Невербальнаякоммуникация и коммуникативный стереотип
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Тема Страница
Оглавление 1
Понятие коммуникация 2
Коммуникативный инстинкт 3
Либидо и коммуникация 5
Коммуникация в психоанализе 5
Теории взаимодействия 6
Невербальная коммуникация и коммуникативный стереотип 7
Визуальные каналы коммуникации 8
Трансфер и визуальные каналы коммуникации 11
Феномены визуальной коммуникации 12
Психическая коммуникация и энергетический обмен 13
Интимные границы Эго, визуальные Эго защиты и взгляд, нарушающий границы эго 14
Параневроз и невротические компоненты визуальной коммуникации 15
Формальная визуальная коммуникация и статусное эго-функционирование 17
Неформальная визуальная коммуникация 17
Описательные виды взгляда 18
Понятие доминирующая идея 19
Отличие доминирующей идеи от мотива 19
Эго и Либидо 21
Структура психики и их отношение к телу 22
Либидо и другие теории распространения энергии 23
Коммуникация в пренатальном периоде развития 25
Эндогенная постнатальная регрессия 29
Стимульная дифференциация и значимость визуального контакта 30
Роль матери в психической коммуникации с младенцем 30
Значение психической коммуникации 32
Понятие психическая информация 32
Приложение к разделу психической коммуникации 33
Заключение 34
Общие заключения, выводы 35
Литература 38

“Взгляд - это прямое,

непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу”

Станиславский К.С.

“Я могу видеть, не будучи увиденным, слышать, не будучи услышанным, и т.д., но я немогу дотронуться не будучи касаемым самим объектом моего осязания”.

Жан-Мари Робин

Понятие коммуникация

Я хочу начать свою работу с обсуждения вопроса, какое значение имеет коммуникация впсихической жизни человека? В традиционном психологическом понимании, коммуникация хорошо изученный предмет исследования и рассматриваетсякак психический процесс, отвечающий за прием и передачу сигналов, образующих знаковую информацию, предполагающий межличностное общение. Психологическаяконцепция сводит коммуникацию к вербальным и невербальным способам приема и передачи информации, как качественным характеристикам данного психическогопроцесса. Но, на мой взгляд, коммуникация является более объемным процессом, который надо рассматривать, как одну из важнейших психофизиологическихпотребностей человека. Обосновывая свою позицию я исхожу из того, что вся жизнь основана на обменных процессах, а переносяэто в термины психологии, мы называем это взаимодействием. Человек не может не взаимодействовать с другими людьми. Практически все потребности человекасводятся к тому, чтобы взаимодействовать с окружающими людьми и миром в целом. Хотя приверженцы традиционной психологической концепции коммуникации считают,что коммуникация, как раз и является тем механизмом, который обеспечивает реализацию значимых потребностей человека, а не наоборот.

Все, что не делал бы человек, сводится к процессу обмена информацией. В любой психической деятельность, дажекогда младенец еще не появился на свет, мы можем видеть элементы коммуникации. Только определяющим аспектом этой коммуникации является не сам факт передачиинформации, а ее смысл и психическое значение. Для многих этот смысл заключается в передаче и получении конкретной вербальной или невербальнойинформации, я рассматриваю более широкое понимание коммуникации, как феномена психического функционирования.

Мы знаем, что для того, чтобы выжить и нормально развиваться, младенец имеет ряд врожденных механизмов,которые включают в себя биологические инстинкты (инстинкт самосохранения) и влечения (либидо, Эрос и Танатос), а также врожденную автономность (Кернберг).Сюда же, обязательно нужно отнести заботящуюся окружающую среду (Винникот), без которой, со всеми врожденными механизмами и инстинктами, ребенок просто бы несмог выжить и стать нормальным человеком. Как говорил Винникотт, “такого явления как младенец просто не существует, есть всегда младенец плюс мать. Младенецможет существовать только во взаимоотношениях с кем-то. Поэтому его психика – это психика взаимоотношений. Он рождается на свет изначально зависимым отобъекта и в своем развитии он преодолевает периоды, которые характеризуются качеством этой зависимости”.

 

Коммуникативный инстинкт

Одним из первых аргументов в пользу более широкого понимания коммуникации, я хотел быпредставить взгляд на коммуникацию с точки зрения психофизиологического механизма, который обеспечивает активное взаимодействие с окружающим миром, яимею в виду - инстинкт коммуникации. Кто-то возразит - возможно, коммуникация является важным феноменом психической деятельности, но почему ее надорассматривать в рамках инстинкт-теории? Потому что к инстинктам относятся врожденные биологические механизмы, которые автономно реализуютспецифические задачи, направленные на удовлетворение жизненно важных физиологических потребностей организма. В таком случае, под влечениями следуетпонимать такие механизмы, которые существуют для удовлетворения потребностей организма, но не на физиологическом, а скорее на психологическом уровне. Я специально провел здесь этоуточнение, для того, чтобы подчеркнуть, факт того, что коммуникация есть не просто психический процесс, возникающий на фоне развития психики, а являетсяврожденным механизмом работы самой психической системы, отсутствие, которого не позволило бы младенцу выжить и статьHomo Sapiens.

Из работ многих психоаналитиков мы знаем, что младенец практически с рождения включен вдостаточно активную коммуникацию, но этого, по мнению некоторых, еще не достаточно, чтобы говорить об инстинктивном факторе коммуникации. Исходя изэтого, я хочу привести примеры исследований сенсорной депривации, показывающие нам невозможность и неспособность функционирования психики без поддержанияконтакта и взаимодействия с окружающей (информационной) средой. Вот, что по этому поводу пишет в своей работе “Процесс общения” Эрик Берн – “Известно,что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют ив конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечиваютему физический контакт. Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей вусловиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человекавременный психоз или стать причиной временных психических нарушений.Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительномуодиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженнойчувствительностью к физическим наказаниям”. Далее он пишет – “Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональнойи сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческогоорганизма, по сути, так же, как и ощущение пищевого голода... Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода ипотребность в признании, связаны с необходимостью избегать острого дефицита сенсорных иэмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению”. Продолжая разговор о сенсорной депривации можно привестивыводы исследований Mayer М.I (1984 г), которые показывают, что в условиях полной изоляции (спелеологи, полярники ияхтсмены – одиночки, заключенные одиночных камер) возникают расстройства различной степени выраженности: от компенсаторных реактивных расстройствпсихики (иллюзии, галлюцинации и другие) до глубоких пролонгированных психотических расстройств (галлюцинозов, психозов, суицидов). Подобныесостояния в экспериментальных условиях искусственной сенсорной депривации описаны и у здоровых людей. В одиночных сурдокамерах у космонавтов также быливыявлены компенсаторные расстройства восприятия, отмечены бредовые идеи, феномен "клаустроксенофобии" (Лебедев В.И., 1976). Эти данные, на мойвзгляд, убедительно показывают, что коммуникация, является одним из основных важнейших механизмов, обеспечивающих поддержание нормальной работы психикичеловека. А поскольку нарушение или отсутствие этого процесса приводит к патологическим последствиям и, по своей сути, к психической смерти, можносделать вывод, что коммуникация и потребность в ней, есть биологически обусловленный и врожденный механизм,обеспечивающий выживание и поддержку жизни человека в целом, и психического аппарата в частности. Таким образом, коммуникация, это своего рода процесс“психического питания”, а “пищей”, в данном случае, являются всевозможные сенсорные и психоинформационные или, другими словами, психоэнергетическиестимулы. Возможно, такой подход в каком-то смысле дает ответ на вопрос, почему человеческая психика все время коммуницирует, причем, даже в состояниисна.

На мой взгляд, причисление коммуникации к основным инстинктам, есть достаточно серьезное утверждение, поскольку, таким образом, мы получаемдетерминирующую силу, суть которой сводится к следующему:

1. это потребность в психоэнергетическом питании, поддерживающем психическую активность и развитие;

2. это потребность в поддержании объектной связи с внутренней и внешней реальностью;

3. это обеспечение социализации и удовлетворении потребностей;

4. это защитная и регулирующая функция, обеспечивающая безопасность.

 

Либидо и коммуникация

Фрейд обозначал влечение, которое обуславливает активность человека среди людей, “Либидоопирается на удовлетворение основных жизненных потребностей и избирает их участников своими первыми объектами. И как у отдельного человека, так и вразвитии всего человечества, только любовь, как культурный фактор, действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму”. Либидо, которому Фрейд отделял,чуть ли не все силы психического бытия, на мой взгляд, как раз и решает основную коммуникативную задачу, которая исходит из инстинкта коммуникации. ПоФрейду, Либидо – это, прежде всего, сексуальное влечение. В работе “Психология масс и анализ человеческого Я”, Фрейд определяет Либидо как “выражение,взятое из учения об аффективности. Мы называем этим термином энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом любовь. Этаэнергия рассматривается, как количественная величина, хотя в настоящее время она еще не может быть измерена”. И хотя он указывал на всеобъемлющийхарактер распространения либидонозной энергии и строящихся на ее основе социальных связях, на мой взгляд, понимание Либидо следует расширить, какдериват не только Эроса, но и инстинкта коммуникации. И соответственно, наделить его не только сексуальной, а, преждевсего, связующей, коммуникативной силой. Но что остается по Фрейду неизменно верным, так это то, что выбор объекта всегда основан на Либидном катексисе,т.е. вложении в объект элементов сексуального влечения. Таким образом, мы получаем потребность в коммуникации или коммуникативное влечение, которое можнорассматривать как Либидо, но с точки зрения выбора объекта коммуникации, Либидо по-прежнему остается эротически окрашенным.

Также, надо отметить, что Юнг в своих исследованиях понимал Либидо несколько шире, чем Фрейд, аименно, как концепцию общей психической энергии. В этом смысле концепция Юнга лежит ближе к моему пониманию данного вопроса.

Коммуникация в психоанализе

Процесс коммуникации настолько изучен, что практически никто из психоаналитиков англосаксонской группы не уделяет ей достаточно серьезноговнимания, хотя весь психоаналитический метод построен на работе с коммуникативными процессами. Это коммуникация двух личностей, пациента ианалитика, цель которой заключается в анализе аналитиком бессознательного пациента, с одной стороны, и осознания собственного бессознательного пациентом, с другой.Аналитик направляет свое внимание на анализ желаний, влечений, конфликтов, сновидений и т.п. и все это делается за счет коммуникации между аналитиком ипациентом. Наша задача, как утверждает Гарольд Стерн добиваться того, чтобы пациент мог свободно говорить все, что приходит ему в голову.И этого, по его словам, во многом достаточно, для того чтобы разрешать внутриличностные конфликты. А иными словами мы добиваемся свободного течения и разрядкикоммуникативной энергии, если так можно выразиться. Если пациент действительно говорит обо всем и это не вызывает у него сопротивления, то это показатель егопсихического здоровья или отсутствия в данной области бессознательных конфликтов. Но, практика говорит, что конфликты есть практически везде и они выявляются, непозволяя пациенту свободно рефлексировать, вызывая реакцию сопротивления.

Теории взаимодействия

Все более и более начинаешься задумываться о глубинном значении коммуникации в свете теорий, показывающих, что человек не тольконаходится в постоянном взаимодействии с окружающим, но и сама окружающая природа обладает механизмами, которые делают человека в какой-то степенизаложником определенных законов и сил, делающих его постоянным участником всеобщего обмена информацией или энергией, что можно рассматривать с точкизрения коммуникации. Хотя у всех этих теорий совершенно разные подходы.

Если говорить о психоаналитиках, то можно привести много примеров, подтверждающих важностькоммуникации уже на самых ранних стадиях развития ребенка, об этом пишут практически все классики, уделяя внимание этому вопросу каждый с определенной,характерной своей теории, точки зрения. Я постараюсь привести эти примеры в разборе вопросов теории объектных отношений. А сейчас я хотел бы привестивыдержки из исследований ученых, показывающих глобальные коммуникативные законы природы.

Обзор научных и технических изданий: настоящее и будущее комитета по науке и технике палатыпредставителей США показывает, что “последние парапсихологические эксперименты и, в частности, эксперименты по дальновидению наводят на мысль,что существует "внутренняя взаимосвязь" мозга человека с мозгом других людей и с материей... Исследования этой взаимосвязи дают обнадеживающиерезультаты. Главный из них: мозг человека может получать информацию о событии независимо от места и времени, где оно происходит”.... “97 Конгресс, Июнь1981 года.

Интересный взгляд на объяснение механизмов глобальной взаимосвязи дал в 1964 году физик Дж. С. Бель, который опубликовалматематическое обоснование, названное теоремой Беля. Теорема Беля математически обосновывает концепцию о взаимосвязи субатомных частиц, превосходящейпространство и время, согласно которой все происходящее с одной частицей, воздействует на другие частицы. Это воздействие мгновенное и для еготрансмиссии не нужно времени.

Руперт Шелдрейк в своей книге "Новая наука о жизни" предполагает, что все системырегулируются не только известной энергией и материальными факторами, но также и невидимыми организующими полями. Эти поля причинны, поскольку они служат вкачестве фотокопии для формы и поведения. Эти поля не имеют энергии в обычном смысле этого слова, поскольку их воздействие превосходит те барьеры времени ипространства, в которых обычно пребывает энергия. То есть, их воздействие так же сильно на дистанции, как и вблизи... Согласно этой гипотезе всякий раз,когда представитель какого-либо вида усваивает новое поведение, каузативное поле этого вида изменяется, хотя и незначительно. Если этому поведению следуютдостаточно долго, его "морфический резонанс" воздействует на все виды. Шелдрейк назвал эту невидимую матрицу "морфогенетическимполем", от МОРФ "форма" и ГЕНЕЗИС, "входящий в бытие". Действие этого поля включает “воздействие на дистанции” в отношении, какпространства, так и времени. Форма определяется не столько физическими законами вне времени, но она скорее налагается на морфический резонанс во времени. Этозначит, что морфические поля могут распространяться в пространстве и времени и что прошедшие события могут влиять на другие события, где бы те непроисходили.

Лион Ватсон говорит об этом в своей книге "Течение жизни: биология сознания", вкоторой он описывает так называемый “принцип сотой обезьяны”. Ватсон обнаружил, что после того, как стая обезьян приняла новое поведение, неожиданнодругие обезьяны с других островов, не имеющие никаких "обычных" средств коммуникации с той стаей, тоже принимали это поведение.

Физик Джек Сарфатти в "Психоэнергетических системах" предполагает, чтосверхсветовая взаимосвязь может существовать на высшем плане реальности. Он предполагает, что на плане реальности, превосходящем наш план, вещи болеевзаимосвязаны, а события находятся в более полном соответствии, и что вещи того плана взаимосвязаны с еще более высоким планом. Таким образом, достигая болеевысоких планов, мы сможем понять действие одновременной взаимосвязи.

Описательныевиды взгляда

Если рассматривать типологию взгляда исключительно с описательных точек зрения, то,также, можно выделить три особенности. Первое - это взгляд прямо в глаза, второе – подвижный, к примеру, от одного глаза к другому или от глаз к другимобъектам, а третья - бесконтактный, фокусирующийся не на глазах, а, к примеру, на переносице или на другой части лица, или другом объекте. Причем взависимости от культуры эта часть может быть подбородком или шеей, как это принято в Японии и Китае;или выше глаз в области лба или выше головы, как это принято в армии США. Взгляд прямо в глаза, это наиболее распространенная форма коммуникации вЕвропейской культуре, но длительное удержание взгляда на глазах без активной взаимной визуализации вызывает визуально-контактное напряжение, которое влечетфрустрацию Эго. Фрустрация происходит от того, что с одной стороны, Эго не получает Либидную энергию объекта и при этом растрачивает собственную. А сдругой стороны, отсутствие визуализации не передает психическое содержание информации, за счет которой коммуникация становится контактно неполноценной и впсихическом смысле разрушается необходимость в подобном объекте. Подвижный взгляд свойственен людям со слабым Эго, репрезентация которого не позволяеткоммуникативной структуре настраиваться на визуализированное Эго-функционирование и факт подвижности свидетельствует о характерной защитнойреакции Эго, от нарциссически-параноидных тенденций.

Бесконтактный взгляд имеет ту же природу, что и подвижный, и отличается или обусловленностью культуры, или требованиемдисциплинарного пространства, или характерной защитной формой Эго-функционирования во время коммуникации.

Понятие доминирующая идея

Изучая внутрисистемные процессы, лежащие в основе коммуникации мне хочется выделить еще однуструктуру, которая является неотъемлемой частью любой коммуникации и соответственно влияющей на ее динамический и психический характер. Я имею ввиду доминирующую идею, на мой взгляд, имеющую непосредственное причастие к объектным отношениям и коммуникативным аспектам Эго-функционирования.

Доминирующая идея является составной частью любого контакта и участвует во взаимодействии Эго совсеми окружающими объектами. Роль доминирующей идеи, как составной части коммуникативной системы Эго я вижу в том, что любые объектные отношенияподразумевают не просто наличие отношений, а какую-то специфику и характер этих отношений. Доминирующая идея наделяет объектные отношения характерным смыслом,влияя на динамику и специфику коммуникации. Также верно будет отметить, что доминирующая идея в своем роде является необходимым звеном коммуникативнойструктуры Эго, как и Супер-эго, к примеру, является неотъемлемой инстанцией структуры психики в целом. Доминирующая идея не только влияет на характер объектныхотношений, она как структура является хранилищем информации об объекте, но не в целом, а только в смысле его значимости для Эго. Из чего можно заключить, чтодоминирующая идея является связующим звеном в качестве отношения Эго с объектами.

Эго и Либидо

Возвращаясь к процессам взаимодействия, мы сделали вывод, что Либидо - это психическая энергия, котораяимеет свойство передаваться на расстоянии другому человеку и вообще распространяться вовне. Подтверждение этому мы видели выше в обсуждениифеномена возникновения специфического ощущения от зрительного контакта. Из чего мы сделали вывод, что глаза обладают функцией восприятия и передачи Либидо, чтонаталкивает нас на мысль, что они имеют прямое отношение к Эго, как психической структуре. А следовательно это подтверждает взгляд Фрейда на то, что Эго вкакой-то степени имеет телесную дифференциацию, “Эго, прежде всего, телесно, т.е. в конечном итоге является производным телесных ощущений, главным образомтех, которые идут с поверхности тела”. Фрейд (1927) Также Фрейд указывал и на способность Либидо связывать людей между собой, единственное, в своей теорииФрейд не пишет о фактическом выходе Либидо за границы телесности. Он представляет эту передачу за счет механизмов интроекции и идентификации. “Действительностьучит нас тому, что культура не удовлетворяется уже существующими союзами, она желает связать членов сообщества либидонозно, пользуется для этой цели любымисредствами, поощряет установление сильных идентификаций между членами сообщества” (Фрейд, “Недовольство Культурой”). В работе по введению вПсихоанализ еще одна мысль, где Фрейд указывает на способность Либидо выходить за рамки телесности, “Ведь сексуальность - единственная функция живогоорганизма, выходящая за пределы индивида и обеспечивающая его связь с видом”...

Говоря о связи Эго и Либидо и тех отличительных особенностей Либидо, которые я добавил в концепцию Фрейда,мне хочется заметить, что эта связь и тем более различие отчетливо видны из концепции источника. Постоянным и неизменным в отношении Либидо остается толькоЭго, как структуры, отвечающей за его катексис. Но с точки зрения источника Либидо мы видим отчетливую разницу. У Фрейда Либидо исходит из Ид, поскольку оноявляется дериватом сексуального инстинкта, а в моем понимании Либидо не только исходит из Ид, как вместилища сексуального и коммуникативного инстинктов, но иимеет определенный заряд непосредственно в Эго. Это можно обнаружить из наблюдения, которое я описывал выше, в виде механизмов психической регенерацииво время подключения к визуализации другого или просто погружения во внутренние образы. Каким источником Либидо пользуется в данный момент? Фрейд указывал, что “Я являетсялишь частью Оно... В динамическом отношении оно слабо, свою энергию оно заимствовало у Оно, и мы имеем некоторое представление относительно методов,можно даже сказать, лазеек, благодаря которым оно продолжает отнимать, энергию у Оно”. Но, чем тогда является внешний источник Либидо для Эго, может он иявляется тем источником энергии, которого его не достает в данный момент из собственного Оно?!

 

Приложение к разделу психической коммуникации

Мы определили, что областью психической коммуникации являются психические содержания, которые входят в сообщения,передаваемые в основном через без знаковую систему передачи информации, хотя эмоциональная экспрессия, эмпатия, традиционно вербальные и невербальныекомпоненты коммуникации, тоже задействованы в этом процессе. Я хочу обратить Ваше внимание на один из важных вопросов, это то, как мы можем использоватьзнание о психической коммуникации и вообще дифференцировать психические сообщения?

На мой взгляд, в психическом смысле в процессе коммуникации надо выделить компоненты,образующие структуру коммуникативных сообщений. Такими компонентами являются:

G фактическая или знаковая информация (слова, мимика, жесты и т.п.);

G перенос;

G доминирующая идея;

G и визуализация.

В зависимости от характера контакта формальный он или неформальный, коммуникация строится поопределенному алгоритму, в котором задействованы данные компоненты коммуникации, но с разницей по их интенсивности. Однозначно можно сказать, чтодоминирующая идея и перенос, это компоненты, которые формируют определенное отношение Эго к предстоящему контакту с объектом. А фактическая информация,дополняемая визуализацией, это компоненты, участвующие непосредственно в момент коммуникативной деятельности. Характерной особенностью, психическойкоммуникации является интенсивность или значимость психических сообщений вкладываемых в коммуникацию за счет визуализации. Эту значимость можноопределять как степень веры или собственное отношение к тому, что сообщается. Но не на сознательном уровне, а на уровне доминирующей идеи и переноса. Нетрудно заметить, что в зависимости от характера коммуникации одно и то же сообщение, передаваемое разными людьми, вызывает у нас разные чувства иотношение к этой информации. Причина таких различий в том, что разные люди по-разному используют коммуникативные алгоритмы. Одни передают сообщения науровне фактической информации и статусного эго-функционирования, другие подключают более полный арсенал коммуникативных возможностей. Прежде всего, яимею в виду выраженность визуализации.

Приведу простой пример, можно сказать человеку, - “все в порядке, вам нечего волноваться!” и это будет воспринято какпростая отговорка, а можно сказать то же самое, но, подключая к фактической информации визуализирование того, что понимается под этим порядком. Уловитьмежду этими сообщениями объективную разницу практически невозможно, тогда как субъективно, визуализированное сообщение будет передавать психическоесодержание всей полноты чувств и смысла, который будет включать в себя данное сообщение.

Психологи скажут, что в данном случае имеется в виду более высокий уровень эмоциональной и эмпатической экспрессии, но, намой взгляд, определяющим разницу этих сообщений, будет не формальная эмоциональная и эмпатическая экспрессия, а такое отношение, как вера. Причемэта вера не просто, какое-то мнение или представление, а истинный психический смысл. Гипнотизеры говорят, когда ты наводишь гипнотический транс надо оченьверить во все то, что ты внушаешь человеку. Этот тезис очень подходит к нашему случаю.

Особенно чуткими к психической коммуникации оказываются дети лет до 3-5, они еще не так далеко ушли к фиксации на уровенькоммуникативного стереотипа, при котором первостепенны знаковые сообщения. Они поразительно верно улавливают, когда родители их обманывают, а когда говорятправду. Эта правда, в данном случае и предполагает истинную веру в смысл передаваемого сообщения, а другими словами, эта правда указывает на подключениевизуализации правды.

Безусловно, не следует абсолютизировать значение психической коммуникации, так как мы не можем предполагать заранеехарактер коммуникативного стереотипа и выраженность коммуникативных компонентов людей участвующих в коммуникации. Достаточно часто люди не могут передать всюполноту сообщений только из-за того, что коммуникация - это взаимодействие двух людей, людей, имеющих различную психическую организацию и возможно неконгруэнтные коммуникативные системы отношений. Но, тем не менее, с прикладной и клинической точек зрения, психическая коммуникация имеет большое значение,так как открывает перед нами пути понимания порой невидимого значения коммуникативных процессов.

 

Заключение

Я уделил здесь внимание именно психической коммуникации, потому как эта тема достаточномало раскрыта исследователями психологической и психоаналитической теории и практики. К сожалению, я не могу подтвердить свои наблюдения никакимиэкспериментальными данными, подтверждающими феноменологию психической коммуникации в своих теоретических рассуждениях. Для их построений япользовался наблюдениями за своим грудным ребенком и окружающими людьми. Исходя из чего, я воспринимаю данную работу, как эмпирическую попытку разобраться иобозначить тонкие явления и процессы, возникающие на уровне коммуникации между людьми. Возможно, для кого-то теория психической коммуникации является нестолько существенным, поскольку психоаналитическая техника построена в основном на вербальной коммуникации и когнитивных процессах и формальностьпсихоаналитического процесса практически не предполагает психическое взаимодействие. Но, тем не менее, мне было интересно рассмотреть спецификуотношений, которые существуют за поверхностью привычно доступной информации об объекте, тем более столь значимой и насыщенной в непосредственных межличностныхотношениях. А для тех, кто работает в технике лицом к лицу, эта тема, возможно, поможет лучше понимать процессы,лежащие в основе трансферных отношений.

 

Общие заключения, выводы

Тема данной работы касается теории психической коммуникации. Основное отличие психической коммуникации откоммуникации как таковой в том, что данная теория рассматривает коммуникацию не как просто процесс обмена вербальными и невербальными сообщениями, а какфеномен психического функционирования. Теория показывает, что вся психическая деятельность связана с постоянным процессом взаимодействия с окружающим, но нетолько по системе стимульно-знаковых сообщений, а скорее по принципу глобального психоэнергетического обмена. Это взаимодействие или коммуникациянеобходима психике как постоянный источник поддержки собственной активности, ее отсутствие, выявляемое сенсорной депривацией приводит к неминуемымпатологическим процессам, которые свидетельствуют о психофизиологической потребности в коммуникации, из чего был сделан вывод о существованиикоммуникативного инстинкта.

Дериватом коммуникативного инстинкта является Либидо, но помимо эротической заряженности, коммуникативное Либидонаделено связующими, коммуникативными компонентами. Источником коммуникативного либидо является, как Ид, так и собственно Эго, в котором оно аккумулируетбаланс энергии, черпаемый из взаимодействия с Либидо других людей.

Взаимодействие или катексис Либидо осуществляется через Эго, посредством глаз, которые обладают способностью нетолько воспринимать визуальную информацию, а также воспринимают и передают психоэнергетические компоненты, такие как Либидо, а также психическиесодержания в виде образов, чувств и т.п.

Подтверждая способность глаз выступать своего рода ретранслятором психического (Либидо),приводятся феномены чувственных ощущений, появляющиеся во время непосредственного контакта глаза в глаза. А также способность Эго регулироватьэтими ощущениями, из чего был сделан вывод о существовании коммуникативной структуры Эго – интимные границы Эго, которая находится в области глаз (чутьспереди или соприкасаясь с ними), посредством которой Эго имеет возможность применять визуальные эго-защиты, направленные на регуляцию психическойкоммуникации. За счет визуальных Эго-защит, Эго имеет возможность справляться с нежелательно сильным или неожиданным сенсорным воздействием, исходящим от болеемощной или невротической психической структуры другого человека. Среди таких защит, заметно наблюдаемыми оказываются моргания, отвод взгляда в сторону, подвижныйвизуальный контакт и другие. Смысл этих защит, выражается примерно следующим – прервать визуальное взаимодействие, идентифицировать психическую информацию,хотя бы по характеру контакта и выработать адекватный коммуникативный отклик.

Способность Эго, посредством интимных границ, регулировать психическими каналами передачи информации, указывает насуществование определенных качеств формальной или неформальной коммуникации, которые в свою очередь выявляют различную динамику и виды взглядов. Неформальнойкоммуникации свойственен согласующийся, конформистский взгляд, который предполагает корректный, конгруэнтный контакт с Эго другого человека. Но такжевстречается и взгляд, нарушающий границы Эго, который обусловлен сильно невротическими параноидно-нарциссическими тенденциями. Взгляд нарушающийграницы часто может становится причиной индуцирования собственного невротизма объекту и за счет параноидно-нарциссических тенденций приводить к параневрозу,при котором коммуникация становится взаимно невротической и фактически невыносимой для контактирующих. Формальной коммуникации, как правило,свойственно статусное эго-функционирование, при котором контакт формализован на уровне статусов персон, участвующих в контакте.

С психоаналитической точки зрения тема психической коммуникации актуальна, если присмотреться к теории трансфера и используемойтехнике работы, кушетка или лицом к лицу. Классическое определение трансфера, формулируется перенесением пациентомна аналитика образов каких-либо значимых фигур, а также чувств, которые связаны с прошлыми объектными отношениями. Но психическая коммуникация выделяетобязательные компоненты, такие как: фактическая информация, перенос, доминирующая идея и визуализация, которые обуславливают процесскоммуникации. Так, визуализация является процессом, как перенесения значимых образов, так ипередачи непосредственно Либидо и психических содержаний оновключающих. Из этого становится очевидным, что трансфер не всегда включает в себя только перенос в классическом смысле. В зависимости от характера контакта,формальный он или нет, мы можем иметь, как чисто перенос в классическом понимании, так и важные психические содержания, включающие психическиесообщения передаваемые посредством визуализации, что в свою очередь формирует у нас определенную реакцию контрпереноса.

Данная работа рассматривает понятие доминирующей идеи, как структуры, участвующей в объектных отношениях, наделяясами отношения к объектам характерным смыслом для Эго, придавая, таким образом, им определенную специфику и выраженность. Доминирующая идея является частью нетолько объектных отношений, но и трансфера, поскольку в процессе отношения к объекту, Эго, за счет доминирующей идеи, имеет заранее бессознательновыработанную позицию в отношении характера и значимости этих отношений. Только в отличие от переноса, который формируется как во время отношений, так ипредварительно, доминирующая идея формулирует характер отношений заранее.

Важной частью работы является рассмотрение психической коммуникации в коммуникативном пространствеэмбрионального периода развития. Автор считает, что начиная с 4-6 месяцев ребенок начинает изучать окружающее его пространство посредством восприятиязвука, тактильных ощущений, ощущения вкуса околоплодной жидкости и т.п., а также начинает формировать фантазии об ином мире, т.е. мире других границах иизмерениях. Согласно автору к моменту рождения ребенок имеет более развитую психику, чем после рождения. Это вызвано послеродовым сенсорным шоком исоответственно постнатальной регрессией, которая и определяет уровень психического развития младенца.

Согласно данной теории, между матерью и довербальным ребенком существует непосредственная, произвольная психическаякоммуникация. Она обнаруживается в потребности ребенка фиксировать свой взгляд на глазах матери и таким же обращением матери к ребенку. Во время этогоконтакта мать посредством собственного взгляда передает ребенку Либидо, содержащее психические сообщения, формирующие первые представления ребенка осамом себе и окружающем мире. Такая беззнаковая психическая коммуникация вполне естественна для младенца, у которого еще нет никакого представления ни остимулах и о их значениях. И этот способ коммуникации наиболее активен до тех пор, пока когнитивные процессы не начинают словообразную форму. Так современем, психическая коммуникация отходит все более и более на второй план, хотя психические сообщения и способность их передачи и приема никуда неутрачивается человеком на протяжении все жизни. Утрачивается только способность их осознания, так как весь сознательный процесс ориентирован на очевиднодоступные органам чувств сенсорные стимулы, обуславливающие характерный коммуникативный стереотип.

 

Список, используемой литературы:

1. З. Фрейд “Масса и первобытная орда”

2. З. Фрейд “Недовольство культурой”

3. З. Фрейд “Печаль и меланхолия”

4. З. Фрейд “Психология Масс”

5. З. Фрейд “Введение в психоанализ”

6. Эрик Берн “Процесс общения”

7. Дональд Винникотт “Маленькие дети и их матери”

8. Рене А. Спиц “Первый год жизни”

9. Эрих Фромм “Бегство от свободы”

10. Тайсоны “Психоаналитическй теории развития”

11. Дж. Иган “Базисная эмпатия и коммуникативный отклик”

12. В.Райх “Психология тела”

13. А. Лоуэн “Биоэнергетика”

14. Вильям Р. Эмерсон “Уязвимость Плода”

15. Юлия Шмурак “Воспитание до рождения”

16. Жан-Мари Робин “Экологическая ниша”

17. “Проблема приема и передачи информации через информационный центр” - интернет (без автора)

18. “Информационное пол земли итоги глобальных эксперементов” - Интернет (без автора)

19. Обзор научных и технических изданий: “настоящее и будущеекомитет по науке и технике палаты представителей США”. 97Конгресс. – Интернет

20. “Морфологические поля” – Интернет (без автора)

21. Джек Сарфатти “Психоэнергетические системы”

22. Руперт Шелдрейк “Новая наука о жизни”

23. Лион Ватсон "Течение жизни: биология сознания"

 

Оглавление

Тема Страница
Оглавление 1
Понятие коммуникация 2
Коммуникативный инстинкт 3
Либидо и коммуникация 5
Коммуникация в психоанализе 5
Теории взаимодействия 6
Невербальная коммуникация и коммуникативный стереотип 7
Визуальные каналы коммуникации 8
Трансфер и визуальные каналы коммуникации 11
Феномены визуальной коммуникации 12
Психическая коммуникация и энергетический обмен 13
Интимные границы Эго, визуальные Эго защиты и взгляд, нарушающий границы эго 14
Параневроз и невротические компоненты визуальной коммуникации 15
Формальная визуальная коммуникация и статусное эго-функционирование 17
Неформальная визуальная коммуникация 17
Описательные виды взгляда 18
Понятие доминирующая идея 19
Отличие доминирующей идеи от мотива 19
Эго и Либидо 21
Структура психики и их отношение к телу 22
Либидо и другие теории распространения энергии 23
Коммуникация в пренатальном периоде развития 25
Эндогенная постнатальная регрессия 29
Стимульная дифференциация и значимость визуального контакта 30
Роль матери в психической коммуникации с младенцем 30
Значение психической коммуникации 32
Понятие психическая информация 32
Приложение к разделу психической коммуникации 33
Заключение 34
Общие заключения, выводы 35
Литература 38

“Взгляд - это прямое,

непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу”

Станиславский К.С.

“Я могу видеть, не будучи увиденным, слышать, не будучи услышанным, и т.д., но я немогу дотронуться не будучи касаемым самим объектом моего осязания”.

Жан-Мари Робин

Понятие коммуникация

Я хочу начать свою работу с обсуждения вопроса, какое значение имеет коммуникация впсихической жизни человека? В традиционном психологическом понимании, коммуникация хорошо изученный предмет исследования и рассматриваетсякак психический процесс, отвечающий за прием и передачу сигналов, образующих знаковую информацию, предполагающий межличностное общение. Психологическаяконцепция сводит коммуникацию к вербальным и невербальным способам приема и передачи информации, как качественным характеристикам данного психическогопроцесса. Но, на мой взгляд, коммуникация является более объемным процессом, который надо рассматривать, как одну из важнейших психофизиологическихпотребностей человека. Обосновывая свою позицию я исхожу из того, что вся жизнь основана на обменных процессах, а переносяэто в термины психологии, мы называем это взаимодействием. Человек не может не взаимодействовать с другими людьми. Практически все потребности человекасводятся к тому, чтобы взаимодействовать с окружающими людьми и миром в целом. Хотя приверженцы традиционной психологической концепции коммуникации считают,что коммуникация, как раз и является тем механизмом, который обеспечивает реализацию значимых потребностей человека, а не наоборот.

Все, что не делал бы человек, сводится к процессу обмена информацией. В любой психической деятельность, дажекогда младенец еще не появился на свет, мы можем видеть элементы коммуникации. Только определяющим аспектом этой коммуникации является не сам факт передачиинформации, а ее смысл и психическое значение. Для многих этот смысл заключается в передаче и получении конкретной вербальной или невербальнойинформации, я рассматриваю более широкое понимание коммуникации, как феномена психического функционирования.

Мы знаем, что для того, чтобы выжить и нормально развиваться, младенец имеет ряд врожденных механизмов,которые включают в себя биологические инстинкты (инстинкт самосохранения) и влечения (либидо, Эрос и Танатос), а также врожденную автономность (Кернберг).Сюда же, обязательно нужно отнести заботящуюся окружающую среду (Винникот), без которой, со всеми врожденными механизмами и инстинктами, ребенок просто бы несмог выжить и стать нормальным человеком. Как говорил Винникотт, “такого явления как младенец просто не существует, есть всегда младенец плюс мать. Младенецможет существовать только во взаимоотношениях с кем-то. Поэтому его психика – это психика взаимоотношений. Он рождается на свет изначально зависимым отобъекта и в своем развитии он преодолевает периоды, которые характеризуются качеством этой зависимости”.

 

Коммуникативный инстинкт

Одним из первых аргументов в пользу более широкого понимания коммуникации, я хотел быпредставить взгляд на коммуникацию с точки зрения психофизиологического механизма, который обеспечивает активное взаимодействие с окружающим миром, яимею в виду - инстинкт коммуникации. Кто-то возразит - возможно, коммуникация является важным феноменом психической деятельности, но почему ее надорассматривать в рамках инстинкт-теории? Потому что к инстинктам относятся врожденные биологические механизмы, которые автономно реализуютспецифические задачи, направленные на удовлетворение жизненно важных физиологических потребностей организма. В таком случае, под влечениями следуетпонимать такие механизмы, которые существуют для удовлетворения потребностей организма, но не на физиологическом, а скорее на психологическом уровне. Я специально провел здесь этоуточнение, для того, чтобы подчеркнуть, факт того, что коммуникация есть не просто психический процесс, возникающий на фоне развития психики, а являетсяврожденным механизмом работы самой психической системы, отсутствие, которого не позволило бы младенцу выжить и статьHomo Sapiens.

Из работ многих психоаналитиков мы знаем, что младенец практически с рождения включен вдостаточно активную коммуникацию, но этого, по мнению некоторых, еще не достаточно, чтобы говорить об инстинктивном факторе коммуникации. Исходя изэтого, я хочу привести примеры исследований сенсорной депривации, показывающие нам невозможность и неспособность функционирования психики без поддержанияконтакта и взаимодействия с окружающей (информационной) средой. Вот, что по этому поводу пишет в своей работе “Процесс общения” Эрик Берн – “Известно,что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют ив конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечиваютему физический контакт. Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей вусловиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человекавременный психоз или стать причиной временных психических нарушений.Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительномуодиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженнойчувствительностью к физическим наказаниям”. Далее он пишет – “Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональнойи сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческогоорганизма, по сути, так же, как и ощущение пищевого голода... Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода ипотребность в признании, связаны с необходимостью избегать острого дефицита сенсорных иэмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению”. Продолжая разговор о сенсорной депривации можно привестивыводы исследований Mayer М.I (1984 г), которые показывают, что в условиях полной изоляции (спелеологи, полярники ияхтсмены – одиночки, заключенные одиночных камер) возникают расстройства различной степени выраженности: от компенсаторных реактивных расстройствпсихики (иллюзии, галлюцинации и другие) до глубоких пролонгированных психотических расстройств (галлюцинозов, психозов, суицидов). Подобныесостояния в экспериментальных условиях искусственной сенсорной депривации описаны и у здоровых людей. В одиночных сурдокамерах у космонавтов также быливыявлены компенсаторные расстройства восприятия, отмечены бредовые идеи, феномен "клаустроксенофобии" (Лебедев В.И., 1976). Эти данные, на мойвзгляд, убедительно показывают, что коммуникация, является одним из основных важнейших механизмов, обеспечивающих поддержание нормальной работы психикичеловека. А поскольку нарушение или отсутствие этого процесса приводит к патологическим последствиям и, по своей сути, к психической смерти, можносделать вывод, что коммуникация и потребность в ней, есть биологически обусловленный и врожденный механизм,обеспечивающий выживание и поддержку жизни человека в целом, и психического аппарата в частности. Таким образом, коммуникация, это своего рода процесс“психического питания”, а “пищей”, в данном случае, являются всевозможные сенсорные и психоинформационные или, другими словами, психоэнергетическиестимулы. Возможно, такой подход в каком-то смысле дает ответ на вопрос, почему человеческая психика все время коммуницирует, причем, даже в состояниисна.

На мой взгляд, причисление коммуникации к основным инстинктам, есть достаточно серьезное утверждение, поскольку, таким образом, мы получаемдетерминирующую силу, суть которой сводится к следующему:

1. это потребность в психоэнергетическом питании, поддерживающем психическую активность и развитие;

2. это потребность в поддержании объектной связи с внутренней и внешней реальностью;

3. это обеспечение социализации и удовлетворении потребностей;

4. это защитная и регулирующая функция, обеспечивающая безопасность.

 

Либидо и коммуникация

Фрейд обозначал влечение, которое обуславливает активность человека среди людей, “Либидоопирается на удовлетворение основных жизненных потребностей и избирает их участников своими первыми объектами. И как у отдельного человека, так и вразвитии всего человечества, только любовь, как культурный фактор, действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму”. Либидо, которому Фрейд отделял,чуть ли не все силы психического бытия, на мой взгляд, как раз и решает основную коммуникативную задачу, которая исходит из инстинкта коммуникации. ПоФрейду, Либидо – это, прежде всего, сексуальное влечение. В работе “Психология масс и анализ человеческого Я”, Фрейд определяет Либидо как “выражение,взятое из учения об аффективности. Мы называем этим термином энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом любовь. Этаэнергия рассматривается, как количественная величина, хотя в настоящее время она еще не может быть измерена”. И хотя он указывал на всеобъемлющийхарактер распространения либидонозной энергии и строящихся на ее основе социальных связях, на мой взгляд, понимание Либидо следует расширить, какдериват не только Эроса, но и инстинкта коммуникации. И соответственно, наделить его не только сексуальной, а, преждевсего, связующей, коммуникативной силой. Но что остается по Фрейду неизменно верным, так это то, что выбор объекта всегда основан на Либидном катексисе,т.е. вложении в объект элементов сексуального влечения. Таким образом, мы получаем потребность в коммуникации или коммуникативное влечение, которое можнорассматривать как Либидо, но с точки зрения выбора объекта коммуникации, Либидо по-прежнему остается эротически окрашенным.

Также, надо отметить, что Юнг в своих исследованиях понимал Либидо несколько шире, чем Фрейд, аименно, как концепцию общей психической энергии. В этом смысле концепция Юнга лежит ближе к моему пониманию данного вопроса.

Коммуникация в психоанализе

Процесс коммуникации настолько изучен, что практически никто из психоаналитиков англосаксонской группы не уделяет ей достаточно серьезноговнимания, хотя весь психоаналитический метод построен на работе с коммуникативными процессами. Это коммуникация двух личностей, пациента ианалитика, цель которой заключается в анализе аналитиком бессознательного пациента, с одной стороны, и осознания собственного бессознательного пациентом, с другой.Аналитик направляет свое внимание на анализ желаний, влечений, конфликтов, сновидений и т.п. и все это делается за счет коммуникации между аналитиком ипациентом. Наша задача, как утверждает Гарольд Стерн добиваться того, чтобы пациент мог свободно говорить все, что приходит ему в голову.И этого, по его словам, во многом достаточно, для того чтобы разрешать внутриличностные конфликты. А иными словами мы добиваемся свободного течения и разрядкикоммуникативной энергии, если так можно выразиться. Если пациент действительно говорит обо всем и это не вызывает у него сопротивления, то это показатель егопсихического здоровья или отсутствия в данной области бессознательных конфликтов. Но, практика говорит, что конфликты есть практически везде и они выявляются, непозволяя пациенту свободно рефлексировать, вызывая реакцию сопротивления.

Теории взаимодействия

Все более и более начинаешься задумываться о глубинном значении коммуникации в свете теорий, показывающих, что человек не тольконаходится в постоянном взаимодействии с окружающим, но и сама окружающая природа обладает механизмами, которые делают человека в какой-то степенизаложником определенных законов и сил, делающих его постоянным участником всеобщего обмена информацией или энергией, что можно рассматривать с точкизрения коммуникации. Хотя у всех этих теорий совершенно разные подходы.

Если говорить о психоаналитиках, то можно привести много примеров, подтверждающих важностькоммуникации уже на самых ранних стадиях развития ребенка, об этом пишут практически все классики, уделяя внимание этому вопросу каждый с определенной,характерной своей теории, точки зрения. Я постараюсь привести эти примеры в разборе вопросов теории объектных отношений. А сейчас я хотел бы привестивыдержки из исследований ученых, показывающих глобальные коммуникативные законы природы.

Обзор научных и технических изданий: настоящее и будущее комитета по науке и технике палатыпредставителей США показывает, что “последние парапсихологические эксперименты и, в частности, эксперименты по дальновидению наводят на мысль,что существует "внутренняя взаимосвязь" мозга человека с мозгом других людей и с материей... Исследования этой взаимосвязи дают обнадеживающиерезультаты. Главный из них: мозг человека может получать информацию о событии независимо от места и времени, где оно происходит”.... “97 Конгресс, Июнь1981 года.

Интересный взгляд на объяснение механизмов глобальной взаимосвязи дал в 1964 году физик Дж. С. Бель, который опубликовалматематическое обоснование, названное теоремой Беля. Теорема Беля математически обосновывает концепцию о взаимосвязи субатомных частиц, превосходящейпространство и время, согласно которой все происходящее с одной частицей, воздействует на другие частицы. Это воздействие мгновенное и для еготрансмиссии не нужно времени.

Руперт Шелдрейк в своей книге "Новая наука о жизни" предполагает, что все системырегулируются не только известной энергией и материальными факторами, но также и невидимыми организующими полями. Эти поля причинны, поскольку они служат вкачестве фотокопии для формы и поведения. Эти поля не имеют энергии в обычном смысле этого слова, поскольку их воздействие превосходит те барьеры времени ипространства, в которых обычно пребывает энергия. То есть, их воздействие так же сильно на дистанции, как и вблизи... Согласно этой гипотезе всякий раз,когда представитель какого-либо вида усваивает новое поведение, каузативное поле этого вида изменяется, хотя и незначительно. Если этому поведению следуютдостаточно долго, его "морфический резонанс" воздействует на все виды. Шелдрейк назвал эту невидимую матрицу "морфогенетическимполем", от МОРФ "форма" и ГЕНЕЗИС, "входящий в бытие". Действие этого поля включает “воздействие на дистанции” в отношении, какпространства, так и времени. Форма определяется не столько физическими законами вне времени, но она скорее налагается на морфический резонанс во времени. Этозначит, что морфические поля могут распространяться в пространстве и времени и что прошедшие события могут влиять на другие события, где бы те непроисходили.

Лион Ватсон говорит об этом в своей книге "Течение жизни: биология сознания", вкоторой он описывает так называемый “принцип сотой обезьяны”. Ватсон обнаружил, что после того, как стая обезьян приняла новое поведение, неожиданнодругие обезьяны с других островов, не имеющие никаких "обычных" средств коммуникации с той стаей, тоже принимали это поведение.

Физик Джек Сарфатти в "Психоэнергетических системах" предполагает, чтосверхсветовая взаимосвязь может существовать на высшем плане реальности. Он предполагает, что на плане реальности, превосходящем наш план, вещи болеевзаимосвязаны, а события находятся в более полном соответствии, и что вещи того плана взаимосвязаны с еще более высоким планом. Таким образом, достигая болеевысоких планов, мы сможем понять действие одновременной взаимосвязи.

Невербальнаякоммуникация и коммуникативный стереотип

Можно задать вопрос, а какое отношение все эти теории имеют к теории и практикепсихоанализа, ведь мы работаем не с какими-то там полями и субатомными частицами, а с конкретным пациентом и его бессознательным? Хотя, если предполагатьдействительность существования этих полей и описываемых явлений, то такой вопрос просто не уместен, человек является частью окружающей среды, асоответственно надо учитывать ее законы и особенности. Но, тем не менее, все-таки для многихсуществование этих законов все еще является малоизученной и отдаленной от научной и практической реальности областью, поэтому я постараюсь строить своирассуждения в более менее понятных нам терминах. Отвечая на заданный вопрос, я коснусь нескольких феноменов, которые, на мой взгляд, напрямую имеют отношение,как к теории коммуникации, так и вышеизложенным тезисам. Я имею в виду невербальную коммуникацию.

Под невербальной коммуникацией понимается взаимодействие, основанное на обменебессловесными коммуникативными актами, такими как: жесты, мимика, позы и другие поведенческие проявления, которые передают информацию об объекте. Оневербальном общении, основанном на обмене жестами, позами и мимикой известно достаточно много. Это одно из направлений исследования вопросов общения врамках социальной и общей психологии. А о том, что относится к без знаковым источникам информации об объекте, известно достаточно мало. Психоанализрассматривает специфические отношения, возникающие посредством контакта пациент-аналитик, определяя эту область контакта как трансфер. При этом подходк его изучению основывается с традиционных коммуникативных точек зрения. А именно на исследовании, в основном, вербальной коммуникации, предполагающейвозникновение у пациента и аналитика определенных чувств, идей и т.п. в отношении друг друга. Невербальные источники информации принимаются во вниманиедостаточно мало, тем более не учитывается потенциал психический коммуникации. Так феномены сверхсинзитивности, часто встречающиеся при работе с психотическими пациентами, когда пациент, не обладаяобъективными источниками информации и данными, очень точно определяет события, к примеру, относящиеся к жизни терапевта, оставляют аналитиков в легкомнедоумении. Об этом неоднократно говорила на своих лекциях по работе с психотическими пациентами Лукина Ирина Сергеевна. Ответов на вопрос, какподобный пациент получает недоступную ему информацию об аналитике не находится. А теория трансфера оказывается для этого недостаточной.

Таким образом, точно также, как психоанализ игнорирует исследование механизмов, к примеру,сверхсинзитивности и создание объяснительных моделей этого и других подобных феноменов, так ипсихоаналитики не учитывают, что психический аппарат работает по одним и тем же законам природы. А, следовательно, если говорить о способностях пациентакоммуницировать с терапевтом на гораздо более тонком уровне, то и аналитик, обладает теми же возможностями. Если предположить, что пациент способениспользовать какие-то неизвестные нам информационные каналы для интерпретации реальности, то, скорее всего, эти каналы имеют двухстороннюю проводимость.Другими словами, информационный поток идет от одного объекта к другому и обратно. Только в данном случае, пациент имеет способность различать этитончайшие связующие нити, а аналитик, либо не может, либо, что, скорее всего, в силу коммуникативного стереотипа, т.е. обусловленности традиционнымианалитическими концепциями и техниками, и вытекающими из этого особенностями направления собственного коммуникативного внимания, не способен расширить своевосприятие до более широкого уровня и понимания коммуникативной среды. Эти рассуждения очень просто подвергнуть критики, поскольку если отталкиваться отаналитической техники, в принципе, аналитику совсем и не обязательно рассматривать какие-то тонкие коммуникации, не поддающиеся когнитивному восприятию.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.