Тарифная система оплаты труда рабочих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тарифная система представляет собой совокупность государственных нормативов, с помощью которых осуществляется планомер­ная редукция труда, формируется общественная мера его оплаты, реализуются социалистические принципы организации заработной платы. Система тарифов оплаты труда—важнейший инструмент централизованного регулирования заработной платы. Она позво­ляет обеспечить:

а) народнохозяйственное единство в оплате тру­да, реализацию принципов равной оплаты за равный труд в мас­штабе всего общества; б) всестороннюю дифференциацию основной части заработной платы и ее конечной величины в соответ­ствии с различиями в сложности, тяжести, интенсивности, условиях труда, квалификации работников;

в) неуклонный рост заработ­ной платы на основе преимущественного роста производительности труда.

При помощи тарифной системы происходит отраслевое и территориальное регулирование заработной платы. Используя та­рифную систему, государство имеет возможность активно воздей­ствовать на распределение труда между различными отраслями народного хозяйства и экономическими районами в интересах планомерного развития социалистического производства и повышения его эффективности.

Тарифная система обладает достаточной гибкостью, позволяю­щей стимулировать не только рост квалификации работников и закрепление кадров на решающих участках производства, но и прямое увеличение производительности труда путем рационализации производства, совмещения профессий, должностей и функций, расширения зон обслуживания, внедрения прогрессивных норм и нормативов трудовых затрат, сокращения управленческого персонала. С этой целью применяются системы тарифных доплат и надбавок за профессиональное мастерство и высокую квалифика­цию, совмещение профессий и выполнение установленного объема работ меньшей численностью работников, повышенные тарифные ставки для оплаты труда многостаночников, обслуживающих сверхнормативное количество станков, агрегатов и аппаратов, а также на работах, которые нормируются по отраслевым и меж­отраслевым нормативам.

Тарифная система, как и вся организация заработной платы, не остается неизменной. Научно-технический и социальный про­гресс общества, изменение условий воспроизводства общественного продукта, производственных отношений и рабочей силы вызывают необходимость периодического пересмотра тарифных ставок и других элементов тарифной системы.

Формирование заработной платы на основе тарифной системы предполагает использование всех ее элемен­тов: тарифных ставок первого разряда, тарифных сеток, тарифно-квалификационных справочников (ЕТКС, ТКС, тарифного справочника должностей служащих), районных коэффициентов.

Разработка тарифной системы на предприятии может либо опи­раться на уже имеющиеся методические и практические рекомендации (т. е. использовать единую тарифную сетку для бюджетной сферы, от­раслевые и региональные тарифные системы, отраженные в соответст­вующих тарифных соглашениях), либо разрабатывать свою заводскую (фирменную) тарифную систему. Последний вариант чрезвычайно трудоемкий, требует высокого уровня квалификации специалистов-разработчиков, знания современных систем оплаты труда, правил пост­роения и т.д. При этом лучше учитываются специфика производства и труда, положение на рынке товаров и труда, другие факторы.

Единая тарифная сетка представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы. Каждая группа работников (от рабочих до директора) занимает в единой тарифной сетке соответствующий диапазон разрядов. Например, профессии рабочих тарифицируются с 1-го по 8-й раз­ряды, технические исполнители по отраслевым должностям служащих — со 2-го по 5-й разряды, специалисты - с 4-го по 11-й разряды, руководи­тели - с 11-го по 18-й разряды.

В единой тарифной сетке предусматривалось более высокое межразрядное соотноше­ние в нижних разрядах, чем в высших разрядах (табл. 4), в целях соци­альной защиты низкооплачиваемых работников.

 Дифференциация ставок оплаты по разрядам осуществляется в единой тарифной сетке только по признаку сложности выполняемых работ (должностные обя­занности) и с учетом квалификации работников. Учет в заработной плате других факторов ее дифференциации (условий, тяжести, напряженнос­ти труда, значимости сфер его приложения, результатов труда) осуществляется посредством других элементов организации оплаты труда, осу­ществляется посредством других элементов организации оплаты труда.

Таблица 4. Единая тарифная сетка по оплате труда работников.

Разряды оплаты труда Тарифные коэффициенты
1 1,00
2 1,30
3 1,69
4 1,91
5 2,16
6 2,44
7 2,76
8 3,12
9 3,53
10 3,99
11 4,51
12 5,10
13 5,76
14 6,51
15 7,36
16 8,17
17 9,07
18 10,07

 

Важным элементом формирования системы тарифных ставок оплаты труда рабочих являются тарифные сетки. Тарифная сет­ка — это совокупность тарифных коэффициентов (коэффициентов сложности труда), определяющих соотношения в оплате труда различной сложности Тарифный коэффициент низшего разряда (простые или наименее сложные виды работ) принимается за еди­ницу. Тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают, во сколько раз соответствующие им тарифные ставки больше тарифной ставки первого разряда.

На основе тарифной ставки 1-го разряда и соответствующих та­рифных коэффициентов определяется тарифная ставка любого разряда сетки. Если установлены тарифные ставки всех разрядов, то путем деления тарифной ставки каждого разряда на тарифную ставку 1-го разряда определяются тарифные коэффициенты соответ­ствующих разрядов.

Относительное возрастание каждого последующего тарифного коэффициента по сравнению с предыдущим показывает, на сколь­ко процентов уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих) предыдущего разряда.

Соотношение тарифных ставок крайних разрядов образует диапазон сетки. Такой диапазон в машиностроении установлен 1: 2,02, черной металлургии—1: 2,28, электроэнергетике—1: 1,9, а в остальных отраслях 1: 1,8.

Элементами тарифной системы являются также районные коэффициенты и надбавка к заработной плате за стаж работы. Они выполняют компенсационную и стимулирующую функции. Район­ные коэффициенты служат уравниванию условий воспроизводства рабочей силы в районах с различными природно-климатическими условиями, а надбавки за стаж создают преимущества в оплате труда рабочих, которые заняты в малообжитых и отдаленных рай­онах (Крайний Север и приравненные к нему районы, а также южные районы Дальнего Востока и Сибири), имеющих важное значение для развития экономики страны, но слабо обеспеченных трудовыми ресурсами. Размеры районных коэффициентов колеб­лются в пределах 1,1—2,0. Районные коэффициенты в своей основе на каждом предприятии должны быть не ниже предусмотренных правительством для отдель­ных регионов. Более высокие их размеры на отдельных предприятиях обусловлены их финансовыми возможностями. Таким образом, через тарифные ставки 1-го разряда фирма регулирует различия в заработках по условиям, интенсивности, значимости труда, через тарифные сетки — по квалификации, через районные коэффициенты сложности вы­полненных работ — по месту приложения труда.

Тарифно-квалификационный справочник (ТКС) или ЕТКС как нор­мативный документ предназначен для тарификации работ и рабочих. Он разрабатывается в централизованном порядке и обязателен для всех предприятий. Это позволяет соблюсти одинаковый подход к тарифи­кации работ и рабочих и официально отмечать в трудовой книжке при­своенный разряд. Справочник используется также для разработки про­грамм подготовки и повышения квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.

Вce работы в производственных отраслях народного хозяйства по квалификационному уровню подразделяются на 6 разрядов, за исключением машиностроения и черной металлургии (8 разрядов) и электроэнергетики (7 разрядов).

Квалификационные разряды рабочих устанавливаются общеза­водской или цеховой квалификационной комиссией, которая, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, после проверки теоретических знаний и практических навыков рабочих, устанавливает им тарифные разряды в соответствии с их квалификационной подготовкой и с учетом выполняемых ими ра­бот.

Данный механизм регулирования заработной платы обладает рядом особенностей. Прежде всего, речь идет о централизованно утверждаемом минимуме заработной платы, которой призван выполнять роль социальной защиты интересов работников предприятий, во-вторых, рассчитанные таким образом ставки и оклады должны устанавливать обоснованные различия в оплате труда работников, труд которых в наибольшей степени определяет ускорение развития производства и имеет повышенную значимость для общества. Предполагается также, что решение вопроса об уровнях ставок и окладов, а также надбавок, доплат и премий целесообразно базировать на коллективно-договорных отношениях собственников (работодателей) и работников.    

Реализация воспроизводственной функции оплаты труда предполагает определение ее минимального уровня путем расчета прожиточного минимума на основе научной методологии, что на практике должно означать существенное увеличение минимальных размеров оплаты по сравнению с действующими. Минимум оплаты труда является государственной социальной гарантией возмещения общественно необходимых затрат труда и должен соответствовать минимальному потребительскому бюджету. Динамичность процессов, определяемых условия воспроизводства рабочей силы в рыночной экономике требует периодического пересмотра размеров минимальной заработной платы. Рост минимума должен происходить как под влиянием тенденций к расширению минимально необходимых потребностей работников, так и в связи с изменением цен на продукцию, входящую в состав «потребительской корзинки». Увеличение минимальной оплаты, оказывающее существенное влияние на общий рост вознаграждения за труд, должен быть обязательным для предприятий всех форм собственности.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.