Выполнения физических упражнений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выполнение физических упражнений требует более высоких относительно покоя энергозатрат. Та разность, которая возникает в энергозатратах между состоянием физической активности и состоянием покоя, и характеризует физическую нагрузку. Более доступно, но менее точно можно судить о физической нагрузке по показателям частоты сердечных сокращений, частоты и глубины дыхания, кровяного давления и т. п. как во время выполнения физических упражнений, так и в интервалах отдыха. Определенную информацию для тренера или учителя физической культуры о величине нагрузки могут также дать и такие видимые показатели, как интенсивность потоотделения, степень покраснения, бледность, ухудшение координации движений.

Нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, которая сопровождается повышенным относительно состояния покоя уровнем функционирования организма.

Различают внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки. К внешней стороне нагрузки относятся интенсивность, с которой выполняются физические упражнения и объем. Внутренняя сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме вследствие влияния внешних сторон (интенсивности и объема).

Под объемом нагрузки понимают как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненное в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц, период и т. д.). Критериями оценки внешней стороны нагрузки могут служить количество повторений упражнений, количество занятий, суммарное время, затраченное на работу, суммарный километраж, суммарный вес отягощений и др. При оценке внутренней стороны нагрузки показателями объема могут быть, например, суммарные величины пульса в отдельных упражнениях.

Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени. Критериями интенсивности внешней стороны нагрузки, как правило, служат скорость передвижения в беге на коньках, лыжах, плавании; темп игры или боя; процент упражнений, выполненных с относительно большей интенсивностью; моторная плотность занятия. В качестве показателей интенсивности внутренней стороны нагрузки могут быть минимальные, средние, максимальные значения ЧСС, величина энергетических затрат в единицу времени, величина сердечного выброса, скорость накопления и количество лактата в крови и др.

Интенсивность нагрузки можно регулировать, при этом используются следующие факторы:

· скорость передвижения;

· величина ускорения;

· координационная сложность;

· темп выполнения упражнений (количество повторений в

единицу времени);

· относительная величина напряжения (в процентах от личного рекорда в конкретном упражнении);

· амплитуда движений;

· сопротивление окружающей среды (рельеф местности и др.);

· величина дополнительного отягощения;

· психическая напряженность во время выполнения упражнения.

Важно знать, что между предельными показателями объема и интенсивности нагрузки существует обратно пропорциональная зависимость: чем выше сила воздействия на организм упражнения высокой интенсивности, тем скорее человек устанет и вынужден будет прекратить его выполнение. Например, со скоростью 15 км/ч хорошо тренированный спортсмен может пробежать 1–2 часа, а со скоростью 30 км/ч – не более 30 секунд. Невозможно соединить максимальные или близкие к ним по интенсивности усилия с большим объемом.

Физическая нагрузка с соответствующей интенсивностью лишь тогда становится эффективной, когда достигает необходимого объема.

Так, при повторном пробегании коротких отрезков (20–60 м) с высокой интенсивностью и оптимальным интервалом отдыха между ними в первых трех-четырех попытках будут развиваться преимущественно скоростные качества. В последующих повторениях вследствие исчерпания алактатного источника энергии продолжение этой же работы будет содействовать мобилизации гликолитического механизма энергообеспечения. Тренировочный эффект уже будет направлен на преобладающее развитие скоростной выносливости. Спустя некоторое время и гликолитический источник исчерпается, и дальнейшая работа в этом же режиме будет выполнена за счет аэробного источника энергии, которая в свою очередь будет способствовать развитию общей выносливости.

Для установления оптимального соотношения интенсивности и объема тренировочной нагрузки необходимо четко определить цель, с которой выполняется упражнение, учесть уровень физической подготовленности, возрастные и половые особенности тех, кому она предлагается.

Интенсивность и объем нагрузки следует дозировать так, чтобы обеспечивать оптимальную «загрузку» организма человека в тренировочном занятии. Загрузка считается оптимальной, когда появляются видимые симптомы усталости, которые сохраняются определенное время и после окончания занятия. Необходимо отметить, что одинаковая нагрузка, одни и те же внешние параметры ее вызывают идентичные реакции организма занимающихся.

Следует также отметить, что объем нагрузок играет преимущественную роль в создании фундамента для роста результатов, а интенсивность служит фактором, стимулирующим рост спортивных результатов на базе объема.

Любая нагрузка связана как с расходованием энергоресурсов, так и с утомлением.

Утомлениеэто физиологическое состояние организма, наступающее вследствие напряженной или длительной работы, проявляющееся в дискоординации функций и временном снижении работоспособности организма.

Градация внешних признаков утомления была предложена

Ж. К. Холодовым и В. С. Кузнецовым в 2000 г. [17], она представлена в виде обобщенных данных в табл. 2. Знание признаков утомления позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия. Нагрузка бывает стандартной и переменной. Первая одинакова по своим внешним параметрам в каждый момент времени, вторая меняется по ходу выполнения упражнения.

 

Таблица 2

Симптомы усталости после нагрузки разной величины

 

Внешние

проявления

Степень усталости

Легкая (умеренная нагрузка) Значительная (большая нагрузка) Очень большая (предельная нагрузка)
1 2 3 4
Цвет кожи лица Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность губ
Потоотделение Небольшое, чаще на лице Большое, головы и туловища Очень сильное, выступление соли
Дыхание Учащение ровное Значительное учащение, в основном через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
Координация движений Уверенное выполнение Неуверенные, снижение точности, увеличение количества ошибок Покачивания, нарушение координации, дрожание конечностей, резкое увеличение количества ошибок
Внимание Безошибочное Неточность выполнения команд Замедленное выполнение заданий, часто после повторной команды
1 2 3 4
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение, слабость в мышцах, снижение работоспособности Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота.
Готовность к тренировкам Устойчивое желание продолжать тренировки Пониженная активность, стремление к увеличению интервалов отдыха, но желание тренироваться еще есть Желание полного покоя и прекращение тренировки
Настроение Приподнятое, радостное, бодрое, оживленное Несколько угнетенное, но радостное Угнетенность, сомнения в ценности занятий, поиск причин для пропуска занятий

 

Применение стандартных нагрузок обеспечивает долговременные функциональные приспособительные перестройки в организме человека, на базе которых происходят развитие физических способностей, закрепление и совершенствование двигательных навыков. Однако длительное применение однообразных нагрузок может затормозить рост физических способностей, привести к переутомлению занимающихся, вызвать у них потерю интереса к занятиям. Поэтому непрерывным варьированием применяемых нагрузок создаются условия, при которых уменьшается возможность появления переутомления, активизируются восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные перестройки функций и структур, лежащие в основе развития соответствующих способностей.

Нагрузка может иметь непрерывный и прерывный характер. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, во втором – между повторениями упражнения имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают следующие виды интервалов отдыха:

·  ординарный – гарантирует полное восстановление работоспособности к моменту воздействия очередной нагрузки;

·  жесткий – ведет к тому, что очередная нагрузка падает на фон недовосстановления работоспособности.

· экстремальный – очередная нагрузка совпадает с фазой повышенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).

Эффект, достигаемый с помощью интервалов отдыха, непостоянен. Он меняется по мере увеличения суммарной нагрузки. Поэтому для достижения постоянного эффекта необходимо увеличивать интервалы, иначе экстремальный интервал отдыха превращается в ординарный, а затем в жесткий.

По своему характеру отдых может быть

· активным – переключение на какую либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление (в беге переход на ходьбу и др.);

· пассивным – относительный покой, отсутствие активной деятельности (определенная поза, «аутогенный отдых», сон и др.);

· комбинированнымобъединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации.

При применении активного или комбинированного отдыха эффект восстановления оперативной работоспособности увеличивается, хотя в условиях значительного нарастающего утомления эффективность их может снижаться, а роль пассивного отдыха возрастать.

Таким образом, материал, изложенный в данном разделе, свидетельствует о том, что для эффективной организации тренировочного процесса необходимо рационально объединять четыре составных части методов упражнения: характер и величину нагрузки, продолжительность и характер отдыха.

 

Лекция 6. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

Исходные понятия

«метод», «методический прием», «методика»

Методупорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека.

Методразработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, что обеспечивает освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности [8]. В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т. д.

Методический приемэто способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Следовательно, внутри каждого метода используются разнообразные приемы. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода.

Методикаспециальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на решение педагогической задачи. Например, можно говорить о методике обучения кувырку вперед или назад, методике развития силовых способностей, методике физического воспитания в дошкольных учреждениях и др.

Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание выполнения в определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной педагогической задачи.

Методический подходсовокупность способов воздействия педагога на занимающихся; выбор способов обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процесса обучения, воспитания и развития.

К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).

Классификация методов. Общие требования к их выбору

 

В настоящее время в теории физической культуры имеется несколько классификаций методов, предложенных Л. П. Матвеевым,

Б. А. Ашмариным, В. П. Лукьяненко, Ю. Ф.Курамшиным, Ю. И. Евсеевым [1, 7, 8, 10, 13, 15]. и др. В предлагаемой Ю. Ф. Курамшиным классификации методы подразделяются на три группы.

 

 

В каждой группе методов можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов.

Выбор конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяют: 

1) поставленные задачи обучения и воспитания;

2) характер содержания учебного материала применяемых средств.

3) возможности занимающихся – их возраст, пол, состояние здоровья, уровень подготовленности и др.;

4) возможности самих преподавателей – их предшествующий опыт, уровень теоретической и практической подготовленности, стиль работы, личностные качества и др.;

5) время, которым располагает преподаватель;

6) структура отдельных занятий и их частей;

7) этапы обучения двигательным действиям, фазы развития физической работоспособности (повышение уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление);

8) особенности внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количество и качество инвентаря).

Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, обладая своими ярко выраженными особенностями, оправдывает себя только в тесной взаимосвязи с другими методами.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.