Тема: В.И. Ленин - политический деятель и человек.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Р е ф е р а т

 

Тема: В.И. Ленин - политический деятель и человек.

 

 

                                                      Реферат подготовил :

                                          Шишкин А.С.

                                                     Реферат проверила:

                                      Орлова Т.А.                                         

 

Г. ПУШКИНО - 2003 г.

 

                                       ПЛАН

I Введение…………………………………………………………3

II Биография……………………………………………………….4

1)Род Ленина………………………………………………………4

2)Мать………………………………………………………………5

3)В семье и в гимназии……………………………………………6

4)Увлечения………………………………………………………..7

III Основная часть

1)Формирование революционных взглядов………………………7

2)Первое революционное крещение………………………………10

3)Знакомство с марксизмом……………………………………….12

4)Марксизм и ленинизм……………………………………………12

5) В состоянии непрерывной борьбы……………………………..13

6)Возвращение в Россию…………………………………………..14

7) Июльские события. Выступление Корнилова…………………14

8)Накануне………………………………………………………….15

9) Октябрьская революция………………………………………...15

10) Первые шаги советской власти……………………………….16

11)Коммунистический эксперимент ……………………………..18

12) Новая экономическая политика………………………………19

13)Последние годы…………………………………………………19

IV Суровая правда о Ленине

1)Расстрелы………………………………………………………….20

2)Отношение к религии……………………………………………..21

V Выводы…………………………………………………………….21

VI Список литературы ……………………………………………...22

 

 

Введение       

Взгляды миллионов людей на Ленина, порой, разнятся до диаметрально противоположных: для одних (особенно для людей старших поколений) он - великий вождь и учитель трудящихся всего мира; для других - амбициозный бунтарь, “дело” которого оплачено десятками миллионов жизней, огромной кровью, страданиями и лишениями народов, потерпело поражение небывалой ценой в истории человечества.

Сколько раз в разных официальных кабинетах, у главного  редактора

журнала, скажем, у секретаря райкома, в облисполкоме, в застекленных

шкафах виделись ровные, темно-бордовые темно-синие ряды книг, к которым и подходить близко не нужно, чтобы сразу отметить - Ленин. Знали уж собрания его сочинений, узнавали издалека по внешнему виду безошибочно, как, взглянув на тот же Мавзолей на Красной площади, никто не спутает его с каким-нибудь другим зданием. Держать собрание сочинений Ленина каждому большому начальнику (директору завода, генералу  какому-нибудь) считалось не то чтобы обязательно... но как-то солидно и внушительно: письменный стол с телефонами, а около боковой стены застекленный шкаф с томами Ленина. Его работы изучались во всех учебных заведениях. Советским детям внушали, что Ленин - это «Бог», перед которым надо преклоняться. Недаром был возведен Мавзолей и по всей стране построены тысячи памятников вождю.

Я с малых лет помню детские книжки и журналы с портретами Ленина внутри, фразы о том, что «Ленин жил, Ленин жив и Ленин будет жить!». Весь советский период Ленин жил, но с приходом девяностых, о нём как-то подзабыли, хотя Мавзолей «жив» и сейчас, но многие его памятники либо покрылись мхом, либо вообще разбиты. В советский период не то, чтобы покушаться на памятник Ленина, а одно «не правильное» высказывание в его адрес было опасно для жизни. Я считаю это правильным, потому что человека, нет, даже гения забывать нельзя, а тем более покушаться на всё, что с ним связано.

Мне интересна его жизнь, объём проделанной им работы и вообще жизнь гениев всегда необычна. 

Биография      

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск), расположенном на берегу великой реки Волги. Его родители принадлежали к передовой русской разночинной интеллигенции. Отец Ленина - Илья Николаевич Ульянов - был родом из бедных мещан города Астрахани.

Дед Ленина происходил из крестьян Нижегородской губернии и сам был крепостным. До прибытия в Астрахань Н. В. Ульянов жил в Новопавловском селении Астраханской губернии. Позднее он числился государственным крестьянином, а затем был приписан к мещанскому сословию как занимавшийся портняжным ремеслом; умер в большой бедности.

Отцу Владимира Ильича пришлось преодолеть немало трудностей, с которыми в условиях царизма было связано получение образования для выходцев из народа. В раннем детстве он лишился отца, и лишь помощь старшего брата дала ему возможность получить среднее, а затем и высшее образование.

Благодаря настойчивому труду и выдающимся способностям, преодолевая нужду, И. Н. Ульянов сумел окончить Казанский университет и вскоре стал преподавателем математики и физики в средних учебных заведениях Пензы, а затем Нижнего Новгорода. Назначение Ильи Николаевича на эту должность было подписано знаменитым математиком Н. И. Лобачевским, являвшимся в то время помощником попечителя Казанского учебного округа. По его же предложению на И. Н. Ульянова была возложена обязанность ведения метеорологических наблюдений на Пензенской метеорологической станции.

И. Н. Ульянов был любим своими учениками. Один из них, П. Ф. Филатов, отец известного врача В. П. Филатова, вспоминал Илью Николаевича как светлую личность, как человека, принадлежащего к числу тех немногих учителей, "которые вносили в нашу жизнь честный взгляд и высокие нравственные принципы... отвращение к карьеризму и к материальной наживе".

И. Н. Ульянову были близки взгляды русских просветителей 60-х годов XIX века. Побуждаемый высокими идеалами, он посвятил свою жизнь служению народу, его просвещению. В 1869 году Илья Николаевич оставляет работу учителя и становится инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии.

По выслуге лет он неоднократно награждался орденами и медалями. Орден, которым он был награжден в 1882 году, давал ему право на дворянство.

Энтузиаст народного просвещения, педагог по призванию, он страстно любил свое дело и отдавался ему целиком. У И. Н. Ульянова была глубокая вера в народ и скрытые в нем силы.

Характер работы требовал от Ильи Николаевича постоянных разъездов по губернии, по деревням и селам. Он отлучался из дому на недели и месяцы. В любое время года он ездил в самые глухие места, создавая земские школы, помогая учителям налаживать обучение крестьянских детей. Нелегкое это было дело. Приходилось бороться с сопротивлением чиновников, помещиков и кулаков, которые всячески препятствовали созданию школ, нелегко было преодолевать и темноту, предрассудки отсталой части крестьян, добиваться, чтобы они поняли необходимость и пользу грамоты.

Чуждый чиновничьего духа с его прислужничеством и карьеризмом, пренебрежением к народу, И. Н. Ульянов был подлинным демократом. Он часто общался с крестьянами, дружески беседовал с ними, его можно было видеть сидящим на завалинке какой-нибудь избы или выступающим на сельском сходе.

Большое внимание И. Н. Ульянов уделял просвещению нерусских народов, населявших Поволжье. Он относился к ним с чувством уважения и понимания, заботился об организации народных школ для них. Старания

И. Н. Ульянова принесли свои плоды: почти за 20 лет его работы количество школ в Симбирской губернии значительно выросло. Он воспитал много передовых народных учителей, которых называли "ульяновцами".

Мать Владимира Ильича, Мария Александровна, была дочерью Александра Дмитриевича Бланка, образованного, талантливого, врача пионера в области физиотерапии. А. Д. Бланк происходил из мещан. Он рано овдовел и остался с 6-ю малыми детьми. Судьба бросала его в разные углы России: то в Смоленскую глушь, то в Олонецкую губернию, то на Урал. Человек прямой, самостоятельных суждений, он не ладил с властями. Выйдя в отставку, А. Д. Бланк обосновался со своим многочисленным семейством под Казанью, в деревне Кокушкино (ныне село Ленино), где жил до самой смерти. Выросшая в деревне, Мария Александровна из-за отсутствия средств смогла получить лишь домашнее образование под руководством тетки, заменившей детям мать. Но одаренная большими способностями, она овладела несколькими иностранными языками, которым потом обучала своих детей, хорошо играла на рояле, много читала. Самостоятельно подготовившись, Мария Александровна сдала экстерном экзамен на звание учительницы. Как и Илью Николаевича, ее влекло дело народного просвещения. Но работать в школе ей не пришлось: забота о большой семье, воспитание детей, домашнее хозяйство, которое надо было вести очень экономно, чтобы сходились концы с концами, целиком поглощали ее время.

В семье и гимназии

В доме Ульяновых всегда царили согласие и любовь. Илья Николаевич был образцовым семьянином, горячо любящим мужем и отцом. В семье было восемь детей (двое из них умерли совсем маленькими). Владимир Ильич был четвертым по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами. Родители старались дать им разностороннее образование, воспитывали их честными, трудолюбивыми, чуткими к нуждам народа, трудящихся. Впоследствии все они, кроме рано умершей Ольги, стали революционерами.

Большое влияние на детей оказывал личный пример родителей. Дети видели, сколько сил отдает отец делу народного просвещения, как строго относится он к себе и своим обязанностям, какую радость приносит ему открытие каждой новой деревенской школы. Вся жизнь отца, его энергия, способность целиком отдаваться любимому делу, внимательное отношение к людям труда, скромность во всем имели огромное воспитательное значение. Очень простой в обхождении с людьми и в своих потребностях, он и в этом отношении оказывал самое благотворное влияние. Строгое Отношение к себе и своим обязанностям, высокое чувство долга, которое отличало всегда Ленина, было в значительной степени заложено у него с самых ранних лет отцом. Авторитет отца и любовь к нему в семье были очень велики.

Редким воспитательным талантом обладала Мария Александровна. Приветливая, ровная, она никогда излишне не стесняла детей, но в то же время умела поддерживать дисциплину. Всегда аккуратная, организованная, бережливая и скромная, особенно во всем, что касалось лично ее, она сумела все эти качество передать детям. Хрупкая на вид, Мария Александровна обладала огромным мужеством, самоотверженностью и стойкостью, которые много раз и с такой удивительной силой проявлялись в годы тягчайших испытаний, выпавших впоследствии на долю семьи Ульяновых.

Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для развития ума и характера детей. Родители не только не подавляли, но даже поощряли естественную живость и резвость детей. Когда маленький Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на улице около окна деревянные ступеньки. Одно время старшие дети задумали издавать домашний журнал. Все в меру своих сил сотрудничали в нем. Сколько радости и веселья доставлял им этот самодельный журнал, написанный от руки, иллюстрированный карикатурами, материалом для которых служили наиболее забавные случаи из жизни семьи. Родители принимали живое участие в чтении и обслуживании домашнего журнала.

Ульяновы заботливо приучали детей к труду. С самого раннего возраста они должны были сами обслуживать, помогать старшим; девочки следили за тем, чтобы у них и у мальчиков одежда была в порядке. Позади дома Ульяновых был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но все дети помогали ей в этом. В летнее время они обязаны были наполнять водой две большие кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, остальные разносили ее в ведрах, лейках и кувшинах. Работали весело, дружно. Большое удовольствие детям доставляло семейное чаепитие на открытом воздухе в беседке. Старший, Саша, нес самовар, остальные стулья, посуду. Окончив пить чай, девочки помогали матери мыть посуду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и делали ее все охотно.

Володя Ульянов рос резвым, здоровым,, жизнерадостным ребенком. Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый, общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав. Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх, терпеть не мог драк: "Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не буду", - заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.

С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской классической гимназии (Среднее учебное заведение, в котором наряду с новыми языками изучались древние - греческий и латынь). Уже в эти годы в его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, - причем его никто не будил, - бежал мыться по пояс, убирал постель. До завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался.

В гимназии сразу же проявились способности и трудолюбие Володи. Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником; переходя из класса в класс, он получал первые награды. Среди молодежи он был известен как хороший пловец, конькобежец и шахматист.

Уже в юные годы мы видим, что Ленин не такой как все. Он выделяется из «толпы» своим стремлением и упорством.

Знакомство с марксизмом

В 1887 году, по окончании гимназии, Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета; а в декабре исключен из университета и выслан за участие в студенческой сходке. Его сослали в имение матери деревню Кокушкино, где он очень много читал, прежде всего, Н. Г. Чернышевского («Роман «Что делать?» глубоко перепахал меня»), а также Д. И. Писарева, П. Н. Ткачева, С. Г. Нечаева, которые стали его духовными учителями. В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию.

В сентябре 1891 года, Ленин успешно сдал экстерном за курс юридического факультета в Санкт-Петербургском университете, что потребовало колоссальных усилий и знаний. В 1892 года занял должность помощника присяжного поверенного в Самаре. Но как юрист Ленин не проявил себя и уже в 1893 года, оставив юриспруденцию, перебрался в Петербург, где вступил в марксистский студенческий кружок Технологического института.

В 1894 года появилась одна из его первых работ «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», в которой утверждалось, что путь к социализму лежит через рабочее движение, возглавляемое пролетариатом. В апреле-мае 1895 года за границей состоялись первые встречи Ленина с членами группы «Освобождение труда», в том числе с Г. В. Плехановым, который позднее (1906 г.) так охарактеризовал будущего лидера первого в мире пролетарского государства: «Ленин с самого начала был, скорее, бланкистом, чем марксистом».

Марксизм и ленинизм

Термин «ленинизм» впервые был введен Мартовым в 1904 году для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции) может произойти только в том случае, если производительные силы не могут более развиваться в рамках данных производственных отношений, следовательно, социалистическая революция может произойти только в самых развитых капиталистических странах.

Ленин, отвергая это марксово положение, создает теорию победы социалистической революции в «слабейшем звене империалистической цепи», в России. Маркс также считал невозможным союз пролетариата и крестьянства - Ленин делает ставку на этот союз. Кроме того, Маркс объяснял революционность пролетариата действием «закона относительного и абсолютного обнищания пролетариата». Ленин не мог не видеть, что с предсказанием абсолютного обнищания пролетариата Маркс ошибся и что рабочий класс западноевропейских стран вряд ли пойдет на баррикады, поскольку ему уже было, что терять. Ленин не раз отмечал, что в Швейцарии, жизнь в которой он знал не понаслышке, революции никогда не будет. Сосредоточившись на России, он в своей книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905 год) утверждал, что, поскольку в России пролетариат является гегемоном буржуазно-демократической революции, это открывает путь к установлению «диктатуры пролетариата и крестьянства» и переходу к социалистической революции.

 Ленин был теоретиком революции, в отличие от Плеханова, теоретика марксизма. А революция для него являлась средством захвата политической власти в целях осуществления коммунистического эксперимента. Он был убежден в том, что неукротимая воля совокупно с сильной централизованной властью сильнее уклада жизни, многовековой религиозной веры, уровня развития материальных сил и культуры народов России.

Возвращение в Россию

Ленин прибыл в Петроград, через вражескую Германскую территорию в опломбированном вагоне, 3 апреля 1917 года. Увидев выстроенный для его приветствия почетный караул, он сказал жене: «Наденька, сейчас меня арестуют». Но, поняв, что никакой опасности для него нет, произнес страстную речь, взобравшись на броневик на Финляндском вокзале. Встреченное овацией выступление Ленин закончил словами: «Да здравствует всемирная социалистическая революция».

4 апреля он предложил программу перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической под лозунгом «Вся власть Советам!» («Апрельские тезисы»). Вот как оценил эту программу Плеханов: «... безумная и крайне вредная попытка посеять анархическую смуту на Русской земле». Одной из главных причин быстро растущей популярности Ленина в массах стали безудержный популизм и неприкрытая демагогия.

На Первом съезде Советов в июне 1917 года, где за Лениным стояло всего 10% делегатов, он заявил: «есть такая партия, готовая взять власть - это партия большевиков». К этому времени ленинская арифметика революции сводилась к тому, что солдаты - те же крестьяне; как солдаты они хотят мира, как крестьяне - земли. Но кроме обещаний мира, земли и бесплатного хлеба, отнятого у богатых, нужен был политический лозунг, и Ленин выдвигает простой и доступный лозунг: «Вся власть Советам!». Он не устает разъяснять на митингах, собраниях содержание Апрельских тезисов и лозунга, призывавшего встать под знамена Советов.

Накануне

Ленинские письма из Финляндии напугали своим радикализмом самых решительных членов ЦК, Бухарин вспоминал: «Письмо (от 29 сентября) было составлено чрезвычайно решительно и угрожало всякого рода штрафами. Мы все были ошарашены, ЦК единогласно постановил сжечь письмо Ленина». Вождь требовал практической подготовки вооруженного восстания, грозил выйти из ЦК, обратиться к массам и разогнать руководство партии.

В начале октября Ленин нелегально возвращается в Петроград. На заседаниях ЦК партии 10 и 16 октября Ленин и Троцкий добиваются от ЦК принятия резолюции о вооруженном восстании. Ленин аргументировал свою позицию тем, что Европа вот-вот разрешится революцией; Антанта и немцы готовы сговориться, чтобы задушить революцию в России; народ выступает за большевиков; готовится новая корниловщина; Керенский решил сдать Петроград немцам. Несмотря на то, что аргументы Ленина были, мягко говоря, малоубедительными, он оказался прав в главном - власть валялась на мостовой, защищать Временное правительство никто не хотел. Причем Ленин понимал, что свергнуть Временное правительство нужно непременно до Второго съезда Советов, чтобы поставить его перед фактом. Только тогда возможно установление чисто большевистской власти, ленинской.

Октябрьская революция

С 20 по 24 октября ЦК фактически не допускал Ленина в Смольный, он появился там без предварительного согласования вечером 24. Именно с этого момента ленинская энергия, воля, работоспособность становятся поистине титаническими. Его статьи («Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Советы постороннего»), написанные в это горячее время, - непосредственное тактическое руководство по захвату власти.

В своем «Письме в райкомы», с помощью которого он хотел через райкомы надавить на все еще колебавшийся ЦК, Ленин настаивает на решительных действиях: «Правительство колеблется. Надо добить его, во что бы то ни стало! Промедление в выступлении смерти подобно». Выступление было успешным, власть оказалась в руках большевиков, причем взятие Зимнего Дворца не представляло никаких трудностей.

Утром 25 октября Ленин пишет обращение «К гражданам России»: «Временное правительство низложено», несмотря на то, что Временное правительство еще заседало в Зимнем дворце. Ленин пишет декреты о мире, о земле (заимствовав программу эсеров), об образовании Временного рабочего и крестьянского правительства - Совета народных комиссаров (СНК), одновременно распоряжение Военному революционному комитету: «Временное правительство должно быть арестовано нынешней ночью, иначе ВРК будет расстрелян». Началась новая эра - «вышло чудо» (Ленин об Октябре). «Не было бы Ленина - не было бы Октября» (Троцкий).

Последние годы

В мае 1922 г. Ленина настиг первый удар, правая сторона тела была парализована, речь утрачена. В октябре он постепенно возвращается к делам, но в декабре - новый удар. Третий удар 9 марта 1923 г. лишил его рассудка, превратив в живой труп.

Сразу же после первого приступа в партии началась борьба за власть. Троцкий и Сталин претендовали на роль лидеров (Троцкий - единоличного, Сталин, опираясь на Каменева и Зиновьева). Уже в начале 1923 г. Ленин был серьезно озабочен возможным расколом в ЦК, он пришел к выводу, что заменить его мог бы только коалиционный орган. В своем «Письме к съезду» (в так называемом «Завещании Ленина») он дал характеристики всем ведущим деятелям ЦК и предлагал сместить с поста генерального секретаря Сталина. Второй заботой Ленина был непомерно разросшийся и никуда не годный бюрократический аппарат, непрофессиональный и малограмотный. Однако ленинские рекомендации по усилению рабочего контроля над государственным аппаратом не могли коренным образом исправить положения.

В последних своих работах Ленин вполне закономерно и трезво ставил вопрос о необходимости «признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм» («мы провалились»). С удивительным упорством и мужеством боролся он со своей неизлечимой болезнью, все это время рядом с ним находилась Крупская, проявляя поистине незаурядную стойкость, терпение и преданность.

Для лечения советского вождя были привлечены десятки докторов, лучшие медицинские силы России, Германии и других стран.

Положение Ленина также ухудшалось из-за той политической изоляции, в которую он попал по воле Сталина и других соратников по партии. Сталин категорически не желал, чтобы Ленин возвращался к работе; про последние статьи Ленина он распространял по Москве слухи, что Ленин написал их в полубезумном состоянии.

21 января 1924 года Владимир Ильич Ленин скончался на руках Бухарина в Горках. Точного диагноза ленинского заболевания не существует. Несомненно, он страдал склерозом сосудов головного мозга, вызванным колоссальными перегрузками и генетическими причинами.

Основные труды: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (1894); «Развитие капитализма в России» (1899); «Что делать? (1902); «Шаг вперед, два шага назад» (1904); «Материализм и эмпириокритицизм» (1909); «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916); «Государство и революция» (1917); «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920); «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции», «Письмо к съезду» и многие др.

Суровая правда.

Ленин из Швейцарии в 1905 году призывал молодежь в Петербурге обливать кислотой полицейских в толпе, лить с верхних этажей кипяток на солдат, использовать гвозди, чтобы увечить лошадей, забрасывать улицы «ручными бомбами». В качестве главы советского правительства Ленин рассылал по стране свои наказы. В Нижний Новгород пришла бумага следующего содержания: «Навести массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п. Ни минуты промедления». В Саратов же пришёл указ: «Расстрелять заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты».

Русофобия Ленина сегодня мало изучена. Всё это идёт из детства. У него в роду не было ни капли русской крови. Мать его была немкой с примесью шведской и еврейской крови. Отец - наполовину калмык, наполовину чуваш. Ленин воспитывался в духе немецкой аккуратности и дисциплины. Мать постоянно твердила ему «русская обломовщина, учись у немцев», «русский дурак», «русские идиоты». Кстати в своих посланиях Ленин говорил о русском народе только в униженной форме. Однажды полномочному советскому представителю в Швейцарии вождь приказал: «Русским дуракам раздайте работу: посылать сюда вырезки, а не случайные номера( как делали эти идиоты до сих пор)».

Среди тех страшных ленинских документов как раз особо жестокие приказы были по уничтожению соотечественников. Например, «сжечь Баку полностью», брать в тылу заложников, ставить их впереди наступавших частей красноармейцев, стрелять им в спины, посылать красных головорезов в районы, где действовали «зелёные» («мы потом на них свалим») чиновников богачей, попов, кулаков, помещиков. Выплачивать убийцам по 100 тыс. рублей…» А на Кавказ Ленин периодически отправлял телеграммы следующего содержания: «Перережем всех». На знаменитое письмо Дзержинского вождю от 19 декабря 1919 года о содержащихся в плену около миллиона казаков, Ленин наложил резолюцию: «Расстрелять всех до одного». Ещё 11 августа 1918 года Ленин направил большевикам в Пензу указание: «повесить(непременно повесить), чтобы народ видел, не менее 100 зажиточных крестьян».

Вождь ненавидел и громил только Русскую православную церковь. Так, в день Николая Чудотворца, когда нельзя было работать, Ленин издал приказ от 25 декабря 1919 года: «Мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы»(т.е. пропустивших субботник при погрузке дров в вагоны в день Николая Чудотворца 19 декабря)» В то же время Ленин очень лояльно относился к католичеству, буддизму, иудаизму, мусульманству и даже к сектантам. В начале 1918 года он намеревался запретить православие, заменив его католичеством.

Вот тут я не согласен с позицией Ленина. Религия-это культура народа и заменять её на другую нельзя. Если человек действительно верит в Бога, он ни когда не станет верить в Аллаха. И также заменять православие на католичество нельзя. Народ сам должен выбрать Бога для себя и направлять его на это не стоит. Со временем человек сам осознает, кто ему нужен.

  

Выводы

Ленин сумел разрушить старое устройство могущественной Российской империи и невероятным усилием воли создать новое, основанное на неограниченном насилии. Таким государством действительно могли управлять кухарки во главе со Сталиным. После смерти Ленина на протяжении всех лет существования советской власти создавался грандиозный и насквозь фальшивый миф о Ленине, биография его неоднократно старательно переписывалась в соответствии с очередным текущим моментом.

Являясь политиком, безусловно, мирового масштаба, Ленин во многом определил вектор развития всемирной истории 20 века.

 Одержав в 1917 г. блестящую политическую победу, к 1924 г. он проиграл исторически, дело его оказалось обреченным, как и он сам, на длительную агонию и гибель.

Ленин не бал счастлив в личной жизни, а по теории Зигмунда Фрейда, люди не счастливые в личной жизни обретают себя на другом поприще, делают стремительную карьеру. Так и Ленин не любивший свою жену, всё время уделял чтению и написанию разного рода исследований, выводов.

Сейчас не возможно представить себе СССР без Ленина, но если бы не он, то появился бы другой «Ленин», который свергнул ба царя. Когда-то это всё равно должно было случиться.

В своей работе я постарался показать жизнь вождя с хорошей и плохой стороны. Как у всех людей, у Ленина были свои недостатки, например, чрезмерная жестокость.

Литература

1.    Воспоминания о В.И.Ленине.

2.    Карр Э. История Советской России. М.”Прогресс”.1990 г.

3.    Гречко С.Е. и др. Ленин: человек - мыслитель - революционер. М….1990 г.

4.    Страницы истории Советского общества. М. …. 1988 г.

5.    Урок дает история. М. … 1989 г.

6.    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия «КиМ» 2001г.

7.    Подшивки газеты МК.

 

 

Р е ф е р а т

 

Тема: В.И. Ленин - политический деятель и человек.

 

 

                                                      Реферат подготовил :

                                          Шишкин А.С.

                                                     Реферат проверила:

                                      Орлова Т.А.                                         

 

Г. ПУШКИНО - 2003 г.

 

                                       ПЛАН

I Введение…………………………………………………………3

II Биография……………………………………………………….4

1)Род Ленина………………………………………………………4

2)Мать………………………………………………………………5

3)В семье и в гимназии……………………………………………6

4)Увлечения………………………………………………………..7

III Основная часть

1)Формирование революционных взглядов………………………7

2)Первое революционное крещение………………………………10

3)Знакомство с марксизмом……………………………………….12

4)Марксизм и ленинизм……………………………………………12

5) В состоянии непрерывной борьбы……………………………..13

6)Возвращение в Россию…………………………………………..14

7) Июльские события. Выступление Корнилова…………………14

8)Накануне………………………………………………………….15

9) Октябрьская революция………………………………………...15

10) Первые шаги советской власти……………………………….16

11)Коммунистический эксперимент ……………………………..18

12) Новая экономическая политика………………………………19

13)Последние годы…………………………………………………19

IV Суровая правда о Ленине

1)Расстрелы………………………………………………………….20

2)Отношение к религии……………………………………………..21

V Выводы…………………………………………………………….21

VI Список литературы ……………………………………………...22

 

 

Введение       

Взгляды миллионов людей на Ленина, порой, разнятся до диаметрально противоположных: для одних (особенно для людей старших поколений) он - великий вождь и учитель трудящихся всего мира; для других - амбициозный бунтарь, “дело” которого оплачено десятками миллионов жизней, огромной кровью, страданиями и лишениями народов, потерпело поражение небывалой ценой в истории человечества.

Сколько раз в разных официальных кабинетах, у главного  редактора

журнала, скажем, у секретаря райкома, в облисполкоме, в застекленных

шкафах виделись ровные, темно-бордовые темно-синие ряды книг, к которым и подходить близко не нужно, чтобы сразу отметить - Ленин. Знали уж собрания его сочинений, узнавали издалека по внешнему виду безошибочно, как, взглянув на тот же Мавзолей на Красной площади, никто не спутает его с каким-нибудь другим зданием. Держать собрание сочинений Ленина каждому большому начальнику (директору завода, генералу  какому-нибудь) считалось не то чтобы обязательно... но как-то солидно и внушительно: письменный стол с телефонами, а около боковой стены застекленный шкаф с томами Ленина. Его работы изучались во всех учебных заведениях. Советским детям внушали, что Ленин - это «Бог», перед которым надо преклоняться. Недаром был возведен Мавзолей и по всей стране построены тысячи памятников вождю.

Я с малых лет помню детские книжки и журналы с портретами Ленина внутри, фразы о том, что «Ленин жил, Ленин жив и Ленин будет жить!». Весь советский период Ленин жил, но с приходом девяностых, о нём как-то подзабыли, хотя Мавзолей «жив» и сейчас, но многие его памятники либо покрылись мхом, либо вообще разбиты. В советский период не то, чтобы покушаться на памятник Ленина, а одно «не правильное» высказывание в его адрес было опасно для жизни. Я считаю это правильным, потому что человека, нет, даже гения забывать нельзя, а тем более покушаться на всё, что с ним связано.

Мне интересна его жизнь, объём проделанной им работы и вообще жизнь гениев всегда необычна. 

Биография      

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск), расположенном на берегу великой реки Волги. Его родители принадлежали к передовой русской разночинной интеллигенции. Отец Ленина - Илья Николаевич Ульянов - был родом из бедных мещан города Астрахани.

Дед Ленина происходил из крестьян Нижегородской губернии и сам был крепостным. До прибытия в Астрахань Н. В. Ульянов жил в Новопавловском селении Астраханской губернии. Позднее он числился государственным крестьянином, а затем был приписан к мещанскому сословию как занимавшийся портняжным ремеслом; умер в большой бедности.

Отцу Владимира Ильича пришлось преодолеть немало трудностей, с которыми в условиях царизма было связано получение образования для выходцев из народа. В раннем детстве он лишился отца, и лишь помощь старшего брата дала ему возможность получить среднее, а затем и высшее образование.

Благодаря настойчивому труду и выдающимся способностям, преодолевая нужду, И. Н. Ульянов сумел окончить Казанский университет и вскоре стал преподавателем математики и физики в средних учебных заведениях Пензы, а затем Нижнего Новгорода. Назначение Ильи Николаевича на эту должность было подписано знаменитым математиком Н. И. Лобачевским, являвшимся в то время помощником попечителя Казанского учебного округа. По его же предложению на И. Н. Ульянова была возложена обязанность ведения метеорологических наблюдений на Пензенской метеорологической станции.

И. Н. Ульянов был любим своими учениками. Один из них, П. Ф. Филатов, отец известного врача В. П. Филатова, вспоминал Илью Николаевича как светлую личность, как человека, принадлежащего к числу тех немногих учителей, "которые вносили в нашу жизнь честный взгляд и высокие нравственные принципы... отвращение к карьеризму и к материальной наживе".

И. Н. Ульянову были близки взгляды русских просветителей 60-х годов XIX века. Побуждаемый высокими идеалами, он посвятил свою жизнь служению народу, его просвещению. В 1869 году Илья Николаевич оставляет работу учителя и становится инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии.

По выслуге лет он неоднократно награждался орденами и медалями. Орден, которым он был награжден в 1882 году, давал ему право на дворянство.

Энтузиаст народного просвещения, педагог по призванию, он страстно любил свое дело и отдавался ему целиком. У И. Н. Ульянова была глубокая вера в народ и скрытые в нем силы.

Характер работы требовал от Ильи Николаевича постоянных разъездов по губернии, по деревням и селам. Он отлучался из дому на недели и месяцы. В любое время года он ездил в самые глухие места, создавая земские школы, помогая учителям налаживать обучение крестьянских детей. Нелегкое это было дело. Приходилось бороться с сопротивлением чиновников, помещиков и кулаков, которые всячески препятствовали созданию школ, нелегко было преодолевать и темноту, предрассудки отсталой части крестьян, добиваться, чтобы они поняли необходимость и пользу грамоты.

Чуждый чиновничьего духа с его прислужничеством и карьеризмом, пренебрежением к народу, И. Н. Ульянов был подлинным демократом. Он часто общался с крестьянами, дружески беседовал с ними, его можно было видеть сидящим на завалинке какой-нибудь избы или выступающим на сельском сходе.

Большое внимание И. Н. Ульянов уделял просвещению нерусских народов, населявших Поволжье. Он относился к ним с чувством уважения и понимания, заботился об организации народных школ для них. Старания

И. Н. Ульянова принесли свои плоды: почти за 20 лет его работы количество школ в Симбирской губернии значительно выросло. Он воспитал много передовых народных учителей, которых называли "ульяновцами".

Мать Владимира Ильича, Мария Александровна, была дочерью Александра Дмитриевича Бланка, образованного, талантливого, врача пионера в области физиотерапии. А. Д. Бланк происходил из мещан. Он рано овдовел и остался с 6-ю малыми детьми. Судьба бросала его в разные углы России: то в Смоленскую глушь, то в Олонецкую губернию, то на Урал. Человек прямой, самостоятельных суждений, он не ладил с властями. Выйдя в отставку, А. Д. Бланк обосновался со своим многочисленным семейством под Казанью, в деревне Кокушкино (ныне село Ленино), где жил до самой смерти. Выросшая в деревне, Мария Александровна из-за отсутствия средств смогла получить лишь домашнее образование под руководством тетки, заменившей детям мать. Но одаренная большими способностями, она овладела несколькими иностранными языками, которым потом обучала своих детей, хорошо играла на рояле, много читала. Самостоятельно подготовившись, Мария Александровна сдала экстерном экзамен на звание учительницы. Как и Илью Николаевича, ее влекло дело народного просвещения. Но работать в школе ей не пришлось: забота о большой семье, воспитание детей, домашнее хозяйство, которое надо было вести очень экономно, чтобы сходились концы с концами, целиком поглощали ее время.

В семье и гимназии

В доме Ульяновых всегда царили согласие и любовь. Илья Николаевич был образцовым семьянином, горячо любящим мужем и отцом. В семье было восемь детей (двое из них умерли совсем маленькими). Владимир Ильич был четвертым по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами. Родители старались дать им разностороннее образование, воспитывали их честными, трудолюбивыми, чуткими к нуждам народа, трудящихся. Впоследствии все они, кроме рано умершей Ольги, стали революционерами.

Большое влияние на детей оказывал личный пример родителей. Дети видели, сколько сил отдает отец делу народного просвещения, как строго относится он к себе и своим обязанностям, какую радость приносит ему открытие каждой новой деревенской школы. Вся жизнь отца, его энергия, способность целиком отдаваться любимому делу, внимательное отношение к людям труда, скромность во всем имели огромное воспитательное значение. Очень простой в обхождении с людьми и в своих потребностях, он и в этом отношении оказывал самое благотворное влияние. Строгое Отношение к себе и своим обязанностям, высокое чувство долга, которое отличало всегда Ленина, было в значительной степени заложено у него с самых ранних лет отцом. Авторитет отца и любовь к нему в семье были очень велики.

Редким воспитательным талантом обладала Мария Александровна. Приветливая, ровная, она никогда излишне не стесняла детей, но в то же время умела поддерживать дисциплину. Всегда аккуратная, организованная, бережливая и скромная, особенно во всем, что касалось лично ее, она сумела все эти качество передать детям. Хрупкая на вид, Мария Александровна обладала огромным мужеством, самоотверженностью и стойкостью, которые много раз и с такой удивительной силой проявлялись в годы тягчайших испытаний, выпавших впоследствии на долю семьи Ульяновых.

Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для развития ума и характера детей. Родители не только не подавляли, но даже поощряли естественную живость и резвость детей. Когда маленький Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на улице около окна деревянные ступеньки. Одно время старшие дети задумали издавать домашний журнал. Все в меру своих сил сотрудничали в нем. Сколько радости и веселья доставлял им этот самодельный журнал, написанный от руки, иллюстрированный карикатурами, материалом для которых служили наиболее забавные случаи из жизни семьи. Родители принимали живое участие в чтении и обслуживании домашнего журнала.

Ульяновы заботливо приучали детей к труду. С самого раннего возраста они должны были сами обслуживать, помогать старшим; девочки следили за тем, чтобы у них и у мальчиков одежда была в порядке. Позади дома Ульяновых был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но все дети помогали ей в этом. В летнее время они обязаны были наполнять водой две большие кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, остальные разносили ее в ведрах, лейках и кувшинах. Работали весело, дружно. Большое удовольствие детям доставляло семейное чаепитие на открытом воздухе в беседке. Старший, Саша, нес самовар, остальные стулья, посуду. Окончив пить чай, девочки помогали матери мыть посуду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и делали ее все охотно.

Володя Ульянов рос резвым, здоровым,, жизнерадостным ребенком. Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый, общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав. Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх, терпеть не мог драк: "Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не буду", - заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.

С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской классической гимназии (Среднее учебное заведение, в котором наряду с новыми языками изучались древние - греческий и латынь). Уже в эти годы в его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, - причем его никто не будил, - бежал мыться по пояс, убирал постель. До завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался.

В гимназии сразу же проявились способности и трудолюбие Володи. Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником; переходя из класса в класс, он получал первые награды. Среди молодежи он был известен как хороший пловец, конькобежец и шахматист.

Уже в юные годы мы видим, что Ленин не такой как все. Он выделяется из «толпы» своим стремлением и упорством.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 156.