Знание – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания являются одним из ведущих компонентов содержания физического образования. Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.
Первую группу составляют словесные методы.
Словесные методы предусматривают устную передачу и усвоение информации. С помощью слова учитель осуществляет многие функции: конструктивную, организаторскую, активизирует процесс обучения и др. Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого воздействия:
Рассказ – повествовательная форма изложения событий. В рассказе сообщаются история развития видов спорта, методики тренировки (организация игры).
Описание – способ создания у ученика представления о действии. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.
Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, обеспечивает глубокое понимание изучаемого учебного материала, побуждает обучаемых к активной мыслительной деятельности. Оно отвечает на два главных вопроса: «почему так, а не иначе?» и «зачем это нужно делать?».
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Главное требование этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов.
Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого–либо задания.
Указание – словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и др.).
Оценка – результат анализа выполненного действия (например, «хорошо», «правильно», «плохо» и др.).
Команда – форма приказа к немедленному исполнению действия, его окончанию или изменению. Различают стартовые, строевые команды и судейские реплики.
Подсчет позволяет задавать ученикам необходимый темп.
Самопроговаривание применяется для создания общей картины предстоящих двигательных действий. Суть его состоит в том, что перед выполнением действия ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику выполнения упражнения, сопровождая мысленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем и «про себя», акцентируя внимание на самых важных характеристиках техники.
Идеомоторные упражнения – мысленное выполнение действий.
Словесная саморегуляция основана на применении внутренней речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.
Вторую группу составляют методы обеспечения наглядности.
В физической культуре они способствуют зрительному, слуховому, двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
Метод непосредственной наглядности, предназначенный для создания у занимающихся представления о технике выполнения двигательного действия. Осуществляется непосредственным показом движений самим преподавателем или одним из учеников.
Метод опосредованной наглядности создает дополнительные возможности для восприятия двигательного действия с помощью предметного изображения (плакаты, пособия, кино, видео, зарисовки и т. д.)
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
- направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;
- выполнение упражнений в замедленном темпе;
- использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения упражнения.
Методы срочной информации предназначены для получения срочной информации по ходу выполнения двигательных действий или после них (фотоэлектронные устройства, электрогониометры, светолидеры и др.)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.