Международно-правовые нормы и зарубежное законодательство о массовых беспорядках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

"Основу стабильности государства и международного сообщества могут составлять лишь гарантированные права человека"[31]. Использование правоохранительных органов для пресечения массовых беспорядков или, как их чаще называют, гражданских беспорядков не должно противоречить международным правовым нормам. Известно, что далеко не каждое публичное выступление вызывает силовое противодействие властей.

Например: в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах признается право каждого человека на мирные шествия и собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые необходимы в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Статья 4 этого пакта определяет, что меры, применяемые государством, не должны влечь за собой дискриминацию на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии, социального положения. Ст. 21 определяет право любого человека на свободу мирных собраний или ассоциаций[32]. Сила должна применяться только как крайняя мера. Весь вопрос в том, как и когда это делается и какие при этом преследуются цели. Если цель - защита конституционного строя, законности, правопорядка, то пропорциональное угрозе, сдержанное применение силы оправдано не только с точки зрения международного права, оно находит понимание и у граждан.

Так, несмотря на масштабность и тяжесть последствий студенческих волнений 1968 г. во Франции, применение силы не вызвало претензий со стороны ООН, Примером сдержанности полицейских является их поведение во время начала разборки Берлинской стены, когда любой необдуманный поступок мог послужить поводом для беспорядков. Положение осложнялось присутствием войск по обеим сторонам стены. Тем не менее, были обеспечены порядок, права человека, сохранены человеческие жизни.

К числу международно - правовых норм, регулирующих действия правоохранительных сил при гражданских беспорядках, относятся: Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН - Всеобщая декларация прав человека[33] 4 декабря 1948 г (СССР при голосовании воздержался); Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (в СССР вступил в силу в 1976 г.); Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН - Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка[34] 17 декабря 1979 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка[35] (приняты 8 конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1550 г. в Гаване).

Статья 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка предусматривает применение силы только "в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей". Национальное законодательство должно ограничивать применение силы, использовать ее только в соответствии с принципами крайней необходимости и необходимой обороны, в особенности это касается оружия, применение которого является крайней мерой. Единственным условием применения оружия является оказание вооруженного сопротивления представителям власти, ставящим под угрозу жизнь других, и когда иные меры недостаточны для задержания подозреваемых правонарушителей или пресечения их преступных действий.

Закон о гражданских беспорядках 1968 г. США определяет понятие федерального правонарушения как "любое действие, являющееся препятствием, помехой или вмешательством при исполнении служебных обязанностей пожарными или полицейскими". Гражданские беспорядки как акты протеста или неповиновения возникают, как правило, тогда, когда их участники проявляют враждебность по отношению к властям. В крайних случаях они сопровождаются террористическими актами. Президент США в соответствии с Конституцией и Сводом законов США уполномочен руководить правительством для восстановления порядка, обеспечения соблюдения законов США, ограждения от посягательств на права граждан и защиту собственности и интересов государства. В этих случаях он может действовать весьма жестко (как это было, например, во время гражданских беспорядков в Лос - Анжелесе в марте 1992 г., когда погибло свыше 40 чел). По Конституции США власти каждого штата несут ответственность за обеспечение защиты жизни людей, собственности на своей территории. Если для поддержания порядка, обеспечения законности и подавления гражданских беспорядков своих вооруженных сил не достаточно, то вызываются федеральные войска.

Законодательство США вводит, в сравнении с международными нормами, дополнительные ограничения на применение оружия. Оно оправдано лишь крайней необходимостью и только в случаях, когда исчерпаны все другие средства. Цель применения оружия определяется следующими положениями: - самооборона, имеющая целью избежать смерть или серьезных телесных повреждений; - предотвращение преступления, заключающего в себе возможность причинения смерти или серьезных телесных повреждений; - задержание или предотвращение побега лица, которое в период задержания или при бегстве представляет явную угрозу причинения смерти или серьезных телесных повреждений. Поведение должностных лиц по поддержанию правопорядка регулируется не только гражданскими законами, - на них распространяются и положения свода военных законов. Неправомерное применение оружия может привести к ответственности в соответствии с местным законодательством[36]. Однако Свод законов США гарантирует каждому право на разбирательство его дела в одном из судов данного штата за любое обвинение в неправомерном действии.

В соответствии с конституцией ФРГ 1949 г. (ст. 8) гражданам разрешается "собираться мирно и без оружия, без предварительного заявления или разрешения". Для сохранения или восстановления общественного порядка и безопасности Земля может просить о направлении к ней подразделений федеральной пограничной охраны для оказания помощи своей полиции, если последняя не может сама выполнить эти задачи (ст. 35).

В октябре 1950 г. федеральным правительством ФРГ была создана полиция готовности (Bereitshaf polizei), предназначенная для подавления беспорядков, несанкционированных демонстраций, забастовок. Ее подразделения имеются в каждой Земле, численность их, как правило, до тысячи человек, находятся они на казарменном положении. В обычных условиях они подчинены министру внутренних дел Земли, но в случае "угрозы свободному демократическому строю" передаются в распоряжение федерального министра внутренних дел.

Нормативные акты Великобритании (Билль и правах 1689 г., Акты о министрах короны, Акт о пэрах, Акты о народном правительстве и др.) не содержат дефиниций о гражданских беспорядках и ответственности за участие в них. Термин "массовые беспорядки" вводит Акт об охране общественного порядка 1986 г.

Уголовный кодекс Швеции, действующий с 1 января 1965 г., в главе 16 определяет преступление против публичного порядка, В ст. 1 говорится: "если толпа людей нарушает общественный порядок, показывая намерение использовать групповое насилие против публичной власти или иным путем принудить к чему-либо или воспрепятствовать применяемым мерами не расходится, когда власти приказывают это сделать, то подстрекатели и руководители должны быть приговорены к тюремному заключению на срок не более четырех лет, а другие участники действий, предпринятых толпой, к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более двух лет за заговор".

В уголовном кодексе КНР 1979 г. контрреволюционным преступлением признается действие с целью свержения политической власти диктатуры пролетариата и социалистического строя, либо нанесение ущерба КНР.

Главари массовых вооруженных мятежей или других таких преступлений наказываются пожизненным лишением свободы или на срок более десяти лет, другие участники (активные) наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

В ст. 105 УК КНР устанавливается, что повреждение путем поджогаf v затопления, взрыва или другим способом предприятий, рудников, нефтяных промыслов, портов, бассейнов рек, источников воды, складов, жилья, лесных массивов, обработанных полей, долин, пастбищ, важных трубопроводов, общественных сооружений и другого общественного и личного имущества, нанесение вреда общественной безопасности, если это не привело к серьезным последствиям, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Согласно ст. 158 этого же кодекса запрещается, кому бы то ни было использовать любые методы дезорганизации общественного порядка. Дезорганизация общественного порядка при отягчающих обстоятельствах, вызвавшая невозможность производства, торговли и обучения, научных исследований, причинившая серьезный ущерб государству и обществу, влечет лишение свободы на срок до пяти лет, надзор или лишение политических прав главарей.

Массовые беспорядки на вокзалах, портах, аэропортах, рынках, парках, кинотеатрах, выставках, стадионах, в других общественных местах, массовое блокирование транспортных путей или нарушение работы транспорта, отказ или препятствие государственным сотрудникам, управляющим безопасностью, при отягчающих обстоятельствах влекут лишение свободы на срок до пяти лет, краткосрочное лишение свободы или лишение политических прав главарей.

Массовые драки, провоцирование беспорядков, оскорбление женщин и другие хулиганские действия, нарушающие общественный порядок при отягчающих обстоятельствах, наказываются лишением свободы на срок до семи лет, краткосрочным лишением свободы или надзором. Главари хулиганских шаек наказываются лишением свободы на срок более семи лет.

Декларация прав человека и гражданина Франции 1789 г. провозглашает "цель любой ассоциации - сохранение прав человека"[37]. Для их гарантии Декларация признает необходимым существование "публичных вооруженных сил". Общественный порядок определяется как точка равновесия между терпимым беспорядком и необходимым порядком.

Декрет - закон 1935 г. определяет условия проведения массовых мероприятий и ответственность их участников за его нарушение, а также требует предварительное предупреждение местных властей о готовящемся массовом мероприятии. Администрации предоставлено право запрещения любой манифестации, которая может нарушить общественный порядок. Закон, вводя понятие "скопище", трактует его как случайное или преднамеренное собрание народа в общественных местах, способное вызвать беспорядки или нанести ущерб.

Скопище считается вооруженным, если, во - первых, хотя бы один человек в нем является носителем видимого оружия, во- вторых, несколько человек являются носителями спрятанного оружия. В таких случаях скопище рассеивается, а на оружие накладывается арест.

Уголовный кодекс Франции определяет скопище не по численности находящихся в нем людей, а с позиции нарушения общественного порядка. Для возможности такой оценки местный орган власти наделяется полицейскими полномочиями и определяет, исходя из этого, свои действия.

Серьезный научный и практический интерес представляет зарубежный опыт формулирования уголовно-правовых норм об ответственности за умышленные групповые действия, нарушающие общественное спокойствие и сопряженные с сопротивлением власти. Например, в Уголовном кодексе ФРГ §. 125 "Нарушение мира (спокойствия) в регионе" определяет: "Кто совершит насильственные действия против людей или имущества или угрозу насилием людям, выступая в составе толпы, совместные силы которой угрожают общественной безопасности, и при этом совершает указанные действия как исполнитель или соучастник, либо кто активно демонстрирует свою готовность к подобным действиям, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом, если содеянное не наказывается более строго по другим предписаниям уголовного закона".

Развивая эту диспозицию, §125 "а" УК ФРГ рассматривает как особо тяжкие те случаи, когда виновный имел при себе огнестрельное оружие, которое намеревался применить, либо своими насильственными действиями вызвал угрозу смерти или нанесение тяжких телесных повреждений, или причинение значительного вреда чужому имуществу. Такие деяния наказываются лишением свободы сроком до десяти лет.

В целях пресечения насильственных действий при проведении массовых мероприятий в ФРГ с 1985 г. установлена уголовная ответственность за невыполнение распоряжений снять вооруженную охрану, за маскировку в толпе лиц, применяющих насилие, а также за повреждение имущества во время демонстрации (125, абзац 2 УК)[38].

Актом об охране общественного порядка, действующим в Великобритании с 1 апреля 1986 г., массовые беспорядки определяются следующим образом: "Если 12 или более лиц применяют или угрожают применить насилие в отношении других лиц или собственности общественного пользования таким образом, что человек, обладающий умеренной твердостью духа будет испытывать страх за собственную безопасность, то каждый применяющий незаконную силу будет обвиняться в организации массовых беспорядков с назначением наказания до десяти лет тюрьмы"[39].

В соответствии с уголовным законодательством Швеции за насильственный заговор подлежат ответственности подстрекатели и организаторы, а также активные участники предпринятых толпой действий, если она с намерением, указанным в ст. 1, переходит к совершению группового насилия в отношении людей или имущества, независимо от того, делается ли это в присутствии властей или нет (ст. 2 УК). Согласно ст. 6 УК лицо, публично распространяющее ложный слух или другое не соответствующее истине утверждение, способное создать опасность публичному спокойствию, порядку или безопасности, должно быть приговорено к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более двух лет "[40].

Несколько иную позицию при формулировании состава преступления "массовые беспорядки" занимает законодатель Республики Куба. Так, ст. 100 УК именуется "бунт". Она гласит, что "лица, которые в массовом порядке и при фактическом или подразумеваемом сговоре с применением насилия нарушают общественный порядок, оказывают сопротивление властям, наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет или смертной казнью, если преступления совершается в состоянии войны или обстановки, затрагивающей государственную безопасность". Указанной статьей также предусматривается, что участие и бунте, происшедшем без применения насилия или в невоенное время, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет; во всех остальных случаях - лишением свободы на срок от 1 года до 8 лет.

Выводы по 1 главе

Завершая экскурс в историю отечественного и проведя некоторый анализ зарубежного законодательства об ответственности за массовые беспорядки, следует отметить следующее:

1. На протяжении многих веков в России устанавливалось строгое наказание за насильственные действия в общественных местах (включая вторжение в жилище), совершаемые большим числом людей. Как особо опасные рассматривались указанные деяния, если они сопровождались применением оружия или оказанием сопротивления усилиям властей по их пресечению. Аналогичным образом решается данный вопрос законодательством большинства зарубежных стран.

2. Этот факт свидетельствует об определенной однозначности оценки опасности анализируемого вида преступлений в законах государств, принадлежащих к различным общественно-экономическим формациям, с различным политическим режимом. Объединяющим началом при такой оценке выступают объекты посягательств, к которым относятся: общественная безопасность; жизнь» здоровье граждан; деятельность государственных органов по поддержанию общественного порядка; собственность.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 328.