ТЕМА1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС МАКРОЭКОНОМИКИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Счёт текущих операций

1. Экспорт товаров 2. Импорт товаров

Сальдо баланса внешней торговли

3. Экспорт услуг 4. Импорт услуг 5. Чистые доходы от инвестиций   6. Чистые текущие трансферты  

Сальдо баланса по текущим операциям

II . Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами

7. Чистые капитальные трансферты   8. Полученные долгосрочные 9. Предоставленные долгосрочные и краткосрочные кредиты и краткосрочные кредиты 10. Чистые пропуски и ошибки  

Сальдо баланса официальных расчётов

  11. Чистое увеличение официальных   валютных резервов

Положительное сальдо текущего баланса означает прирост чистых зарубежных активов. Общий платежный баланс страны является положительным в случае, если баланс текущих операций в сумме с балансом операций с капиталом и финансовыми инструментами образует положительное сальдо. Это ведет к притоку иностранной валюты в страну и увеличению валютных запасов. В случае отрицательного сальдо имеет место дефицит платежного баланса, и национальный банк страны вынужден сокращать резервы иностранной валюты. Страна не может в течение длительного времени тратить на приобретение иностранных товаров, услуг и активов больше средств, чем получено выручки от реализации собственных товаров, услуг и активов. Поэтому сальдо платежного баланса является его важнейшим аналитическим понятием.

Платежный баланс называется активным, когда сумма полученных средств от других стран меньше, чем сумма выплат. В противном случае баланс является пассивным.

При активном платежном балансе курсы иностранных валют на валютном рынке данной страны падают, а курс национальной денежной единицы повышается. Обратное происходит в случае, когда страна имеет пассивный платежный баланс.

Платежный баланс сводится с положительным сальдо, когда текущий баланс в сумме с балансом движения капитала дает положительный результат, т.е. чистые поступления валюты являются положительными.

Платежный баланс сводится с дефицитом, когда чистые поступления инвалюты по 2-м разделам являются отрицательными.

При дефиците платежного баланса ЦБ сокращает свои резервы иностранной валюты, при положительном сальдо – формирует резервы. Дефицит платежного баланса по текущим операциям финансируется в основном чистым притоком капитала на счете движения капитала. И наоборот, актив текущего платежного баланса сопровождается чистым оттоком капитала. В последнем случае избыточные средства текущего платежного баланса будут использованы для покупки недвижимости или предоставления займов другим странам. В результате платежный баланс должен быть всегда сбалансированным.

Резкое увеличение положительного сальдо платежного баланса ведет к быстрому росту денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию. Резкое увеличение отрицательного сальдо может вызвать снижение обменного курса.

Денежные отношения, определяющие платежно-расчетные операции в национальном хозяйстве называются валютными отношениями.

Для регулирования таких отношений определена совокупность денежно-кредитных отношений сложившаяся в мировом хозяйстве на основе развития мирового рынка, т.е. валютная система.

Международная валютная система включает главные составляющие:

1) совокупность национальных, коллективных и резервных валют

2) совокупность национальных и региональных валютных систем

3) валютные курсы и валютные системы

4) режимы функционирования валютных рынков

5) органы государственной и международной валютной регуляции.

 

Становление валютной системы - длительный исторический процесс, который прошел определенные этапы:

ТЕМА1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС МАКРОЭКОНОМИКИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Впервые термин «макроэкономика» использовал в своей статье в 1933 г. известный норвежский ученый, экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш. Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы,  Джона Мейнарда Кейнса. В 1936 г. вышла в свет его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой Кейнс заложил основы макроэкономического анализа.

Макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую  функционирование экономики в целом. Макроэкономические процессы отражают общие тенденции развития экономики страны в целом. Предмет макроэкономики представляет собой системное знание о науке. Метод науки отражает законы исследуемого предмета, имеет дело с совокупностями, масштабом которых является хозяйство страны как единое целое. Объект макроэкономики носит исторический характер, т.к. возникает на определенном этапе развития общества. Объектом макроэкономической науки являются реально существующие системы воспроизводства благ и услуг. Объект макроэкономики имеет структуру: производительные силы и общественные отношения.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне являются:

1.Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;

2.Определение факторов регулирующих занятость в масштабе всей экономики;

3.Анализ инфляции;

4.Изучение механизмов и факторов экономического роста;

5.Рассмострение причин циклических колебаний;

6.Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

7.Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государств.

Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и хозяйственной практике используются различные макроэкономические показатели:

1.Валовой национальный продукт (ВНП)

2.Валовой внутренний продукт (ВВП)

3.Чистый национальный продукт (ЧНП)

4.Национальный доход (НД)

5.Личный доход (ЛД)

6.Располагаемый доход (РД)

7.Национальное благо (НБ)

8.Чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ)

ВНП представляет собой рыночную стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг за год, независимо от местоположения национальных предприятий.

ВНП – сумма доходов предприятий, организаций, и населения в материальном и нематериальном производстве.

ВВП включает продукцию и услуги, произведенные внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны. Для его расчета из валового национального продукта вычитают чистый экспорт. ВВП= ВНП- Х.

ЧНП представляет собой сумму конечной продукции и услуг оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования.

                                      ЧНП=ВНП – А

Его назначение – измерить годовой объем производства, который экономика может потребить не сокращая его объемов.

 

НД представляет собой величину доходов всех поставщиков произведенных ресурсов с помощью которых создается чистый национальный продукт. НД равен сумме доходов населения, предпринимателей, государства. Для его вычисления нужно из чистого национального продукта вычесть косвенные налоги.

                                   НД=ЧНП - косвенные налоги

Ж.Б.Сей считал, что НД – результат трех факторов производства. Современные западные экономисты полагают, что все получатели НД являются его созидателями.

ЛД показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения и отражает перераспределительные процессы в движении НД.

ЛД это полученный доход, т.е. является заработанным доходом.

Для характеристики дохода, которое население может тратить по своему усмотрению используют располагаемый доход (РД). Для его расчета из личного дохода вычитают общий объем налогов, выплачиваемых населению.

                                   РД=ЛД - общие налоги

РД распределяется на потребление (С) и сбережение (S) .

 

Для измерения итоговых результатов развития страны используют национальное благо (НБ). Это та совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на данный момент времени. НБ обновляется и пополняется за счет производимого продукта.

 

Чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ) очищает ВНП от отрицательных факторов, но учитывает нерыночную деятельность и свободное время, давая им денежную оценку.

 

Разработаны методы подсчета ВНП по расходам на созданную в стране продукцию и по доходам, полученным в результате производства продукции.

 

                            Метод расчета по расходам:

                                   GNP = G + C + I + X

GNP- ВНП

G- государственные расходы (расходы государства, идущие на производство товаров и услуг)

I- инвестиции (затраты на инвестиционные товары)

C- потребление (расходы домашних хозяйств на различные виды товаров и услуг)

X- чистый экспорт (разница между объемами экспорта и импорта)

                                           X = EX - IM

                            Метод расчета по доходам:

                                GNP = W + P + i + R

GNP – валовой национальный доход

W- заработная плата

P- прибыль

i- % (доход от денежного капитала)

R- рентные платежи (рентные доходы получаемые в результате сдачи в аренду земли)

 

Номинальный ВНП исчисляется в текущих рыночных ценах.

Реальный ВНП измеряет физический объем выпуска продукции в различные временные периоды, путем оценки всех благ произведенных в обоих периодах в одних и тех же ценах.

Для учета влияния инфляции на величину номинального ВНП необходим показатель, дающий количественную оценку изменения уровня средних цен на товары и услуги.

Этот показатель является дефлятором ВНП, т.е. отношение номинального ВНП к реальному ВНП.

            Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП/ Реальный ВНП

 

 

                           ТЕМА 2.  СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основная (базовая) макроэкономическая модель – это модель «совокупного спроса – совокупного предложения» (« AD – AS »  ). Она позволяет, во-первых, выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен, во-вторых, объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике, в-третьих, показать причины и последствия этих изменений и, наконец, описать различные варианты экономической политики государства.

 

Совокупный спрос  (AD ) – это сумма спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают: 1) спрос домохозяйств, т. е. потребительский спрос (С ); 2) спрос фирм, т. е. инвестиционный спрос (I ); 3) спрос со стороны государства, т. е. государственные закупки товаров и услуг (G ); 4) спрос иностранного сектора, т. е. чистый экспорт (Xn ).

 

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса и тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

 

 

1) эффектом реального богатства  (эффектом реальных денежных запасов), или эффектом Пигу  (в честь известного английского экономиста, коллеги Дж. М. Кейнса по Кэмбриджской школе, ученика и последователя Альфреда Маршалла профессора Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие реальных денежных запасов). Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального богатства индивида (М ), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р ):

 

Данный показатель – это не что иное, как реальная покупательная способность номинального богатства  человека, которое может быть представлено и наличными деньгами (денежными финансовыми активами), и ценными бумагами (неденежными финансовыми активами, т. е. акциями и облигациями) с фиксированной номинальной стоимостью. При росте уровня цен покупательная способность номинального богатства падает, т. е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше.

Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, то величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается и люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то уменьшается и величина совокупного спроса;

2) эффектом процентной ставки, или эффектом Кейнса.  Его суть заключается в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров.

3) эффектом импортных закупок  (эффектом чистого экспорта), или эффектом Манделла – Флеминга: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых  факторов (изменения общего уровня цен) на величину  совокупного спроса. Неценовые  факторы оказывают влияние на сам  совокупный спрос. Это означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов:

1) факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы, такие как:

а) уровень благосостояния  (W ).

б) уровень текущего дохода  (Yd ).

в) ожидания . При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий. Во-первых, ожидания изменения дохода в будущем  (Yde ). Во-вторых, ожидания изменения уровня цен - «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса;

г) налоги  (Tx ). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса;

д) трансферты  (Tr ). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т. е. при прочих равных условиях) и рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается;

е) уровень задолженности домохозяйств  (D ). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и, соответственно, совокупного спроса;

ж) ставка процента по потребительскому кредиту  (R ). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы;

з) количество потребителей  (N ). Очевидно, что данный фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом;

2) факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы. Среди них выделяют:

а) ожидания  (E ). Ожидания инвесторов (фирм) связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т. е. с тем, что Дж. М. Кейнс называл предельной эффективностью капитала. Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор – «природное чутье», настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов и инвестиционные расходы сокращаются;

б) ставку процента  (R ). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений: чем выше ставка процента, т. е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы.

в) величину дохода  (Y ). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными;

г) налоги  (Tx ). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются;

д) трансферты  (Tr). Трансферты фирмам, выступающие в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита, стимулируют инвестиционный спрос;

е) технологии. Появление новых, более производительных, технологий ведет к росту инвестиционных расходов;

ж) избыточные производственные мощности  (Nexcess). Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно;

з) величину запаса капитала фирм  (К 0). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос;

3) факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Величина государственных закупок товаров и услуг, как уже отмечалось, является экзогенной переменной и определяется государственными законодательными органами (Государственной Думой, парламентом, конгрессом и т. п.) при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, т. е. выступает параметром управления:

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их снижение – сокращает;

4) факторы, воздействующие на чистый экспорт, как то:

а) величина валового национального продукта  и национального дохода в других странах  (Yworld ). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта, а в результате к росту чистого экспорта, увеличивающего совокупный спрос;

б) величина валового национального продукта  и национального дохода в данной стране  (Ydomestic ). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране;

в) обменный курс национальной денежной единицы  (e ).

Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос, выступают денежные факторы.

Совокупное предложение  (AS ) представляет собой стоимость того количества конечных товаров и услуг, которое предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Как и в случае совокупного спроса, речь идет не о фактическом объеме производства, а о той величине совокупного выпуска, которую все производители готовы  (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при определенном уровне цен.

Зависимость величины совокупного предложения (совокупного выпуска) от уровня цен в краткосрочном периоде прямая: чем выше уровень цен, т. е. чем по более высоким ценам производители могут продать свою продукцию, тем величина совокупного предложения больше. Таким образом, ценовые  факторы (общий уровень цен) влияют на величину  совокупного предложения.

Неценовыми  факторами, воздействующими на само  совокупное предложение, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Большинство неценовых факторов воздействуют на совокупное предложение в краткосрочном периоде, но некоторые из них могут приводить к долгосрочному изменению совокупного предложения.

В краткосрочном периоде изменения цен на ресурсы либо не происходит вовсе, либо происходит непропорционально изменению общего уровня цен. В долгосрочном периоде цены на ресурсы меняются, причем пропорционально изменению общего уровня цен.

К неценовым факторам, воздействующим на совокупное предложение, относятся:

1) цены на ресурсы  (Р ресурсов). Чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки и тем меньше совокупное предложение.

а) количество ресурсов, которыми располагает страна (количество труда, капитала, земли и предпринимательских способностей). Чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы;

б) цены на импортные ресурсы Поскольку ресурсы, особенно природные, распределены между странами неравномерно, то изменение цен на импортные ресурсы для ресурсоимпортирующей страны может оказать существенное влияние на совокупное предложение.

в) степень монополизма на рынке ресурсов . Чем выше монополизация ресурсных рынков, тем выше цены на ресурсы, а поэтому и на издержки, и, следовательно, тем меньше совокупное предложение;

2) производительность ресурсов , т. е. отношение общего объема производства к затратам. Производительность ресурсов – это величина, обратная издержкам на единицу продукции: чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и тем больше совокупное предложение. Рост производительности происходит в том случае, если (а) увеличивается объем выпуска при тех же затратах, либо (б) при том же объеме выпуска сокращаются затраты, либо (в) происходит и то и другое.

Главной причиной роста производительности ресурсов является научно-технический прогресс, обеспечивающий появление и использование в производстве новых, более совершенных и производительных, технологий, более производительного оборудования и требующий роста уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочих. Поэтому данный фактор оказывает влияние на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.

3) налоги на бизнес  (Tx ). Фирмы рассматривают налоги на предпринимательство (особенно косвенные) как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения (изменение налогов на бизнес является также неценовым фактором совокупного спроса).

4) трансферты фирмам  (Tr ). Трансферты фирмам можно рассматривать как антиналоги, их воздействие на совокупное предложение является положительным;

5) государственное регулирование экономики  (Gmanagement ). Степень государственного регулирования экономики также оказывает серьезное воздействие на совокупное предложение. Чем в большей степени государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений и организаций оно создает, тем тяжелее бремя содержания государственного аппарата и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения.

Необходимо отметить, что в отношении понятия совокупного предложения и факторов, которые оказывают на него влияние, у представителей разных школ в макроэкономике существует единство взглядов. Выделяются два подхода к решению этой проблемы: классический  и кейнсианский.  Соответственно, существуют и две макроэкономические модели, которые отличаются одна от другой, во-первых, системой предпосылок, во-вторых, системой уравнений модели и, в-третьих, теоретическими выводами и практическими рекомендациями.

Классическая модель.  Основы классической модели были заложены еще в ХVIII в., а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты, как А. Смит, Д. Рикардо, Ж. – Б. Сэй, Дж. – С. Милль, А. Маршалл и др. Основные положения классической модели следующие.

1. Главная ее предпосылка – существование на всех рынках совершенной  конкуренции, что соответствовало экономической ситуации конца ХVIII – начала ХIХ в. Все экономические агенты являются поэтому «рrice takers», т. е. не могут воздействовать на рыночную ситуацию и ориентируются на тот уровень цен, который сложился на рынке.

2. Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный. Такое деление называется «классической дихотомией». Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что в макроэкономике соответствует принципу нейтральности денег (данный принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительны). Вследствие этого в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка труда, рынка капитала (заемных средств или кредита) и товарного рынка.

3. Поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция, то все цены (т. е. номинальные показатели) являются гибкими . Это относится и к цене труда – номинальной ставке заработной платы, и к цене капитала (заемных средств) – номинальной ставке процента, и к цене товаров. Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры (т. е. изменениям соотношения спроса и предложения) и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков.

4. Так как цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически , т. е. действует выведенный А. Смитом принцип «невидимой руки», принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков.

5. Поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом, то никакая внешняя сила, внешний агент не должны вмешиваться в процесс регулирования экономики, а тем более в функционирование самой экономики. Так обосновывался принцип государственного невмешательства  в управление экономикой, который получил название «laissez faire, laissez passer», что в переводе с французского означает «пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет».

6. Основной проблемой в экономике является ограниченность  ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости  ресурсов, т. е. наиболее эффективного и рационального их использования. (Как известно из микроэкономики, наиболее эффективное использование ресурсов из всех рыночных структур соответствует именно системе совершенной конкуренции). Благодаря этому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном уровне (уровне потенциального  ВВП, т. е. ВВП при полной занятости  всех экономических ресурсов).

7. Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства , т. е. совокупного предложения . Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (т. е. модель «supply-side»). Вследствие этого основным рынком выступает ресурсный рынок, и в первую очередь рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. В экономике действует так называемый «закон Сэя», предложенный известным французским экономистом начала ХIХ в. Жаном-Батистом Сэем. Он утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый человек одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам.

8. Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно. Технологический прогресс и увеличение производственных возможностей – процесс длительный, долгосрочный. Все цены в экономике адаптируются к изменению соотношения между спросом и предложением также не немедленно.

Поэтому классическая модель – это модель, описывающая долгосрочный период  (модель «long-run»).

Кейнсианская макроэкономическая модель.  Причины Великого краха, возможные пути выхода из него и рекомендации по недопущению в будущем подобных экономических катастроф были проанализированы и обоснованы в книге выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Следствием выхода в свет этой книги было то, что макроэкономика выделилась в самостоятельный раздел экономической теории с собственными предметом и методами анализа. Вклад Кейнса в экономическую теорию был настолько велик, что появление его макроэкономической модели, подхода к анализу экономических процессов получило название «кейнсианской революции».

Справедливости ради необходимо отметить, что несостоятельность положений классической школы заключалась не в том, что ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что их выводы разрабатывались в ХIX в. и положения классической модели отражали экономическую ситуацию того времени, т. е. эпохи совершенной конкуренции. Однако они уже не соответствовали экономике первой трети ХХ в., характерной чертой которой стала несовершенная конкуренция. Дж. М. Кейнс опроверг основные предпосылки и выводы классической школы, построив собственную макроэкономическую модель. Ее основные положения заключаются в следующем.

1. На всех рынках действует несовершенная  конкуренция.

2. Реальный и денежный секторы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Принцип нейтральности денег, характерный для классической модели, заменяется принципом «деньги имеют значение» («money matters»), что означает: деньги оказывают влияние на реальные показатели . Денежный рынок становится макроэкономическим рынком, частью (сегментом) финансового рынка наряду с рынком ценных бумаг (заемных средств).

3. Поскольку на всех рынках несовершенная конкуренция, то цены негибкие, они жесткие , или, по терминологии Кейнса, липкие , т. е. залипающие на определенном уровне и не изменяющиеся в течение определенного периода времени. Так, на рынке труда жесткость (липкость) цены труда (номинальной ставки заработной платы) обусловлена тем, что:

а) действует контрактная система . Контракт подписывается на срок от одного до трех лет, и в течение этого периода номинальная ставка заработной платы, оговоренная в контракте, меняться не может;

б) действуют профсоюзы, которые подписывают коллективные договоры  с предпринимателями, оговаривая определенную величину номинальной ставки заработной платы, ниже которой предприниматели не имеют права платить рабочим. Таким образом, ставка заработной платы не может быть изменена до тех пор, пока условия коллективного договора не будут пересмотрены;

в) государство устанавливает минимум заработной платы , т. е. предприниматели не имеют права нанимать рабочих по ставке ниже минимальной.

На товарном рынке жесткость цен объясняется тем, что на нем действуют монополии, олигополии или фирмы – монополистические конкуренты, которые имеют возможность фиксировать цены.

Ставка процента, по мнению Кейнса, формируется не на рынке капитала  (заемных средств) в результате соотношения инвестиций и сбережений, а на денежном рынке – по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Кейнс обосновал это положение тем, что при одном и том же уровне ставки процента фактические инвестиции и сбережения могут быть неравны, поскольку они делаются разными экономическими агентами, имеющими разные цели и мотивы поведения. Инвестиции производят фирмы, а сбережения делают домохозяйства. Основным фактором, определяющим величину инвестиционных расходов, по мнению Кейнса, является не уровень ставки процента, а ожидаемая норма внутренней отдачи от инвестиций, то, что Кейнс назвал предельной эффективностью капитала.

Кейнс считал, что сбережения не зависят от ставки процента и даже отмечал (используя аргументацию французского экономиста ХIХ в. Саргана, получившую в экономической литературе название «эффекта Саргана»), что между сбережениями и ставкой процента может существовать обратная зависимость, если человек хочет накопить фиксированную сумму к определенному сроку.

Кейнс обосновывал необходимость государственного вмешательства  и государственного регулирования  экономики.

Главной экономической проблемой (в условиях неполной занятости ресурсов) становится проблема совокупного спроса, а не совокупного предложения, т. е. кейнсианская модель изучает экономику со стороны совокупного спроса.

Поскольку стабилизационная политика государства, т. е. политика по регулированию совокупного спроса, воздействует на экономику в краткосрочном периоде, то и кейнсианская модель описывает поведение экономики в краткосрочном периоде  («short-run»).

Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные шоки (неожиданное резкое увеличение) и негативные шоки (неожиданное резкое сокращение) AD  и AS .

Причинами позитивных шоков совокупного спроса могут быть либо резкое непредвиденное увеличение предложения денег, либо неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора). Механизм и последствия воздействия позитивного шока совокупного спроса на экономику в краткосрочном периоде проявляются в виде инфляционного разрыва  выпуска, когда фактический ВВП превышает потенциальный (Y 2 > Y  *), что в итоге ведет к росту уровня цен (инфляции).

Противоположными являются последствия негативного шока (резкого сокращения) совокупного спроса, причинами которого могут быть либо неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы), либо резкое сокращение совокупных расходов. Подобная ситуация может иметь место лишь в условиях совершенной конкуренции. При несовершенной конкуренции действует так называемый «эффект храповика»  (храповик в технике – это механизм, позволяющий устройству двигаться только вперед).

В макроэкономике «эффект храповика» проявляется в том, что цены легко повышаются, но их практически невозможно снизить, что связано прежде всего с жесткостью номинальной ставки заработной платы (в современных условиях ни рабочие, ни профсоюзы не допустят ее снижения), составляющей значительную часть издержек фирм и, следовательно, цен товаров.

Негативные  шоки совокупного предложения обычно называют ценовыми шоками, поскольку их причинами служат изменения, ведущие к росту издержек и поэтому уровня цен. К таким причинам относятся:

1) рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из основных компонентов издержек;

2) борьба профсоюзов  за повышение номинальной ставки заработной платы (если борьба оказывается успешной и заработная плата существенно увеличивается, то вызванный этим рост издержек ведет к сокращению совокупного предложения);

3) экологические меры государства  (законы об охране окружающей среды требуют роста издержек фирм на строительство очистных сооружений, использование фильтров и т. п., что сказывается на объеме производства);

4) стихийные бедствия, приводящие к серьезным разрушениям и наносящие урон экономике и др.

Негативный шок совокупного предложения влияет на экономику только в краткосрочном периоде, поскольку, как правило, правительство принимает меры, стимулирующие совокупное предложение, с тем, чтобы не допустить сокращения производственного потенциала страны, т. е. сокращения ВВП в долгосрочном периоде (потенциального ВВП).

Позитивный  шок совокупного предложения обычно называют технологическим  шоком, поскольку резкое увеличение совокупного предложения, как правило, связано с научно-техническим прогрессом, и прежде всего с усовершенствованием технологии. Технологические изменения обусловливают рост производительности ресурсов, являющийся одним из важнейших факторов увеличения совокупного предложения.

На основе взаимодействия фирм и домашних хозяйств на рынке товаров и услуг складывается пропорция деления ВНП на потребление и сбережения.

Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей. В стоимостной форме - это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Это важнейшая и самая большая составляющая ВНП.

Под инвестициями принято понимать использование сбережений в целях создания новых производственных мощностей. Уровень инвестиций оказывает воздействие на объем НД и определяет масштабы воспроизводства. Источником инвестиций являются сбережения.

Сбережения – это отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется.   

                                          S = V - D

Сбережение – это процесс, который связан с обеспечением в будущем производственных и потребительских нужд.

Сбережение и инвестирование осуществляется независимо друг от друга, разными экономическими субъектами и вследствие разных причин.

Сбережения и инвестиции влияют на объем эффективного спроса : т.е. сбережения сокращают спрос, а инвестиции его увеличивают.

 

Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению.

             MPC =Δ C /Δ D = изменение в потреблении/изменение в доходе

Предельная склонность к сбережению – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода.

             MPS =Δ S /Δ D = изменение в сбережении/изменение в доходе

 У Кейнса равенство инвестиций и сбережений возможно при неполной занятости, а у классиков равновесие устанавливается самим рынком.

Равновесие в масштабах общества, т.е. между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства сбережений и инвестиций. Наращивание инвестиций ведет к росту НД и способствует полной занятости под влиянием эффекта мультипликатора. Мультипликатор (К) можно определить как коэффициент, показывающий на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.

                                        

                                         K = 1/ MPS

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 156.