Кафедра экономики организации предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российской Федерации

Белгородская государственная технологическая академия

Строительных материалов

Кафедра экономики организации предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

На тему:

« Налоговая система и её роль в регулировании рынка »

Студент: Пашнев Владислав Александрович

Группа: ЭК - 21

Факультет:   ФЭМ

Руководитель: доцент, к.э.н. Кузнецова Ирина Анатольевна

                                                                

ã- Белгород 1997 г. -

 

 

                        Содержание.

Введение.

1. Структура налоговой системы Российской Федерации и её функции.

2. Виды, роль и функции налогов.

2.1. Сущность налогов и их классификация.

2.2. Функции налогов и регулирование рынка.

2.3. Кривая Лаффера.

3. Основные принципы налогообложения.

4. Контроль за уплатой налоговых платежей.

5. Необходимость оптимизации налоговой системы.

Заключение.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Налоговая система и налоговая политика, проводимая с ее помощью правительством, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны. Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем. Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально-экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии , либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

  В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

В одной из книг под редакцией Д.Г. Черника я встретил следующее: "... если государство исходит из минимизации вмешательства в социально-экономические процессы, то в таком "рыночном" бюджете потребность в финансировании социально-культурных мероприятий станет незначительной и основная тяжесть их оплаты будет переложена на население...". Меня интересует, а на ком же тогда лежит тяжесть их оплаты в противном случае? Говоря, что последняя будет переложена на кого-то не мешало бы указать с кого она будет переложена. Понятно, что население платит налоги, а правительство с помощью функций налоговой системы их распределяет по "расходным статьям", которые содержат в себе расходы на социальные нужды общества. Так разве не население страны финансирует своими налоговыми отчислениями социальные программы?

И такого рода противоречия в экономической литературе встречаются нередко. Это обусловлено отчасти, может быть, тем, что условия протекания экономических процессов постоянно изменяются. И то, что было приемлемо сделать пять, двадцать пять лет назад, теперь может быть абсолютно бесполезным и даже вредным. Иногда происходит путаница в терминах, и чтобы этого не происходило многие авторы стараются как можно точнее определить их значение, и эта курсовая работа не исключение.

      

 

Основные элементы налога:

1. кто платит. (работник предприятия, население и т.д.)

2. что облагается налогом. (доход, имущество, товар, деятельность)

3. источник уплаты налога. (з/п, прибыль, %)

4. Ед. измерения объекта налогообложения. (ден. сумма, гект. земли, лошад. сила)

5. Величина налоговой ставки. (доля на единицу налогообложения)

6. Налоговые льготы.

Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом. Последний равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.

Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

 

 Распространены следующие виды налоговых льгот:

· необлагаемый минимум объекта налога;

· изъятие из обложения определённых элементов объекта налога;

· освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

· понижение налоговых ставок;

· вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

· налоговый кредит ( отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину).

 

Налоговой ставкой называется размер установленного государством размер налога на единицу обложения. Существуют минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.

В основу классификации налогов положены следующие признаки и виды налогов:

1. По объекту обложения:

· налоги с дохода (прибыли);

· с имущества;

· при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.;

· при экспорте и импорте товаров.

2. По субъекту обложения:

· с юридических лиц;

· с физических лиц.

3. По механизму формирования:

· прямые, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество;

· косвенные, взимаются в сфере реализации или потребления и включаются в виде добавки в цену товаров, работ, услуг, т.е. в конечном счете оплачиваются потребителем.

4. По источникам обложения:

· с заработанных доходов (зарплата, гонорар, доход или прибыль предприятий);

· с дивидендов и процентов по вкладам;

· ресурсные платежи (на землю, недра и т.п.)

5. По характеру и моменту обложения:

· в момент выплаты или получения дохода;

· после получения дохода;

· при расходовании доходов;

· по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

· таможенные пошлины:

а) фискальные;

б) протекционные, целью которых является защита отечественных предпринимателей от иностранных;

в) антидемпинговые, целью которых является вытеснение заграничных конкурентов с отечественного рынка;

г) преференциальные, т.е. - льготные (льготы на товары, интересующие государство).

6. По органам взимания:

· федеральные (общегосударственные);

· региональные (областные, краевые и т.п.);

· муниципальные (местные - городские, районные).

7. По использованию:

· общего назначения;

· целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).

В Российской Федерации взимаются:

· Федеральные налоги;

· Налоги субъектов федерации;

· Местные налоги.

К Федеральным относятся следующие налоги:

· Подоходный налог с физических лиц

· Платежи за пользование природными ресурсами

· Налоги, зачисляемые в дорожные фонды

· Налог на добавленную стоимость

· Налог на прибыль предприятий

· Акцизы на отдельные группы и виды товаров

· Налог на операции с ценными бумагами

· Таможенная пошлина

· Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»...

· Сбор за перекачку, перевалку и налив нефти

· Сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального пр-ва

· Сбор за регистрацию банков и их филиалов

· Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

· Транспортный налог

· Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

· Государственная пошлина

· Гербовый сбор

· Платежи во внебюджетные фонды РФ

К налогам Субъектов Федерации относятся:

· Налог на имущество предприятий

· Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц

· Сбор за регистрацию предприятий

· Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

· Лесной доход

К местным налогам, установленным Федеральным законодательством (ставки которых определяются региональными и местными органами власти), относятся:

· Налог на имущество физических лиц

· Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

· Земельный налог

К местным налогам, которые могут вводиться органами власти курортной зоны

 относятся:

· Курортный сбор

· Налог на промышленной строительство в курортной зоне

К местным налогам, которые могут вводиться местными органами власти относятся:

· Налог на рекламу (до 5 %)

· Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров (до 10 %)

· Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями

· Сбор за открытие игорного бизнеса

· Сбор за участие в бегах

· Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до 10 % стоимости товаров)

· Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды образования и др.

· Сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты)

· Сбор за уборку территории

· Сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты)

· Сбор с биржевых сделок ( до 0,1 %)

· Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (до 1,5 %)

· Сбор за право торговли

· Сбор за право использования местной символики (0,5 %)

· Сбор за выигрыш на бегах ( до 5 %)

· Сбор с лиц, играющих на тотализаторе на ипподроме (до 5 %)

· Сбор за проведение кино- и телесъёмок

· Сбор за парковку автотранспорта

· Гостиничный сбор

           

Налоги на доходы и имущество. Эти налоги называются прямыми, потому что они взимаются с конкретного юридического или физического лица, это: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. В развитых странах доля ( роль) прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно возросла и составляла в 1987 году: США - 91,1%, Япония - 71,2%, Англия - 54,3%, ФРГ - 4,4%. В СССР их доля в 1987 году составляла 37,7% в доходе госбюджета, и возросла до 43,5% в 1994 году в России.

       Налоги на товары и услуги. Эти налоги называются косвенными, потому что они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, это: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

 

Таблица 2.1

Особенности прямых и косвенных налогов.

Объект Прямые налоги Косвенные налоги
1 Объект обложения Доход и имущество Потребительские товары
2 Адресный характер Да Нет
3 Путь изымания Часть дохода или стоимости имущества Включение в цену товара
4 Учитывается ли величина дохода и семейное положение   Да   Нет

 

Прямые налоги бывают: Косвенные налоги бывают:
Реальные налоги (поземельный, промысловый, на ц/б) Акцизы (на товары и услуги частных предприятий) и НДС
Личные налоги (подоходный, на прибыль, с наследства и др.) Фискальные и монопольные (на товары массового потребления производимые государством)

 

Ещё налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Так на­пример, налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессив­ными и дигрессивными.

 

Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально большую часть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в одинаковой прогрессии.

Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному доходу и не зависит от его величины.

Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении дохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть.

Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога растёт в убывающей прогрессии.

Пример.

Доход

Прогрессивный

Пропорциональный

Регрессивный

Дигрессивный

    Норма Прирост Норма Прирост Норма Прирост

Норма

Прирост   1 50 2 % - 2 % - 4 % -

2 %

-   2 100 4 % 2 % 2 % 0 3,5 % - 0,5 %

3 %

1 %   3 200 6 % 2 % 2 % 0 3,2 % - 0,3 %

3,5 %

0,5 %                          

За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах (социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования).

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В настоящее время налоги - основная форма доходов государства.

Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на различного рода рынки, которые отражают общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

 

Таблица 2.2

Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней [2]

Вид налога

Распределение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней ( в процентах)

  федеральный бюджет бюджет субъекта Российской Федерации местный бюджет
Н Д С 30 20 5
Акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия 30 30 5
Акцизы на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары   100   -   -
Акцизы на остальные виды подакцизных товаров - 60 10
Налог на прибыль предприятий (по ставке) 10 15 5
Подоходный налог с физических лиц 10 30 5
Ресурсные налоги 30 30 5
Экологические налоги 30 30 10
Федеральные лицензионные сборы 100 - -
Сбор за использование государственной символики РФ 100 - -
Налог на землю (с учётом централизации) 100 20 30
Налог а имущество предприятий и организаций 10 40 40
Транспортный налог - 10 40

 

Кривая Лаффера.

В специальной экономической литературе часто упоминается о кривой Лаффера (или Лэффера), устанавливающей зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами государственного бюджета. Профессор А. Лаффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора, т.е. именно заинтересованность хозяйственных агентов является движущей силой процветающей экономики.

БД

 

 

БДmax

 

 


                      Нормальная               Запретная

                             зона                    зона

 

 

 


    0                        Нст*                      100     Нст, %

рис. 2.1.

Кривая Лаффера изображена на рис. 2.1.[3] Где: БД - это доходы бюджета; Нст- налоговая ставка (в процентах от 0 до 100); Бдmax - максимально возможная величина доходов бюджета; Нст* - предельная ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального значения.

Эта кривая наглядно показывает, что повышение налоговой ставки лишь до определенного предела способствует росту налоговых поступлений в бюджет, подходя по кривой к отметке предельной ставки (ее Лаффер считаем примерно равной 30%-там от суммы дохода) мы видим, что рост поступлений налогов замедляется, а когда уровень налоговой ставки переходит эту отметку идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Это можно объяснить следующим образом: когда Нст достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы от прежнего объема работы, к которому применяется налогообложение, и как следствие часть "честных" налогоплательщиков переходит из "легального" в "теневой" сектор экономики, т.к. повышение налоговых ставок изменяет налоговое бремя только честных налогоплательщиков.

Можно привести еще одно пояснение. Как только повышается налоговый пресс на доход, производство становится менее рентабельным. Следовательно хозяйственные субъекты начинают искать то, что поможет им вернуть рентабельность предприятия. Одним из выходов иногда является переориентация на производство другой продукции, сокращение численности персонала и т.п. И наоборот, при уменьшении налогового пресса создаются благоприятные условия для расширения производства. Я хочу показать, что кривая Лаффера верна и в регулировании трех основных рынков. Изменением налоговых ставок на различные отрасли или отдельные продукты, как правило, ведет к количественным изменениям на рынках. Примером действия данной зависимости в российской практике может служить повышение в 1993 году акцизного налога на водку до 90%, в результате чего производство ликероводочных изделий сократилось на 80%, а бюджет недополучил 1 трлн. руб. налогов. Таким образом вместо увеличения налоговых поступлений получился их недобор и резко сократилось предложение на рынке товаров и услуг ликероводочной продукции, а на рынке рабочей силы увеличилось предложение рабочей силы.

Влияние изменения уровня налогообложения на экономическую активность и налогооблагаемую базу Лаффер воплотил в кривой на рис.2.2. Где НБ - это база для исчисления налога; Нст - налоговая ставка; линия А - доходы, подлежащие налогообложению; линия В - реально облагаемые доходы; заштрихованная область   - это доходы скрываемые от налогообложения. Т.е. по сути, эти кривые Лаффера отражают одну и ту же истину: чем больше налоговая ставка, тем больше доходов хозяйственные субъекты скрывают от уплаты налогов, тем больше их переходит в теневую экономику, тем меньше становится база для налогообложения и (с определенной Нст) меньше налоговых отчислений поступает в бюджет. Кстати, по данным директора департамента налоговой полиции РФ, более 40% товарно-денежного оборота страны приходится на криминальные структуры, которые вообще не платят налогов. Если посмотреть на рис. 2.2., то мы увидим где сейчас находится уровень Нст РФ.



На уровне страны.

Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации создана специальная служба - Департамент налоговой полиции, действующая на основании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Задачей налоговой полиции является выявление , предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защита их сотрудников.

Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав:

· проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание;

· исполнять принятые судами решения;

· налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц.

 

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются как к административной, так и к уголовной и дисциплинарной ответственности.

Например, согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ за сокрытие полученных доходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог с сокрытых объектов превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда) виновный может быть наказан лишением свободы до 5 лет и конфискацией имущества либо штрафом от 300 до 500 размеров минимальной оплаты труда.

На уровне предприятия.

Чтобы не попадать под штрафы и др. меры наказания необходимо правильно вести бухгалтерский учет на предприятиях. Так, например, если бухгалтер ошибся в уплате налогов или неправильно оформил соответствующие документы, то предприятия платит штраф и платит сокрытую сумму. В журнале "Налоги и платежи" № 1 за 1997 год есть статья о правильном ведении рациональной учетной политики на предприятии. Здесь разъясняется как правильно определить выручку, учесть затраты на производство продукции, оценить имеющиеся производственные запасы, какие предметы могут быть отнесены к основным средствам и к малоценным и быстроизнашивающимся предметам ( далее МБП) и др. Главная идея которой состоит примерно в том, что если рентабельность предприятия невелика, то нецелесообразно его расширять, чтобы получить большую прибыль, а необходимо качественно перестроить ведение учетной политики предприятия. Нужно уметь пользоваться льготами, не допускать ошибок в расчетах и т.п.

О технических ошибках в налоговых расчетах говорится в № 4 того же журнала. Для их недопущения предлагается использовать технологии внутреннего самоконтроля налоговых расчетов. Здесь описаны наиболее частые ошибки и пути к их избежанию, основанные, главным образом, на недопущении влияния на результаты отдельных личностей. Для обеспечения этого предлагается внедрить технологии внутреннего самоконтроля налоговых расчетов, что требует создания четырех трупп сотрудников:

1. Исполнители. Они отвечают за выполнение планов-графиков, заполнение технологических карт и т.п.

2. Контролеры. Эта группа проверяет работу исполнителей.

3. Эксперты, которые должны обосновывать налоговые решения.

4. Руководители. Эта группа назначает экспертов, контролеров и исполнителей, ставит перед ними задачи, разрешает возникающие разногласия и т.д.

Что примечательно, каждая группа, за исключением экспертов, может состоять из одного человека ( экспертов ³ 2). Один человек может совмещать несколько функций, кроме контролера и исполнителя. Таким образом, минимальное число людей, необходимое для внедрения технологий внутреннего контроля налоговых расчетов составляет 2 человека, максимальное количество не ограничено.

Более документально это предложение раскрыто в № 5 того же журнала. Здесь проявлены функции и механизм работы экспертной комиссии, приведены бланки документов, необходимых для организации и функционирования технологий внутреннего контроля.  

 Очень полезный совет об организации формального контроля первичных документов, к которым относятся не только (по мнению некоторых людей) счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты и т.п., но и договоры, акты сдачи-приемки, гарантийные письма и пр. дается в № 6 "Налоги и платежи", 1997 г. В этой статье приводятся практичные рекомендации по организации и функционировании контроля первичных документов, по созданию памяток и инструкций, а также приведены бланки необходимых для этого документов.   

 

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

 

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки и самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Например, налог на перепродажу вычислительной  техники и персональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицировалась и с 1 января 1993 года остались лишь несущественные различия.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

За последние годы система взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можно утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Это утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966 гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрных мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную, так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли", то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало, что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал предпочтение государственному бюджету.

Следующим существенным шагов в совершенствовании системы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся так раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.

Однако, система экономических нормативов страдала существенными недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования, не деле были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо еденных требований ко всем предприятиям получалось наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновникам, чем от объективных условий и требований.

Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли налогом на прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов субъективизма и волюнтаризма.

Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.          

Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

Сегодня практически общепринято, что одним из главных препятствий на пути к восстановлению финансовой системы страны и оздоровлению народного хозяйства в целом является несовершенство российской налоговой системы, из четырех функций которой приоритетной считается фискальная. Чтобы создать условия для подъема экономики, чтобы стало невыгодным скрывать доходы и вывозить богатства за границу, а выгодно вкладывать их в развитие отечественной экономики, нужно существенно изменить существующую налоговую систему. Кстати сейчас ведется активная работа по внесению поправок в проект новой налоговой системы. Разработано несколько их вариантов, в том числе и Белгородский. Но говорят о том, что этим нельзя будет ничего добиться, а нужно составлять весь проект заново. Некоторые экономисты предполагают, что придется России вступить в 1998 год без утвержденного бюджета и еще не ясно с какой "налоговой системой".

С одной стороны она должна стать более простой и легко контролируемой, с другой - необходимо ужесточение контроля, которое должно сопровождаться значительным снижением налоговых ставок. Но это возможно лишь при организации принципиально новых принципов планирования доходов и организации работы налоговых служб.

Реально ли в сложившихся условиях снизить налоговые ставки и упростить налоги? Ведь на первый взгляд это приведет к дальнейшему сокращению доходов государства. Это возможно только в том случае, если налоговая система будет увязана с решениями целого комплекса проблем бюджетно-налоговой политики.   

Из-за сложного финансового положения многих предприятий и низкой производственной дисциплины, значительная сумма налоговых платежей не поступила в городской бюджет и осела в недоимке. По данным городской налоговой инспекции города Белгорода, по состоянию на 1 июля 1997 года недоимка составила 41,1 млрд. руб. (28,4% от всей суммы установленных сборов в январе-июле с. г.) В том числе: по налогам на добавочную стоимость - 9,1 млрд. руб., по налогам на прибыль - 3,2 млрд. руб., подоходный налог с физических лиц - 0,2 млрд. руб.[4]

 Известно, что глобальное понижение налогов ведёт к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры.

Я присоединяюсь к мнению многих ведущих экономистов, что именно это необходимо России на нынешнем этапе экономического положения. А что происходит ? Происходит задавливание юридических и физических лиц всё новыми и новыми налогами. А ведь действий или предметов на которые можно ввести налог существует бесконечное множество.

Распространены действия по сокрытию доходов, неуплаты налогов. Часто создаются предприятия, через которые обналичивается н-ное количество денег и потом следует их закрытие, - деньги ушедшие на регистрацию в десятки, а может и в сотни раз меньшие, чем сумма налога, которую пришлось бы уплатить.

А если бы государство снизило налоги, предпринимателям незачем было бы искать пути к сокрытию доходов, отпала бы нужда в теневых организациях обналичивания, сотни, а может быть и тысячи людей занятые в этом тёмном бизнесе начали б «работать». Конечно при уменьшении ставок налогов люди стали бы платить их, но возможно немного уменьшился бы бюджет государства. Поэтому необходимо закрыть возможность кражи бюджетных денег (когда деньги куда-то посылаются и не приходят по назначению) - но я считаю, что это невыгодно ответственным лицам в Правительстве. Наверное поэтому Дума не спешит сильно думать на эту тему. Наверняка среди депутатов есть такие, которые ходят только отмечаться в Думу, а между тем пользуются всеми депутатскими привилегиями, т.е. даром проедают деньги, которые где-то очень нужны - такие люди находятся (в смысле «есть») везде. Депутатские кресла всё больше заводняются представителями теневых структур. Они, получив депутатскую неприкосновенность себя превосходно чувствуют. Им выгодна была война в Чечне и другие «мероприятия», куда могут уходить деньги, полученные из наших карманов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимо прежде всего подчеркнуть, что во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, как уже упоминалось, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень неоднозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

При помощи налогов государство выполняет свои функции: регулирующую, распределительную, стимулирующую и фискальную. В следствии осуществления первых трех, оно активно влияет на сглаживание дифференциации доходов, распределение ресурсов и товаров, предложение различного рода товаров на рынках: рабочей силы, товаров и услуг, и рынке финансовых ресурсов. Причем часто изменение отношения спрос-предложение на одном рынке оказывает заметное влияние на другой. Отдельно можно подчеркнуть значение в современных условиях одной из наиболее приоритетных отраслей - сельскохозяйственной. Общеизвестно, что правительство РФ многими методами пытается поднять с/х отрасль страны на былой уровень, с этой целью действует немало льгот для предприятий, занятых в этой области. Конечно же поднятие этой отрасли будет способствовать увеличению предложения как на внутреннем рынке сельхозпродукции, так и на внешнем. Недавно выделились другие приоритетные областями - это малое предпринимательство и экология. Первая находится в прямой зависимости от производства товаров и услуг "сегодня", а вторая "завтра".

Итак, из всего вышесказанного следует, что рыночная экономика - это регулируемая экономика, различающаяся только степенью вмешательства государства в социально-экономические процессы общества и, что бюджетно-налоговая политика государства это один из главных эффективных и сложных методов регулирования рынка.

 

 

Список литературы :

 

1. Закон "Об изменениях в налоговой системе России", 1995.

2. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР", 28.12.1991.

3. Сборник законодательных актов РФ о налогах. 1991,1992,1993 гг.

4. Указ Президента РФ "О Госyдарственной налоговой службе Рос­сийской Федерации" (с приложениями).

5. Беляков А.З. Рекомендации: как избежать боль­ших российских налогов», Москва: МВЦ "АЙТОЛАН», 1992.

6. Вопросы экономики, №1, 1997.

7. Все налоги России. Второй тематический выпуск. Издание 2-е дополненное. Практическое пособие. М.: «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ» совместно с ИИФ «Триада», 1996.

8. Еженедельник «Экономика и жизнь», № 11,1997г.

9. Коровкин В.В., Кузнецова Г.В.. Налоговая проверка предприятий. - М.: «ПРИОР», 1995.

10.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1992.

11.Налоги "Экономика и жизнь", №36, 1992.

12.Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993.

13.Налоги и платежи, № 1-6, 1997.

14.Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996.

15.Новое налоговое законодательство России. Сборник законодательных актов ВСРФ. Москва, 1993 г.

16.Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию. Приложение к журналу "Финансы", N 8,9,10, 1992 год.

17.Российский экономический журнал №1-4, 1997.

18.Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

19.Финансы, № 9, 1992 год.

20.Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997.

 

 


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.308.

[2] Приложение к Указу Президента РФ № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платёжной дисциплины» от 08.05.1996г.

[3] Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

 

[4] Газета "Вечер", № 1, 1997г. (данные Белгородоблстата)


Российской Федерации

Белгородская государственная технологическая академия

Строительных материалов

кафедра экономики организации предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

На тему:

« Налоговая система и её роль в регулировании рынка »

Студент: Пашнев Владислав Александрович

Группа: ЭК - 21

Факультет:   ФЭМ

Руководитель: доцент, к.э.н. Кузнецова Ирина Анатольевна

                                                                

ã- Белгород 1997 г. -

 

 

                        Содержание.

Введение.

1. Структура налоговой системы Российской Федерации и её функции.

2. Виды, роль и функции налогов.

2.1. Сущность налогов и их классификация.

2.2. Функции налогов и регулирование рынка.

2.3. Кривая Лаффера.

3. Основные принципы налогообложения.

4. Контроль за уплатой налоговых платежей.

5. Необходимость оптимизации налоговой системы.

Заключение.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Налоговая система и налоговая политика, проводимая с ее помощью правительством, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны. Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем. Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально-экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии , либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

  В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

В одной из книг под редакцией Д.Г. Черника я встретил следующее: "... если государство исходит из минимизации вмешательства в социально-экономические процессы, то в таком "рыночном" бюджете потребность в финансировании социально-культурных мероприятий станет незначительной и основная тяжесть их оплаты будет переложена на население...". Меня интересует, а на ком же тогда лежит тяжесть их оплаты в противном случае? Говоря, что последняя будет переложена на кого-то не мешало бы указать с кого она будет переложена. Понятно, что население платит налоги, а правительство с помощью функций налоговой системы их распределяет по "расходным статьям", которые содержат в себе расходы на социальные нужды общества. Так разве не население страны финансирует своими налоговыми отчислениями социальные программы?

И такого рода противоречия в экономической литературе встречаются нередко. Это обусловлено отчасти, может быть, тем, что условия протекания экономических процессов постоянно изменяются. И то, что было приемлемо сделать пять, двадцать пять лет назад, теперь может быть абсолютно бесполезным и даже вредным. Иногда происходит путаница в терминах, и чтобы этого не происходило многие авторы стараются как можно точнее определить их значение, и эта курсовая работа не исключение.

      

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.