В заключении мне следует коснуться вопроса, а что дает психоаналитику информацияо психической коммуникации? Дело в том, что знание о психической коммуникации, может значительно расширить возможности аналитика впроцессе терапии. Во-первых, это более широкое понимание трансферных процессов. Так как не всегда в анализе перенос оказывается только переносом. Во-вторых,данная теория касается особенности невербального общения, сложности и специфики зрительной коммуникации. Учитывая описываемые здесь процессы, аналитик такжеприобретает арсенал дополнительных возможностей ведения диалога не только на вербальном, но и на психическом уровне. А как минимум учета возможности такойкоммуникации. Пожалуй, третьим плюсом данной теории, является возможность, за счет понимания феноменов психической коммуникации, оценивать психическоесодержание переноса пациента. Хотя как заявляют современные аналитики, такого рода оценки вовсе не обязательны в процессе терапии.
Понятие психическая информация
Моя работа отражает тему психической коммуникации и было бы логичным, после использования многочисленных синонимов, таких как психическая энергия,психическая информация, информационное поле, невербальная информация и др., коснуться вопроса, что же такое психическая информация и информация как таковаяв психическом смысле? На мой взгляд, сознание и осознавание чего либо, так или иначе, связано с понятием информации. Привычное отношение кинформации формулируется такими категориями как знак, стимул, реакция, объект и информация в чистом виде, т.е. тем, что мы воспринимаем непосредственно, кпримеру, объект, его вид, звук, запах и т.п. Все восприятие и внимание к информации, таким образом, сосредотачивается во круг понятных субъективномувзору сенсорных стимулов. А именно на объектах и чувствах, мышлении и знании в отношении объектов. Из этого становится понятным, почему традиционноепсихологическое отношение к информации сужено рамками знаний, значений и смысла, который осознается человеком, сосредотачиваемый в основном наобъектно-знаковых отношениях.
В свою очередь я хочу сказать, что понятие информации неразрывно связано с психическимчеловека. Поскольку вся внешняя реальность имеет интроецированное представление в системе объектных-отношений. Таким образом, любой объект, знак или стимул, скоторым сталкивается человек, наделен психическим смыслом, иначе он просто не воспринимается. А если все воспринимаемое есть часть психического, тосоответственно, это психическое и есть информация. Под информацией мы должны понимать не только знаки, объекты, сообщения и т.п., но и все прочие сенсорныестимулы. Еще раз хочу сказать, что, на мой взгляд, информацией является все, что есть в психическом мире человека и соответственно, любая перцепция чегоугодно наделена психическим содержанием. Такой подход дает нам основание рассматривать окружающий мир как пространство психической информации, с которойчеловек находится в постоянной коммуникации.
Приложение к разделу психической коммуникации
Мы определили, что областью психической коммуникации являются психические содержания, которые входят в сообщения,передаваемые в основном через без знаковую систему передачи информации, хотя эмоциональная экспрессия, эмпатия, традиционно вербальные и невербальныекомпоненты коммуникации, тоже задействованы в этом процессе. Я хочу обратить Ваше внимание на один из важных вопросов, это то, как мы можем использоватьзнание о психической коммуникации и вообще дифференцировать психические сообщения?
На мой взгляд, в психическом смысле в процессе коммуникации надо выделить компоненты,образующие структуру коммуникативных сообщений. Такими компонентами являются:
G фактическая или знаковая информация (слова, мимика, жесты и т.п.);
G перенос;
G доминирующая идея;
G и визуализация.
В зависимости от характера контакта формальный он или неформальный, коммуникация строится поопределенному алгоритму, в котором задействованы данные компоненты коммуникации, но с разницей по их интенсивности. Однозначно можно сказать, чтодоминирующая идея и перенос, это компоненты, которые формируют определенное отношение Эго к предстоящему контакту с объектом. А фактическая информация,дополняемая визуализацией, это компоненты, участвующие непосредственно в момент коммуникативной деятельности. Характерной особенностью, психическойкоммуникации является интенсивность или значимость психических сообщений вкладываемых в коммуникацию за счет визуализации. Эту значимость можноопределять как степень веры или собственное отношение к тому, что сообщается. Но не на сознательном уровне, а на уровне доминирующей идеи и переноса. Нетрудно заметить, что в зависимости от характера коммуникации одно и то же сообщение, передаваемое разными людьми, вызывает у нас разные чувства иотношение к этой информации. Причина таких различий в том, что разные люди по-разному используют коммуникативные алгоритмы. Одни передают сообщения науровне фактической информации и статусного эго-функционирования, другие подключают более полный арсенал коммуникативных возможностей. Прежде всего, яимею в виду выраженность визуализации.
Приведу простой пример, можно сказать человеку, - “все в порядке, вам нечего волноваться!” и это будет воспринято какпростая отговорка, а можно сказать то же самое, но, подключая к фактической информации визуализирование того, что понимается под этим порядком. Уловитьмежду этими сообщениями объективную разницу практически невозможно, тогда как субъективно, визуализированное сообщение будет передавать психическоесодержание всей полноты чувств и смысла, который будет включать в себя данное сообщение.
Психологи скажут, что в данном случае имеется в виду более высокий уровень эмоциональной и эмпатической экспрессии, но, намой взгляд, определяющим разницу этих сообщений, будет не формальная эмоциональная и эмпатическая экспрессия, а такое отношение, как вера. Причемэта вера не просто, какое-то мнение или представление, а истинный психический смысл. Гипнотизеры говорят, когда ты наводишь гипнотический транс надо оченьверить во все то, что ты внушаешь человеку. Этот тезис очень подходит к нашему случаю.
Особенно чуткими к психической коммуникации оказываются дети лет до 3-5, они еще не так далеко ушли к фиксации на уровенькоммуникативного стереотипа, при котором первостепенны знаковые сообщения. Они поразительно верно улавливают, когда родители их обманывают, а когда говорятправду. Эта правда, в данном случае и предполагает истинную веру в смысл передаваемого сообщения, а другими словами, эта правда указывает на подключениевизуализации правды.
Безусловно, не следует абсолютизировать значение психической коммуникации, так как мы не можем предполагать заранеехарактер коммуникативного стереотипа и выраженность коммуникативных компонентов людей участвующих в коммуникации. Достаточно часто люди не могут передать всюполноту сообщений только из-за того, что коммуникация - это взаимодействие двух людей, людей, имеющих различную психическую организацию и возможно неконгруэнтные коммуникативные системы отношений. Но, тем не менее, с прикладной и клинической точек зрения, психическая коммуникация имеет большое значение,так как открывает перед нами пути понимания порой невидимого значения коммуникативных процессов.
Заключение
Я уделил здесь внимание именно психической коммуникации, потому как эта тема достаточномало раскрыта исследователями психологической и психоаналитической теории и практики. К сожалению, я не могу подтвердить свои наблюдения никакимиэкспериментальными данными, подтверждающими феноменологию психической коммуникации в своих теоретических рассуждениях. Для их построений япользовался наблюдениями за своим грудным ребенком и окружающими людьми. Исходя из чего, я воспринимаю данную работу, как эмпирическую попытку разобраться иобозначить тонкие явления и процессы, возникающие на уровне коммуникации между людьми. Возможно, для кого-то теория психической коммуникации является нестолько существенным, поскольку психоаналитическая техника построена в основном на вербальной коммуникации и когнитивных процессах и формальностьпсихоаналитического процесса практически не предполагает психическое взаимодействие. Но, тем не менее, мне было интересно рассмотреть спецификуотношений, которые существуют за поверхностью привычно доступной информации об объекте, тем более столь значимой и насыщенной в непосредственных межличностныхотношениях. А для тех, кто работает в технике лицом к лицу, эта тема, возможно, поможет лучше понимать процессы,лежащие в основе трансферных отношений.
Общие заключения, выводы
Тема данной работы касается теории психической коммуникации. Основное отличие психической коммуникации откоммуникации как таковой в том, что данная теория рассматривает коммуникацию не как просто процесс обмена вербальными и невербальными сообщениями, а какфеномен психического функционирования. Теория показывает, что вся психическая деятельность связана с постоянным процессом взаимодействия с окружающим, но нетолько по системе стимульно-знаковых сообщений, а скорее по принципу глобального психоэнергетического обмена. Это взаимодействие или коммуникациянеобходима психике как постоянный источник поддержки собственной активности, ее отсутствие, выявляемое сенсорной депривацией приводит к неминуемымпатологическим процессам, которые свидетельствуют о психофизиологической потребности в коммуникации, из чего был сделан вывод о существованиикоммуникативного инстинкта.
Дериватом коммуникативного инстинкта является Либидо, но помимо эротической заряженности, коммуникативное Либидонаделено связующими, коммуникативными компонентами. Источником коммуникативного либидо является, как Ид, так и собственно Эго, в котором оно аккумулируетбаланс энергии, черпаемый из взаимодействия с Либидо других людей.
Взаимодействие или катексис Либидо осуществляется через Эго, посредством глаз, которые обладают способностью нетолько воспринимать визуальную информацию, а также воспринимают и передают психоэнергетические компоненты, такие как Либидо, а также психическиесодержания в виде образов, чувств и т.п.
Подтверждая способность глаз выступать своего рода ретранслятором психического (Либидо),приводятся феномены чувственных ощущений, появляющиеся во время непосредственного контакта глаза в глаза. А также способность Эго регулироватьэтими ощущениями, из чего был сделан вывод о существовании коммуникативной структуры Эго – интимные границы Эго, которая находится в области глаз (чутьспереди или соприкасаясь с ними), посредством которой Эго имеет возможность применять визуальные эго-защиты, направленные на регуляцию психическойкоммуникации. За счет визуальных Эго-защит, Эго имеет возможность справляться с нежелательно сильным или неожиданным сенсорным воздействием, исходящим от болеемощной или невротической психической структуры другого человека. Среди таких защит, заметно наблюдаемыми оказываются моргания, отвод взгляда в сторону, подвижныйвизуальный контакт и другие. Смысл этих защит, выражается примерно следующим – прервать визуальное взаимодействие, идентифицировать психическую информацию,хотя бы по характеру контакта и выработать адекватный коммуникативный отклик.
Способность Эго, посредством интимных границ, регулировать психическими каналами передачи информации, указывает насуществование определенных качеств формальной или неформальной коммуникации, которые в свою очередь выявляют различную динамику и виды взглядов. Неформальнойкоммуникации свойственен согласующийся, конформистский взгляд, который предполагает корректный, конгруэнтный контакт с Эго другого человека. Но такжевстречается и взгляд, нарушающий границы Эго, который обусловлен сильно невротическими параноидно-нарциссическими тенденциями. Взгляд нарушающийграницы часто может становится причиной индуцирования собственного невротизма объекту и за счет параноидно-нарциссических тенденций приводить к параневрозу,при котором коммуникация становится взаимно невротической и фактически невыносимой для контактирующих. Формальной коммуникации, как правило,свойственно статусное эго-функционирование, при котором контакт формализован на уровне статусов персон, участвующих в контакте.
С психоаналитической точки зрения тема психической коммуникации актуальна, если присмотреться к теории трансфера и используемойтехнике работы, кушетка или лицом к лицу. Классическое определение трансфера, формулируется перенесением пациентомна аналитика образов каких-либо значимых фигур, а также чувств, которые связаны с прошлыми объектными отношениями. Но психическая коммуникация выделяетобязательные компоненты, такие как: фактическая информация, перенос, доминирующая идея и визуализация, которые обуславливают процесскоммуникации. Так, визуализация является процессом, как перенесения значимых образов, так ипередачи непосредственно Либидо и психических содержаний оновключающих. Из этого становится очевидным, что трансфер не всегда включает в себя только перенос в классическом смысле. В зависимости от характера контакта,формальный он или нет, мы можем иметь, как чисто перенос в классическом понимании, так и важные психические содержания, включающие психическиесообщения передаваемые посредством визуализации, что в свою очередь формирует у нас определенную реакцию контрпереноса.
Данная работа рассматривает понятие доминирующей идеи, как структуры, участвующей в объектных отношениях, наделяясами отношения к объектам характерным смыслом для Эго, придавая, таким образом, им определенную специфику и выраженность. Доминирующая идея является частью нетолько объектных отношений, но и трансфера, поскольку в процессе отношения к объекту, Эго, за счет доминирующей идеи, имеет заранее бессознательновыработанную позицию в отношении характера и значимости этих отношений. Только в отличие от переноса, который формируется как во время отношений, так ипредварительно, доминирующая идея формулирует характер отношений заранее.
Важной частью работы является рассмотрение психической коммуникации в коммуникативном пространствеэмбрионального периода развития. Автор считает, что начиная с 4-6 месяцев ребенок начинает изучать окружающее его пространство посредством восприятиязвука, тактильных ощущений, ощущения вкуса околоплодной жидкости и т.п., а также начинает формировать фантазии об ином мире, т.е. мире других границах иизмерениях. Согласно автору к моменту рождения ребенок имеет более развитую психику, чем после рождения. Это вызвано послеродовым сенсорным шоком исоответственно постнатальной регрессией, которая и определяет уровень психического развития младенца.
Согласно данной теории, между матерью и довербальным ребенком существует непосредственная, произвольная психическаякоммуникация. Она обнаруживается в потребности ребенка фиксировать свой взгляд на глазах матери и таким же обращением матери к ребенку. Во время этогоконтакта мать посредством собственного взгляда передает ребенку Либидо, содержащее психические сообщения, формирующие первые представления ребенка осамом себе и окружающем мире. Такая беззнаковая психическая коммуникация вполне естественна для младенца, у которого еще нет никакого представления ни остимулах и о их значениях. И этот способ коммуникации наиболее активен до тех пор, пока когнитивные процессы не начинают словообразную форму. Так современем, психическая коммуникация отходит все более и более на второй план, хотя психические сообщения и способность их передачи и приема никуда неутрачивается человеком на протяжении все жизни. Утрачивается только способность их осознания, так как весь сознательный процесс ориентирован на очевиднодоступные органам чувств сенсорные стимулы, обуславливающие характерный коммуникативный стереотип.
Список, используемой литературы:
1. З. Фрейд “Масса и первобытная орда”
2. З. Фрейд “Недовольство культурой”
3. З. Фрейд “Печаль и меланхолия”
4. З. Фрейд “Психология Масс”
5. З. Фрейд “Введение в психоанализ”
6. Эрик Берн “Процесс общения”
7. Дональд Винникотт “Маленькие дети и их матери”
8. Рене А. Спиц “Первый год жизни”
9. Эрих Фромм “Бегство от свободы”
10. Тайсоны “Психоаналитическй теории развития”
11. Дж. Иган “Базисная эмпатия и коммуникативный отклик”
12. В.Райх “Психология тела”
13. А. Лоуэн “Биоэнергетика”
14. Вильям Р. Эмерсон “Уязвимость Плода”
15. Юлия Шмурак “Воспитание до рождения”
16. Жан-Мари Робин “Экологическая ниша”
17. “Проблема приема и передачи информации через информационный центр” - интернет (без автора)
18. “Информационное пол земли итоги глобальных эксперементов” - Интернет (без автора)
19. Обзор научных и технических изданий: “настоящее и будущеекомитет по науке и технике палаты представителей США”. 97Конгресс. – Интернет
20. “Морфологические поля” – Интернет (без автора)
21. Джек Сарфатти “Психоэнергетические системы”
22. Руперт Шелдрейк “Новая наука о жизни”
23. Лион Ватсон "Течение жизни: биология сознания"
Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.