В мусульманском богословии большое место всегда отводилось фикху (законоведению), имеющему до некоторой степени и практическое значение. Основы, или корни (усулъ), фикха были определены учеными, авторитет которых основывается исключительно на их обширных законоведческих познаниях. В исламе не было единоличного непогрешимого главы церкви или общеобязательных постановлений вселенских соборов. Первым корнем из четырех был Коран, вторым — Сунна пророка, изучавшаяся главным образом по хади-сам. Один из знатоков фикха и глава школы законоведения Абу Ха-нифа знал, по преданию, два миллиона хадисов по памяти.
Третьим корнем довольно рано было признано мнение (иджма) ученых мужей Медины по каждому трудному для истолкования вопросу. Четвертым корнем стал кыяс — суждение по аналогии.
Наиболее ранняя попытка систематизации мусульманского права с позиций Сунны пророка была предпринята Маликом ибн Анасом (713—795), автором трактата под названием «Расчищенная тропа». Это своего рода синтез и компромисс между сборником хадисов и трактатом по правоведению. В нем была одна существенная новация — он допускал, что хадисы, хотя и служат обязательной основой для вынесения решения судом, тем не менее могут быть изменены в своем действии, если вступят в противоречие с интересами общего блага (принцип истислах). Наконец, в случае необходимости судья обращается к другому принципу — согласному мнению ученых мужей Медины по данному вопросу. Этот принцип весьма напоминает одну из традиций римской юриспруденции, называемую «консенсус докторум». Более того, Малик допускал индивидуальное толкование на основе велений совести (рай), что также напоминает римское «опинио пруденциум» с оговоркой, что оно допустимо в той мере, в какой не противоречит общему благу.
Почти одновременно со школой Малика (школа маликитов) формировались мазхабы в Сирии и Иране, где особенно прославился Абу Ханифа (699—767), который был одновременно педагогом и в отличие от судьи-практика Малика теоретиком. Три принципа выдвинул Абу Ханифа в качестве основополагающих начал: рай (личное мнение, основанное на здравом смысле), кыяс (суждение по аналогии), а также исправление и корректирование этих начал по методу истихсана, роль которого аналогична истихлаху (требование соблюдения интересов общего блага) в школе Малика. Метод используется по следующей схеме: «В данном тексте кыяс (аналогия) в таком-то варианте указывает то-то, но в силу таких-то обстоятельств я считаю предпочтительным (ахсан) такой-то образ действии», leoрия Абу Ханифы получила распространение на востоке, в империи Сельджуков. Влияние школы Малика сказалось на западе халифата, в Северной Африке.
Другой основатель мазхаба, Мухаммад ибн Идрис аш-шафии (767-819), рекомендовал иджму, сведенную к мнению всех ученых мужей (но не всех времен). Именно с помощью иджмы стала bos можной окончательная редакция Корана и шести сборников Сунны. Шафия отрицал значение личного усмотрения судьи и ограничивал использование кияса.
Самым главным достоянием каждой из школ был муОжтахш) мутлак, т. е. ученый, обладающий абсолютной (мутлак) спосооно-стью составлять личное мнение (иджтихад), применяя к корану и Сунне принципы суждения по аналогии и другие методы, которыми он владеет. Это муджтахиды мутлаки создали основные принципы (корни) фикха. Те, кто впоследствии излагали выводы (ФУРУ) из этих принципов или с помощью их, были муджтахидами не аосолютного ранга, а лишь по отношению к одной из школ.
После этой плеяды знатоков фикха законоведы могли действовать, только давая юридические консультации (фетва это арабские responsa prudentium), основанные на одном или нескольких прецедентах. Они получили название муфтиев (знаюших <ретву>, но уже не муджтахидов, так как не высказывали личного мнения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.