Особенности государственного управления землями сельскохозяйственного назначения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государство осуществляет следующие функции правового регулирования режима земель сельскохозяйственного назначения.

Функция ведения учета и наблюдения за состоянием категории земель сельскохозяйственного назначения, осуществляемая в форме:

– государственного кадастра недвижимости, который позволяет получить систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, о качестве и ценности земель. Организация ведения государственного кадастра недвижимости возложена на Росреестр и его территориальные органы;

– мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда, который позволяет своевременно выявить изменения, возникшие в нем, дать оценку негативным процессам, обеспечить предупреждение и устранение их последствий;

– выявления той части сельскохозяйственных земель, которые используются не по целевому назначению либо используются неэффективно, выбыли из оборота, переведены в другие категории земель, принудительно изъяты и т.п.

В результате такого учета из выявленных земель создается фонд перераспределения земель для последующего перераспределения между нуждающимися гражданами, фермерами, предпринимателями и т.п.

Функция планирования использования земель сельскохозяйственного назначения. Планирование и организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны включают в себя разработку предложений о рациональном использовании земель и об их охране, природно-сельскохозяйственное районирование земель.

Правительство РФ с участием Минсельхоза России, других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает и реализует федеральные программы по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями. К таким программам относится, в частности, Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года", Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (их администрации) разрабатывают и реализуют соответственно региональные и местные программы использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Функция распределения и перераспределения земель и создания специального фонда перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ). В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со ст. 78 ЗК РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Функция надзора, задачей которого является обеспечение соблюдения требований земельного законодательства, охраны и эффективного использования земель гражданами, организациями независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их руководителями и должностными лицами.

Государственный земельный надзор осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Так, надзор за выполнением:

– требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками, порядка переуступки права пользования землей, использования земель по целевому назначению осуществляет Росреестр;

– мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выполнением требований по предотвращению порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – Россельхознадзор;

– мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выполнением требований по предотвращению порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – Россельхознадзор;

– обязанностей по рекультивации земель, улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, – Росприроднадзор.

Непосредственные надзорные функции на местах осуществляют государственные инспектора по использованию и охране земель, которые вправе:

– давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных нарушений (в частности, об использовании участка не по целевому назначению или способами, существенно снижающими его плодородие или ухудшающими экологическую обстановку);

– приостанавливать агротехнические и иные работы, если их продолжение может привести к развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим экологически опасным процессам, снижающим плодородие почв и нарушающим плодородный слой земли;

– выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении;

– направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, включая предложения по принудительному изъятию земельных участков;

– получать необходимую информацию от землевладельцев, землепользователей и собственников земли для осуществления надзорных функций.

Функция обеспечения правового режима использования сельскохозяйственных земель (охранительная) выражается в том, что государственные органы:

– принимают меры к обеспечению преемственности в использовании земель сельскохозяйственного назначения – реализуют на практике институт наследства земельных участков, гарантируют гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность – тем самым способствуют реализации правового режима земель сельскохозяйственного назначения;

– принимают меры к обеспечению устойчивого режима использования сельскохозяйственных земель. Изъятие земельных участков допустимо только по основаниям, перечисленным в законе, перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке. В силу этого каждый собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь и арендатор обладает гарантией на перспективу использования земли и защиту своих прав на землю;

– контролируют законность и правильность перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, поскольку выдача актов на право собственности, землевладения, документов на землепользование и регистрация договоров на аренду земли являются исключительной прерогативой Росреестра и его территориальных органов;

– осуществляют защиту в органах по рассмотрению земельных споров нарушенных прав лиц, использующих землю, в случаях нарушения правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 258.