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим своей воли и желаний, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, неряшливость в одежде.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя общепринятые формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим по положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим по возрасту, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения являемся деликатность. Деликатность не должна превращаться в, льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что вас сочтут невеждой, как раз ваша боязнь показать свою неосведомленность и будет оценена как невежество.

 


 


Вежливость

 

Всем известно выражение «холодная вежливость», эпитет «холодная» по отношению к прекрасному человеческому качеству не только убивает его сущность, но и превращает его в свою полную противоположность.

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, а не «ледяной», «презрительной» и т. п., гак как она является одним из проявлений действительно искренней и бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в семье, в общественных местах.

Одним из главных элементов вежливости считают уме-кие запоминать имена, Бот как об этом говорит Д. Карнети: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться... Ф Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Итальянцы экспрессивны, умны, сообразительны, вежливы, но в то же время вспыльчивы и мстительны Итальянцы «фонтанируют» энергией, открыто выкалывают свои чувства, поэтому сдержанность может восприняться как лицемерие.

Итальянцы — народ не очень организованный и пунктуальный, поэтому на встречу могут опоздать.

Деловые встречи должны проходить для равных, то есть чтобы представители обеих фирм занимали равное положение в деловом мире или обществе. Итальянцы-бизнесмены не затягивают решение организационных вопросов, охотно идут па альтернативные варианты связей.

 


 


Формирования основ этикета

В период Принципата (Ранняя римская империя) верховная власть императора (принцепса) постепенно из почетной обязанности становилась выражением его величия. Приближенные к принцепсу демонстрировали могущество верховной власти. При Августе, основателе системы Принципата, «друзья» императора образовали Совет принцепса — консилиум (consilium). Их можно считать первыми вельможами, постоянно свидетельствующими свое почтение императору. В 1—2 веках сенаторы обязаны были присутствовать при пробуждении императора. В период римских династий Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антоние сенаторы имели простой доступ к персоне императора. В обычай вводятся утренние приемы. Охрану дворца обеспечивали гвардейцы-преторианцы, а личную охрану императора — телохранители из варваров. Император приветствовал уважаемых гостей поцелуями. Сенаторы и придворные могли вести беседу с императором сидя. На императорских пирах особо почетных гостей принцепс сам принимал и рассаживал. Однако гостей предварительно обыскивали на предмет ношения оружия. Роскошные пиры императоров привлекали богатых провинциалов, готовых платить огромные суммы денег за право принять в них участие.

Распространение культа императора в Римской империи постепенно возвышает особу верховного правителя над массой его подданных. С 3 века римский император был отдален не только от массы своих подданных, но и от высших должностных лиц государства. Даже членам верховного совета при императоре доступ к нему был затруднен. Они должны были докладывать свои вопросы только стоя. Верховная власть в Римской империи в 4-5 веках начинает испытывать мощное влияние Среднего Востока в оформлении придворного этикета. Двор императора, ранее состоявший лишь из близких друзей, разрастается до гигантских размеров и превращается в огромный штат чиновников разного ранга. Низшие должности, предназначавшиеся в период Республики и ранней Империи для рабов и вольноотпущенников, становятся вожделенными для людей высшего сословия (секретари, курьеры, держатели опахала и т. д.). Восточной чертой при римском дворе было появление евнухов, которые приобрели сильное влияние в дворцовой жизни. Появляются должности, ранее неизвестные республиканскому Риму: царский виночерпий, надзиратель царского ложа. Носители этих должностей начинают влиять на политику императора в большей степени, чем вызывающие его опасения командир охраны и крупные полководцы. Если в период ранней Империи такие принцепсы, как Траян, Адриан внешне мало чем отличались от знатного римлянина, то в поздней Империи пурпур становится основным цветом в одежде императора, который одежду из простых и удобных тканей заменяет на шелковые златотканые одеяния; без них император не появляется на людях. Голову императора венчает тяжелая золотая диадема с драгоценными камнями. Большой штат чиновников, составляющий канцелярию императора, служит буфером между ним и его подданными. Просители заранее записывались на прием и могли месяцами дожидаться вызова в канцелярию. Дворец начинает жить самостоятельной жизнью и превращается государство в государстве.



Прогулки

Беседы древних римлян

Рабочий день римлянина

 

Как я уже говорила выше, утро римского аристократа начиналось с приема множества посетителей, представлявших собой весьма странную и пеструю смесь. Это были клиенты, другие богачи, ученые, просящие денег, философы, пытавшиеся получить приглашения на обед, всадники, сенаторы; одним словом, собиралось немало людей, которых привлекала надежда на какую-нибудь милость со стороны вельможи.

У двери стоял привратник, вооруженный тростниковой палкой. Его милости можно было купить. Номенклатор, функция которого состояла в вызывании принятых посетителей, составлял целые списки имен, хотя на эту должность назначались люди с прекрасной памятью. Приемы у высших сановников были очень похожи на приемы при императорском дворе.

Утренние посещения были не просто актом вежливости. К этому часу приурочивались всевозможные торжественные случаи: облачение юноши в мужскую тогу, обручение, свадьба, вступление магистратов в должность. Напротив, похороны происходили в самые поздние часы.

В силу вышесказанного всякий римлянин, у которого были более или менее обширные связи и знакомства, терял массу времени. Плиний Младший отмечал: «Странно видеть, как в Риме проходит время. Если взять каждый день в отдельности, то он окажется заполненным разными делами; если же их собрать все вместе, то удивишься, до чего они пусты. Спроси кого-нибудь: что ты делал сегодня? И он тебе ответит: я был у такого-то на облачении в мужскую тогу, или на обручении, или на свадьбе; этот просил меня сопровождать его в суд, другой звал на совещание. Каждое из этих занятий в тот самый день, когда их делаешь, кажется необходимым; но в итоге, когда подумаешь, что они отняли у тебя все время, то они оказываются бесполезными. Особенно ясно осознаешь их ничтожество, когда покидаешь Рим».

Столица была настоящим центром суетливого безделья, которое процветало в ней больше, чем в каком-либо ином городе. Число людей, проводивших всю свою жизнь в обмене пустыми знаками вежливости, было необычайно велико уже в начале эпохи Империи. Они составляли особый класс, называвшийся арделионами. Сенека сравнивал их с муравьями, без плана и цели бегающими по всему дереву от корней до вершины и от вершины до корней. Если, остановив такого человека, спросить его, куда он идет и каковы его намерения, он ответит : «Не знаю».

Известный врач при дворе императора Коммода (II в. н.э.) Гален так описывал день римлянина: «Ранним утром каждый делает визиты. Потом многие идут на форум послушать судебные прения; еще большая толпа направляется полюбоваться бегом колесниц и пантомимами. Многие проводят время в банях за игрой в кости, за пьянством или среди других удовольствий, пока не очутятся вечером на пиру, где развлекаются не музыкой и не серьезными удовольствиями, а предаются оргиям и разврату, засиживаясь часто до следующего дня».

Головные уборы и обувь

Цвета в одежде

Смысловое содержание цвета в мужской одежде подчинялось той же закономерности: яркая одежда означала афиширование богатства и, следовательно, нарушение исконно римского канона скромности, приличия, уважения к нормам.

Это чувство наиболее ясно выражал алый цвет — и очень дорогой, и намекавший на магистратский, сенаторский или всаднический пурпур. Почти все отрицательные герои древнеримских писателей Ювенала, Петрония, Марциала — наиболее наглые, отвратительные или смешные — ходят в пурпуре и в одежде различных оттенков алого цвета.

Носителями определенного негативного смысла в мужской одежде являлись зеленый и особенно оранжевый цвета. Зеленый был «женским» цветом, и его использование в мужской одежде было признаком женственности, изнеженности, намеком на склонность к тому, что сейчас называется гомосексуализмом. Существовало выражение «galbini mores» — «зеленоватые (т.е. извращенные) нравы». Такой же смысл нес в себе и оранжевый цвет — это был цвет брачного покрывала невесты, и ношение его мужчинами выглядело как издевка над чистотой и мудростью народных обычаев.

Рубаха и туника

Одежда

Застольный этикет

 

Общеизвестно, что застолье происходит по-разному у разных народов. Европейцы ели и едят за высоким столом. У восточных и западных славян принятие пищи за высоким столом расценивалось как правильное, христианское поведение. Об этом свидетельствует, например, чешский литературный памятник X—XI вв. «Легенда Христиана», который повествует о том, что князьям, не принявшим христианство и оставшимся язычниками, не позволялось сидеть за одним столом с князьями, уже принявшими христианство, и они занимали места на полу.

Сбоку от хозяина садились старшие мужчины, за ними младшие, на самом дальнем конце стола — женщины. Те, кому не хватало места за столом, ели на лавке или возле печи. Приветствовали и потчевали женщин всегда после мужчин.

Древнем Риме одаривание гостя солью означало предложение дружбы. У римлян, как и у греков, и у арабов опрокинуть солонку означало разорвать дружбу. Отсюда произошла, по-видимому, известная примета: просыпать соль — к ссоре.

Культурным благочестивым этикетным поведением считалось молчаливое поглощение пищи. Это объясняется тем, что во время еды человек как бы умирает для этого мира, точнее, для обыденной жизни.

Современный облик европейская сервировка стола обрела сравнительно недавно. Подавать ножи и употреблять ложки стало общепринятым лишь в XVI в. До появления тарелок пищу брали пальцами с общего блюда, используя ломоть хлеба или деревянную дощечку, на которые клали свою порцию мяса. Вилка индивидуального пользования получила распространение в XVI—XVII вв., причем церковь осуждала ее как «дьявольскую роскошь».



Рукопожатие

 

Это едва ли не самый распространенный этикетный жест, используемый чаще всего при знакомстве, встрече и прощании. Но он распространен далеко не везде. Так, в Юго-Восточной Азии рукопожатие вообще не было известно до встречи с европейской культурой. Любое прикосновение во время беседы считалось нарушением норм этикета. Японцы считали, что касаться собеседника человек может либо при полной потере самоконтроля, либо для выражения недружелюбия и агрессивности. Это находит свое выражение и в современных этикетных правилах японцев и китайцев.

Напротив, арабы, латиноамериканцы и жители Южной Европы в процессе общения касаются друг друга. С точки зрения этих народов, не касаться собеседника означает выражать недружелюбие и холодность.

Там, где рукопожатие — обычный этикетный жест, существуют определенные различия у разных народов в процедуре его применения: кто первым подает руку (старший или младший); пожимают ли руку человеку противоположного пола или нет; следует пожимать руку всем присутствующим; в технике исполнения и эмоциональной окраске. Но независимо от всех этих различий центральная идея рукопожатия — физический контакт, значение которой меняется в зависимости от контекста. Издавна были широко распространены представления о том, что физический контакт является способом передачи самых разнообразных влияний — как положительных, так и отрицательных. Считалось, что прикосновением можно вылечить или, наоборот, передать болезнь или навести порчу. Из этого становится понятным, почему всякое соприкосновение между незнакомыми людьми было регламентировано.

Рукопожатие было важнейшим моментом ритуала заключения мира еще с древнейших времен. До сих пор протянутая для рукопожатия рука является символом примирения. Это можно видеть даже в детских обрядах примирения, когда малыши подают друг другу мизинцы и сцепляют их.

Поцелуй

 

Не следует думать, что хорошо известный европейцам поцелуй всегда и везде имел распространение. Даже в настоящее время он нехарактерен для многих народов Азии, например, японцев и китайцев. У народов Севера (эскимосов) и племен Океании и Малайзии употребляется так называемый «малайский поцелуй», или «поцелуй носами», когда люди трутся носами или обнюхивают друг друга.

Поцелуй бывает трех типов:

· любовный

· ритуальный

· этикетный

Поцелуй устанавливает между людьми взаимную симпатию, выражает приязнь. В средневековой Европе любого гостя приветствовали поцелуем жена, дочери и прочие родственники хозяина.

Поцелуй приветствия мог приобретать смысл поцелуя почитания, когда один из партнеров имел высокий статус. Целование рук, плеч или ног было знаком подчинения и (или) почтительности. Например, в России, как и на Востоке, целовали руку или даже ногу у тех, кто пользовался особым уважением. Более низкий по рангу человек мог поцеловать более высокого в плечо, а более высокий более низкого — в голову.

При представлениях Римскому Папе полагалось целовать ему ногу. При этом считалось, что поцелуй относится к изображению креста на папской туфле; другая трактовка ритуала рассматривала такой поцелуй как знак преклонения перед главой католической церкви. В конечном счете этот церемониал стал простым наклоном к ноге, поскольку была важна сама идея целования, а не ее буквальное исполнение.

Поцелуй происходит не только при встрече, но и при расставании людей.

 

Гостеприимство

 

Прием гостей — это типичная этикетная ситуация.

Ритуал гостеприимства, по существу, — это диалог двух сторон, вступающих в общение — хозяина и гостя. Оба они подчиняются достаточно строгому этикетному «сценарию», который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достичь конкретных целей: хозяину — достойно принять гостя, заслужив этим милость Бога и уважение людей, гостю — получить приют, пищу и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязанность защищать наравне с членами своей семьи.

У различных народов мира трапеза, в которой участвует гость, имеет принудительный, обязательный характер. Отказ от нее равносилен нанесению хозяину обиды. Такие традиционные обычаи резко отличаются от современных европейских, согласно которым количество и выбор продуктов, которые может есть гость, определяет он сам.

Поклон

 

Любая разновидность поклона представляет собой склонение головы — важнейшей части тела, которая является символом человека и воплощением жизни. Другой смысл слова «голова» — социальный, означающий высшее лицо (городская голова).

Склоняя голову в поклоне, человек как бы предлагает ее партнеру и, соответственно, свою жизнь. Другой аспект этого жеста — сделать себя как бы «ниже» того, кому отдается поклон, подчеркнуть его высокий статус. Поклон может являться частью молитвы.

В православном богослужении применялись малый и большой поклоны. Первый представлял такой наклон головы и торса, при котором можно было достать рукой до земли и который применялся при принятии благословения от священника, чтении Евангелия и в некоторых иных случаях. Большой (или земной) поклон — головой до земли — использовался, в частности, во всякой усердной молитве. Поклоны в церкви применялись и как средство наказания за оскорбление Церкви словом или делом, да и за многие другие проступки. Хотя поклон является универсальным жестом, характер его исполнения различен у разных народов.

Специфической разновидностью были поклоны земле. В представлениях земледельческих народов земля — божественная прародительница всего живого, а почитание ее — один из самых распространенных культов. Земле кланялись, приникали к ней, целовали, преследуя собственные цели: прося урожая, приплода скота, каялись, исповедовались. В целом же поклон эволюционировал от такого рода ритуальных поклонов в направлении к поклону этикетному.

 

Подарки

Обмен подарками — это форма универсального обмена, который в прежние времена являлся важнейшим элементом жизни любого общества. Подарок специфичен тем, что он не менее «выгоден» тому, кто делает подарок, чем тому, кто его принимает, поскольку показывает богатство первого и ставит второго в некотором смысле в зависимое положение. Щедрость едва ли была нравственным требованием, скорее — социальной установкой. Она являлась также обязательным качеством рыцаря и феодального монарха.

Хотя взаимное дарение и не имело характера сделки и формально не предполагало ответного дарения, тем не менее за подарок обычно «расплачивались» встречным подарком, о чем свидетельствуют пословицы: «Подарки любят отдарки», «Дар дара ждет». Со временем обмен превратился в экономическую сделку, что, в частности, нашло свое выражение в требовании, чтобы ответный дар был равноценен подарку.

Позы

 

Их можно разделить на две группы:

1) когда человек сидит;

2) когда человек стоит.

У многих народов сидение имело позитивный смысл и связывалось с удачей, долей, счастьем. С этим связана, например, сохранившаяся до наших дней традиция присаживаться перед дорогой, чтобы отъезжающему сопутствовала в дороге удача.

Лицо с высоким статусом, согласно этикету, должно сидеть, с низким — стоять. Стандартная до сих пор поза сидения европейцев — на сидении, с опущенными вниз ногами — имеет очень древнее происхождение. Смысл же в том, что в ней находит свое выражение противопоставление «верх—низ». Сидеть на возвышении — прерогатива божества или его данного наместника — царя, императора. Такое возвышение — как бы пуп земли, точка, через которую проходит ось мироздания.

У этой позы есть еще одна важная особенность: туловище и ноги сохраняют вертикальное положение; подошвы ориентированы к земле. Тем самым подчеркивается связь с землей. Кроме этого, она обладает очень высокой устойчивостью.

В этикете поза «сидя» как бы неотделима от позы «стоя». Младший в социальном отношении должен обязательно стоять, старший — сидеть. Приглашение сесть всегда расценивалось как знак особого расположения.


 


Жесты и позы тела

Всякая церемония, прием, банкет и т.п. превращает поведение человека в определенную последовательность жестов. Всякое движение любого из участников таких мероприятий может быть воспринято как жест и истолковано так или иначе.

В общении и, соответственно, этикете особая роль принадлежит руке. Под жестом вообще понимаются в первую очередь значимые движения рук. При этом правая и левая руки неравнозначны. Часто им придавался противоположный смысл. Соответственно, различались и жесты, выполняемые той или иной рукой. «Правое» ассоциируется с правдой, правотой, истинным. А вот «левое» — с ложью, неправотой, неверным. У большинства народов правому приписывается положительное значение, «левому» — отрицательное.

Правое и левое соотносится также с мужским и женским. Во многих культурах женщина ассоциируется с левой рукой (или с левой стороной), мужчина — с правой. Это легко прослеживается в повседневной жизни, например, в обычае застегивать мужскую одежду справа, а женскую — слева. Теми же представлениями объясняется миф о происхождении Евы из левого ребра Адама.

С другой стороны, правая сторона (мужская) ценилась выше, нежели левая (женская). Поэтому, оказывая уважение женщине, ей иногда уступают правую сторону. Это правило у европейцев принято в эпоху Возрождения в связи с ростом статуса женщины. Тем не менее, традиционным было и остается положение женщины слева от мужчины.

 

Вывод

 

Я думаю вывод можно сделать такой, что владение нормами правильного поведения приносит человеку неоценимую пользу, даже если он сам этого не осознает. Например, зная, что предпринять в новой для себя или трудной ситуации, любой из нас ощущает большую уверенность в собственных силах. У неизменно вежливого и внимательного человека всегда хорошая репутация.

И, наконец, приверженцы этикета неизмеримо обогащают свой собственный духовный мир, неся добро и свет людям. То ни с чем не сравнимое, совершенно особенное теплое чувство, которое испытываешь, проявляя доброту по отношению к окружающим, вероятно, и является самым мощным стимулом, побуждающим нас запоминать и применять на практике приемы благовоспитанного поведения, которым и были посвящены эти материалы.

 


 


Список использованной литературы

1. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учеб. Пособие. Минск: Тетрасистемс, 1998.

2. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: Олма-Прес, 1999.

3. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

4. Джери, Джеффри «Путеводитель по обычаям и этикету» Издание: М.: АСТ Страниц: 160. 2009г

План

Вступление

Понятие об этикете

Хорошие манеры

Вежливость

Формирование основ этикета

История этикета в Древнем Риме

Прогулки

Выступление перед аудиторией

Беседы древних римлян

Рабочий день римляна

Головные уборы и обувь

Цвета в одежде

Рубахи и туники

Одежда

Застольный этикет

Рукопожатие

Поцелуй

Гостеприимство

Поклон

Подарки

Позы

Жесты и позы тела

Алкогольные напитки и традиции пить

Вывод

Список использованной литературы

 


 


Вступление

Многие люди убеждены, что в наше время знание хороших манер необходимо как никогда, вопрос, что же, собственно говоря, такое этикет, часто ставит их в тупик.

Для огромного количества людей этикет – это всего лишь свод абсолютно устаревших и лишенных актуальности норм и правил поведения, совершенно неприемлемый в условиях, когда каждый поступает так, как ему заблагорассудится. С точки зрения других, этикет выжжен лишь для высших слое общества и не имеет никакой ценности для остальных, самых обычных людей.

На вопрос о том, в состоянии ли отдельные люди положительно повлиять на ситуацию в современном мире, мы без малейших колебаний ответим утвердительно.

Вежливость очень заразительна в самом хорошем смысле этого слова. Казалось бы, незначительный знак внимания может дать огромный эффект. Искренняя улыбка и приветливое «спасибо» в адрес уставшей от наплыва посетителей официантке в ресторане могут напомнить ей, что большинство клиентов благодарны ей за ее нелегкий труд. Вежливое «извините», адресованное случайному прохожему, которого вам ранним утром по дороге на работу пришлось обогнать на людном тротуаре и с которым вы пообщались всего какое-то мгновение, возможно, побудит этого человека быть сегодня чуть добрее по отношению к сослуживцам. Немного доброты способно творить настоящие чудеса!

Этикет неотделим от активных действий. Недостаточно просто знать правила хорошего тона. Вежливость обретает смысл, только если находит воплощение в повседневном поведении, а не носит показной характер из корыстных побуждений.


 


Понятие об этикете

 

Этикет - слово французского происхождения. К этикету относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих а современном мире. В каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный этикет — строго регламентируемый Порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет — правила поведения Дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, корм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, Традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения устаревают, другие корректируются или сменяются новыми, То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает устойчивые взаимоотношения.

Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствия с нормами этикета не только на работе и на официальных церемониях, но и дома. Встречаются и такие люди, которые на работе, со знакомыми и друзьями вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры и такта, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе; в общественных местах и на улице, в гостях и па различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанных на протяжении многих веков жизни всеми народами.

 


 


Хорошие манеры

 

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. Взаимопонимания и сотрудничества можно добиться лишь в том случае, если каждый будет вежлив, сдержан и деликатен. Но не всегда происходит так, как хотелось бы. Нередко каждому из нас приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причинами зарождающегося конфликта чаще является то, что оппоненты недооценивают или не учитывают культуру и манеры поведения друг друга.

Что же такое манера поведения? Манера — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами принято считать скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать бестактность, сквернословие, привычку громко разговаривать, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции, поведении, неумение сдерживать раздражение, грубость, открытое проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим своей воли и желаний, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, неряшливость в одежде.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя общепринятые формы обращения и приветствия, формы обращения к старшим по положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим по возрасту, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения являемся деликатность. Деликатность не должна превращаться в, льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что вас сочтут невеждой, как раз ваша боязнь показать свою неосведомленность и будет оценена как невежество.

 


 


Вежливость

 

Всем известно выражение «холодная вежливость», эпитет «холодная» по отношению к прекрасному человеческому качеству не только убивает его сущность, но и превращает его в свою полную противоположность.

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, а не «ледяной», «презрительной» и т. п., гак как она является одним из проявлений действительно искренней и бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в семье, в общественных местах.

Одним из главных элементов вежливости считают уме-кие запоминать имена, Бот как об этом говорит Д. Карнети: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться... Ф Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Итальянцы экспрессивны, умны, сообразительны, вежливы, но в то же время вспыльчивы и мстительны Итальянцы «фонтанируют» энергией, открыто выкалывают свои чувства, поэтому сдержанность может восприняться как лицемерие.

Итальянцы — народ не очень организованный и пунктуальный, поэтому на встречу могут опоздать.

Деловые встречи должны проходить для равных, то есть чтобы представители обеих фирм занимали равное положение в деловом мире или обществе. Итальянцы-бизнесмены не затягивают решение организационных вопросов, охотно идут па альтернативные варианты связей.

 


 


Формирования основ этикета

В период Принципата (Ранняя римская империя) верховная власть императора (принцепса) постепенно из почетной обязанности становилась выражением его величия. Приближенные к принцепсу демонстрировали могущество верховной власти. При Августе, основателе системы Принципата, «друзья» императора образовали Совет принцепса — консилиум (consilium). Их можно считать первыми вельможами, постоянно свидетельствующими свое почтение императору. В 1—2 веках сенаторы обязаны были присутствовать при пробуждении императора. В период римских династий Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антоние сенаторы имели простой доступ к персоне императора. В обычай вводятся утренние приемы. Охрану дворца обеспечивали гвардейцы-преторианцы, а личную охрану императора — телохранители из варваров. Император приветствовал уважаемых гостей поцелуями. Сенаторы и придворные могли вести беседу с императором сидя. На императорских пирах особо почетных гостей принцепс сам принимал и рассаживал. Однако гостей предварительно обыскивали на предмет ношения оружия. Роскошные пиры императоров привлекали богатых провинциалов, готовых платить огромные суммы денег за право принять в них участие.

Распространение культа императора в Римской империи постепенно возвышает особу верховного правителя над массой его подданных. С 3 века римский император был отдален не только от массы своих подданных, но и от высших должностных лиц государства. Даже членам верховного совета при императоре доступ к нему был затруднен. Они должны были докладывать свои вопросы только стоя. Верховная власть в Римской империи в 4-5 веках начинает испытывать мощное влияние Среднего Востока в оформлении придворного этикета. Двор императора, ранее состоявший лишь из близких друзей, разрастается до гигантских размеров и превращается в огромный штат чиновников разного ранга. Низшие должности, предназначавшиеся в период Республики и ранней Империи для рабов и вольноотпущенников, становятся вожделенными для людей высшего сословия (секретари, курьеры, держатели опахала и т. д.). Восточной чертой при римском дворе было появление евнухов, которые приобрели сильное влияние в дворцовой жизни. Появляются должности, ранее неизвестные республиканскому Риму: царский виночерпий, надзиратель царского ложа. Носители этих должностей начинают влиять на политику императора в большей степени, чем вызывающие его опасения командир охраны и крупные полководцы. Если в период ранней Империи такие принцепсы, как Траян, Адриан внешне мало чем отличались от знатного римлянина, то в поздней Империи пурпур становится основным цветом в одежде императора, который одежду из простых и удобных тканей заменяет на шелковые златотканые одеяния; без них император не появляется на людях. Голову императора венчает тяжелая золотая диадема с драгоценными камнями. Большой штат чиновников, составляющий канцелярию императора, служит буфером между ним и его подданными. Просители заранее записывались на прием и могли месяцами дожидаться вызова в канцелярию. Дворец начинает жить самостоятельной жизнью и превращается государство в государстве.



История этикета в Древнем Риме

Прогулки

Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.