М i н i стерство осв i ти України
Запорiжська Державна Iнженерна Академiя
Факультет: Економiки та менеджменту
Кафедра: Облiк та аудит
Курс: Бухгалтерський облік в промисловості
Пояснювальна записка
до курсової работи на тему:
«Використання та облік вексельного обігу в Україні, його контроль, значення в діяльності підрпиємства»
Виконав: студент групи ОтаА-1-98д Кузнецов Олександр Сергiйович
№ 980726
Прийняв: доцент, к. е. н. Сахарцева І.І
Запорiжжя, 2001
Содержание
Введение 3
Глава 1. Вексель как ценная бумага 7
1.1 Порядок оформления задолженности векселем 9
Глава 2. Вексельные операции 11
Аваль 11
Акцепт 11
Домициляция 11
Индоссация 12
Инкассо 12
Протест 13
Пролонгация векселя 14
Примеры расчетов векселями 17
Вывод 23
Приложение 25 – 87
Список использованной литературы 88
Введение
Вексель выполняет функцию, аналогичную функции денег: выступает в качестве средства платежа. Он дает бизнесменам возможность оплачивать свои закупки с отсрочкой, поставщикам позволяет сравнительно легко получать кредит в форме учета векселей, срок платежа по которым еще не наступил. Можно сказать, что вексель с развитием товарно-кредитных отношений превращается в универсальный кредитно-расчетный инструмент финансовой системы. Он выполняет не только функции средства платежа, кредитных денег, но и сам является объектом купли-продажи, учета, залога и т. п. Правильнее было бы говорить, что вексель представляет собой "суррогат денег" благодаря достаточно несложной практике передаточных надписей, а также солидарной ответственности, связывающей всех участников по векселю. Таким образом, вексель, приобретая эластичность и подвижность, может служить средством обращения и платежа, практически заменяя собой деньги.
Используемый в расчетах вексель согласно Единообразному вексельному закону о простом и переводном векселе (ЕВЗ) 1930 г. (утвержден Женевской конвенцией 1931 г.) определяется как безусловный письменный приказ, адресованный одним лицом другому, подписанный лицом, его выдающим и требующим от лица, на которое он выписан, оплатить по требованию или в указанный момент в будущем определенную сумму указанному лицу или предъявителю.
Векселя значительно ускоряют расчеты, так как один и тот же вексель способен погасить несколько денежных обязательств. Помимо этого, если платеж по векселю не последовал от должника, кредитор может путем регресса предъявить свое требование к тому из своих векселепредшественников, который окажется наиболее платежеспособным. В процессе эволюции вексель приобрел определенные свойства денежных документов, именующихся ценными бумагами.
В международной практике имеют хождение два классических вида векселя: простой (соло-вексель) и переводной.
Простой вексель — осуществленное в письменной форме простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный фиксированный срок и в определенном месте векселедержателю или его приказу. Ближайшим "родственником" простого векселя, выражающим, по сути, те же обязательства, является долговая расписка (хотя вексельное законодательство на нее не распространяется и регулируется она общегражданскими правовыми нормами). В отличие от простого векселя долговая расписка порождает казуальное, а не абстрактное обязательство уплаты. Она не может передаваться по индоссаментам, однако может свидетельствоваться в нотариальном порядке. Простой вексель представляет собой обещание платить или желание платить определенную сумму денег определенному лицу, (а переводной вексель являет собой требование платежа). В таком векселе с самого начала участвуют два лица: векселедатель, который сам прямо и безусловно обязуется уплатить по выданному им векселю, и первый приобретатель (векселедержатель), которому принадлежит право на получение платежа по векселю. Таким образом, различие между простым и переводным векселями состоит в том, что простой вексель оформляется и подписывается лицом, которое дает обещание выполнить данный платеж (покупателем), и отправляется лицу, которому покупатель задолжал деньги (поставщику). Переводной вексель выписывается поставщиком на своего кредитора и отсылается покупателю (от которого ожидается, что он акцептует и в последующем оплатит этот вексель). Переводной вексель называют "неполноценным" до тех пор, пока он не доставлен ремитенту (получателю денег по переводному векселю) или предъявителю. Кроме того, правила, касающиеся акцепта, не имеют отношения к простым векселям, поскольку они не требуют акцептования.
Схема взаимоотношений при простом векселе
1
2 2
3 3
4
4
1. Отпущена продукция
2. Выдан вексель
3. Вексель предъявлен к оплате
4. Деньги по векселю.
Важным реквизитом является бумага, на которой выполняется долговое обязательство. Вексель выписывается обязательно на установленной гербовой бумаге. Требование выписки векселя на специальной гербовой бумаге специфично для нашего законодательства. Вексельная метка, по существу, определяет название документа, отличающего вексель от других родственных ему документов — долговых обязательств. Кроме того, вексель должен содержать денежную сумму (проценты за время обращения векселя, как правило, включаются в сумму), срок платежа, место платежа, наименование первого приобретателя векселя. Плательщик (трассат) обозначается проставлением названия лица в левом нижнем углу на лицевой стороне векселя. Переводной вексель (тратта) представляет собой письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (должника) плательщику уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю (получателю) или его приказу. Лицо, которое выдает переводной вексель, носит название трассанта — передатчика. Лицо, на имя которого выписан переводной вексель и которое должно уплатить по векселю, называется трассатам. Лицо, которое должно получить деньги по векселю, — ремитент.
Простейший вариант обращения переводного векселя
1. Выдача векселя
2. Предъявление векселя к акцепту (презентация)
3. Подтверждение акцепта
4. Предъявление векселя к платежу
5. Погашение векселя
6. Вручение погашенного векселя (с распиской в получении платежа)
Выделяются некоторые особенности векселя, которые отличают его от других денежных обязательств. Вексель, как известно, с точки зрения его функций может рассматриваться как инструмент расчетов, как кредитный инструмент, просто как товар в сделках по его купле-продаже. Кроме изложенных функций, вексель также служит юридическим инструментом. Юридическая природа векселя заключается в том, что он является ценной бумагой, оформленной в строгом соответствии с требованиями закона и содержащей безусловное абстрактное денежное обязательство.
Цель данной курсовой работы рассмотреть использование и учет вексельного обращения в Украине, его контроль и значение в деятельности предприятия.
Аваль.
Аваль – вексельное поручительство, в силу которого лицо, осуществившее его, берет на себя полную и ли частичную ответственность за выполнение обязательства любым обязанным по векселю лицом – акцептантом, векселедателем, индоссантом.
Чаще всего авалистом выступает учреждение банка. Банк может осуществить авалирование векселя на основании договора с любым обязанным по векселю лицом.
Аваль выражается при помощи надписи на лицевой стороне векселя или на добавочном листе (аллонже): «Как авалист за (название юр. лица, за которого предоставлен аваль)», «Считать авалем», «Авалирован» и любой другой равнозначной надписью которая подписывается авалистом. В авале должно быть указанно, за кого он выдан, иначе он считается выданным за векселедателя. Аваль не утрачивает своей силы в случае недействительности обязательства, за которое он был предоставлен.
Акцепт (только для переводных векселей).
Акцепт – операция, посредством которой подтверждается согласие плательщика на оплату переводного векселя. Переводной вексель до наступления срока платежа может быть предъявлен векселедержателем или даже просто лицом, у которого вексель находится, для акцепта плательщику. С момента акцепта обязанным по векселю лицом является акцептант. Акцепт отмечается на переводном векселе. Он выражается словом «акцептован» или другим равнозначным словом и подписывается плательщиком. Всякая подпись плательщика, сделанная на лицевой, стороне имеет силу акцепта. Акцепт должен быть безусловным, хотя может быть ограничен частью вексельной суммы. Отказ плательщика должен быть должен быть удостоверен установленным порядком протеста.
Домициляция.
Домициляцией называется назначение плательщиком по векселю третьего лица.(как правило, банка) Банки могут по поручению векселедателя или трассата осуществлять платежи по векселю в установленный срок. Лицо, назначающее банк плательщиком по векселю, называется домицилиантом. Банк, назначенный векселедателем в качестве плательщика по векселю, называется домицилиатом. Банк, выступая в роли домицилиата, не рискует, так как он оплачивает вексель лишь в том случае, если ранее плательщик внес ему вексельную сумму или если плательщик имеет на своем текущем счете средства, достаточные для платежа по векселю, и уполномачивает банк списать эти средства при предъявлении векселя к платежу.
Индоссация.
Всякий вексель может быть передан путем индоссамента. При помощи индоссамента осущестляется передача всех прав по векселю: на предъявление к акцепту, оплате, на протест векселя. Индоссамент возможен в отношении любого лица, включая плательщика и векселедателя, причем без ограничения их права на дальнейшую передачу векселя.
Передача векселей оформляется передаточной надписью на обороте векселя или на добавочном листе (аллонже), который присоединятся к векселю клеевым способом. Лицо, передающее вексель, называется индоссантом, а лицо его принимающее, - индоссатом. Лицом, имеющим права по векселю, считается тот, кто, обладая векселем, может обосновать свои права непрерывным рядом передаточных надписей. Перед последним индоссатом все предшествующие несут солидарную ответственность.
Индоссамент должен быть простым и ничем не обусловленным, всякое условие, ограничивающее его считается ненаписанным. Индоссамент, совершенный под условием или на часть вексельной суммы, является недействительным. Индоссамент должен быть датирован индоссантом. При недатировании считается, что он совершен до срока платежа.
Индоссант может снять с себя всякую ответственность по векселю, поместив в тексте индоссамента оговорку «без оборота на меня». Наличие такой оговорки освобождает векселедержателя от обязанности по опротестованию векселя для получения права привлечь к ответственности надписывателя векселя, поместившего в тексте индоссамента такую оговорку.
Инкассо.
Инкассо – принятие векселя банком от векселедержателя для предъявления его в срок должнику и получения надлежащих платежей. Если платеж поступит – вексель возвращается должнику. Если нет – вексель возвращается векселедержателю, но с опротестованием неплатежа. Банк несет ответственность за возникшие последствия, если неплатеж не был опротестован. За осуществление инкассо банк получает вознаграждение.
Вексель передается для инкассирования путем совершения индоссамента следующего содержания: «Оплатить приказу … банка. Валюта на инкассо». Такая надпись дает право банку только получить платеж по векселю. Банк векселедержателя, инкассировав документы, поручает банку плательщика получить платеж по векселю, при неоплате векселя – своевременно его опротестовать.
За выполнение поручения по икассированию векселей банк имеет право на возмещение затрат на отправку векселей и получение платежа и вознаграждение (комиссию) за выполнение поручения.
Банк не несет ответственности за потерю векселей на почте, несвоевременное получение их в месте платежа по вине почты, за упущения или недочеты, допущенные нотариусом (судебным исполнителем) при опротестовании, и за прочие не зависящие от банка обстоятельства. В случае непоступления платежа и осуществления протеста затраты, связанные с протестом, комиссия и другие платежи оплачиваются клиентом.
Протест.
Все лица, подписавшие вексель, после наступления по нему срока платежа и в случае отказа плательщика про переводному векселю от акцепта несут солидарную ответственность перед законным векселедержателем. Но право на иск к обязанным по неоплаченному векселю лицам наступает у векселедержателя только в том случае, если вексель будет своевременно опротестован. По неопротестованному векселю векселедержатель сохраняет право требования только к векселедателю простого векселя, акцептанту и трассанту переводного векселя и их авалистам.
Протест – нотариально удостоверенное требование о:
- платеже;
- акцепте;
- датировании акцепта;
- датировании предъявления векселя, по которому платеж совершается в определенный срок от предъявления;
- неполучении вышеперечисленного.
Совершение протеста оформляется актом о протесте, в котором нотариус удостоверяет, что по векселю своевременно совершены все установленные законом действия для сохранения за векселедержателем права на солидарное взыскание долга со всех обязанных лиц.
Для совершения протеста в неакцепте (ненадлежащем акцепте) вексель предъявляется нотариусу в пределах срока, установленного для предъявления векселя к акцепту, а если вексель предъявлен к акцепту в последний день срока – не позднее полудня следующего дня.
Протест в неплатеже совершается в случаях:
а) отказа плательщика от оплаты (независимо от того, акцептован вексель или нет) или частичной оплаты (в последнем случае протест совершается по неуплаченной сумме);
б) оплаты не в валюте векселя;
в) отсутствие плательщика в указанном месте.
При этом вексель должен быть предъявлен нотариусу в течение двух следующих за днем платежа рабочих дней.
Удовлетворение требования по векселю, предъявленного к трассанту акцептованного переводного векселя, авалистам или индоссантам, еще не погашает вексельного обязательства. Такое лицо (регрессант), уплатив по векселю, получает право на регрессный иск к лицам обязанным по векселю ранее него (регрессант), при этом, как указывалось выше, последние также несут солидарную ответственность перед регрессантом. Предъявляя регренссный иск, регрессант не обязан соблюдать последовательность регрессантов и также может предъявить иск любому из них, некоторым регрессатам или всем вместе по своему выбору.
Пролонгация векселя
Пролонгация векселя может применяться в виде простой, прямой или косвенной.
Простая пролонгация – обычная отсрочка платежа без изменения содержания вексельного обязательства. При этом сроки протеста о неуплате векселя и сроки исковой давности продолжает исчисляться не с новой даты, а с даты ранее указанной в векселе. Меняется лишь срок фактической его оплаты. Этот вид пролонгации возможен только при наличии постановления в векселе срока платежа либо на определенный день, либо во столько-то времени от составления, либо во столько-то времени от предъявления.
Прямая пролонгация – отодвигает срок платежа по векселю и, следовательно, срок осуществления протеста в неакцепте (при переводном векселе) или неоплате, а также срок представления простого векселя для отметки векселедателю, если вексель был выдан сроком в определенное время от предъявления. Однако в этом случае векселедатель должен сделать указанную отметку в течении одного года со дня выдачи векселя. Вексель подлежит предъявлению к оплате в срок, установленный пролонгацией. При прямой пролонгации меняется родно из существенных условий вексельного обязательства – срок платежа. В связи с этим изменяются и прочие сроки, в том числе сроки исковой давности по искам к плательщику (акцептанту), индоссантам, авалистам если не дали согласия на пролонгацию если же кто-либо из лиц, обязанных оплатить вексель, не дает согласие на прямую пролонгацию, срок исковой давности по отношению к ним исчисляется со дня протеста векселя, который должен быть совершен с учетом первоначального срока платежа.
Оформление простой пролонгации осуществляется путем отметки только на лицевой стороне векселя. Такая отметка может быть осуществлена либо в виде специальной оговорки, либо путем зачеркивания ранее поставленной даты платежа и указанием рядом с ней новой, либо путем указания новой даты без зачеркивания старой, но одновременно с новой датой должна делаться надпись типа «пролонгирован», «действует до» и др.
Косвенная пролонгация – осуществляется путем составления нового векселя с указанием в нем нового срока платежа и оформлением его в соответствии с предъявляемыми требованиями, с обязательным согласием всех участников вексельного обращения на замену. Векселедержатель нового векселя при в предъявлении иска о его неоплате должен будет предъявить в суд и новый и старый векселя.
Хозяйственные операции с участием векселей.
Как уже было отмечено вексель может выступать в двух качествах: как имущество и как средство платежа.
В первом своем качестве вексель может являться объектом сделок купли-продажи, мены, дарения, является обеспечением выполнения обязательства, выполняя роль заложенного имущества, может передаваться по договорам комиссии и поручения для осуществления каких либо поручений в отношении реализации прав по векселю, передаваться на ответственное хранение, являться взносом в уставный фонд предприятий, вкладом в общее имущество участников совместной деятельности, инвестиций. Выступая в качестве средства платежа, вексель участвует в сделках предусматривающих его выставление (вексельный платеж) против поставки товара (работ, услуг).
Безусловность обязательства по векселю дает нам еще ряд сделок с участием векселя которые заключаются в замене одного обязательства обусловленного какой либо сделкой, на другое обязательство – безусловное.
К таким сделкам относятся, например, оформление задолженности по получению продукции векселем или оформление векселя с целью преобразования обязательства, обусловленного последствиями уступки права требования, выполнения обязательства поручителя, гаранта с условием регресса и т.п. безусловное вексельное обязательство.
Передача векселей от векселедателя ремитенту от индоссанта индоссату, от векселедержателя лицу, которое оплатило вексель, должна быть оформлдена актом приема-передачи векселей. В таком акте указывается:
¨ Наименование документа («акт», или «акт передачи векселей», или «акт вексельного платежа» и т.п.);
¨ Дата и место составления акта;
¨ Наименование лица которое передает вексель, и наименование лица которое принимает вексель, с указанием их представителей;
¨ Содержание операции (указание на то что одно лицо передало векселя а другое лицо – приняло векселя);
¨ Основания, по которым передаются векселя (оформление задолженности векселями, вексельный платеж, передача в залог, передача для выполнения поручения, передача в собственность по сделке купли-продажи, передача на ответственное хранение и др.), и данные о сделке во исполнение которой передаются векселя (номер и дата договоров о купле-продаже, залога, поручения, поставки и др.);
¨ Основные сведенья о каждом передаваемом векселе (вид векселя (простой или переводной), номер вексельного бланка наименование векселедателя, плательщика (для переводного векселя), наименование ремитента (первого векселедержателя), вексельная сумма, условия начисления процентов, срок платежа, место платежа, дата и место составления векселя, сведенья об акцепте об авалистах);
¨ Подписи представителей юридических лиц, осуществляющих операцию по передаче векселей, с приложением доверенности на право представительства по такой операции (доверенность не требуется, если подпись физического лица подписавшего акт заверена печатью юридического лица, которое такое физическое лицо представляет).
Примеры расчетов векселями
При использовании расчетов векселями используются такие проводки:
Пример 1. (с использованием простого векселя) Между двумя предприятиями А и Б заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым предприятие А поставляет товар предприятию Б на сумму 24000 грн., НДС – 4000 грн. Предприятие Б выписывает простой вексель на имя предприятия А на сумму, оговоренную в договоре. Срок погашения векселя – 30 дней с даты выписки векселя. По истечении указанного срока вексель погашается путем перечисления денежных средств предприятием Б на банковский счет предприятия А.
Отразим хозяйственные операции в бухгалтерском и налоговом учете предприятия А и предприятия Б (показано на схеме 1)
№ п/п | Первичный документ | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |||
Дебет | кредит | сумма | Валовой доход, грн. | Валовые расходы, грн. | |||
Предприятие А | |||||||
1 | Расходная накладная | Отгрузка товара предприятию Б | 361 | 702 | 24000 | 20000 | |
Расходная накладная | Налоговое обязательство по НДС | 702 | 643 | 4000 | |||
Списана балансовая стоимость товара | 902 | 281 | 1500 | ||||
2 | Налоговая накладная | Налоговое обязательство по НДС | 643 | 641 | 4000 | ||
3 | Акт приемки-передачи | Получен вексель от предприятия Б в обеспечение задолженности за товары | 341 | 361 | 24000 | ||
Финансовый результат от реализации товара | 791 | 902 | 1500 | ||||
702 | 791 | 20000 | |||||
4 | Платежное поручение | Оплата от предприятия Б в счет погашения векселя | 311 | 341 | 24000 | ||
Предприятие Б | |||||||
1 | Приходная накладная | Получен товар | 281 | 631 | 20000 | 20000 | |
Сумма налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 4000 | ||||
2 | Налоговая накладная | Право на налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 4000 | ||
3 | Акт приемки-передачи | Выдача векселя предприятию А | 631 | 621 | 24000 | ||
4 | Платежное поручение | Погашение выданного векселя | 621 | 311 | 24000 |
Схема 1
Пример 2.
В этом примере для ускорения оплаты по векселю векселедержатель обращается в банк. Это показано на схеме 2
Предприятием А получен вексель от предприятия Б за отгруженную продукцию. Стоимость продукции составляет 12000 грн.(НДС – 2000 грн.). полученный вексель был продан банку за 9000 грн.
Отразим хозяйственные операции в бухгалтерском и налоговом учете предприятия А.
№ п/п | Первичный документ | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |||
Дебет | кредит | Сумма | Валовой доход, грн. | Валовые расходы, грн. | |||
1 | Расходная накладная | Отгрузка продукции предприятию Б | 361/Б | 701 | 12000 | 10000 | |
Налоговое обязательство по НДС | 701 | 643/Б | 2000 | ||||
Списание стоимости отгруженной продукции | 901 | 26 | 10000 | ||||
2 | Налоговая накладная | Налоговое обязательство по НДС | 643/Б | 641 | 2000 | ||
3 | Бухгалтерская справка | Финансовый результат от реализации продукции | 791 | 901 | 10000 | ||
701 | 791 | 10000 | |||||
4 | Акт приемки-передачи | Получен вексель от предприятия Б | 341 | 361/Б | 12000 | ||
5 | Акт приемки-передачи | Передача банку векселя | 377 | 746 | 9000 | ||
Списание номинальной стоимости векселя | 977 | 341 | 12000 | ||||
6 | Бухгалтерская справка | Финансовый результат от продажи векселя | 793 | 977 | 12000 | ||
746 | 793 | 9000 | |||||
7 | Платежное поручение | Оплата банком веселя | 311 | 377 | 9000 |
Схема 2.
Вывод
Основным фактором, который будет характеризовать развитие рынка долгов промышленных предприятий Украины в первую очередь относительно векселей, в ближайшие годы будет платежеспособность эмитентов долговых обязательств. Ввиду неплатежей, для Украины характерным является применение векселя как средства платежа, а не как инструмента кредитования.
Находящиеся сегодня в обороте векселя реально не обеспечены денежной массой и в большинстве случаев (кроме банковских), не могут быть предоставлены к денежной оплате векселедателю. Отсутствие реальной денежной массы под уже эмитированными векселями и их погашения, в этой связи, регулируется проспектами эмиссии векселей (векселя Национального диспетчерского центра, далее - НДЦ) или нормативными документами регламентирующими их выпуск (векселя Государственного казначейства). В связи с этим, в ближайшие годы развитие вексельного рынка будет определяться наличием или искусственным созданием товарных потоков, по которым возможно проведение вексельных схем расчетов .
Параллельно будут дальше развиваться денежные отношения на основе векселей, в первую очередь в банковской сфере.
В ближайшие годы следует ожидать преобладания «специальных» векселей, выпущенных для уменьшения взаимозачета задолженности предприятий, задействованных в одной производственной цепочке или способных замкнуть вексель на векселедателе посредством третьих лиц.
Низкая платежная дисциплина предприятий, высокие макроэкономические и микроэкономические риски ведения бизнеса в Украине, а также ограниченность доступа к объективной информации относительно кредитоспособности потенциальных эмитентов векселей не способствует формированию системы оборота переводных векселей системы, позволяющей осуществлять платежи за третьи лица.
Система ценообразования на векселя, сложившаяся в последние годы, базировалась на методиках оценки других фондовых инструментов, в частности акций, и на нормативных требованиях, предъявляемых к ведению учета (дисконтирования) векселей, принимаемых банками. Сегодня на банковском рынке векселей используются как дисконтные векселя, так и процентные. За основу доходности в большинстве случаев используется уровень дохода по ОВГЗ корректируемый ввиду колебания курса ОВГЗ. Такой подход должен гарантировать уровень доходности, сравнимый с альтернативными источниками дохода в одинаковый период. В тоже время Национальный банк Украины нормативно закрепил методику учета (дисконта) векселей, приобретаемых банками по именному индоссаменту. За основу расчета бралась учетная ставка Национального банка Украины. Целью дисконтирования считается перевод коммерческого кредита в банковский. При такой системе расчетов банки гарантировали себе максимальную безопасность от финансовых потерь, однако при погашении векселя они могут столкнуться с проблемами принятия векселей к оплате. Основой оценки рыночной стоимости долгов, оформленных через векселя, будет оставаться метод дисконтирования, основанный на оценке альтернативных издержек. Внимание будет уделяться анализу финансового состояния векселедателя, его способности оплачивать векселя на основе оценки финансового состояния векселедателя будут формироваться коэффициенты риска, выраженные через норму доходности по таким векселям.
Фактором, оказывающим влияние на развитие рынка долговых обязательств Украины, будет отсутствие урегулированного законодательства в области вексельного оборота. В законодательном поле на сегодня отсутствуют механизмы регуляции ряда ключевых моментов функционирования рынка долговых обязательств предприятий оформленных векселями. Медлительность украинских парламентариев в плане законотворчества и временная «законодательная необразованность» парламентариев нового созыва, не дает возможности говорить о создании достаточной законодательной базы для эффективного функционирования рынка векселей.
Верховная Рада Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Присоединиться от имени Украины к Женевской конвенции 1930 года, которой введен Унифицированный закон о переводных векселях и простых векселях, с учетом оговорок, обусловленных приложением II к этой Конвенции.
Председатель Верховной Рады Украины А. ТКАЧЕНКО
Приложение I
Кабинет Министров Украины
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.06.96г. № 689
Об утверждении Порядка применения векселей Государственного казначейства Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Порядок применения векселей Государственного казначейства (прилагается).
2. Главному управлению Государственного казначейства в двухнедельный срок:
разработать и утвердить инструкцию о порядке выдачи, учета и погашения векселей Государственного казначейства;
совместно с Главной государственной налоговой инспекцией утвердить инструкцию о порядке обмена информацией относительно векселей Государственного казначейства между органами Государственного казначейства и государственными налоговыми инспекциями и учет зачисления векселей Государственного казначейства в счет уплаты налогов в государственный бюджет;
определить статьи расходов государственного бюджета, в счет которых будут выдаваться векселя Государственного казначейства, и утвердить лимиты и поквартальную разбивку средств, под которые будут выпускаться эти векселя.
3. Министерству финансов:
в двухнедельный срок утвердить порядок отражения в бухгалтерском учете предприятий операций с векселями Государственного казначейства;
обеспечить изготовление необходимого количества бланков векселей Государственного казначейства.
4. Рекомендовать Национальному банку Украины определить порядок осуществления операций коммерческих банков с векселями Государственного казначейства.
Премьер-министр Украины П. Лазаренко
Министр Кабинета Министров Украины В. Пустовойтенко
ПРИКАЗ
от 09.12.97г. №269 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины
06.01.98г. №3/2443
ИНСТРУКЦИЯ
I. Определение терминов
Вексель — ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю).
Векселедатель — лицо, выдавшее вексель. Вексель простой — простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить владельцу векселя в указанный срок в указанном месте укачанную сумму. Простой вексель содержит следующие реквизиты:
а) наименование — "вексель";
б) простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму;
в) указание срока платежа;
г) указание места, в котором должен осуществиться платеж;
д) наименование того, кому или по приказу кого
платеж должен быть осуществлен;
е) дату и место составления векселя:
ё) подпись того, кто выдает документ (векселедателя). Следующий векселедержатель (индоссат) — лицо, владеющее векселем и осуществляющее передаточную надпись на векселе (индоссамент).
Последний векселедержатель (индоссат) — лицо, получающее вексель по индоссаменту и имеющее все права, вытекающие из векселя.
Резиденты — 1) физические лица — граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное местожительство на территории Украины, в том числе те, которые временно находятся за границей; 2) юридические лица, объекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.), с местонахождением на территории Украины, осуществляющие свою деятельность на основании законов Украины; дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за границей, которые пользуются иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющие предпринимательской деятельности.
Индоссамент (передача векселя) — особая передаточная надпись, осуществляемая, как правило, на обратной стороне векселя или на дополнительном листе — аллонже.
Индоссамент может быть полным (именным) и бланочным.
Индоссамент полный содержит данные о лице, в пользу которого он сделан.
Индоссамент бланочный не содержит данные о лице, в пользу которого он сделан, или состоит из одной подписи индоссанта.
Индоссация векселя— переуступка (действие передачи) векселя при помощи передаточных надписей.
Уполномоченный банк — генеральный агент Государственного казначейства Украины, который, на основании заключенного с Главным управлением Государственного казначейства соглашения, обеспечивает организацию выдачи, хранения, осуществления индоссамента и погашения казначейских векселей.
II. Общие положения
Данной Инструкцией устанавливается следующий порядок выдачи, учета и погашения векселей Государственного казначейства Украины (далее — казначейские векселя).
1. Векселедателем и плательщиком по казначейским векселям выступает Главное управление Государственного казначейства Украины.
2. Векселя Государственного казначейства Украины выпускаются в виде простых векселей с вексельными суммами 5 000 (пять тысяч) и 10 000 (десять тысяч) гривен. Проценты на вексельную сумму не начисляются.
3. Уполномоченный банк выступает генеральным агентом Государственного казначейства Украины по обеспечению организации выдачи, хранения, осуществления индоссамента и погашения векселей, бланки которых по распоряжению Главного управления Государственного казначейства Украины передаются ему непосредственно с предприятия, их изготовившего.
4. Индоссамент осуществляется в соответствии с "Положением о переводном и простом векселе", утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341, Законом Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже", Законом Украины "О предприятиях" и Правилами изготовления и использования вексельных бланков, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 10 сентября 1992 г. № 528.
5. Правовые отношения между Главным управлением Государственного казначейства Украины и уполномоченным банком-агентом регулируются соглашением и действующим законодательством Украины.
III. Выдача векселей
1. Главное управление Государственного казначейства Украины ежемесячно представляет в Министерство финансов Украины справку о состоянии финансирования расходов по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией.
2. Отраслевые управления Министерства финансов Украины анализируют полученные данные, а также готовят и передают в Главное бюджетное управление Министерства финансов Украины предложения о целесообразности осуществления расходов из государственного бюджета казначейскими векселями. Главное бюджетное управление их объединяет в общие сводки и в пределах прогнозированного исполнения доходной части государственного бюджета готовит проект решения об общем объеме выпуска казначейских векселей, их распределении между главными распорядителями бюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией (раздел, глава, параграф, статья) и сроках погашения. Проект решение подается на утверждение Министру финансов Украины.
3. На основании решения, принятого Министром финансов Украины (приложение 1), Главное управление Государственного казначейства Украины направляет главным распорядителям бюджетных средств уведомление о суммах, на которые в соответствии с решением Министерства финансов Украины они имеют право получить казначейские векселя.
4. Главный распорядитель бюджетных средств составляет на бумажных и электронных носителях реестр распределения определенных под эти векселя средств между подведомственными учреждениями, организациями и предприятиями по территориальному принципу. Утвержденный реестр представляется в Главное управление Государственного казначейства Украины для обобщения и составления сводного реестра распределения средств, определенных на выдачу казначейских векселей по территориям.
5. Утвержденный Главным управлением Государственного казначейства Украины сводный реестр распределения средств, определенных на выдачу казначейских векселей в разрезе Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя направляется уполномоченному банку-агенту и соответствующим управлениям Государственного казначейства Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее — управлениям Государственного казначейства Украины).
6. Утвержденный сводный реестр распределения средств, определенных на выдачу казначейских векселей, является основанием для оформления и выдачи векселей.
7. Уполномоченный банк-агент не позже чем за 5 рабочих дней со дня получения утвержденного сводного реестра информирует свои региональные учреждения об учреждениях, предприятиях и организациях, определенных получателями векселей на соответствующей территории (указанная норма является неотъемлемой частью соглашения между Главным управлением Государственного казначейства Украины и уполномоченным банком-агентом).
8. Главный распорядитель бюджетных средств не позже чем за 5 рабочих дней со дня утверждения реестра распределения средств информирует подведомственные учреждения, предприятия и организации о сумме средств, на которую им могут быть выданы казначейские векселя.
9. Надлежащим образом оформленные и подписанные уполномоченным лицом Главного управления Государственного казначейства Украины казначейские векселя уполномоченный банк-агент передает своим региональным учреждениям для последующей их выдачи на основании утвержденного Главным управлением Государственного казначейства Украины сводного реестра (указанная норма является неотъемлемой частью соглашения Главного управления Государственного казначейства Украины и уполномоченного банка-агента).
10. Казначейские векселя на проведение расходов в соответствии с утвержденной единой сметой доходов и расходов на бюджетный год, за исключением расходов на оплату труда и других денежных выплат населению, выдаются учреждениями уполномоченного банка-агента распорядителям бюджетных средств по их согласию.
11. Распорядитель бюджетных средств обязан получить эти векселя в учреждении уполномоченного банка-агента в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от главного распорядителя бюджетных средств.
12. Для получения казначейского векселя уполномоченное лицо распорядителя бюджетных средств должно представить в учреждение банка-агента доверенность, зарегистрированную в соответствующем органе Государственного казначейства Украины.
13. Сводный реестр не полученных в срок казначейских векселей (приложение 5) уполномоченный банк-агент обязан в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представить Главному управлению Государственного казначейства Украины.
14. Полученный сводный реестр Главное управление Государственного казначейства Украины направляет в Министерство финансов Украины (Главное бюджетное управление) для принятия соответствующего решения.
15. Справку о выдаче казначейских векселей учреждения уполномоченного банка-агента представляют в соответствующие органы Государственного казначейства Украины ежедневно.
16. Управление Государственного казначейства Украины, а также уполномоченный банк-агент представляют ежемесячно отчеты о выдаче казначейских векселей Главному управлению Государственного казначейства Украины.
17. Вышеизложенный порядок обмена информацией между Главным управлением Государственного казначейства и главными распорядителями бюджетных средств применяется при казначейской форме исполнения государственного бюджета по расходам.
18. При осуществлении расходов из государственного бюджета по ведомственной структуре казначейские векселя в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 мая 1997 года № 437 "О казначейском исполнении смет расходов на содержание аппарата органов исполнительной власти" выдаются главным распорядителям бюджетных средств, осуществляющим централизованное погашение кредиторской задолженности по Министерству (ведомству).
IV. Операции с казначейскими векселями
1. Векселедержатели имеют право использовать казначейские векселя для:
— погашения кредиторской задолженности с согласия соответствующих кредиторов (расчеты казначейскими векселями осуществляются по вексельным суммам);
— продажи юридическим лицам, являющимся резидентами в соответствии с законодательством Украины;
— залога — в целях обеспечения обязательств перед резидентами в соответствии с законодательством о залоге;
— зачисления в уплату налогов и сборов (обязательных платежей) — далее обязательные платежи — в государственный бюджет по желанию векселедержателя (такое зачисление может быть осуществлено в любой момент до наступления срока платежа по казначейскому векселю).
2. Операции, предусмотренные абзацами третьим и четвертым, не распространяются на бюджетные учреждения и организации, а также на предприятия, получающие дотации из бюджета.
3. Первый индоссамент казначейских векселей осуществляется в учреждении уполномоченного банка-агента, о чем последний информирует соответствующие органы Государственного казначейства в целях отражения кассовых расходов в бухгалтерском учете.
V. Погашение казначейских векселей
1. Погашение казначейских векселей осуществляется органами Государственного казначейства Украины в пределах сроков их действия путем:
— перечисления на счет предъявителей казначейских векселей денежных сумм в размере соответствующих вексельных сумм;
— зачисления суммы казначейского векселя в уплату его держателем обязательных платежей, которые в полном объеме поступают в государственный бюджет.
2. Векселедержатель, желающий получить причитающиеся по векселю денежные средства, подает заявление на погашение казначейского векселя в территориальный орган Государственного казначейства Украины по своему местонахождению не позже, чем за 7 рабочих дней до наступления срока платежа по казначейскому векселю.
3. Векселедержатель, желающий зачислить вексель в уплату обязательных платежей, подает заявление на погашение казначейского векселя в территориальный орган Государственного казначейства Украины по своему местонахождению не позже чем за 7 рабочих дней до наступления срока, в который он хотел бы зачислить сумму этого векселя в уплату налогов и сборов (обязательных платежей) в государственный бюджет.
4. Если сумма задолженности по платежам в государственный бюджет меньше суммы, указанной в казначейском векселе, то остаток суммы погашенного казначейского векселя зачисляется в счет последующих платежей и не подлежит возврату.
5. Отделение Государственного казначейства Украины отсылает в соответствующее управление Государственного казначейства Украины реестр векселедержателей, подавших заявления на погашение казначейских векселей. Реестр составляется в 2 экземплярах: один экземпляр остается для учета и контроля за погашением казначейских векселей в отделении Государственного казначейства Украины, второй направляется соответствующему управлению Государственного казначейства Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
6. Управление Государственного казначейства Украины в течение двух рабочих дней после получения реестров от своих отделений проверяет и обобщает представленные данные, составляет сводный реестр векселедержателей, подавших заявления на погашение казначейских векселей и пересылает его средствами телекоммуникационной связи для утверждения в Главное управление Государственного казначейства Украины.
7. После получения сводного реестра Главное управление Государственного казначейства Украины в течение 2 рабочих дней проверяет представленные данные и принимает решение относительно погашения казначейских векселей путем его утверждения начальником Главного управления Государственного казначейства Украины, о чем уведомляет уполномоченный банк-агент и соответствующие управления Государственного казначейства.
8. При условии принятия решения относительно погашения казначейских векселей путем перечисления на счет их предъявителей денежных средств в размере соответствующих вексельных сумм, Главное управление Государственного казначейства Украины отсылает средствами телекоммуникационной связи соответствующему управлению Государственного казначейства и тому учреждению уполномоченного банка-агента, в котором на его имя открыт счет государственного бюджета, утвержденный сводный реестр векселедержателей.
9. После получения утвержденного сводного реестра управления Государственного казначейства Украины перечисляют средства соответствующим отделениям Государственного казначейства Украины и передают им сводный реестр тех векселедержателей, казначейские векселя которых решено погасить.
10. Учреждение уполномоченного банка-агента в течение 2 рабочих дней после получения утвержденного сводного реестра и средств информирует векселедержателя, который, в свою очередь, представляет ему казначейский вексель на погашение.
11. Учреждение уполномоченного банка-агента принимает вексель и в соответствии с утвержденным сводным реестром перечисляет средства векселедержателю, о чем уведомляет орган Государственного казначейства.
12. При условии погашения векселей Государственного казначейства Украины путем зачисления их сумм в уплату обязательных платежей в государственный бюджет обмен информацией и подтверждающими документами между участниками вексельного обращения (последним векселедержателем, органами Государственного казначейства, учреждениями уполномоченного банка-агента, Государственной налоговой администрацией) осуществляется в порядке, аналогичном порядку погашения казначейских векселей путем перечисления средств их держателям.
13. Управление Государственного казначейства Украины, а также уполномоченный банк-агент представляют ежемесячно отчеты о погашении казначейских векселей Главному управлению Государственного казначейства Украины.
VI. Бухгалтерский учет по операциям с казначейскими векселями
1. Порядок отражения операций с казначейскими векселями в бухгалтерском учете органов Государственного казначейства и бюджетных учреждений представлен в приложении 12.
2. Отражение в бухгалтерском учете предприятий операций с векселями Государственного казначейства осуществляется в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 10 июля 1996 г. № 140 "Об утверждении Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с векселями Государственного казначейства".
Кабинет Министров Украины
Из декрета от 21.01.93 г. № 7-93
О государственной пошлине
Плательщиками госпош9лины на территории Украины являются физические и юридические лица за совершение в их интересах действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение, уполномоченными на то органами.
…
М i н i стерство осв i ти України
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.